5.59M

Мир Евгения Замятина

1.

Мир Евгения Замятина

2.

Литература не должна ни на шаг отступать от своей главной цели
— возвысить общество до идеала — идеала добра, света и
истины / Н.А. Некрасов
Невероятно
много
известных русских имен
в мировой литературе.
Среди них достойное
место
занимает
писатель, публицист, а
главное - наш земляк,
Евгений
Иванович
Замятин.

3.

Евгений Иванович Замятин
русский прозаик, драматург, публицист
Родился
1 февраля 1884 года
в городе Лебедянь,
тогда
Тамбовской
губернии.
Умер 10 марта 1937 года
во Франции, в Париже,
гражданином
России.
Прожил 53 года…

4.

Семья Замятиных
Дед Евгения Замятина был священником
Христорождественского собора города Липецка.
Отец писателя - Иван Дмитриевич пошел по его
стопам – служил преподавателем липецкого
духовного училища, потом стал настоятелем
Покровского храма Лебедяни. До наших времен
он не сохранился, был взорван в 1940 году.
Мать – Мария Александровна (Платонова).

5.

Из «Автобиографии»,
воспоминания о детстве
«Вам
придется
ограничиться
только
наружным осмотром и
разве слегка взглянуть в
полутемные окна: внутрь
я редко кого зову. А
снаружи
Вы
увидите
очень
одинокого,
без
сверстников, ребенка на
диване, животом вниз,
над книгой - или под
роялью, а на рояле мать
играет Шопена…

6.

Из «Автобиографии»,
воспоминания о детстве
«Два шага от Шопена - и
уездное
окна
с
геранями,
посреди
улицы
поросенок
привязан к колышку и
трепыхаются куры в
пыли.
Если хотите географии вот она:
Лебедянь,
самая
разрусскаятамбовская, о которой
писали
Толстой
и
Тургенев..." /Е. Замятин

7.

А тут Русь…
«…тут — Русь, узкие
улички — вверх да
вниз, чтоб было где
зимой
ребятам
с
гиком кататься на
ледянках,

переулки,
тупики,
палисадники,
заборы, заборы…»
/Замятин Е.И. «Русь»
Лебедянь. Большая Дворянская улица.
Старо-Казанский собор со стороны реки Дон

8.

Образование: 1893 – 1896 г.г.
Лебедянская прогимназия
«…в первый раз я
облачился
в
длинные – «на
улицу» - брюки, в
форменную куртку,
за спиною ранец: я
в первый раз иду в
гимназию… Я –
горд.
Я

большой…»

9.

Образование:
1896 – 1902г.г.
Воронежская гимназия,
которую окончил
с золотой медалью
«А потом – Воронеж, гимназия,
пансион,
скука…
Много
одиночества, много книг, очень
рано – Достоевский.
До сих пор помню дрожь и
пылающие свои щёки – от
«Неточки Незвановой».
Достоевский долго оставался –
старший и страшный даже:
другом был Гоголь (и гораздо
позже – Анатоль Франс)».

10.

Как признавался Замятин в своих
воспоминаниях, свою школьную
золотую медаль он позднее заложил
за
25
рублей
в
один
из
петербургских ломбардов и так и не
выкупил
обратно.

11.

В 1902 г. Евгений Замятин поступил в СанктПетербургский политехнический институт
на кораблестроительный факультет
«В
гимназии я получал
пятерки
с
плюсом
за
сочинения и не всегда ладил с
математикой. Должно быть
именно
потому
(из-за
упрямства) выбрал самое что
ни на есть математическое:
кораблестроительный
факультет
Петербургского
политехникума» /Е. Замятин

12.

В годы учебы Е. Замятин был участником
политических демонстраций
«Первая
(для
меня)
демонстрация – 1903 год… В
зимнее белое воскресенье на
Невском

черно
от
медленных,
чего-то
выжидающих
толп.
Дирижирует
Невским

Думская каланча, с дирижёра
все не спускают глаз. И когда
подан знак – один удар, час дня
– на проспекте во все стороны
чёрные человеческие брызги,
куски марсельезы, красных
знамён, казаки, дворники,
городовые…»/Е. Замятин

13.

