25.91M
Категории: ИсторияИстория СоциологияСоциология

Теория этноса. История и современное состояние. Предпосылки возникновения теории этноса в Европе и в России

1.

ЛЕКЦИЯ 4. Теория этноса. История и современное состояние.
Предпосылки возникновения теории этноса в Европе и в России. Социально-политический контекст возникновения
теории этноса начала ХХ в. Оценка концепции этноса в отечественной этнографии/этнологии (П.И.Кушнер, М.О.Косвен,
В.К.Никольский, С.П.Толстов). Вклад Ю.В. Бромлея, С.А. Токарева, В.И. Козлова, Р.Ф. Итса, Н.Н. Чебоксарова, С.А.Арутюнова
в развитие теории этноса. Осмысление этноса как историко-социального явления. Новая историческая общность –
советский народ и теория этноса 1970-х гг. Этнос как культурно-информационное (М.В.Крюков, Ю.И.Семенов,
С.А.Арутюнов) или биосферное образование (Л.Н.Гумилев). Компонентный анализ этноса (В.В. Пименов) Степень
объективности и универсальности признаков этноса. Проблема реальности этноса в академической дискуссии 1990-х гг.
Творчество В.А. Тишкова. Конструктивизм в отечественной этнологии 1990-х гг. и его критика. Парадигмы современных
исследований этноса: плюрализм подходов и критерии истинности.
21 февраля 2021 г.
исполняется 100 лет со дня
рождения академика Юлиана
Владимировича Бромлея.
Юлиан Владимирович Бромлей (1921—1990)
советский/российский историк и этнограф

2.

В российской этнографии на рубеже XIX-XX вв. появилась категория
«этнос».
Этноc – εθνος/ ethnos – из др.-греч. В памятниках 5-4 в. до н.э. - всякая
совокупность живых существ: народ, толпа, иноземцы, язычники, стадо,
род.
В эпоху классической античности - ethnos - негреческое население – не
эллины.
В эпоху средневековья ethnos - обозначение иноверцев, не христиан
С конца XIV в. В Европе – ethnic, ethnical – обозначение культур
неевропейского круга.
Слова этнография, этнографический вошли в употребление в Европе с
нового времени.
В 1607 г. в Магдебурге (Германия) издавалась серия «этнография мира» “Ethnografia Mundi”
Термин «этнология» был предложен французским ученым Жан-Жаком
Ампером в 1830 г.

3.

К началу ХХ в. в российской науке сложились предпосылки для теоретического обобщения и типологизации
культурного и языкового многообразия страны:
- 1819 г. - П.А. Вяземский – использовал понятие «народность» как аналог французского «nationalite»;
- 1833 г.,- министр просвещения, граф С.С. Уваров предложил концепт официальной народности;
- 1845 г. в ИРГО в России возникло отделение этнографии
- 1850-е гг. - дискуссия о народности в спорах между западниками и славянофилами;
- 1861 г. - понятие «национальная идея» («русская идея») ввел в оборот Ф.М. Достоевский
- 1860—1910-е гг. в России распространилась идеология народничества, ориентированная на сближение интеллигенции с
народом в поисках своих корней.
В 1869 г. Н.Я. Данилевский в работе «Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения
Славянского мира к Германо-Романскому» предложил концепцию культурно-исторического типа (на основе
выделения признаков: религия, культура (наука, искусство, техника), политика, общественно-экономический уклад).
Выделил 10 типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий,
римский, новосемитический, или аравийский, и германо-романский, или европейский.
Россия вместе со славянскими народами были объединены в особый культурно-исторический тип; его отличительные
особенности: православие, община и т. п.
Российская наука развивалась синхронно с мировой этнологией, социальной и культурной антропологией:
- немецкий социолог М. Вебер (1864 - 1920), использовал термин «этническая группа», которым обозначил такое
объединение людей, члены которого разделяют веру в общее происхождение на основе общего физического типа, обычаев
или воспоминаний о прошлом;
- американский этнолог Д. Бринтон (1837-1899 гг.) в работе «The basis of social relation. A study in Ethnic Psychology»
(«Основы социальных отношений. Исследования в этнической психологии») 1902 г. предложил использовать термин
«этническая группа» как обозначение сообщества, которое возникает благодаря представлениям и жизненным целям ее
членов;
- французский этнограф Ж. Деникер (1852-1918 гг.) указал, что существуют «этнические группы» под которыми следует
понимать «народы», «нации» и «племена» с различиями в языке, образе жизни и поведении.

