17.79M
Категория: ИскусствоИскусство

Архитектурные памятники как отражение истории города Самары

1.

Архитектурные памятники
как отражение истории
города Самары
Выполнила ученица 3 «А» класса Агибаловой Марины.

2.

Архитектура Самары, в особенности её исторического центра, отличается своеобразием. В XIX веке сложился
своеобразный стиль деревянной архитектуры с декором, отразивший восточные влияния. Кирпичная эклектика 1830—
1900-х годов отмечена большим влиянием классицизма. Самара обладает крупными комплексами историкоархитектурного наследия XX века в стилях модерна, советского авангарда, сталинской архитектуры, советского
модернизма. Исторический облик города формировался, прежде всего, с развитием архитектуры, архитектурных
памятников и зданий. Посмотрим на историю развития города через призму развития различных архитектурных
стилей, примеры которых и сейчас можно встретить на улицах исторической части города.

3.

Деревянная архитектура. В Самарский край деревянная архитектура пришла из Верхнего Поволжья и прилегающих районов
средней полосы России. Расположение города ниже по течению Волги предопределило удобный сплав леса, что обеспечивало
Самару основными строительными материалами и способствовало зарождению на данной территории традиций русского
деревянного зодчества. Архитектурное наследие Самары считается относительно молодым, только отдельным памятникам
исполнилось 200—250 лет. Причина этого в том, город часто страдал от пожаров. Поэтому не сохранилась ни деревянная
крепость 1586 года, ни первые кварталы 1600—1700-х годов, ни более поздняя деревянная застройка. Самый крупный
опустошительный пожар произошёл летом 1854 года, уничтожив лучшую в архитектурном плане часть города. Расцветом
деревянного зодчества Самары считается период конца XIX — начала XX веков. С одной стороны, в 1869 году было издано
предписание о запрете строить и восстанавливать деревянные дома в старой части города на центральных улицах. С другой —
дешевизна земли и доступность дерева способствовали возникновению на окраине города огромного жилого массива
преимущественно деревянной застройки (современные улицы Чапаевская, Красноармейская, Полевая и Спортивная).

4.

Главным примером деревянной архитектуры в исторической части города Самары является музей-усадьба
А.Н. Толстого.
В усадьбу входили два двухэтажных дома одинаковой планировки, каменный флигель и хозяйственные постройки. В
передней части здания находились пятикомнатные квартиры — по две на каждом этаже, в задней части (в пристрое) —
помещения для прислуги, кладовые, кухни. Семья домовладельца А. Бострома занимала квартиру на втором этаже с
правой стороны здания в глубине двора. Остальные квартиры сдавались внаём. На первом этаже флигеля находились:
дворницкая, кухня, в подвале — прачечная. Часть двора занимали два садика с беседками: для взрослых и детей с
игровой площадкой. Территория усадьбы сохранилась в своих исторических границах, на ней восстановлены надворные
постройки.

5.

Русский классицизм. В каменной застройке Самары к характерным образцам классицистической архитектуры первой половины
XIX века относят: Дом П. Каткова, купеческий особняк И. Л. Санина. В их архитектуре активно присутствовали: симметричные
композиции фасадов, простые плоские наличники окон, простые и фигурные аттики, мезонины, филенчатые пилястры с
фольклорированной трактовкой архитектурного ордера (смешение форм и элементов декора в образцовых проектах было
характерно для Самарской классицистической архитектуры). Крупный памятник позднего классицизма — здание Дворянского
собрания на улице Алексея Толстого, 50, построенное в 1851—1853 годах по проекту губернского архитектора Мейснера. В
деревянной архитектуре Самары также сохранился пример провинциальной классицистической архитектуры – особняк А. Н.
Щелокова. Подобные деревянные дома также строились по образцовым проектам, в их архитектуре присутствовали: имитация
деревянным декором каменного, рустованные дощатые стены и углы, стилизованные изображения в резьбе, заимствованные из
ампира, мезонины, дощатые пилястры, полуциркулярные аттики.

6.

Единственный сохранившийся пример культового зодчества в стиле русского классицизма — Вознесенский собор,
построенный в 1840-х годах. Здание храма было построено в стиле классицизма, в виде однокупольной базилики с
колокольней на 9 колоколов, увенчанной тонким шпилем.