В среде революционной студенческой молодежи Е. Замятин встречает свою
будущую жену — Людмилу Николаевну Усову (1883—1965).
В период учебы, во время летней практики, будущий писатель много
путешествовал.

14.

«В те годы быть большевиком – значило идти по линии
наибольшего сопротивления; и я был большевиком»
/Е. Замятин, из «Автобиографии» 1929 года
В 1905, находясь в Одессе,
он
стал
свидетелем
восстания на броненосце
«Потемкин»
Вернувшись в Петербург,
занимался
агитацией
среди
рабочих
на
Выборгской стороне
За что был арестован и
провел несколько месяцев
в
одиночной
камере,
затем был выслан в
Лебедянь
под
надзор
полиции

15.

1908 – 1916 годы
В
Петербург из ссылки Замятин вернулся
нелегально
На нелегальном положении он жил до 1911 года,
когда был выслан повторно
За это время писатель успел закончить институт
В 1908 г. состоялся его литературный дебют; в
журнале «Образование» был напечатан его
первый рассказ «Один», который, однако, не
принес ему успеха

16.

С 1911 г. Замятин преподает на
кафедре корабельной архитектуры
петербургского
Политехнического
института,
пишет
статьи
в
специальные технические журналы
В 1912 г. после публикации повести
"Уездное" к писателю приходит
известность.
Высокая
оценка
Горького, восторженная критика
характеризовали
автора
как
восходящую
новую
звезду
на
литературном небосклоне
В 1914 г. Замятина привлекли к суду
за
антивоенную
повесть
"На
куличках"
о
дальневосточной
военной части
Его
обвинили в клевете на
Российскую армию

17.

Инженер Замятин много ездит по России:
Волга, Астрахань, Кама, Донецкий район,
Каспийское море, Архангельск, Мурманск,
Кавказ, Крым.
В 1916 г. он был командирован в Англию
для участия в строительстве российских
ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и
Сандерленда; побывал в Лондоне.
Был одним из главных проектировщиков
ледокола «Святой Александр Невский»,
после Октябрьской революции названного
«Лениным», ледокола «Красин».
Английские впечатления легли в основу
многочисленных очерков и повестей
«Островитяне»
(1917)
и
«Ловец
человеков» (1921).

18.

Замятин Е. И. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 3.
«Лица»
«Когда
в газетах запестрили
жирные буквы: «Revolution in
Russia» … в Англии стало невмочь,
и в сентябре 1917 года, на
стареньком
английском
пароходишке (не жалко, если
потопят немцы) я вернулся в
Россию.
Шли до Беренга
долго, часов
пятьдесят,
с
потушенными
огнями, в спасательных поясах,
шлюпки наготове».

19.

Из «Автобиографии»,
Е. И. Замятин
«Весёлая, жуткая зима 17-18 года,
когда всё сдвинулось, поплыло
куда-то в неизвестность.
Корабли-дома, выстрелы, обыски,
ночные
дежурства,
домовые
клубы.
Позже – бестрамвайные улицы,
длинные вереницы людей с
мешками, десятки вёрст в день,
буржуйка, селёдки, смолотый на
кофейной мельнице овёс…
И рядом с овсом – всяческие
всемирные затеи: издать всех
деятелей всех искусств, дать на
театре всю историю мира.
Тут уж было не до чертежей –
практическая техника засохла и
отломилась от меня, как желтый
лист».
Осталось только преподавание в
Политехническом.

20.