4.

Теория этноса в России формировалась параллельно с теорией нации
Нация – от лат. natio – племя, народ
Концепции нации и национализма возникли в эпоху революций в ходе крушения абсолютизма и создания независимых государств в Европе и
Америке.
В «Декларации прав человека и гражданина» Французской республики 1789 г. впервые в истории было провозглашено, что источником
власти в государстве является нация.
Термин «национализм» впервые ввел в употребление в XIX в. немецкий философ Иоганн Г. Гердер:
- нация выражает «народный дух», опирается на культуру и общее происхождение.
Теория нации была системно изложена французским историком и литератором Ж. Э. Ренаном (1823-1892) в 1877 г. в университете
Сорбонна в лекции «Что такое нация» (русский перевод - СПб., 1886)
Франция - политический (государственный) национализм - нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам
укрепления и поддержания могущества государства, при этом не имеют значения интересы и права, связанные с половой, расовой или
этнической принадлежностью, поскольку это нарушает единство нации.
Германия - культурно-языковой (этнический) национализм - нация – это кровнородственное сообщество; она является фазой развития
народа и отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму; представителей нации объединяет общее наследие, язык, религия,
традиции, история, кровная связь на основе общности происхождения, эмоциональная привязанность к земле,.
Теоретические концепты нациестроительства австро-германских социал-демократов к. XIX – н. XX вв.:
- Отто Бауэр (1888-1938) - один из лидеров австрийской социал-демократии и II Интернационала, идеолог австромарксизма.
1907 г. - «Национальный вопрос и австрийская социал-демократия» (рус. пер. 1909).
- Карл Каутский (1854 – 1938) — немецкий экономист, историк и публицист. Теоретик классического марксизма, редактор четвёртого тома
«Капитала» К. Маркса.
«Национальность нашего времени» (русск. пер. СПб., 1905)
«Наш взгляд на патриотизм и войну» (русск.пер. СПб., 1905)
К. Каутский считал, что отличительными чертами нации являются общность языка и общность территории, сложившиеся в условиях
капиталистического процесса консолидации экономики.

5.

Теоретические концепты российской этнополитологии рубежа XIX –XX вв.:
А.Д. Градовский (1841-1889) — российский правовед, профессор СПБ-университета, публицист
«Начала русского государственного права» (1875 г.); «Национальный вопрос в истории и литературе» (1873):
«Каждая нация, т.е. совокупность лиц, связанных единством происхождения, языка, цивилизации и
исторического прошлого, имеет право образовывать особую политическую единицу, т.е. государство».
Нация – основная категория политического дискурса и политических практик в России начала ХХ в.
Теоретические концепты российской социал-демократии рубежа XIX –XX вв. опирались на положения австрогерманских социал-демократов:
В.И. Ленин: «Критические заметки по национальному вопросу» 1913 г.; «О праве наций на
самоопределение» 1914 г.; «О национальной гордости великороссов» 1914 г.
И.В. Сталин «Марксизм и национальный вопрос» 1913 г. - выделены следующие признаки нации:
общностью психического склада, общность языка, общность территории и общность экономической
жизни.
В определении И.В. Сталина: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая
на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в
общности
культуры»
Большевизм дополнил этническую теорию нации классовым, формационным подходом.

6.

