Похожие презентации:
«Мы видим Свет, мы слышим Слово…» 140 лет со дня рождения Б. А. Садовского
1.
Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Крым«Крымская республиканская универсальная научная библиотека им. И. Я. Франко»
Информационно-библиографический отдел
«Мы видим Свет,
мы слышим Слово…»
140 лет со дня рождения
Б. А. Садовского
Виртуальный библиографический обзор
Симферополь, 2021
2.
Долгожданная радостьСадовской (Садовский) Борис Александрович
родился 6 марта 1881 года в городе Ардатове
Нижегородской
губернии
(Нижегородская
область).
Отец будущего поэта – Александр Яковлевич
Садовский, заметный общественный деятель,
выслужил себе дворянский титул инспектором
Удельной конторы (смотритель казённых лесов
и угодий).
Его первенец – Боря, любимый сын и
долгожданная радость родителей был уделён
полным вниманием.
Отец после отставки занявший высокий пост
(председатель
Нижегородской
губернии
архивной комиссии) уделял внимание его
обучению, прививал любовь к родине и
навыкам архивиста-исследователя.
3.
Первое стихотворениеВ 1892 году семья переезжает в
Нижний Новгород, Борис Александрович
поступает во 2-й класс Нижегородского
дворянского Александровского института.
Из 6-го класса дворянского института он
переводится в Нижегородскую гимназию,
которую оканчивает в 1902 году.
Учился Садовской плохо – мешали
увлечения поэзией, танцами, театром.
Первое стихотворение он написал в 10
лет.
6 января 1901 года в газете «Волгарь»
было опубликовано его стихотворение
«Иван Грозный». С этих пор Б. Садовской
регулярно печатался в местных газетах.
4.
Великий символистВ 1902 году Садовской поступил на
историко-филологический
факультет
Московского
университета,
сначала
обучавшись, а потом преподавая в нём,
оставил в 1911 году.
В 1904 году он по приглашению
В. Брюсова пишет критические заметки
в журнале «Весы».
В 1909 году вышел первый стихотворный
сборник Садовского «Позднее утро», тогда же
поэт берёт себе литературное имя, изменив
окончание своей фамилии на «ой».
Садовской входил в круг символистов,
был связан дружбой с многими из них
(Блоком, Белым, Брюсовым, Соловьёвым).
Но философия символистов оставалась для
Бориса Александровича чужой.
Он в своём творчестве опирался на
образцы «золотого века» русской поэзии
(в первую очередь на Пушкина и Фета).
5.
Блестящая литературная карьераВ 1910 году вышла первая прозаическая
книга Садовского – статьи о поэтах XVIII века.
Затем
появился
сборник
исторических
рассказов «Узор чугунный», за который Бориса
Александровича заочно избрали в члены
Нижегородской
губернской
архивной
комиссии.
В 1914 году выходит самый известный
поэтический сборник Садовского – «Самовар».
В своём творчестве поэт воспевает
дворянскую усадьбу николаевской России 1-й
половины XIX века.
В 1915 году выходят сборники рассказов «Адмиралтейская игла»,
«Двуглавый орёл» (о князе Г. А. Потёмкине). В прозе Садовскому особенно
удавались стилизации под подлинные документы ушедших эпох –
дневники, переписка, мемуары. Талантливо написанные, точно
воспроизводящие языковые особенности описываемого времени эти
стилизации вводили в заблуждение даже знатоков, принимавших иногда
их за подлинные старинные рукописи.
6.
Великий биографВ 1915 году выходит сборник
критических
статей
Бориса
Александровича «Озимь», в 1916 году –
«Ледоход». В эти годы поэт вместе с
В. Ф. Ходасевичем написал несколько
инсценировок для театра миниатюр
«Летучая мышь». Садовской получает
известность как собиратель и публикатор
пушкинских автографов. Он становится
одним из первых биографов
и
исследователей творчества А. А. Фета.
В 1918
году под редакцией
Садовского и с его вступительной статьёй
был
издан
«Опасный
сосед»
В. Л. Пушкина.
7.
НесчастьеБлестящая литературная карьера Садовского
омрачилась несчастьем, в значительной степени
определившим всю его дальнейшую жизнь.
Заразившись сифилисом в мае 1904 года,
болезнь в то время уже излечивалась, начал
старательно лечиться и даже чрезмерно. В этом
стремлении Садовской хотел перестраховаться и
принимал меркуриальные средства в больших
количествах, что привело к передозировке, от
которой наступило общее отравление организма.
Отравление организма препаратами ртути
повлияло на его спинной мозг, что сказалось на
его руках и ногах – начались местные параличи
конечностей.
Осенью 1916 года Садовского поразила
спинная сухотка, которая парализовала, приковав
его к постели и креслу до конца своих дней.
8.
Конец мираФевральская и Октябрьская революции
1917 года были восприняты Садовским как
крушение и распад привычного мира.
Несколько раз писатель был на грани
самоубийства, от которого его уберегли
религиозность и дружеское участие
близких.