Вернувшись
в
Россию,
Замятин стал одной из
самых заметных фигур в
российской
литературной
жизни.
Он читал курс новейшей
русской
литературы
в
Педагогическом институте
им. Герцена и курс техники
художественной прозы в
студии
Дома
искусств,
работал
в
редколлегии
«Всемирной литературы», в
правлении Всероссийского
союза
писателей,
в
издательствах
«Мысль»,
Гржебина и «Алконост»,
редактировал
несколько
литературных журналов.

21.

Когда
свершилась
революция,
Замятину было всего тридцать три
года. И он уже считался признанным
писателем, мастером.
За
его
плечами
простирался
большой и судьбоносный путь путь
бунтаря,
революционера,
еретика
("еретик"
было
его
любимейшим словом).

22.

Евгений
Иванович
организовывает группу
молодых
и
очень
одаренных петроградских
писателей
«Серапионовы братья».
Членами
этой группы
были Михаил Зощенко,
Константин
Федин,
Всеволод
Иванов,
Вениамин Каверин, и др.
Это
литературное
объединение вошло в
историю литературы того
периода как наиболее
интересное.

23.

Загруженный в 1917 -
1921
годах
общественной,
издательской
и
преподавательской
работой,
Замятин
именно в эти годы
создает блистательные
рассказы
(«Пещера»,
«Мамай») пробует свои
силы в драматургии,
пишет свое «главное»
произведение «МЫ».

24.

Между тем отношение официальной
критики к Замятину становится
резко отрицательным: дважды (в
1919
и
1922
годах)
его
арестовывают.
Почему? Многое станет понятным,
если прочесть рассказ «Дракон»,
написанный в 1918 году.

25.

В значительной степени
негативное отношение к
Замятину
было
обусловлено
и
законченным в 1920 г.
романом-антиутопией
«Мы», который так и не
был допущен к печати в
СССР,
однако
был
напечатан в 1924 г. в
США.
Несмотря на отсутствие
публикаций в России,
роман
подвергся
идеологическому
разгрому
советских
критиков, читавших его в
рукописи.

26.

Виктор
Шкловский,
20-е годы,
о романе «Мы»
Е. И. Замятина
«Роман этот представляет из себя социальную утопию…
фамилии людей заменены номерами: чётные у мужчин,
нечётные у женщин… Мир этот у Замятина… мир плохой и
скучный. Кажется мне всё же, что это замятинский
потолок. Очень уж беспомощен автор… Несмотря на
присутствие в «Мы» ряда удачных деталей, вся вещь
совершенно неудачна…»

27.

Как же поспешны бывают
современники
в
своих
суждениях!
Ведь теперь с полным
правом можно сказать, что
главные
романыпредупреждения XX века
(«Прекрасный новый мир»
О.Хаксли,
«1984»
Дж.Оруэлла)
напрямую
вырастают из замятинского
«Мы» — из книги, которую
Урсула Ле Гуин, известная
американская
писательница
и
литературный
критик,
назвала
«величайшим
фантастическим романом
всех времён».

28.

«Мы» — роман-антиутопия с
элементами сатиры (1920). В
романе
изображено
совершенное
Государство,
возглавляемое
неким
Благодетелем, своего рода
патриархом,
наделенным
неограниченной властью. В
этом государстве прозрачных
стен, розовых талонов на
любовь, механической музыки
и
«оседланной
стихии»
поэзии, в этом обществе
«разумной механистичности»
и
«математически
совершенной
жизни»
обезличенный человек — не
более чем винтик в образцово
отлаженном механизме.

29.

Здесь
нет имен, а есть
номера, здесь порядок и
предписание
превыше
всего, а отступление от
общепринятых правил и
санкционированного образа
мысли грозит нарушителю
Машиной Благодетеля (чтото
вроде
модернизированной
гильотины).
Замятин блестяще соединил
русскую и европейскую
традиции, использовав идеи
Ф.Достоевского

Благодетеле) и Г.Уэллса (о
будущем мире машин, где
человеческое
начало
отводится на второй план).

30.