7.

Эклектика. Направление эклектики в архитектуре доминировало в Российской империи в 1830-е — 1890-е годы. Основным
художественным приёмом служило использование так называемых исторических стилей. Эклектика основывалась на вольном
сочетании приёмов и форм различных неостилей, соединявшихся с современными функционально-планировочными решениями.
Эклектика стала главным направлением в архитектуре Самары в период с 1830-х по 1910-е годы. Архитекторы города работали как в
границах одного стиля, формируя целостные образы зданий, так и пользовались чертами различных стилей в рамках одного
произведения. Одним из основных направлений стал псевдорусский стиль, связанный с возрождением народного самосознания.

8.

Академическая эклектика. Академическая разновидность эклектики, включавшая все варианты «классицистических стилей» — неогрек,
неоренессанс, необарокко, неорококо и поздний классицизм, изначально развивалась в рамках архитектуры каменных строений. В неё
же входили и «восточные стили» — неомавританский, «китайский», «японский», — к использованию которых прибегали, когда было
необходимо напомнить или создать впечатление восточной неги, роскоши, покоя.

9.

Классицистические стили. В количественном отношении в архитектуре русской эклектики доминировали все варианты академических
стилей — барокко, Ренессанса, римского, «стилей» Людовиков XIV, XV, XVI. Они отождествлялись с просвещением, наукой, гуманностью
и благотворительностью, частично — с богатой и красивой жизнью (не исключая интеллектуального богатства). В этих стилях на
протяжении всего XIX века строились музеи, библиотеки, учебные заведения, больницы, бани, банки, доходные дома и особняки.
Особенностью Самары стало то, что в её архитектуре поздний классицизм 1830-х годов задержался по времени вплоть до конца XIX
века. Уничтожение в середине века пожарами застройки конца XVIII — начала XIX веков и последующий строительный бум привели к
тому, что продолжалось строительство по образцовым фасадам, из-за его практичности и дешевизны. Вследствие, поздняя застройка
Самары конца XIX — начала XX веков насчитывает значительное число образцовых зданий в классицистическом стиле и даже в
неоренессансе.

10.

Классицизм стал основным и фактически первым архитектурным стилем в каменной застройке Самары, поэтому к нему сформировалось особое
отношение архитекторов и заказчиков, окрашенное патриотизмом. В связи с этим сложилась уникальная ситуация, когда в большинстве
направлений эклектики в Самаре использовались в декоре элементы русского классицизма. В середине XIX века центра Самары быстро
застраивался каменными зданиями. Если в 1851 году их насчитывалось 253, то к 1882 году стало уже 1260. Большинство каменных зданий
строились по образцовым проектам из кирпича, в два этажа. Данное строительство сформировало особый стиль классицистической застройки в
рамках эклектики, в котором разнообразие декора не привело к обезличиванию города, но определённая типизация помогла создать цельную
городскую ткань.

11.

Характерные примеры смешения эклектики и классицистических образцовых проектов в архитектуре Самары: Городская управа
(неоднократно перестроенное, здание совмещает в себе черты классицизма, неоренессанса и необарокко); Дом купчихи О. В.
Шадриной, дом Курлиной — П. В. Алабина. Ренессансное направление эклектики, заимствующее архитектурные принципы построения
флорентийских палаццо XV века, в Самаре представлено такими крупными памятниками, как: бывший особняк Субботина —
Шихобалова (1878), особняк купца Жоголева (1909), особняк купца Николая Дунаева (1879, арх. А. Гронвальд).

12.

Русско-византийский стиль. В 1830-х годах в России возникло романтическое направление в архитектуре, вылившееся в создание так
называемого русского стиля. Одной из его разновидностей был русско-византийский, или русский академический стиль, суть которого
заключалась в смешении форм русского средневекового зодчества и византийской архитектуры. Основоположником направления считается
архитектор К. А. Тон. Работы Тона рекомендовались на государственном уровне в качестве образцов для строительства храмов и
государственных учреждений. Одной из крупнейших построек в русско-византийском стиле в Самаре был утраченный Сретенский храм
Самарского женского Иверского Монастыря. План на постройку церкви был разработан самарским губернским архитектором К. Г. Макером в
1858 году. Строительство продолжалось более десяти лет. Величественный храм имел крестообразную форму в плане, своды опирались на
шесть колонн. Ещё один утраченный самарский культовый объект в русско-византийском стиле — Храм Христа Спасителя.

