Концепции и теории воспитания и социализации
Категориальный аппарат исследователя
Воспитание по И.А.Колесниковой
Идеалы гуманитарного познания
Классификация теорий воспитания
Классификация теорий воспитания
Классификация теорий воспитания
Классификация теорий воспитания
Классификация теорий воспитания
Классификация теорий воспитания
Классификация теорий воспитания
Классификация теорий воспитания
Классификация теорий воспитания
Понятия, отражающие человеческое бытие
Понятия, отражающие бытие как самопознание
Понятия, отражающие бытие как самоопределение, самовоспитание
Понятия, отражающие бытие как бытие в мире
Методологические принципы философско-антропологического подхода
Методологические принципы философско-антропологического подхода
Методологические принципы философско-антропологического подхода
Методы воспитания, адекватные философско-антропологическому подходу
Национальная традиция образования(А.П.Валицкая)
Русский тип образованности (А.П.Валицкая)
От ценностного самоопределения к ценностному отношению (А.П.Валицкая)
Теории социализации
638.50K
Категория: ПедагогикаПедагогика

Концепции и теории воспитания и социализации

1. Концепции и теории воспитания и социализации

Даутова О.Б., д.п.н., профессор
кафедры педагогики и
андрагогики,
2016 г.

2.

Новая педагогика будет наукой
жизнетворчества именно человека, а
не только личности, включая как
социально-личностные, так и
индивидуально-биологические
характеристики, что позволит
избежать недооценки природных
начал в человеке…
В.С.Шубинский

3. Категориальный аппарат исследователя

Категориальный каркас
Теоретическое знание
• Синтез ключевых
(основных) понятий и
категорий
исследователя
• Синтез содержательных
трактовок категорий
(содержание)

4. Воспитание по И.А.Колесниковой

• Сохранение, воспроизведение, осуществление
Человеческого Качества в системе социальнопедагогического взаимодействия.
• Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт
межпарадигмальной рефлексии. – СПб.: Изд-во
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

5. Идеалы гуманитарного познания

• Установка на понимание субъекта-объекта
• Зависимость результатов познания от
ценностных ориентаций исследователя
• Субъективный выбор исследователем ценности и
цели, которым должно служить научное
исследование
• «Равнообъемность» объекта и субъекта (субъектсубъектные отношения между исследователем и
исследуемым)
• Свобода воли и способность исследователя
вносить в культуру свои смыслы, которые всегда
остаются основой его суждений о различных
явлениях.

6. Классификация теорий воспитания

• Теория личностно ориентированного
подхода (С.Френе, М.Монтессори,
Вальдорфская школа, Я.Корчак и др.)
• Суть: в каждом человеке заложены
уникальные, неповторимые особенности.
Задача воспитателя создать условия для
личностного саморазвития, развития «Я».

7. Классификация теорий воспитания

• Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев,
С.Л.Рубинштейн, Е.В.Титова и др.)
• Суть: деятельность выступает как
интегрирующая основа психических свойств,
функций. Организация и управление
деятельностью воспитанника.
Леонтьев. А.Н. Деятельность.Сознание.Личность- М.:
Политиздат, 1975.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир (разные издания).
Титова Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике
воспитания: Кн. Для учителя. / Е.В. Титова. – М.:
Просвещение, 1993.

8. Классификация теорий воспитания

• Целостный подход (образование- культура индивида;
личность имеет четыре плана бытия: биологический,
социальный, духовно-культурный, благодатный).
• Четыре уровня воспитания – «как
психофизиологического организма, как общественного
индивида, как личности, включенной в культурную
традицию, как члена царства Духа».
• Задача образования – приобщение к культурным
ценностям, в превращении природного человека в
человека культурного. Средства – источники культуры,
мастера.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.М.: «Школа-пресс», 1995.