Революционные
власти
восприняли
это
произведение
Замятина
как
злобную карикатуру
на коммунистическое
общество будущего.
Роман был сразу же
опубликован
на
чешском, английском
и
французском
языках.
На русском языке он
был опубликован в
1952 году в НьюЙорке, а в России
впервые вышел лишь
в 1988 году.

31.

Роман «Мы» ставит Замятина в разряд гениальных писателей - провидцев.
Написанный в 20-е годы прошлого столетия, он актуален до сих пор.
Открываешь нетленный роман, и читаешь следующее: "Вчера состоялся давно с
нетерпением ожидавшийся всеми День Единогласия".
Или замечательные слова о свободе: "Свобода и преступление также неразрывно
связаны между собой как … ну как движения аэро и его скорость, скорость аэро = 0 и он
не движется, свобода человека = 0, и он не совершает преступлений. Это ясно.
Единственное средство избавить человека от преступления – это избавить его от
свободы".
Или: "Завтра – день ежегодных выборов Благодетеля. Завтра мы снова вручим
Благодетелю ключи от незыблемой твердыни нашего счастья".
Без комментариев!

32.

Эссе Е. И. Замятина «О моих женах, о ледоколах и о России» (1932 г.),
в котором он выразил свое отношение к Родине и веру в то, что, преодолевая застой и
сопротивление, она двинется, и будет двигаться дальше
"Ледокол - такая же специфически русская
вещь, как и самовар. Ни одна европейская
страна не строит для себя таких
ледоколов, ни одной европейской стране
они не нужны: всюду моря свободны,
только в России они закованы льдом
беспощадной зимой - и чтобы не быть
отрезанным
от
мира,
приходится
разбивать эти оковы.
Россия
движется вперед странным,
трудным путем, не похожим на движение
других стран, ее путь - неровный,
судорожный, она забирается вверх - и
сейчас же проваливается вниз, кругом
стоит грохот и треск, она движется,
разрушая".
Эти слова воспринимаются сегодня как
ободряющий сигнал, который посылает
нам Замятин, - через ледяные торосы и
пайковый лед скованных
суровым
морозом десятилетий.

33.

Гениальность Евгения Замятина была признана только в конце 20
столетия. Но вернемся в его начало.
В 1929 году, помимо отказа в печати прозы, были сняты с
репертуара МХАТа пьеса Замятина «Блоха» (1925), запрещена
постановка его трагедии «Атилла» (1928). Не была поставлена и
пьеса о преследовании еретиков «Огни святого Доминика» (1923).
В знак протеста Замятин вышел из состава Союза писателей СССР.

34.

«Я знаю, что у меня есть очень
неудобная привычка говорить не то,
что в данный момент выгодно, а то, что
мне кажется правдой»
Из письма Е. И. Замятина
И. В. Сталину
В 1931 г. обреченный на творческое молчание в создавшихся
трудных условиях, Замятин обратился с письмом к И. В.
Сталину, в котором просил разрешения на отъезд за границу,
мотивируя свою просьбу тем, что для него
«как для писателя именно смертным приговором является
лишение возможности писать».
Благодаря ходатайству А. М. Горького Советское правительство
удовлетворило его просьбу.
Писатель получил разрешение на выезд с сохранением
гражданства и выехал в Берлин, а затем (в 1932) в Париж.

35.

Оказавшись за границей,
Замятин не выступал с
антисоветскими
заявлениями, а потому не
был принят эмигрантской
общественностью.
Писатель
продолжал
работать
над
историческим романом из
эпохи
заката
Римской
империи «Бич божий»,
писал воспоминания о
Чехове, Кустодиеве и др.
Снятый по сценарию Е.
Замятина фильм «На дне»
по пьесе А. Горького был
признан лучшим фильмом
1936 года.
Возможно, что лояльное
отношение
к
СССР
послужило причиной того,
что в 1934 г. Замятина
вновь приняли в Союз
писателей.
Жан Габен, Луи Жуве и Владимир Соколов в фильме Жана
Ренуара по пьесе Максима Горького «На дне». 1936 год

36.