13.

В Самаре неомавританское направление эклектики появилось во второй половине XIX века также в связи с загородным строительством,
когда активно застраивался купеческими дачами берег Волги. Самая известная дача в данном стиле была построена самарским купцом
Егором Никитичем Аннаевым — Кумысолечебница, открытая в 1863 году, называвшаяся также дачей Аннаева. Являлась целым
комплексом построек и флигелей вокруг главного дома. Была утрачена в 1920-х годах. В начале XX века в дачных посёлках было
построено ещё несколько дач в псевдомавританском стиле. В черте города же подобные постройки были редкостью. Примеры
неомавританского стиля в Самаре — сохранившиеся памятники архитектуры: хоральная синагога (1908, арх. З. Клейнерман), особняк
купца Белоусова (1898, арх. А. Щербачёв), особняк Серебренниковой (1904, арх. А. Щербачёв), дом Масловского (1910—1915). В
постройках активно использовались приёмы мавританской архитектуры: подковообразные арки (гибрид стрельчатой и арочной арки),
чередование красных и белых полос кирпичной облицовки и орнаментальная трактовка плоскости стен, башенки в виде минаретов,
глубокий руст, сталактитовые декоративные элементы, колонны с капителями композитного ордера.

14.

Неоготическое направление в рамках русской эклектики в Самаре представлено в основном культовыми зданиями, но встречаются и редкие
примеры особняков и доходных домов. Храм Пресвятого Сердца Иисуса, построенный в 1902—1906 годах по проекту Фомы Богдановича,
считается квинтэссенцией готического стиля в архитектуре Самары. Более ранним примером неоготики служит лютеранская церковь святого
Георга 1865 года, построенная по проекту инженера Н. Н. Еремеева. Примерами доходных домов с элементами неоготики служат: особняк
Субботина — Маркисона (1911—1912, арх. М. Квятковский), Фахверковый дом (1904—1912), дом Линева — Розиной (1901, арх. Ф. Засухин),
доходный дом Вильгельма Кирста (1897). В декоре этих зданий активно использовались мотивы готической архитектуры: высокие башенки, фиалы
с остроконечными пирамидами по углам, фахверк, остроконечные щипцы.

15.

Псевдорусский стиль. В Самаре русский стиль распространился с 1870-х годов и просуществовал до 1900-х годов. Для него было характерно
использование в декоре элементов, свойственных старинным русским постройкам, в том числе сводчатых потолков, «пузатых» колонн, гирек и т.д.
Популярным было и использование открытой кирпичной кладки в качестве декоративного элемента. К крупным памятникам каменного русского
стиля в Самаре относятся: городской театр (1888, арх. М. Чичагов), Челышевские дома (1895—1899, арх. А. Щербачёв), доходный дом Каргиной —
Чаковского (1898—1908), дом купчихи Сидоровой (1904, арх. Г. Мошков), дом Волкова (1900—1910), дома купцов Васильева и Основина (1900—
1905), здание духовной консистории (1905, арх. А. Щербачёв), мельница Стройкова — Якимова (1902, арх. А. Щербачёв), Самарская Ольгинская
община сестёр милосердия (1902, Т. Хилинский), здание губернской земской Управы (1898—1900, А. Зеленко).

16.

Кирпичный стиль. В конце XIX века по всей России распространился кирпичный стиль. Простой и практичный способ отделки фасада (обнажённая кирпичная
кладка стен) пришёл на смену непрочной и недолговечной штукатурке. Кирпичный стиль стал рациональным направлением в архитектуре эклектики, а
использование полихромного кирпича, изразцов, терракотовых вставок и природного камня расширяло художественные возможности архитекторов.
Кирпичный стиль воплотился в массовом и дешёвом строительстве больниц, школ, жилых домов, промышленных зданий и казарм. Данный стиль
распространился и в Самаре. Российские архитекторы были убеждены, что кирпичная облицовка обладает большей прочностью в местном климате, к тому же
требует меньше времени на возведение здания. В кирпичном стиле творили такие самарские архитекторы, как З. В. Клейнерман, В. В. Тепфер, Ф. А.
Черноморченко. Благодаря их стараниям, кирпичная архитектура в Самаре вышла за рамки стиля утилитарных зданий, по богатству форм не уступала
оштукатуренным строениям.