Возникновение теории этноса
Фёдор Кондратьевич Волков (Вовк) (1847–1918) – российский антрополог, этнолог, доктор
университета Сорбонна, проф. Санкт-Петербургского университета, активный участник украинского
националистического движения.
В докладе 1897 г. в Антропологическом обществе в Париже он говорил об украинцах как о «нации,
этнический характер которой можно достаточно хорошо определить анатомическими,
этнографическими и лингвистическими особенностями».
Свои взгляды на соотношение национального и этнического изложил в коллективной монографии
«Украинский народ в его прошлом и настоящем» (1914—1916).
Николай Михайлович Могилянский (1871, Чернигов —1933, Прага)
1916 г. в журнале «Живая старина» опубликовал статью «Предмет и задачи этнографии», где
обозначил этнос как объект этнографии: «εθνος – сложное понятие: это – собрание индивидуумов,
объединенных в одно целое как общими чертами физических (антропологических) признаков, так и
общностью исторических судеб, наконец, общностью языка, этой основы, из которой, в свою очередь,
вырастает общность всего мировоззрения, народной психологии, – словом, всей духовной культуры».
Могилянский Н.М. в статье «Этнография и ее задачи» 1909 г. впервые предложил перейти к
исследованию этноса как целого:
- задачи этнографии - установление «этнических групп, рас, народов как этнических индивидуумов»;
- предмет этнографии - изучение развития «интеллектуальных и духовных способностей
- человеческого рода, под влиянием географической среды и исторических условий своеобразно
протекавшее в различных группах, представляющих расы и народы земного шара, и нашедшее свое
выражение в особенностях материального и духовного уклада их жизни».

7.

Октябрьская революция 1917 г. в России выдвинула национальную проблематику в число приоритетных проблем формирующегося
советского государства
Первым документом советской власти стала «Декларация прав народов России»; она предшествовала « Декларации прав трудящегося и
эксплуатируемого народа». В дополнении к декларации было принято обращение « Ко всем трудящимся мусульманам России и
Востока»
1917 г. «Декларация прав народов России»:
- равенство и суверенность народов России,
- право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства,
- отмена всех национальных и религиозных привилегий и ограничений,
- свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп России.
30.12.1922 г. - I Всесоюзный съезд советов провозгласил образование СССР
Титульные народы союзных республик были провозглашены нациями.
Советский энциклопедический словарь:
Нация – это историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории,
экономических связей, лит. языка, некоторых особенностей культуры и характера.
Возникает на основе формирования кап. эконом связей и рынка; в условиях капитализма состоит из классов с
противоположными интересами. При социализме с ликвидацией социальных антагонизмов нация становится единой в
социально-политическом, экономическом и идеологическом аспектах.

8.

Возникновение теории этноса
• Сергей Михайлович Широкогоров (1887, Суздаль —1939, Пекин)
• Учился на филологическом факультете Сорбонны (Париж), занимался в
Высшей школе политической экономии и Антропологической школе
(Париж).
• Учился на отделении физико-математического факультета
СПБ-университета и в Археологическом институте.
• С 1910 г. участвовал в экспедициях по Сибири и на Дальнему Востоку.
• В 1915-1917 гг. участвовал в Манчжурской экспедиции Русского комитета
для изучения Средней и Восточной Азии
• В 1918-1922 гг. преподавал в Дальневосточном государственном
университете (Владивосток)
• В 1922-1926 гг. работал в Шанхае, в Сямэне (Амое) (1926-1928), в Гуанчжоу
(Кантоне) (1928-1930)
• С 1930 г. - профессор антропологии и социологии Университета Цинхуа
(Пекин)
• В Китае был известен под фамилией Ши Луго; был одним из тех, кто
закладывал основы национальной этнографии
• С. М. Широкогоров «Этнос. Исследование основных принципов
изменения этнических и этнографических явлений» Шанхай, 1923.
• Ethnical Unit and Milieu. A Summary of Ethnos.( Shanghai, 1924)
• Ethnos. An Outline of Theory. (Peiping, 1932)

9.

С. М. Широкогоров «Этнос. Исследование основных принципов изменения
этнических и этнографических явлений» Шанхай, 1923.:
Характерным признаком этноса является эндогамия.
Как живой организм, этнос проходит периоды роста, расцвета и упадка.
Этнос – существует в динамическом процессе, в котором действуют силы
центробежные и центростремительные, находящиеся под влиянием среды
обитания, культуры и окружения.
Этнос - это одновременно биологическая и социокультурная единица.
Индекс «этнического равновесия» w = q)/(TS) определяется соотношением
численности этноса, занимаемой им территорией и степенью адаптации к среде
(физической и культурной).
Этнос как единица может существовать только в условиях сохранения
равновесия
Разделяя понятия «этнос» и «нация», С.М. Широкогоров вводит понятие «лидирующий этнос»
В 1922 г. В Дальневосточном университете С.М. Широкогоров прочитал курс лекций по теории этноса.
В 1923 г. уже в эмиграции в Шанхае он издал книгу «Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и
этнографических явлений»
В определении С.М. Широкогорова: этнос – группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единоe
происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и
отличаемых от других.