Покидая Россию, Замятин определенно надеялся вернуться и
жил в Париже с советским паспортом. Первое время даже
посылал секретарю "Издательства писателей в Ленинграде"
З. А. Никитиной деньги на оплату своей квартиры.
Когда в Париже в 1935 году открылся Конгресс деятелей
культуры, Замятин входил в состав советской делегации.

37.

Однако этим надеждам не суждено
было сбыться.
10 марта 1937 года писатель
скончался в Париже от разрыва
сердца.
Похоронен на скромном кладбище
в парижском пригороде Тие
(Тье)для
бедных
русских
эмигрантов.
Могила Евгения Ивановича Замятина
и его жены Людмилы Замятиной

38.

В Лебедяни, на родине писателя, бережно
относятся к памяти знаменитого на весь мир
земляка.
В октябре 2009 года после долгой реставрации
здесь открыли дом-музей, где жил и родился
Евгений Замятин.

39.

На
постаменте
перед
Домом-музеем писателя на
улице
Ситникова
установлен бюст Евгения
Замятина работы липецкого
скульптора
Валентина
Челядина

40.

Замятина, Нина Сергеевна.
Род Замятиных и Липецкий край
– Липецк, 2010. – 114 с. : фот.
К 127-й годовщине со дня рождения великого писателя
Евгения Замятина его племянница Нина Сергеевна
Замятина презентовала книгу «Род Замятиных и Липецкий
край». На её страницах представлены фотографии,
интересные подробности жизни Замятина, малоизвестные
факты биографии, переписка его родителей.

41.

Областная литературная премия имени Е.И. Замятина
Премию учредили в 2007 году
Липецкое
региональное
отделение Литературного фонда
России и издательский дом
«Русь».
Она вручается в день рождения
писателя и призвана увековечить
память о нём.
Премия
присуждается
в
номинациях — проза, поэзия,
драматургия
и
литературная
критика, публицистика.
Ежегодно
ее
лауреатами
становятся известные в нашей
области
писатели,
поэты,
журналисты.

42.

Лауреаты премии им. Е. И. Замятина
Лауреаты 2008 года:
В номинации «Проза»:
Александр ВЛАДИМИРОВ – за роман «Снег в Иерусалиме».
В номинации «Поэзия»:
Людмила ПАРЩИКОВА – за книгу «Повод для встречи».
Лауреаты 2009 года:
Леонид ВИННИКОВ – за сборник рассказов «Мальчик в полотняной рубахе».
Анатолий КОНОВАЛОВ – за книгу «Жертва жребия земного».
Владислав ЗОРИН – за сборник стихов «А еще на земле живу».
Лауреаты 2010 года:
Александр ТИТОВ – писатель из с. Красное.
Александра Ивановна ТАМБОВСКАЯ - за сборник «Ласточкины письма»
Лауреаты 2012 года:
В номинации «Проза»:
Елена НЕЧАЕВА – за сборник «Зюзин и Ван Гог».
В номинации «Поэзия»:
Тамара РОМАНОВА – за сборник «Возвращение».
В номинации «Критика и публицистика»:
Александр ГРИДНЕВ – за сборник «Пора нам вернуться в Россию».
Лауреаты 2013 года:
В номинации «Проза»:
Владимир КОРОТЕЕВ – за сборник «Литературные этюды».
В номинации «Поэзия»:
Сергей ЖЕРЕБЯТЬЕВ – за сборник «Я от себя не отрекусь».
В номинации «Детская литература»:
Лариса ШЕВЧЕНКО – за книгу «Барбарисовые джунгли».
В номинации «Лучший литературный проект»:
Игорь БЕЗБОРОДОВ – за проект литературного журнала «Петровский мост».

43.

Писатель жив, пока его книги читают!
Спасибо за внимание!
English     Русский Правила