В
послереволюционные
годы
Садовской пишет большое количество
произведений,
опубликованные
в
основном десятилетия спустя.
В 1920 годы поэт жил в Нижнем
Новгороде,
где
небольшой
кружок
студенческой молодёжи собирался у его
постели
послушать
рассказы
и
воспоминания. Тогда же вышли его
последние книги: «Морозные узоры.
Рассказы в стихах и прозе» и сказочнофантастический роман из эпохи Петра I
«Приключения Карла Вебера».
9.
Утраченные рукописиВ 1929 году Садовской переезжает
в Москву и поселяется в подвале под
церковью Новодевичьего монастыря,
превращённого
в
филиал
исторического музея и заселённого
пёстрой публикой. Он был принят в
Союз писателей, но произведения его
нигде не публиковались.
Из-за болезни писатель редко
выходил из дома. В результате Борис
Александрович
был
совершенно
забыт и критикой и читателями.
Многие даже были уверены, что
Садовской давно умер. Многие
рукописи произведений, написанных
Б. А. Садовским в этот период были
утрачены и пока не найдены.
10.
Вторая мировая войнаС началом Второй мировой
войны, Садовской вступил в тайную
монархическую
организацию
«Престол»,
члены
которой
надеялись на смену власти с
приходом немцев в Москву.
Члены
организации
сильно
заблуждались,
создание
организации было под полным
контролем
НКВД,
с
целью
использования её в масштабной
разведывательной
и
контрразведывательной операции
«Монастырь».
Чудом
Садовскому
удалось
избежать сталинских репрессий
после
окончании
операции
«Монастырь».
11.
Мистерии СадовскогоБорису Садовскому суждено было
пережить Серебряный век, в отличие от
большинства его представителей.
Ощущения мистификации Садовского
протянулись даже за грань его земного
пребывания – его дата смерти до сих пор
спорна. Похороненный 7 марта 1952 года,
по православному обряду спустя три дня
после смерти 5 марта, на Новодевичьем
кладбище,
значится
во
многих
публикациях с другой датой – 3 апреля.
Путаница с датами его смерти была по
меньшей мере дважды: в 1925 и 1946
годах,
когда
его
преждевременно
хоронили
сначала
потерявшее
его
литературное
общество,
а
потом
послевоенные сталинские репрессии.
12.
ОдиночествоЛишь одиночество мне свято.
В нем мой кумир и божество,
И ласкам женщин, дружбе брата
Я предпочту его, его.
Нисходят редкие минуты,
Когда, земное разлюбя,
Себе равны, в себе замкнуты,
Мы познаём самих себя.
Тогда, провидцы жизни новой,
Постигнув звёзд предвечный бег,
Мы видим Свет, мы слышим
Слово, Нам чужд и странен человек.
Зато как радостно-желанно
Вдали от шумных городов
Мечтать спокойно, грезить странно,
Вверяться тайнам облаков!
Да, одиночество – святыня,
В нём неземная красота.
Прими меня, моя пустыня,
Моя последняя мечта!
<1904> 5 декабря, Москва
13.
Влюблённые в Фета. Письма Г. П. Блока к Б. А. Садовскому (1921–1922) : публикация и комментарии С. В. Шумихина // Наше наследие. –
2008. – № 85. – С. 76–112.
Публикация 29 писем двоюродного
брата
Александра
Блока
Георгия
Петровича Блока Борису Александровичу
Садовскому. Посвящены исследованию
биографии А. А. Фета.
Аннотация издательства
14.
Лекманов Олег. «Страшно жить без самовара...» : к 105-летиювыхода книги Б. Садовского «Самовар» / Олег Лекманов // Новый
мир. – 2019. – № 2. – С. 193–198. О «книге стихов», как некоем
жанровом феномене, на материале книги Бориса Садовского
«Самовар».
О «книге стихов», как некоем жанровом
феномене, на материале книги Бориса
Садовского «Самовар».
Аннотация издательства
15.
Ровесник «Серебряного века» («Записки» Б. А. Садовского) /публикация С. В. Шумихина // Встречи с прошлым : [сборник
материалов Центрального государственного архива литературы и
искусства СССР / Редакционная коллегия: Н. Б. Волкова
(ответственный редактор) [и др.]. – Москва : Сов. Россия. – Вып. 6. –
1988. – С. 116–131.
Отдельные фрагменты из «Записок»
писателя Б. А. Садовского, написанных в
начале 1920 годов в Нижнем Новгороде и
охватывают период с 1881 по 1916 год.
Аннотация издательства
16.
Садовский Б. Конец книголюба / Б. А. Садовский ; публикацияЮрия Юшинка // Альманах библиофила : сборник / [Всесоюзное
добровольное общество любителей книг ; главный редактор
Е. И. Осетров]. – Москва : Книга. – Вып. 12. – 1982. – С. 292–298.
