План лекции:
1
2.
Аристотель (4 в. до н. э.)
Первыми философию, как мировоззрение стали понимать древнегреческие философы Сократ и Платон.
3.
4.
Литература:
Вопросы для повторения:
736.50K
Категория: ФилософияФилософия

Предмет и функции философии

1.

© ФГКОУ ВО «Волгоградская академия МВД России», 2020
Кафедра философии
Мультимедийная презентация к лекции (2 часа) по
дисциплине «Основы философии» на тему:
Тема 1. «Предмет и функции философии». (2 ч.)
Автор разработки:
Кобылкин Р.А.
Управление
презентацией по нажатии
на клавишу Enter

2. План лекции:

1. Понятие мировоззрения. Исторические
формы мировоззрения.
2. Сущность философского мировоззрения.
3. Философия и наука.
4. Основные функции философии.

3. 1

• Философия является одной из форм
мировоззрения, поэтому для того, чтобы понять
специфику философии, нужно понять сущность
и специфику мировоззрения.
• Мировоззрение – необходимая сторона
человеческого сознания. Оно представляет
собой совокупность идей, взглядов, оценок,
определяющих самое общее понимание мира,
места в нем человека, его жизненные позиции
и принципы поведения.

4.

Содержание мировоззрения различных
людей, социальных групп может
существенно отличаться.
Однако мировоззрение включает в себя
и некоторые повторяющиеся
структурные элементы.
Это, прежде всего: 1. Знания; 2. Оценки,
которые по своей сути во многом
противоположны.

5.

Знания – это результат
познавательного отношения человека к
миру. Знания содержат в себе
информацию об объекте познания, о
том, каков он есть «сам по себе»,
независимо от отношения к нему
человека.
Оценка – это духовный акт, в процессе
которого выявляется именно
отношение человека к предметам и
явлениям действительности, их
значимость для человека.

6.

В процессе оценочного (ценностного)
отношения человека к миру
формируются его идеалы и убеждения,
представления о добре и зле, полезном
и вредном, прекрасном и безобразном и
т. п.
Специфика мировоззрения состоит в
том, что в нем всегда присутствует
оценочный, субъективный компонент,
что оно помимо знаний включает в себя
отношение человека к миру.

7.

Исторически первой формой мировоззрения
людей было мифологическое мировоззрение.
Мифология – это форма миропонимания
характерная прежде всего для древнего
общества. Оно представляет собой
сказочное, наивное, фантастическое
отражение действительности. В мифах
причудливо переплетаются реальность и
фантазия, естественное и
сверхъестественное, зачатки правильных
знаний и вера в чудеса.

8.

Центральное место среди мифов занимают
космологические и этнологические мифы.
Первые отвечают на вопрос о происхождении
мира, вторые – о происхождении людей, их
обычаев, обрядов, объясняют тайну
рождения и смерти человека.
Основным принципом решения
мировоззренческих вопросов в мифологии
был генетический, то есть все объяснения в
основном сводились к рассказу о том, кто
кого породил. Еще одна характерная черта
мифа – миф объясняет все, ибо для него нет
непознанного и неизвестного.

9.

Близким к мифологическому, хотя и отличным
от него, стало религиозное мировоззрение.
Латинское слово религия в переводе на
русский означает – благочестие, святость.
Религия – это такая форма мирообъяснения
в основе которой лежит вера в
существование сверхъестественного
(потустороннего, небесного) мира, в
существование сверхъестественных сил,
которые играют определяющую роль в жизни
природы и людей. Поклонение этим
сверхъестественным, высшим силам
постепенно приводит к понятию Бога –
высшего существа, достойного поклонения.

10.

В отличие от мифа религия не смешивает
земное, естественное и сверхъестественное,
а принципиально разводит их на два
противоположных полюса. Бог стоит вне
природы и над природой. Обращаясь к Богу
верующий находит ответы на волнующие его
мировоззренческие вопросы.
Веру же можно определить как признание
истинным какого-то положения, если
верящий человек желает этого. Вот почему
религия – это прежде всего особое состояние
души, проявление эмоционального начала в
человеке.

11. 2.

• Слово философия переводится на русский
как любовь к мудрости, знанию, истине. Как и
религия философия стремится вывести
человека из сферы обыденности, увлечь его
высшими идеалами, придать его жизни
истинный смысл.
• Своеобразие философии в подходе к
рассмотрению вопросов, в стремлении
рассмотреть их рационально, на
теоретическом уровне, то есть на основе
разума, логики, доказательности.

12.

Философия –
это рационально обоснованное,
или
другими
словами

теоретически
сформулированное мировоззрение. В отличие от
мифологии и религии, которые возникли
стихийно,
философия
есть
специально
разработанное учение.
Философию можно определить как систему общих
теоретических взглядов на мир, на место в нем
человека, на формы его отношения к миру.
Главная
особенность
философских
знаний
заключается в их универсальном, всеобщем
характере.

13. Аристотель (4 в. до н. э.)

• По мнению Аристотеля,
философия в отличие
от частных наук
стремится понять мир
как единое целое, то
есть дать знание о
наиболее общих
(универсальных)
свойствах и связях
действительности.