17.

Модерн. Декоративный модерн в Самаре приобрёл все общие формальные признаки стиля: асимметрию и трёхмерность в объёмнопространственной композиции, зачастую всефасадность, особняковый характер архитектуры, свободную планировку, новую форму
проёмов (овальную, трапециевидную, эллиптическую), гибкость линий, выступы в форме башен, бионические орнаменты, лепнину,
кронштейны вместо карнизов, применение в декоре керамики, смальты, цветных витражей. Яркими представителями данного
направления в Самаре стали: особняк Новокрещёновых (1907—1909), гостиница «Гранд-Отель» (1909), доходный дом Алексея Нуйчева
(1902—1903), построенные по проектам архитектора М. Квятковского. Самой известной постройкой данной архитектуры в Самаре стал
особняк Курлиной, представляя собой квинтэссенцию самарского модерна.

18.

Романтический модерн в Самаре воспроизводил в архитектуре принципы романтизма и был чрезвычайно разнообразным, обращаясь к разным
стилям-источникам. Для неоромантизма в рамках модерна было свойственно обращение в первую очередь к наследию Возрождения и
классицизма, памятникам древнерусского деревянного и каменного зодчества. В Самаре также возводились здания в региональных школ,
например северного модерна, воспроизводившего формы народной архитектуры северо-европейских и скандинавских стран. Разновидностью
романтического модерна стал мавританский стиль, опиравшийся на элементы архитектуры Востока (подковообразные арки, галереи). В стиле
северного модерна был построен особняк Василия Сурошникова (1909—1912, арх. Ф. Шехтель). Самый известный пример самарского здания в
романтическом направлении — дача купца Константина Головкина (1908—1909, арх. К. Головкин и В. Тепфер).

19.

Рационалистический модерн в Самаре характеризовался скупостью декоративных средств и господством конструкции. Для него были
свойственны: повторяемые, однотипные элементы и прямолинейные, гладкие стены. В данном направлении модерна в Самаре были выстроены:
особняк купцов Матвеевых (1914—1915, арх. Д. Вернер), ресторан «Аквариум» (1913—1914, арх. М. Квятковский), особняк Общественного
собрания (1914, арх Д. Вернер). В рациональном направлении модерна работали архитекторы Платон Васильевич Шаманский и Зельман
Вениаминович Клейнерман. По проектам первого выстроены близкие к рационализму здание резиденции губернатора (1915, ул. Фрунзе, 167) и
собственный доходный дом архитектора (1915—1916, ул. С. Разина, 108). З. В. Клейнерман спроектировал в данном направлении дом И. Е.
Савельева (1913), здание типографии И. А. Фёдорова (1911).

20.

Важной составляющей самарского модерна был уникальный российский феномен — деревянный модерн. Хотя полноценный
деревянный модерн — редкое для Самары явление, но многие сохранившиеся здания имеют в своём декоре признаки этого
направления: жилой дом К. Г. Бордуховича, жилой дом с шатром, дом А. Х. Цеглеева, дом М. Е. Васильева. Деревянный резной модерн в
Самаре наиболее ярко проявился при строительстве загородных купеческих дач, расположенных вдоль волжского берега. Сохранились
лишь две подобные деревянные дачи: дача Е. П. Спириной (1903—1917) и дача А. А. Титова (1910-е гг., арх. А. А. Щербачёв).

21.

Неоклассицизм. Распространённым явлением в Самаре было скрещение модерна и неоклассицизма, ярким примером служило здание доходного
дома Егорова — Андреева, построенное по проекту главного архитектора Самары Дмитрия Вернера. Важный памятник самарского
неоклассицизма — бывшее здание Волжско-Камского коммерческого банка (сегодня — Самарский художественный музей), построенное по
проекту московского архитектора В. И. Якунина. Один из последних домов в данном стиле в Самаре — дом Аржанова (1916—1917), возведённый
по проекту инженера З. Клейнермана. Ещё один крупный памятник самарского неоклассицизма — больница Аржанова (1904—1911, арх. А. И. фонГоген). На грани модерна и неоклассицизма выполнено восстановленное заново здание собственного дома архитектора А. А. Волошина (1900-е).

