Похожие презентации:
Междисциплинарный потенциал музыкального искусства в современном образовательном пространстве
1. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
доцент кафедрымуз. искусства
и хореографии
Казанского
федерального
университета
к.психол. н.
БЛИНОВА Ю.Л.
2. Главная особенность современной социокультурной ситуации
(Дж. Найсбитт)3.
РЕАКЦИИ НАНОВИЗНУ
СИТУАЦИИ
(врожденные)
ИНТЕРЕС
ТРЕВОЖНОСТЬ
Поисковоисследовательская
АКТИВНОСТЬ
СИТУАТИВНАЯ
КРЕАТИВНОСТЬ
ЛИЧНОСТНАЯ
4. Современное понимание креативности
КРЕАТИВНОСТЬ - естьСПОСОБ РЕАГИРОВАНИЯ
НА НОВИЗНУ,
неопределенность и нестандартность
возникающих условий.
5. СТАТИСТИКА
26-32% – дети с нарушениями поведения ипсихоневрологическими расстройствами, дети с СДВГ и
проявлениями агрессии;
24% - леворукие
34% – дети с нарушениями речевого развития;
68 % – дети с нарушениями эмоционально-волевой регуляции
(дети с фобиями и страхами, с проявлениями тревожности,
агрессивности, застенчивые, со слабыми волевыми процессами)
3–7% – дети с опережением интеллектуального развития;
2 до 7% – дети с отставанием в интеллектуальном развитии
(дети с ЗПР составляют от от общей популяции детей);
1–3 % – дети одаренные.
6.
2. Ассинхронияпсихофизиологического развития
ребенка,
связанная с особенностями информационной
социализации:
опережение и интенсификация
интеллектуального и сенсорного развития
ребенка;
личностная и эмоциональная незрелость;
бытовая инфантильность.
7. Функции эмоций
ЭМОЦИИ ОСНОВАНЫ НА ОТРАЖЕНИИ:1. благоприятности или вредности для
жизнедеятельности
(БЕЗОПАСНО –УГРОЖАЮЩЕ)
2. значимости внешних воздействий
(ВАЖНО – НЕ ВАЖНО);
3. субъективной оценке
(ХОРОШО – ПЛОХО)
8.
9.
Теория базовых аффектовРАДОСТЬ
ИНТЕРЕС
Е
И
Н
Е
Л
В
УДИ
ГНЕВ
ПЕЧАЛЬ
СТРАХ
ОТВРАЩЕНИЕ
(стыд/презрение)
10. Общие личностные особенности детей с первичными и вторичными различными эмоциональными нарушениями
1.2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
неуверенность в себе;
нестабильная самооценка;
стремление к признанию собственной исключительности, чувство
превосходства, потребность в самоутверждении и стремление к
лидерству
высокий уровень тревожности (или агрессивности);
необходимость в постоянном признании, высокой оценке, в симпатии
сверстников и взрослых,
страх получить отказ, тревожность по поводу статуса;
мнительность, обидчивость, подозрительность;
отсутствие гибкости (ригидность) в эмоциональных реакциях,
деятельности и поведении,
ориентация всех видов деятельности только на результат и
положительную оценку.
11.
ПОКАЗАТЕЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯШКОЛЬНИКОВ
повышенная возбудимость
повышенная напряженность, скованность
страх перед всем новым, неизвестным
неуверенность в себе, заниженная самооценка
ожидание неприятности, неудач, неодобрения старших
чрезмерная чувствительность к оценке отрицательных
впечатлений
сверхосторожен в восприятии отрицательной оценки
исполнительность, развитое чувство ответственности
безынициативность, пассивность, робость
отказывается от деятельности, если она вызывает
трудности
самостоятельно работу в случаях затруднения не
продолжает
не может принять решение, сделать выбор, преодолеть
сопротивление
%
56,6
33,3
40
33,3
36,6
36,6
43,3
33,3
40
60
33,3
46,6
12.
АРТ-ТЕХНОЛОГИЯИСКУССТВО
ПСИХОЛОГИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ
МОДЕЛЬ
образовательной арт-технологии
13.
АРТ-ТЕХНОЛОГИЯТЕРАПИЯ
АРТ-ТЕРАПИЯ
ДИДАКТИКА
Методика преподавания
разных видов
искусств
14.
