Похожие презентации:
Религия в современном мире. Урок 20
1. Религия в современном мире
УЧИТЕЛЬ ОБЩЕСТВОЗНАЯГБОУ СОШ №264
Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ГРЕБЕНЩИКОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА
2.
3. Религия от лат.сл. religare – связывать; retligere –воссоединять; religio - благочестие, набожность
• совокупность взглядов• объединения
на мир,
религиозных людей в
основывающихся на
те или иные
вере в Бога;
организации(церковь,
секта, монашеский
орден и пр.)
4. Функции религии
Мировоззренческая
Компенсаторная(терапевтическая)
Коммуникативная
Регулятивная
Интегрирующе-дезинтегрирующая
Культурно-транслирующая
Легитимирующе-разлегитимирующая
5. Основные подходы к объяснению феномена религии
Теологический или богословский –религия как подтверждение, свидетельство
существования Бога;
Философский –
попытки ответить на вопросы, имеет ли религия
основания в человеческом опыте, в какой мере
религиозные верования отвечают критериям
истинного познания;
Научный –
использование эмпирического материала,
фактических данных о религии, их анализ с
помощью методов, присущих научному мышлению;
6. Отличительные признаки религии
ВерованияРитуалы
Этос (нравственная позиция)
Взгляд на мир
Система символов
7. Религия как системное образование главные элементы
религиозное сознаниерелигиозная вера
религиозные
представления
религиозный опыт
религиозное учение
религиозные отношения
религиозная
деятельность
религиозное поведение
религиозные общины
8.
9. Антропологические основания религии
Онтологические (онтология философское учение о бытии)отношение смертного человека к
вечности, вера в личное бессмертие,
предложение о посмертном
существовании души;
10. Антропологические основания религии
Гносеологические (гносеология –теория познания)
познавательное отношение человека к
Бесконечности; противоречие между
абстрактной возможностью познать мир
как целое от его начала до «конца
времен» религиозное мировоззрение
является целостным мировоззрением;
11. Антропологические основания религии
Социологическиеотношения к реальным условиям
человеческой жизни в прошедшем,
настоящем и будущем; желание человека
справедливо организованного мира;
12. Антропологические основания религии
Психологическиевнешнее проявление – чувство страха,
одиночества, неуверенности стремление
быть суверенным, самодостаточным, быть
понятым, причастным к миру других
людей, утвердить себя, найти второе «Я»;
разрешение проблемы понимания в сфере
религиозного сознания, надежда на Бога;
13.
14.
15. Взгляды на религию
• Вольтер• Дидро
• Гольбах
Религия есть следствие
обмана и невежества людей,
ее исчезновение в
результате просвещения
людей.
16. Иммануил Кант
Религия как явлениетрансцендентное, т.е.
выходящее за границы
опытного и теоретического
изучения, явление,
основанное на вере в Бога; в
существование души и в
бессмертие души.
Религия является познанием
наших обязанностей в виде
божественных заповедей.
17. Георг Гегель
Религия есть совокупность, состоящая изтрех взаимосвязанных элементов:
1)диалог духа человеческого с Абсолютным
Духом, результатом чего являются
религиозные представления;
2) Производимые от этих идей чувства и
переживания;
3) Культ как синтез религиозных идей и
религиозных чувств.
Деление религии на три группы:
религия природы(Древний Восток),
религия духовной индивидуальности
(иудеи, греки, римляне), абсолютная
религия (христианство).
18. Карл Маркс
Религия – надстройка надпорождающим ее
экономическим базисом.
Религия как следствие
несовершенства
человеческого общества,
социальной
несправедливости и гнета.
В коммунистическом
обществе религия
исчезнет сама по себе.
19. Эмиль Дюркгейм и Макс Вебер
Религия как коллективная
деятельность, в которую
вовлечена социальная группа.
К религии относятся
общественные идеи,
представления и верования,
которые носят обязательный
характер для всех членов
общества и тем самым
связывают индивида с
обществом и подчиняют его
обществу.
Религия как социокультурный
институт, который совмещает в
себе черты культурной системы.
Религия как первичная основа
ценностей, один из важнейших
способов придания смысла
социальному действию. Религия
создает моральные нормы
поведения человека.
20. Зигмунд Фрейд и Карл Юнг
Религия как способ защиты
индивида от враждебного ему
социального начала. Религия как
общечеловеческий невроз, как
массовая иллюзия, в основе которой
лежит неудовлетворенное
вытеснение бессознательных
влечений, намерений. Религия как
способ защиты культуры от
индивида с его инстинктами, что
ведет к разрушению, хаосу.
Религия – вера в Бога, она
необходима для психического
здоровья человека. В психике
каждого человека присутствует
«коллективное бессознательное»,
оно содержит архетипы – символы,
представления, идеи, один из таких
архетипов – религиозные символы и
образы.
21. Федор Достоевский Владимир Соловьев Николай Бердяев Павел Флоренский
Религия как стержень культуры,как основа нравственности. В будущем не может быть
безрелигиозной культуры. Религия «есть жизнь нас в Боге и Бога в нас». Религия
обеспечивает душе спасение, водворяет душе спасение, водворяет мир в душе,
умиротворяет общество и природу.
22. Элементарные формы религиозной жизни
23. Формы религиозных верований
Полидемонизм - иерархия духов;Политеизм – многобожие;
Супермотеизм – почитание многих богов, но приоритет одного
Бога;
Генотеизм – признание существования множества богов, но
почитается лишь единственный Бог;
Монотеизм – представление о существовании единственного
Бога;
а) деизм – Бог как Абсолют по отношению к миру,
признание существования Бога в качестве безличной
первопричины мира, развивающегося затем по своим
собственным законам;
б) пантеизм – Бог во всем (как бы растворение Бога) и всё в
Боге (природа растворяется в Боге);
24. Национальные религии
ИндуизмИудаизм
Конфуцианство
Даосизм
Сикхизм
Парсизм
Синтоизм
Джайнизм
25. Мировые религии
• Буддизм• Христианство
• Ислам
26. Общие черты мировых религий
• Значительное количество верующих;• Космополитизм – направленность на все
человечество
• Эгалитаризм – равенство всех людей независимо
от их социального положения
• Прозелитизм – стремление обратить в свою вере
лиц другого вероисповедания
• Внутреннее самоусовершенствование
• Идеологический контроль
27. Религиозные организации
• Церковь – автономный строго централизованныйинститут, обслуживаемый профессиональными
священнослужителями;
• Секта – объединение верующих,
противопоставивших себя господствующему
религиозному течению;
• Деноминация – промежуточный, особый тип
религиозной организации, имеющий черты как
секты, так и церкви;
28. Религиозный культ
Богослужение
Обряды
Таинства
Ритуалы
Посты
Молитвы
Жертвоприношения
Праздники
Паломничества
29. Атеизм
Это система взглядов и убеждений, отрицающаясуществование Бога, каких-либо сверхъестественных
сил, существование религии вообще.
Атеизм возникает вместе с религией.
Причина возникновения: неспособность религии
решать проблемы, встающие перед человеком.
30. Форма атеизма (формы критики религии)
31. Домашнее задание
Разобрать следующие понятия:•экуменизм
•реформаторство
•униатство
•прозелитизм