22.

Конструктивизм. Начиная с 1927 года в Самаре строятся несколько новых жилых рабочих кварталов в авангардном ключе:
«Первомайские корпуса» (арх. Г. Я. Вольфензон, 1928—35), посёлок Железнодорожников (1923—36), Трубный посёлок (арх. Л. А.
Волков, 1927—35) и другие, ставшие типичным примером строчной застройки, с протяжёнными плоскостными фасадами. В
исторической части Самары за период 1927—36 годов было построено более пятидесяти отдельных жилых зданий. Первыми
объектами, отразившими идеи конструктивизма (типовые и экономичные планировки), стали многосекционные жилые дома по ул.
Красноармейской и ул. Некрасовской архитектора П. А. Щербачёва. Идеи обобществлённого труда и досуга нашли выражение в
архитектуре ведомственных комплексов, сочетавших в себе максимальное число функций обслуживания (досуга, питания, медицины,
образования). Наиболее крупными объектами стали: комплексы зданий ОГПУ (арх. Л. А. Волков, Н. Г. Телицын, 1930—32) и Красной
Армии (арх. П. А. Щербачёв, 1931—32), Дом связи (арх. И. А. Полев и др., 1930—38). В обширный комплекс ОГПУ входили клуб
Дзержинского, жилые дома, поликлиника и здание УВД (сгорело в 1999 году). Комплекс Красной Армии включал: штаб округа, окружной
дом офицеров и два жилых дома сотрудников.

23.

Постконструктивизм. Характерно: обогащение декора (лепные детали, рустовка и др.), использование безордерных колонн и ярких
цветов фасадов. При этом общая планировка зданий наследовала конструктивисткой архитектуре. В период 1932—38 годов в городе
было возведено большое количество постконструктивистских зданий. Наиболее ценный вклад внесли архитекторы П. А. Щербачёв
(жилой дом управления железной дороги, 1936; поликлиника железнодорожников, 1938; дом высшего командного состава ПриВО,
1938) и Л. А. Волков (дом комсостава ОГПУ, 1932; дом речников, 1934—37; жилая застройка по ул. Часовой, 1934—37). Важным
значением обладало здание Управления волжским речным пароходством (арх. А. И. Полев, А. И. Ушаков, 1938).

24.

Сталинская архитектура. Архитектура СССР 1930-х — начала 1950-х годов не получила устоявшегося стилевого названия. Её определяют
разными терминами: сталинская архитектура, архитектура сталинской эпохи, тоталитарная архитектура, пролетарский классицизм, сталинский
неоклассицизм. В Самаре сложился свой уникальный провинциальный стиль сталинской архитектуры на который оказали влияние как местные
талантливые зодчие, так и строительство крупных сооружений именитыми столичными мастерами. По этой причине в постройках Самары этого
периода можно увидеть не только устоявшиеся принципы архитектуры Москвы и Ленинграда, но и их влияние на проекты местных авторов,
которые создавали подчас неповторимые ансамбли и комплексы. Наиболее яркий пример самарского провинциального сталинского
неоклассицизма — четыре главные площади указанной эпохи — имени В. И. Чкалова (бывшая Театральная), имени В. В. Куйбышева (бывшая
Соборная), Самарская (бывшая Воскресенская) и Славы, частично сохранившие уникальные сталинские ансамбли или крупные градостроительные
объекты в стиле сталинского неоклассицизма.

25.