АРТ-ТЕХНОЛОГИИПЕДАГОГИКА
СОЦИОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ
МЕДИЦИНА
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ТРЕНИНГОВАЯ
ПРАКТИКА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
15. Общее и различное в видах искусств
ОБЩЕЕ:ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
РАЗЛИЧНОЕ:
СРЕДСТВА
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
16.
Развитие способности к распознаванию эмоций,потребности к самовыражению происходит через
постижение средств выразительности других искусств.
Язык других искусств (живописи, пантомимы,
ритмопластики, художественного слова) постигается
по базовому основанию –
ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗУ,
который представляет собой
эмоцию,
переживание,
чувственный образ.
17.
18. Варианты уподобления характеру произведения искусства
Вербальное (словесное),вокальное,
мимическое,
темброво-инструментальное,
интонационное,
танцевально-двигательное,
тактильное,
цветовое,
полихудожественное.
19. 2 НАПРАВЛЕНИЯ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ
2 НАПРАВЛЕНИЯ АРТТЕХНОЛОГИЙ1. ЭКСПРЕССИВНАЯ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
(ОТРЕАГИРОВАНИЕ)
2. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(ИНТЕГРАЦИЯ ОПЫТА В РЕАЛЬНУЮ ЖИЗНЬ)
20.
Основа концепцииМУЛЬТИМОДАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
ТВОРЧЕСТВОМ
(П. Книлл, Ш. Макнифф, Н. Роджерс, М. Бетенски)
– живое осознанно чувствующее тело
как
центральное образование,
связывающее все наши действия,
движения, эмоции, мысли.
21. Цель МТТ
активизация, мобилизация внутренних ресурсовчеловека
через
креативную деятельность
посредством
создания АРТ-ОБЪЕКТА
и
получения нового опыта деятельности и
взаимодействия
22. Взаимодействия творчества и Искусства
CозданиеАртОбъекта
23. Выразительное «живое» тело/Модальности Воображения/ Выразительные Искусства
24. Направления интермодальных арт-технологий
Визуальная арт-технология (рисунок, лепка,коллажирование, песочная арт-технология,
ландшафтная арт-технология);
Музыкальная арт-технология;
Драматехнология;
Нарративная (связанная с созданием текстов)
арт-технология (сказочная арт-технология).
25. Направления работы с использованием МТТ
Работа на освоение права на любые эмоции, с экспрессивнымвыплеском подавленных эмоций, над дифференциацией эмоций.
Распознавание мыслей, чувств и ощущений, с целью понимания
своих потребностей.
Освоение навыков здорового выражения чувств.
Интеграция тела и чувств. Формирование навыка экспрессии
чувств через тело.
Установление контакта с чувствами и развитие навыков эмпатии.
Трансформация и стабилизация эмоционального состояния.
Работа с вербальным выражением чувств - освоение навыков
здоровой коммуникации.
Поиск новых ресурсов и освоение конструктивных жизненных
стратегий.
26. Направления развития эмоциональной сферы и коррекции эмоциональных нарушений школьников
1. формирование социальных чувств и позитивныхповеденческих реакций;
2. развитие эмоционального и социального
интеллекта; вербальных и невербальных способов
выражения своих эмоциональных состояний;
3. развитие способности выражать эмоциональные
состояния социально приемлемыми способами;
4. снижение интенсивности негативных
переживаний в процессе общения со взрослым и
друг с другом.
27.
АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ – это:•творческое конструирование эмоционально
значимого для дошкольников образовательного
пространства средствами искусства;
•система педагогических творческих методов
на
основе
партнерских
взаимодействий
участников,
•средство свободного самовыражения ребенка,
реализация
которого
способствует
формированию
активной
нравственной
креативной личности.
28.
СТРУКТУРА АРТ-ТЕХНОЛОГИИ•Невербальный
компонент
творческий,
неструктурированный
процесс,
который
предполагает
использование основных выразительных средств различных
видов и занимает 70-80% общего времени.
•Вербальный компонент, предполагающий словесное
обсуждение и обратную связь от участников и педагога по
поводу процесса и результатов проделанной работы и
занимающий 20-30% общего времени.