9. Классификация теорий воспитания

• Культурологический подход (В.С.Библер – школа диалога
культур, Е.В.Бондаревская, Н.Е.Щуркова, Л.М.Мосолова и др.)
• Суть: воспитание процесс интериоризации (присвоения)
личностью достижение культуры
• Культуротворческий подход (А.П.Валицкая –
культуротворческая школа)
• Суть: становление и педагога и воспитанника в процессе
культуротворчества.
Неменский Б. . Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.:
Просвещение, 1987.
Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и
нравственности. – Ростов н/Д, 1995.
Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях
и системах воспитания. – М.-Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 1999.
Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – М., 1996.
Валицкая А.П. Образование в России: стратегия выбора. – СПб., 1998.
Валицкая А.П. Новая школа России: культуротворческая модель. – СПб., 2005.

10. Классификация теорий воспитания

• Гуманистический подход (Ш.А.Амонашвили, В.В.Сериков и
др.)
• Суть: отношение к ребенку как главной ценности, признание его
способности и прав на саморазвитие, признание приоритетности
субъект-субъектных отношений.
• По мнению В.В.Серикова, воспитание – становление ребенка
субъектом; процесс личностно образующий, отличный от
научения, привития, дрессировки; собственно воспитательное
отношение – это создание личностно утверждающей ситуации,
обеспечивающей становление опыта своего личностного знания,
собственного мнения, своей концепции мира и мировоззрения ,
своего стиля, собственной структуры деятельности; процесс
удовлетворения потребностей двух поколений.
Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. – М., 1995.
Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М., 2000.
Сериков В.В. Личностный подход в образовании.- Волгоград, 1994.

11. Классификация теорий воспитания

• Ценностный подход (К.Д.Радина, М.Г.Казакина, Б.П.Битинас,
В.С.Караковский и др.)
• Суть: воспитание – это развитие общечеловеческих ценностей. Пример
ценностей по В.С.Караковскому
Земля – как общий дом человечества, земля людей и живой природы.
Отечество – естественная уникальная для каждого человека Родина, данная ему
судьбой и завещанная предками.
Семья – естественная среда развития ребенка, закладывающая основы
социализации личности.
Труд - основа человеческого бытия и созидающая сила.
Знания – результат интеллектуального труда и, прежде всего, как следствие
потребности в личностном развитии и самоутверждении.
Культура – богатство, накопленное человечеством, как результат его творческой
созидающей деятельности.
Мир – согласие между людьми, народами, государствами, главное условие
существование Земли человечества.
Человек – как абсолютная ценность, цель, средство и результат воспитания.
В.А.Караковский. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебновоспитательного процесса. – Москва, 1993.

12. Классификация теорий воспитания

• Христианское воспитание (в основе
христианская (православная) антропология;
• Смысл детства в «усвоении необходимого материала
традиции, которое вводит дитя в современную
жизнь, в ее искания и стремления, ее устои и
обычаи».
• Суть: сущность воспитания состоит в идее спасения,
обеспечение связи свободы и добра.
• Идея эмоционализма- стремление к охране,
развитию и укреплению основных сил души,
«основных эмоциональных движений», охране и
расширении «творческих недр души».
Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской
антропологии. (Антология гуманной педагогики)

13. Классификация теорий воспитания

• Концепция коллективного творческого
воспитания И.П.Иванова.
• Суть: сущность воспитания состоит организации и
обустройстве вместе с ним общей жизни,
самостроительство в процессе созидания.
• Центральная идея- подлинно демократическая
основа отношений творческого содружества взрослых
и детей, которые складываются в совместной
деятельности.
• И.П.Иванов ввел категории: заботы, «общей
творческой заботы», разработал методику
коллективных творческих дел.
Соловейчик С. Воспитание по Иванову. – М.: Педагогика, 1989.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.