10.

В 1918 г. в Петрограде создан Географический институт, где открывают этнографическое отделение.
В 1919 г. в Московском университете на Естественном факультете открыта кафедра антропологии и этнографии; в 1925 г.
создается Этнографический факультет.
В 1919 г. в Петрограде создана Российская академия истории материальной культуры с отделением этнологии.
В 1926 г. появился журнал «Этнография»; с 1930 г. - «Советская этнография»
Петр Федорович Преображенский (1894-1941 гг.)
российский и советский историк и этнограф. Профессор МГУ с 1921 г.
Автор трудов по истории Древней Греции и Древнего Рима,
этнологии и истории международных отношений
В 1929 г. разработал первый в СССР учебный курс по этнологии для МГУ.
Курс этнологии : учебное пособие для вузов. - Москва: Гос. изд-во;
Ленинград : Гос. изд-во, 1929. – 211с.
В 1929 г. состоялось совещание этнографов Ленинграда и Москвы, где понятие этнос объявили категорией буржуазной
науки, а предметом этнографии стали социально-экономические формации. Марксизм был назван «единственно
верным» научным методом и противопоставлен концептуальным построениям «буржуазной» этнологии.
В 1930 г. был создан Институт по изучению народов СССР.
Всероссийское археолого-этнографическое совещание 1932 г.
В решениях совещания утверждалось, что «построение этнографии как самостоятельной науки, с особым предметом и
методом изучения, противостоящей или равноправной истории» признавалось противоречащим методологии марксизма;
этнография сохраняла значение вспомогательной дисциплины, «находящейся на службе исторического исследования и
имеющей своей задачей полевое собирание и первичную обработку непосредственных наблюдений над жизнью и бытом
ныне живущих народов».

11.

В 1933 г. в Ленинграде был создан Институт антропологии и этнографии; с 1937 г. – Институт этнографии.
В 1932 г. Археолого-этнографическое совещание определило процесс этногенеза одним из исследовательских приоритетов советской
гуманитарной науки.
В 1938 г. была учреждена комиссия по проблемам этногенеза. В 1940 г. состоялось созванное Комиссией совещание по этногенезу
народов Севера с участием сотрудников ведущих научных центров.
Сергей Павлович Толстов (1907—1976) — советский
историк, этнограф, археолог, исследователь истории
народов Средней Азии;
Директор Института этнографии, декан исторического
факультета МГУ (1943—1945). Член-корреспондент АН
СССР (1953.
В 1946 г. директор Института этнографии С.П. Толстов,
провозгласив сложившейся советскую школу в этнографии.
Главной ее отличительной чертой назвал историзм,
требующий исследования культуры каждого народа; на
уровень академических приоритетов вывел проблемы
этногеографии и этногенеза.
В 1948 г. вышел в свет труд одного из ведущих этнографов Ленинграда Л.П. Потапова «Очерки по истории алтайцев», удостоенный
Сталинской премии.
В 1949 г. была опубликована статья известного археолога М.И. Артамонова «К вопросу об этногенезе в советской археологии»,
обозначившая методологические основы в изучении прошлого.
В 1949 г. в монографии «Якутия до присоединения к Русскому государству» А.П. Окладников системно изложил версию этногенеза якутов
- он подчеркнул что якутский народ образовался в результате длительного и сложного развития.
В №4 «Советская этнография» 1951 г. была опубликована статья С.А. Токарева и Н.Н. Чебоксарова «Методология
этногенетических исследований на материале этнографии в свете работ И.В. Сталина по вопросам языкознания».
В конце 1960-х гг. на страницах журнала «Вопросы истории» прошла дискуссия, посвященная сталинскому определению
нации. В ходе нее были высказаны предложения обратить особое внимание на национальное самосознание и
рассматривать нации как социально-этнические образования.