14.

• Теоретическое знание составляет лишь
одну (причем не главную) сторону
идейного содержания философии.
Другую, доминирующую его сторону
образует оценочный компонент. Именно
он выражает мировоззренческую
сущность философского сознания.
• Философ не довольствуется
объективной картиной мира. Он
обязательно вписывает в нее человека.
Отношение человека к миру – главный
предмет философии. На первый план
выходят смысложизненные проблемы,
ценностные аспекты философского
сознания.

15. Первыми философию, как мировоззрение стали понимать древнегреческие философы Сократ и Платон.

16. 3.

• В строгом смысле слова признать
философию наукой нельзя.
• Философию можно считать наукой в том
смысле, что в отличие от других форм
мировоззрения, философское
мировоззрение теоретически разработано.
Философия представляет собой логически
упорядоченное, систематизированное,
строгое знание.

17.

• Являясь формой мировоззрения, философия
наряду со знаниями о мире включает в себя
отношение к этому миру, его оценку с позиций
определенных идеалов.
• В научном нет оценочного элемента; наука
ориентирована на объективное познание своего
объекта. В науке результат познания носит
безличный характер. В нем, как правило, не
остается никаких следов личности того, кто
получил результат. Ученый открывает то, что
уже есть, существует независимо от него,
объективно.

18.

На философском труде всегда лежит
отпечаток личности философа, устраните
этот отпечаток – вы уничтожите сам труд.
Никто не напишет второй раз диалогов
Платона или Этику Спинозы. Вот почему нет,
скажем французской химии, или немецкой
физики, но есть французская литература, или
немецкая философия.
Вот почему в философии, как и в искусстве (в
отличие от науки), изучение учебников,
кратко суммирующих все, что сделано
предшественниками, не может заменить
непосредственного знакомства с их
творчеством.

19.

В отличие от науки, философия не
имеет обязательных для всех
философов проблем, а также
однозначного их решения. На любой
вопрос имеется не один, а как правило,
несколько ответов.
В философии нет проблем, которые
считались бы окончательно
решенными. Появление нового
решения какой-либо проблемы вовсе не
обесценивает содержание ранее
предложенного решения.

20. 4.

• Можно выделить две основные функции
философии:
• 1. мировоззренческая.
• 2. методологическая.

21.

• 1. Содержание мировоззренческой
функции:
Философия призвана помочь каждому человеку
получить теоретически обоснованные ответы на
волнующие его мировоззренческие вопросы. А
многие люди, благодаря философии, может быть
впервые узнают о существовании таких вопросов. От
решения этих вопросов зависят не отдельные наши
поступки, не частные наши промахи или удачи, а
успех жизни в целом. Неверное понимание смысла
нашей жизни, понятий совести, долга, любви, того,
что происходит вокруг нас – может сделать человека
несчастным, привести к полному краху.

22.

• 2. содержание методологической
функции
• Философия – это система общих теоретических
взглядов на мир, отражающих всеобщие свойства и
связи реальности. В силу этого понятия, принципы,
законы философии выступают также в качестве
универсального метода познавательной
деятельности человека, намечая ее общую
стратегию. В связи с этим для философии интерес к
изучению мышления, его структуре, принципам и
методам.

23.

Изучение философии способствует
формированию культуры мышления,
она воспитывает интеллект,
способности к теоретическому
мышлению. А такие способности
необходимы во многих сферах
человеческой деятельности, в том
числе и в следственной, оперативной и
экспертной работе.

24. Литература:

1. Философия: учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. –
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 736 с.
2. Калачев В.А. Философия: Курс лекций. - [2-е изд., стереотип.] –
Волгоград, ВА МВД России, 2011. – 148 с.
3. Кузнецов В. Г. Философия [Электронный ресурс]: Учебник / В.Г.
Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. - М.:
ИНФРА-М, 2009. - 519 с. // Электронно-библиотечная система
научно-издательского центра ИНФРА-М. – Режим доступа:
http://www/znanium/com/catalog:php#
4. Нижников С. А. История философии [Электронный ресурс]: Учебник
/ С.А. Нижников. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 336 с. // Электроннобиблиотечная система научно-издательского центра ИНФРА-М. –
Режим доступа: http://www/znanium/com/catalog:php#
5. Островский Э. В. Философия [Электронный ресурс]: Учебник / Э.В.
Островский. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 313 с. // Электроннобиблиотечная система научно-издательского центра ИНФРА-М. –
Режим доступа: http://www/znanium/com/catalog:php#

25. Вопросы для повторения:

• Почему разговор о философии полезно начать с вопроса что такое
мировоззрение?
• Чем отличается знание от оценки?
• В чем своеобразие мифологического объяснения действительности?
• Почему не следует пренебрежительно относиться к религии?
• В чем существенное отличие философии от религии?
• В чем видел Аристотель специфику философских знаний?
• Какова роль ценностного компонента в философском сознании?
• Почему в строгом смысле слова признать философию наукой
нельзя?
• В чем близость философии и искусства?
• Зачем нам нужна философия?
English     Русский Правила