Похожие презентации:
Романтизм в музыке
1.
Квисберт Татьяна Владимировна,МОУ «Рыбачьевская школа» г.Алушта
Крым
2.
3.
«...всякий романтизм несёт в себе две души."»Лифшиц М.
План урока
1. Исторические предпосылки романтизма.
2. Мировоззренческие принципы романтизма.
3. Романтизм в музыке: круг тем и образов.
4. Характеристика романтического героя.
5. Музыкальные жанры романтического искусства.
6. Творческие портреты композиторов-романтиков.
4.
5.
Исторические предпосылки возникновения романтизмаРомантизм явился своеобразной реакцией на Просвещение с его
культом разума. Его возникновение было обусловлено разными
причинами. Важнейшая из них – разочарование в итогах Великой
французской революции, не оправдавшей возлагавшихся на нее
надежд. Принципы «свободы, равенства и братства» остались
утопической мечтой. Буржуазный строй, сменивший феодальноабсолютистский режим, отличался беспощадными формами
эксплуатации народных масс.
«Государство разума потерпело полное крушение». Общественные
и государственные учреждения, возникшие после революции,
«...оказались злой, вызывающей горькое разочарование, карикатурой на блестящие обещания просветителей»
6.
Обманутые в лучших надеждах, неспособные примириться с
действительностью, художники нового
времени выражали свой протест по
отношению к новому порядку вещей.
Так возникло и сложилось новое
художественное направление —
романтизм.
7.
Мировоззренческие принципы романтизмаДля романтического мировоззрения
характерен резкий конфликт между
реальной действительностью и
мечтой. Действительность низка и
бездуховна, она пронизана
духом мещанства, филистерства и
достойна только отрицания. Мечта
– это нечто прекрасное,
совершенное, но недостижимое и
непостижимое разумом. Лирическое
восприятие мира — важнейшая
сторона содержания романтической
музыки.
8.
Потеряв веру в силу разума,романтики обратили свой взор к
чувствам человека, к его душе с
надеждой обрести там "царство
свободы и гармонии.
Шуман: «разум заблуждается, чувства –
никогда».
Не случайно идеальным видом искусства
была объявлена музыка,
которая в силу своей специфики наиболее
полно выражает
движения души.
Именно музыка в эпоху романтизма
заняла ведущее место в системе искусств.
9.
Романтизм обогатил искусство множеством новых тем,неизвестных в художественном творчестве предшествующих веков
• Тема одиночества художника
• Тоска по недостижимому идеалу, совершенству
• Противоречие между реальностью и высоким
стремлением, идеалом.
• Бегство в прошлое, в древность,
в экзотические страны, фантастические миры.
• Тема смерти как единственного способа
разрешения противоречий.
• Горькая ирония над несовершенством реального
мира.
• Тема природы. Резонируя с душевным состоянием
человека, она обычно окрашивается чувством
дисгармонии.
10.
Романтический геройРомантический герой всегда одинок и
непонят. Это артист, поэт, музыкант,
художник – именно потому что он является
незаурядной, одаренной личностью, он
остается одиноким и глубоко несчастным.
Излюбленные герои в произведениях
романтиков - художники («Любовь поэта»
Шумана, «Фантастическая симфония»
Берлиоза с ее подзаголовком– «Эпизод из
жизни артиста», симфоническая поэма
Листа «Тассо»).
11.
Жанры романтического музыкального искусстваЖелание излить самые сокровенные чувства
приводят к возникновению жанра лирической
исповеди.
Преобладает жанр миниатюры как
более камерный, интимный,
расчитанный на неширокий круг
слушателей. Циклы песен, пьес,
музыкальные моменты, рапсодии,
баллады отличаются
автобиографичностью.
12.
Франц Шуберт (1797-1828)Австрийский композитор,
основоположник европейского
музыкального романтизма.
Ведущие жанры –
романтическая песня,
музыкальный момент.
Вокальные циклы: «Прекрасная
мельничиха», «Зимний путь».
13.
Роберт Шуман (1810 -1856)Немецкий композитор,
публицист, критик.
Мастер жанра миниатюры,
циклы фортепианных
пьес «Бабочки»,
«Крейслериана», «Карнавал»,
циклы песен «Любовь поэта»,
«Любовь и жизнь женщины»,
«Мирты»
14.
Фредерик Шопен (1810 – 1849)Польский композитор, «сын
оригинальной, сильной,
но обреченной в траур
Польши». Певец фортепиано,
раскрывший глубокий
внутренний мир переживаний и
хрупкой иллюзорности счастья
в своих мазурках, прелюдиях,
ноктюрнах и этюдах.
15.
Ференц Лист (1811 – 1886)Венгерский композитор,
блестящий исполнитель и
дирижер,
родоначальник нового
жанра – симфонической
поэмы, автор венгерских
рапсодий.
«Прометей», «Орфей»,
«Гамлет», «Тассо»
16.
Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизмабыла идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое
выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной
музыке Берлиоза