12.

Советская теория этноса
• Юлиан Владимирович Бромлей (1921—1990) советский/российский историк и этнограф.
• Член КПСС с 1944. Прошел Великую отечественную войну. Окончил исторический факультет
Московского университета. Занимался историей балканских славян.
• С 1966 г. директор Института этнографии АН СССР, академик АН СССР (1976). Лауреат
Государственной премии СССР (1981, 1987).
• Основные труды по теоретическим проблемам этнографии:
• Этнос и этнография. М., 1973
• Очерки теории этноса. М., 1983
• Современные проблемы этнографии: Очерки теории и истории. М., 1981.
• Этносоциальные процессы: теория, история и современность. М.: Наука, 1987
В 1964 г. - на Международном конгрессе антропологических и этнографических наук в Москве
Ю.В. Бромлей объявил концепцию этноса теоретической основой советской этнографии.
Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей,
обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры, включая язык и
психику, также осознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований
(самосознанием), зафиксированном в самоназвании (этнониме).

13.

Расцвет советской теории этноса пришелся на 1970-е гг., когда была декларирована новая историческая общность советский народ.
Разработка теории этноса в советской науке связана с именами советских этнографов С.Токарева, Н. Чебоксарова, В.
Козлова, Ю. Бромлея, С. Арутюнова, Г. Маркова, Р. Итса, В. Пименова и др.
Учебники:
1965 г. — «История перво-бытного общества и основы этнографии» Ю.В. Кнышенко
1968 г. — «Основы этнографии» под редакцией С.А. Токарева,
1982 г. — «Этнография» под редакцией Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова.
1994 г. «Этнология» под редакцией Г.Е. Маркова и В.В. Пименова.
1997 «Этнология. Народы России: История и современное положение» Т.М. Мастюгиной и Л.С. Перепелкина,
1999 «Этнопсихология» Т.Г. Стефаненко,
2000 «Этнология» А.П. Садохина
Социобиологическая трактовка этноса (в рамках примордиализма/объективизма) была представлена
творчеством Л. Гумилева.
Информационная трактовка этноса создана С.А. Арутюновым и Н.Н. Чебоксаровым: главными в ней были понятия
информационных связей и традиции - негенетической информации, передаваемой межпоколенным путем.
Компонентная трактовка этноса В.В. Пименова: этнос есть относительно автономная, сложная, исторически возникшая,
динамическая, самовоспроизводящаяся и саморегулирующаяся социальная система, компоненты которой—
демографическая, пространственно-географическая, экономическая, социальная, языковая, культурная, бытовая и
психологическая субструктуры — связаны отношениями числа, порядка, направления, силы, координации и
субординации; это система, функционирование и развитие которой в конечном счете экономически детерминировано.

14.

Проблема типологизации этнических общностей возникла в 1988-1989 г. накануне распада СССР на страницах журнала «Расы и
народы»; в ходе обсуждения были изложены основы советской теории этноса:
1. методологической основой теории этноса является марксистское учение о социально-экономических формациях, критерием
выделения которых служат производственные отношения;
2. формациям соответствуют определенные формы социальных сообществ, среди которых выделяются этносы – универсальные формы
социальной жизни людей;
3. стадиально-историческими разновидностями этносов являются племя, народность, нация, которые соответствуют общественноисторическим формациям;
4. этносы представляют собой исторически сложившиеся общности людей, часто на базе популяции с едиными антропологическими
признаками; условиями их возникновения (этногенеза) являются общность территории и языка; признаками этноса являются: культурная
общность и общность самосознания, которое подтверждает самоназвание (этноним);
5. этнос существует как социальный организм, который воспроизводится путем однородных браков (эндогамия) и передачи самосознания
и культурного опыта в форме традиции;
6. этносы имеют тенденцию к созданию территориально-политических автономий; формой политического институирования этносов
являются этносоциальные организмы, которые следует отличать от этникосов – этносов в узком смысле, обладающих языковой и
культурой общностью, но не имеющих территориальной, экономической и политической общности;
7. в ходе исторического развития признаки этноса (территория, язык, культура) могут меняться, но при сохранении этнического
самосознания этносы сохраняют тождественность;
8. не один из признаков этноса не является универсальным и этнодифференцирующим, лишь их совокупность (изменяемая при
изменении социально-исторического контекста) позволяет определить этнос.
Советская теория этноса представляла собой эволюционно-историческое направление теории примордиализма
(объективизма).