29. Формы реализации арт-технологий:
1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ. Создание индивидуальных композицийспособствуют выражению различных чувств и отношения к различным аспектам
окружающего мира, отреагированию негативных переживаний.
2. ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ работы позволяют выявить особенности взаимодействия в паре или
группе и способствуют формированию навыков совместной деятельности:
3. РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ
Композиция в паре с предварительным обсуждением. Дети создают совместную
композицию, заранее договорившись о ее содержании, форме, распределении пространства,
выразительных средствах, но не общаются во время процесса работы. Затем придумывают
название и, возможно, сюжет.
Композиция в паре без слов. Участники создают совместную композицию на заданную
(или выбранную) тему, не обсуждая деталей работы.
Создание совместной композиции с возможностью словесного контакта.
Участники могут разговаривать друг с другом и свободно выбирать любые материалы.
Работая совместно, они должны создать композицию, при этом каждый берет фломастер,
пластилин одного цвета (музыкальный инструмент), которым другие пользоваться не могут.
Создание групповой изобразительной работы.
30. Закономерности динамики работоспособности (по М.М. Безруких)
31.
В групповой работе педагог обращает внимание на следующие моменты:1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Кто первым стал рисовать, что этому предшествовало?
В каком порядке работали остальные участники?
Чьи идеи находили поддержку, а чьи — нет?
Какова была степень вовлеченности в работу у разных участников?
Кто работал на ограниченном пространстве, то есть в основном на своей территории, а
кто вторгался на территории других?
Кто пытался «вытеснить» других, например, рисуя поверх их рисунков?
Кто стремился помочь другим, проявлял инициативу в налаживании сотрудничества и
взаимодействия, а кто избегал контактов и работал обособленно?
Работали ли участники по очереди или одновременно, формировали ли они подгруппы?
Если в процессе работы происходили изменения общего характера изображения, то с
чьими инициативами это было связано?
Где располагаются изображения, создаваемые разными участники (в центре, в углах, по
всему пространству и т. д.)?
Сколько места занимают изображения, созданные разными участники?
Какова символическая нагрузка изображений, созданных разными участниками?
Кто проявлял независимость, а кто был зависим от других?
Кто проявлял инициативу? Кто следовал за инициативой других?
Возникали ли в процессе работы конфликты и как они решались?
Какие эмоции были проявлены в ходе работы?
Носило ли взаимодействие участников в процессе работы хаотичный или
организованный характер; насколько была проявлена тенденция к индивидуализму?
32.
Художественная деятельностьпозволяет обходить
«ЦЕНЗУРУ СОЗНАНИЯ»
И
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ
и предоставляет
уникальную возможность
для проявления бессознательных процессов,
а также
актуализации потенциальных возможностей
33.
34.
ПРОДУКТЫХУДОЖЕСТВЕННОГО
ТВОРЧЕСТВА
являются объективным
свидетельством
настроений и мыслей
человека, что позволяет
использовать их для
ДИАГНОСТИКИ
состояния ребенка
35. ЗАДАЧИ применения арт-технологий в дошкольном образовании
Развитие способности к пониманию своеговнутреннего мира и чувств и потребностей
других людей
Совершенствование навыков межличностного
и группового взаимодействия
Укрепление чувства «Я», личных границ во
взаимоотношениях и навыков самоорганизации
Отреагирование негативных и моделирование
желательных эмоциональных состояний
Мобилизация внутренних ресурсов в сложных
жизненных ситуациях
36. Спектр областей применения арт-технологий
1. Социально-психологическая адаптацияразвитие эмоциональной
сферы,
формирование
креативности
повышение
межличностной компетентности,
совершенствование
коммуникативных навыков
37. Спектр областей применения арт-технологий
2. Эмоциональные и поведенческие нарушениястрахи,
импульсивность,
агрессивность,
тревожность
чувство одиночества,
неадекватное
поведение, нарушения
саморегуляции
дисгармоничная,
искаженная
самооценка
нарушения
эмоционального
развития, переживание
эмоционального
отвержения
трудности в
установлении контактов
и конфликты
в межличностных
отношениях;
38. Спектр областей применения арт-технологий
3.Диагностика кризисных состоянийВЫЗОВ СУДЬБЫ
ОПАСНОСТЬ
ШАНС
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ
РЕСУРСЫ
Поиск и мобилизация внутренних ресурсов