Перу русского писателя Бориса Александровича
Садовского (1881–1952) принадлежит несколько книг
стихов и исторической прозы. Им написаны и
сборники критических статей «Русская камена»
(1910), «Озимь» (1915), «Ледоход» (1916). В ЦГАЛИ
хранятся интересные воспоминания Садовского о
современниках, в том числе о Сергее Есенине.
Правдиво и со знанием дела написан Борисом
Садовским рассказ «Конец книголюба». В образе
героя этого рассказа мы можем найти отдельные
черты, присущие настоящим книголюбам, в сюжете –
действительные, известные библиофилам факты.
Этот рассказ был впервые опубликован 1 октября
1915 года в утреннем выпуске «Биржевых новостей».
Аннотация издательства
17.
Садовской Б. А. Лебединые клики : [сборник] / Б. А. Садовской ;[составитель, послесловие и комментарии С. В. Шумихина ;
художник А. Томилин]. – Москва : Сов. писатель, 1990. – 475, [1] с. :
ил. – ISBN 5-265-01187-0.
Прозаические произведения Б. Садовского
(1881–1952) создавались и печатались на
протяжении 1910–1929 годов отдельными
книгами и в различных периодических
изданиях – от брюсовских «Весов» до «Красной
нивы». Знаток русской истории и классической
литературы, талантливый критик, самобытный
и оригинальный прозаик, он успешно работал в
фантастическом,
пародийно-стилистическом
ключе, в историческом жанрах.
Аннотация издательства
18.
Садовской Б. А. Морозные узоры : рассказы в стихах и прозе / БорисСадовской. – Петербург : Время, 1922. – 78, [1] с.
Борис Садовской (1881–1952) –
заметная фигура в истории литературы
Серебряного века. До революции у него
вышло 12 книг – поэзии, прозы,
критических и полемических статей,
исследовательских работ о русских
поэтах. После 20-х годов писательская
судьба покрыта завесой. От расправы
его уберегло полное забвение: никто не
подозревал о том, что он жив.
Аннотация издательства
19.
Садовской Б. А. Под Павловым щитом ; Бурбон ; Петербургскаяворожея. 1818г. / Б. А. Садовской // Петербургская ворожея :
исторические повести и рассказы начала XX века / составитель,
автор предисловия, автор примечаний В. Б. Муравьев, художник
В. А. Иванов. – Москва : Современник, 1991. – С. 356–403. – ISBN 5270-0795-9.
Сборник знакомит читателя с известными и
малоизвестными страницами исторической
беллетристики конца XIX – начала XX века.
Б. Садовской – свои сюжеты он черпал как из
отечественной, так и мировой истории;
соотнося их с современностью, он пытался
прозреть грядущий век России.
Аннотация издательства
20.
Садовский Б. А. Юбилей Гоголя. Гоголь. «Она читала «Ревизора» :стихи / Б. А. Садовской // Звезда. – 2009. – № 4. – С. 2, 4 обл.
Представлены
стихи
Бориса
Александровича Садовского, посвящённые
Н. В. Гоголю.
Аннотация издательства
21.
Интересные интернет-публикации по данной теме1. Борис Александрович Садовский (1881–1952). – Текст : электронный //
Серебряного века силуэт …: [сайт] . – URL : http://silverage.ru/sadovsk/ (дата
обращения: 02.03.2021).
2. Барис Садовский. – Текст электронный // Молитвы русских поэтов. XI –XIX.
Антология : [сайт]. – URL : https://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitvy-russkih-poetov20-21-antologija/74 (дата обращения 02.03.2021).
3. Все стихи Бориса Садовского. – Текст электронный // 45-я паралель :
классическая и современная русская поэзия : [сайт]. – URL
:
https://45ll.net/boris_sadovskoy/stihi/ (дата обращения: 02.03.21).
Мультимедийная презентация приурочена к 140-летию со дня рождения Бориса
Александровича Садовского. В ней представлены издания из фондов Крымской
республиканской универсальной научной библиотеки им. И. Я. Франко. С полным
перечнем изданий можно ознакомиться посредством электронного каталога:
http://catalog.crimealib.ru/cgibin/irbis64r_15/cgiirbis_64.exe?LNG=&C21COM=F&I21DBN=IBIS&P21DBN=IBIS
&S21FMT=&S21ALL=&Z21ID=&S21CNR=
1. Садовской Борис Александрович. Поэт писатель и литературовед Серебряного
века. Поэзия и проза – критик символистов. – Текст : электронный // Борис
Садовский. Несправедливо забытый поэт серебряного века : [сайт]. – URL :
http://www.sadovskoi.ru/ (дата обращения: 02.03.21).
22.
Всегда рады вас видеть!Режим работы:
понедельник – четверг: с 10.00 до 19.00
пятница – выходной
суббота – воскресенье: с 10.00 до 18.00
Телефон для справок : +3(652)-275-742
Виртуальный библиографический обзор подготовил
ведущий библиограф
Воробьева Ольга Анатольевна