14. Классификация теорий воспитания

• Философско-антропологический подход
(К.Д.Ушинский, М.Шелер, О.Ф.Больнов, Л.М.Лузина,
И.А.Колесникова и др.)
• Суть: в каждом человеке заложены уникальные,
неповторимые особенности. Задача воспитателя
создать условия для личностного саморазвития,
развития «Я»
К.Д.Ушинский.
«Человек как предмет воспитания. Опыт
педагогической антропологии».
М.Шелер. «Формы знания и образование». 1926.
Л.М.Лузина. «Лекции по теории воспитания». 1995.
Л.М.Лузина. «Понимание как духовный опыт (о понимании
человека)». 1997.
Л.М.
Лузина
«Теория
воспитания:
философскоантропологический подход». 2001.

15. Понятия, отражающие человеческое бытие


Бытие
Бытие в культуре
Дух
Духовность
Духовное возвышение
Духовное бытие
Душа
Душевность
Жизнь
Индивид
Индивидуальность
Кризис
Настроение
Незавершенность
Неустойчивые формы
бытия
Смерть
Субъект
Человек
Человеческое бытие

16. Понятия, отражающие бытие как самопознание


Безмасштабность
Внутренний опыт
Внешний опыт
Диалог
Диалогическое
понимание
Значение
Значимость
Истина
Истинный
Мера жизни
Описание
Переживание
Понимание
Понимающее бытие
Постижение
Связанность жизни
Сопережиывание
Смысл жизни
Цель жизни
Ценность
Эмпатия

17. Понятия, отражающие бытие как самоопределение, самовоспитание


Выбор
Духовное планирование
Личность
Незавершенность
Незаданность
Одухотворенность
Самовоспитание
Самодетерминизм
Саморазвитие
Самореализация
Ситуация выбора
Совесть
Стыд
Творчество

18. Понятия, отражающие бытие как бытие в мире


Благодарность
Встреча
Внешний опыт
Вера
Взаимопонимание
Любовь
Надежда
Сопереживание
Терпимость
Трансцендентный
Эксцентричность
Человек

19. Методологические принципы философско-антропологического подхода

• Антропологический (человек, выбор,
самоосуществление «человеческого в
человеке»).
• Онтологический (воспитание – модус бытия
человека, способы бытия – встреча, кризис,
любовь , разочарование, пробуждение,
благодарность и т.д.).
• Принцип диалогизма ( субъект-субъектное
взаимоотношение, ценностно-смысловое
равенство).

20. Методологические принципы философско-антропологического подхода

• Принцип рассмотрения понимания и
взаимопонимания в качестве необходимого и
достаточного условия гуманности и
адекватности любых методов, средств и форм
воспитания.
• Принцип рассмотрения способности
человека к самовоспитанию в качестве
средства и механизма воспитания
(приоритет инициативы воспитанника в выборе
способов жизнедеятельности как способов
самореализации).

21. Методологические принципы философско-антропологического подхода

• Принцип креативности (использование
только тех средств, методов и форм
воспитания, которые создают условия для
творческой самореализации воспитанника).
• Принцип рассмотрения основных
компонентов воспитательного
процесса с позиции соответствия их
сущности человека.

22. Методы воспитания, адекватные философско-антропологическому подходу

Методы воспитания, адекватные философскоантропологическому подходу
• Методы воспитания – способы со-бытия
воспитателя и воспитанника, в процессе
которого происходит со-трансформация –
одновременное взаимное изменение
субъектов воспитательного процесса.
• Диалог, полилог, опонимание,
воспитывающее понимание, понимающее
бытие.
• Индивидуализация.

23. Национальная традиция образования(А.П.Валицкая)

24. Русский тип образованности (А.П.Валицкая)

25. От ценностного самоопределения к ценностному отношению (А.П.Валицкая)


Ценностную содержательность
знание обретает лишь в
процедурах:
сопереживания,
вчувствования,
деятельной сопричастности,
личностного участия в
событийной процессуальности
истории, науки, искусства,
религии, – культуры в полном
смысле этого слова.

26. Теории социализации

• Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений. —
М.: Издательский центр «Академия», 2004. —
304 с.
• Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание
ребенка – СПб.: Речь, 2004.
• Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и
воспитание.- Ростов н/Д, 1997.
English     Русский Правила