15.

Ревизия теории этноса
Советская теория этноса представляла собой эволюционно-историческое направление теории примордиализма
(объективизма).
Категория этничность в российской этнологии утвердилась в 1990-2000-е гг. как отрицание категории этнос в
рамках теории конструктивизма в постсоветский период.
Валерий Александрович Тишков (1941 г. рожд.)
— советский и российский историк, этнолог,
социальный антрополог. Директор Института
этнологии и антропологии им. Н. Н. МиклухоМаклая РАН (1989—2015) и Центра социальной
антропологии РГГУ (с 2000), министр по делам
национальностей Российской Федерации (1992).
Вице-президент Международного союза
антропологических и этнологических наук.
Академик-секретарь Отделения историкофилологических наук РАН (с 2013)
Россия как многонациональная общность и перспектива межэтнического согласия.
1994
Очерки теории и политики этничности в России. 1997.
Общество в вооружённом конфликте: этнография чеченской войны. 2001.
Этнология и политика: научная публицистика. 2001.
Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. 2003.
Российский народ: книга для учителя. 2010.
Этнополитология: политические функции этничности. 2011.
Российский народ. История и смысл национального самосознания. 2013
В.А.Тишков «Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии» (2003):
- этнос – «интеллектуальный конструкт»
- этничность – форма социальной организации культурных различий;
- этнические общности – это социальные конструкции, создаваемые и поддерживаемые целенаправленными усилиями людей;
- проявления этнической идентичности зависят от конкретного времени и места;
- единство этнической группы определяется ее способностью противостоять другим подобным образованиям.
Конструктивисткий подход к определению этничности - В.А. Тишков, А.А. Никишенков, С.Н. Абашин, С.В.Чешко и др.
В.А. Тишков призывал исключить понятие «этнос» из публичного и академического дискурсов. В 2010-е гг. он
констатировал, что советская этнография преобразовалась в социокультурную антропологию и освободилась от теории
этноса, однако эта теория продолжает находить сторонников среди историков, философов, психологов, генетиков,
представителей других дисциплин и публицистов

16.

Чешко С.В.:
- этничность формируется как коллективное ощущение,
которое передается из поколения в поколение, служит
важным идеологическим средством социализации
индивида в рамках группы его происхождения. Будучи
коллективным представлением, этничность
вырабатывается не индивидуальным, а групповым
опытом предыдущих поколений, при этом для
последующих поколений она теряет свой конкретный
смысл, превращаясь в религиозноподобную идею. В
результате воздействия этничности человек
становится ее носителем этнофором, отождествляя
себя с группой людей от которых он произошел.
Сикевич З. В.:
- под этничностью мы понимаем особое константное,
хотя и различное по интенсивности переживание
групповой идентичности и солидарности,
формирующееся первоначально на основе
биогенетического и биосоциального единства и
проявляющаяся в форме сравнения нас не с нами в ходе
группового взаимодействия в этносоциальном
пространстве.
Сб. «Академик Ю.В. Бромлей и отечественная этнология.
1960-1990-е годы.» М. 2003:
Этничностью можно манипулировать, но нельзя
сфабриковать
Этничность, будучи свойством динамичного этноса,
имеет процессуальный характер.
Признаки этноса – факторы актуализации этничности:
территория; культура; язык; национальный характер/
психология этноса; самосознание, выраженное в
самоназвании.
Этничность/этническая идентичность –
самоопределение, которое формируется субъектом
(группой) в результате самоидентификации с этническим
сообществом
Сб. «Академик Ю.В. Бромлей и отечественная этнология.
1960-1990-е годы.» М. 2003:
Полипарадигмальный подход современной российской этнологии позволяет рассматривать этнос как динамичное
явление.
.

17.

Этнос следует признать объективной реальностью, которая поддается трансформациям и политическим
манипуляциям. Эта одна из базовых, но изменчивых во времени, форм самоорганизации человеческого сообщества
English     Русский Правила