Советский модернизм. В самарской архитектуре с 1951 по 1990-й год преобладало типовое строительство, распространённое по всему СССР, но
даже в жёстких условиях государственного контроля за архитектурным проектированием, зодчие находили способы для самовыражения, создавая
уникальные объекты. Распространённым приёмом обхода согласований в столице (в ходе которых все не типовые проекты отклонялись), стало
оформление строительства вновь возводимых зданий, как реконструкции уже существующих. Таким образом были возведены уникальные дворец
культуры «Звезда» (арх. Ю. В. Храмов) и дворец бракосочетаний «Теремок» (арх. В. Г. Каркарьян). В 1950-х годах в Куйбышеве сложилась новая
архитектурная школа, состоявшая из молодых архитекторов, в основном выпускников Московского архитектурного института (В. Каркарьян, А.
Герасимов, А. Моргун, В. Черняк, Н. Красько, Ю. Храмов и другие), которые знакомились с интернациональным модернизмом по иностранным
журналам. По их проектам построены несколько десятков новых модернистских зданий в городе, в том числе: Дом актёра, Областная библиотека,
Дом быта «Горизонт», Объединённое диспетчерское управление энергосистемами Средней Волги, Дом Советов, элеватор. В то же время многие
знаковые сооружения: дом «Рашпиль», мемориал им. В. И. Ленина — были спроектированы московскими архитекторами.

26.

Современная архитектура. В конце XX — начале XXI веков в Самаре активно развивается строительная отрасль, меняется общественная функция
зданий, сдвигаясь к торговой и офисной. Наблюдается рост количества многофункциональных построек. На архитектуру города оказывают влияние
мировые тенденции высотного строительства. Среди крупнейших высотных объектов новейшего времени в Самаре выделяют: офисное здание
«Самаранефтегаз», торгово-офисный центр «Вертикаль», бизнес-центр «Капитал». Характерные черты новой архитектуры: применение объёмных
площадей остекления, новейших материалов, неординарных планировочных решений. Характерными чертами новой застройки стали: её
точечный характер, отсутствие принадлежности в определённому стилевому направлению, негативное дисгармонирующее воздействие на
окружающую сложившуюся архитектурно-историческую среду.

27.

Исторический облик города Самары формировался не одно столетие. Архитектурные решения менялись в связи с
историческими и культурными изменениями в стране. Историческое развитие города нашло отображение не только в
архитектуре зданий, но и в создании памятников в различных частях города. Они – наша история, наш взгляд на
события, наша память.

28.

Памятник князю Г. О. Засекину. Композиция была представлена 12 сентября 2014 года, в рамках мероприятий по празднованию 428
годовщины со дня основания Самары. Скульптурная композиция состоит из постамента, на котором верхом на коне восседает князь,
держащий в одной руке знамя. Высота памятника 8 метров, масса скульптурной композиции составляет 6 тонн, а сам постамент, на
котором установлен памятник – 40 тонн. Официальное открытие памятника было приурочено ко дню рождения города – Самара
отметила свое 428-летие. Князь Засекин был одним из деятельных и активных деятелей во времена правления Иоанна Грозного и
Бориса Годунова. Самым ярким событием в его служебной карьере стало строительство крепости Самара, которое началось в мае 1586
года по указу царя. Крепость была необходима, так как на этом участке Волги между Казанью и Астраханью проходил Волжский
торговый путь, который часто подвергался набегам. Летом 1586 года над крепостью нависла угроза разрушения со стороны кочевников
Ногайской Орды, но князь показал свои дипломатические способности и спас крепость. Автор – скульптор Карен Саркисов.

29.

Стела «Ладья». Была открыта в 1986 году, к 400-й годовщине со дня основания города. Является одной из наиболее
известных достопримечательностей Самары. Авторы – архитекторы И. Галахов и А. Янкин. Идея проекта –
стилизованное изображение истории края через плывущую по волнам ладью. Посередине «паруса» барельефно
изображён герб Самары: дикая белая коза в геральдическом щите, щит окружён орнаментом.

30.

Самолет-штурмовик Ил-2. Настоящий самолёт-штурмовик Ил-2, построенный в Куйбышеве на авиационном заводе №
18, сбитый в бою во время Великой Отечественной войны. Один из символов города, популярное место остановки
свадебных кортежей. Вначале, памятник был установлен перед проходной авиазавода, но в 1975 году, его перенесли
на пересечение Московского шоссе и проспекта Кирова. Открытие было приурочено к празднованию 30-летия Победы
в Великой Отечественной войне. Авторы – А. Моргун и И. Федоров.

31.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ =)
English     Русский Правила