Раздел ІІІ. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
2.1. Особенности образов восприятия
Восприятие
Характеристики предметности восприятия
Реальность восприятия
Объективация (объективированность) восприятия
Означенность (осмысленность, категориальность) восприятия
Целостность восприятия
Целостность восприятия
Константность восприятия
Полимодальность восприятия
Апперцепция восприятия
Чувственная ткань восприятия и предметный образ
Строение чувственных образов в свете теории деятельности
Взаимосвязь предметных образов и стимулов
Двойственность предметных образов
Двойственность предметных образов
Двойственность предметных образов
Двойственность предметных образов
2.2. Фигура и фон: закономерности перцептивной организации материала
Фигура и фон
Исследования законов восприятия в гештальтпсихологии
Закономерности перцептивной организации (по М.Вертгеймеру)
Сходство
Близость
“Общая судьба”
“Общая судьба”
Вхождение без остатка
“Хорошая линия”
Замкнутость
Установка или поведение наблюдателя
Установка или поведение наблюдателя
Прошлый опыт
2.3. Активность восприятия
Восприятие как процесс категоризации
2.4. Иллюзии восприятия
Иллюзия В.Вундта (1896)
Иллюзия Мюллера-Лайера (1889)
Иллюзия железнодорожных путей (Mario Ponzo, 1913)
Иллюзия кинескопа
Иллюзия Вертгеймера-Коффки
Невозможные фигуры
Невозможные фигуры
Невозможные фигуры
722.50K
Категория: ПсихологияПсихология

Психология познания. Восприятие. (Тема 2)

1. Раздел ІІІ. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ

Тема 2. Восприятие
2.1. Особенности образов восприятия.
2.2. Фигура и фон: закономерности
перцептивной организации материала.
2.3. Активность восприятия.

2. 2.1. Особенности образов восприятия

К.С.Петров-Водкин:
«Человечество «слепнет», принимая «на слово»
видимое,
человечество
разучивается
осмысливать до конца, ощупывать сущности,
поступающие через глаз… И то, что ребенок
благодаря,
может
быть,
спасительному
атавизму
еще
способен
воспринимать
«странности», «расхожести» предметов, то с
первых шагов общеобразовательных школ
заменяется «умозрением» жизни».

3. Восприятие

Отражение целостных предметов и
явлений при их непосредственном
воздействии на органы чувств
Основная характеристика образов восприятия
- предметность,т.е. способность человека
воспринимать мир не в виде набора не
связанных друг с другом ощущений, а в
форме отделенных друг от друга предметов,
обладающих свойствами, вызывающими
данные ощущения.

4. Характеристики предметности восприятия

реальность
объективация
(объективированность)
означенность (осмысленность,
категориальность)
целостность
константность
полимодальность
полимодальность

5. Реальность восприятия

Человек верит в реальность того
предмета, который дан ему в образе.

6. Объективация (объективированность) восприятия

Человек переживает образ как
вынесенный вовне. При
неадекватном стимулировании того
или иного органа чувств могут
возникать образы, лишенные
объективированости (“в ухе звенит”,
“из глаз посыпались искры”).

7. Означенность (осмысленность, категориальность) восприятия

Обозначает обобщенный характер,
каждый воспринимаемый объект
обозначается словом-понятием,
относится к определенному классу. В
соответствии с этим классом в
воспринимаемом предмете ищутся и
видятся признаки, свойственные всем
предметам данного класса и
выраженные в объеме и содержании
этого понятия.

8. Целостность восприятия

Выражается в том, что образ
воспринимаемых предметов не дан в
полностью готовом виде со всеми
необходимыми элементами, а как бы
мысленно достраивается до
некоторой целостной формы на
основе небольшого набора элементов.
Это происходит в том случае, если
некоторые детали предмета человеком
непосредственно в данный момент
времени не воспринимаются.

9. Целостность восприятия

10. Константность восприятия

Способность воспринимать предметы
относительно постоянными по
форме, цвету и величине и ряду
других параметров независимо от
меняющихся физических условий
восприятия.
Источником константности
восприятия являются активные
действия перцептивной
системы.

11. Полимодальность восприятия

Образ восприятия представляет
собой единство данных,
получаемых от органов чувств
различной модальности

12. Апперцепция восприятия

Зависимость восприятия от
содержания психической жизни
человека, от особенностей его
личности, прошлого опыта, задач и
мотивов деятельности.

13. Чувственная ткань восприятия и предметный образ

В образе следует выделять чувственную ткань и
предметное содержание.
Одна чувственная ткань, один и тот же стимул разное предметное содержание.
Дистальный стимул - целостный физический
объект, который однако не дан глазу
непосредственно и поэтому его, строго говоря,
нельзя считать стимулом.
Глазу доступен лишь световой поток, отраженный
от дистального стимула, и собственно стимулом
могут быть только какие-то параметры или структуры
этого потока, которые и называются
проксимальным стимулом.

14. Строение чувственных образов в свете теории деятельности

Восприятие следует рассматривать как
действие субъекта, посредством
которого осуществляются различные
виды преобразования стимулов в образ.
Различие задач, стоящих перед
субъектом, приводит к тому, что одни и
те же свойства предметов могут
вызывать у наблюдателя неодинаковый
познавательный эффект.

15. Взаимосвязь предметных образов и стимулов

Дистальный
стимул
Предметный
образ
Проксимальный
стимул
Чувственная ткань
сознания
Между стимулами - физическая связь, подчиняющаяся законам оптики
и геометрии.
Между
проксимальным
стимулом
и
чувственной
тканью
психофизическая связь (жесткая, однозначная, подчиняющаяся
строгим законам, которые допускают количественное выражение).
Между чувственной тканью и предметным содержанием нет такой
жесткой связи, она подвижна и неоднозначна (например, связь между
звуковым составом слова и его значением).
Предметное содержание образа соответствует дистальному стимулу,
чем проксимальному, хотя органы чувств имею дело с проксимальными.

16. Двойственность предметных образов

17. Двойственность предметных образов

18. Двойственность предметных образов

19. Двойственность предметных образов

20. 2.2. Фигура и фон: закономерности перцептивной организации материала

Фигура и фон - непременный аспект восприятия; в
каждой сенсорной модальности мир предстает
состоящим из фигур, расположенных на некотором
фоне.
Элементы поля объединяются в фигуру в зависимости
от таких отношений, как близость, сходство,
замкнутость, симметричность и т.д.
В гештальтпсихологии были открыты закономерности
разделения зрительного поля на фигуру и фон, при этом
оказалось, что в качестве фигуры выступают те части
зрительного поля, где имеются лучшие условия для
структурообразования.

21. Фигура и фон

22. Исследования законов восприятия в гештальтпсихологии

М.Вертгеймер
установил
существование ряда
факторов,
определяющих
выделение фигуры из
фона или
перцептивную
организацию

23. Закономерности перцептивной организации (по М.Вертгеймеру)

Сходство
Близость
“Общая судьба”
Вхождение без остатка
“Хорошая линия”
Замкнутость
Установка или поведение
наблюдателя
Прошлый опыт

24. Сходство

в фигуру объединяются элементы,
имеющие близкие свойства,
например, похожие по форме, цвету,
величине.
+
+
+
+
+
+
0
0
0
0
0
0
+
+
+
+
+
+
0
0
0
0
0
0
+
+
+
+
+
+

25. Близость

Из множества элементов в одно
целое с большей вероятностью
объединяются те элементы, которые
ближе расположены.

26. “Общая судьба”

Если группа точек или каких-то
других элементов движется
относительно окружения в одном и
том же направлении и с одинаковой
скоростью, то возникает тенденция
воспринимать эти элементы как
самостоятельную фигуру.

27. “Общая судьба”

28. Вхождение без остатка

Перцептивное объединение элементов
осуществляется таким образом, чтобы все
они были включены в образующуюся
фигуру.

29. “Хорошая линия”

Определяется в пересечении двух
или более контуров: зрительная
система старается сохранить
характер кривой до пересечения и
после него.

30. Замкнутость

Когда из 2-х возможных перцептивных
организаций одна ведет к образованию
фигуры с замкнутым контуром, а другая - с
открытым, то воспринимается 1-ая фигура.
Особенно сильно влияние этого фактора,
если контур обладает симметрией.

31. Установка или поведение наблюдателя

В качестве фигуры легче выступают те элементы, на
которые обращено внимание наблюдателя. На рисунке
этот фактор противостоит действию фактора
вхождения без остатка.
В зависимости от того, направлено внимание на левый
или на правый край рисунка, легче воспринимается ряд
колонок соответственно с утолщением или сужением в
середине. Под действием этого фактора, раз увидев
одну из возможных фигур, мы часто продолжаем видеть
ее в дальнейшем, даже не подозревая о
существовании других.

32. Установка или поведение наблюдателя

33. Прошлый опыт

Влияние этого
фактора
обнаруживаетс
я в тех случаях,
когда
изображение
имеет
определенный
смысл.

34. 2.3. Активность восприятия

Джером Брунер - рассматривает восприятие
как активный процесс;
тесно связан с человеческой деятельностью;
позволяет отбирать из доходящей до
человека информации существенные признаки;
позволяет относить воспринимаемые предметы
к определенным категориям;
обеспечивает более глубокое и всестороннее
отражение внешнего мира.

35. Восприятие как процесс категоризации

Восприятие - это процесс категоризации, в
ходе которой организм осуществляет
логический вывод, относя сигналы к
определенной категории. Вывод часто
делается бессознательно.
Чем адекватнее системы категорий,
построенные для кодирования событий
окружающей среды, тем больше возможность
предсказания других свойств предмета или
события.
В основе восприятия, поскольку оно включает
вывод, лежит процесс принятия решения.

36. 2.4. Иллюзии восприятия

Иллюзия Геринга

37. Иллюзия В.Вундта (1896)

38. Иллюзия Мюллера-Лайера (1889)

39. Иллюзия железнодорожных путей (Mario Ponzo, 1913)

40. Иллюзия кинескопа

41. Иллюзия Вертгеймера-Коффки

42. Невозможные фигуры

43. Невозможные фигуры

44.

Треугольник Пенроуза (Roger Penrose, 1954)

45. Невозможные фигуры

English     Русский Правила