0.97M
Категории: ФилософияФилософия ПравоПраво

Философско-правовые идеи В.И. Ленина

1.

Презентация
по дисциплине
Философия
Тема:Философско-правовые идеи
В. И. Ленина
Выполнил обучающийся
1 курса заочной формы
обучения
МЗ13 группы
Савушкина Виктория
Вячеславовна

2.

Философия
философского
права
знания,

это
составная
изучающая
часть
общие
закономерности возникновения и развития права,
средства его функционирования, содержание познания
юристов и проверку истинности получаемых знаний,
осуществляющая
методологические
обобщения
по
систематизации и классификации подходов к трактовке
права, обобщающая конкретные правовые знания до
уровня их распространения среди широкого круга
граждан общества, обеспечивающая прогноз развития
права в его дифференциации и интеграции.

3.

Современный этап философско-правовых исследований в России
20-х года XX столетия - постепенно исследования по философии права свелось на
нет. В марксистско-ленинской интерпретации философия права теряет свое
философское содержание и выступает как один из аспектов теории государства и
права — обобщающей, общетеоретической дисциплины в системе юридических наук.
В правовой науке прочно утвердился правовой позитивизм в марксистском варианте,
где господствующим принципом становится «абсолютный суверенитет государства», а
право понимается как «возведенная в закон воля господствующего класса».
70-е годы - начинается постепенный отход от узкого, чисто юридического понимания
права. Хотя сам термин «естетвенное право» не употреблялся, тенденция к
естественно-правовому
подходу
проявляется
в
реабилитации
проблематики
правосознания. Однако несмотря на все расхождения между «узконормативным» и
«широким» подходами оба они отождествляли право и закон.
Середина 90-х годов - возрождение в России исследований по философии права в
собственном смысле. Существенный вклад в возрождение философии права как
научной дисциплины внесли С. Алексеев, В. Зорькин, В. Нерсесянц, В. Туманов и др.
Таким образом, русская философско-правовая мысль имеет глубокие и мощные исторические корни. За время своего развития
она приобрела характерные особенности, вместившие как национальное, так и мировое философско-правовое знание.

4.

Философско-правовые идеи В. И. Ленина
Ленин всегда исходил из трактовки права как возведенной в закон воли господствующего класса, содержание которой определяется
классовыми материальными условиями и интересами, оформленными в виде системы норм, правил, установленных или санкционированных
государственной властью. Исходя из марксистско-ленинского определения права в условиях диктатуры пролетариата должно было
применять к правоотношениям революционное правосознание, а не старые буржуазные понятия. Сообразно новому теоретическому
положению последние ленинские работы дают представление об основах советского отраслевого права.
В гражданском праве Ленин обосновал отрицание частного права и признание только права публичного, отказ от частной
собственности, разрешение только общественной собственности, жесткое государственное регулирование капиталистических
элементов экономики.
Трудовое право, впервые выделявшееся в самостоятельную отрасль, исходило из того, что Октябрьская революция уничтожила строй
эксплуатации и трудящиеся получили возможность работать как на себя, так и на общество. То, что было верно по отношению к
пролетариату, по-иному рассматривалось в отношении бывшего эксплуататора. Согласно новому, революционному принципу: "Кто не
работает, тот не ест!" по отношению к буржуазии, помещикам и уклоняющимся от общественного труда при "военном коммунизме"
санкционировались репрессивные меры.

5.

В уголовном праве Лениным обосновывалось усиление репрессивной, тоталитарной сущности пролетарского государства в отношении
не только классовых врагов, но и бывших союзников по революционной борьбе — социал-демократов. Последние также были
причислены к политическим врагам советской власти, против них Ленин призывал к усилению репрессий, "вплоть до высшей меры
наказания".
Семейное право, также выделившееся в самостоятельную отрасль, исходило из коммунистического учения об отмирании правовых
отношений по мере утраты социальной необходимости в них, уменьшения значения хозяйственно-потребительских отношений.
Вместо них на первый план выдвигались нравственные, эстетические и психологические отношения, которые согласно этому учению
совершенствуются с гармоническим развитием личности и по мере приближения к коммунизму. Сообразно этому теоретическому
обоснованию семья как важный вид социальной общности, построенная на супружеском союзе и родственных связях, должна была
претерпеть существенную эволюцию. Революционные изменения в семье проявились уже в первых мерах советской власти по
отделению церкви от государства, в поиске новых типов и форм семьи.
В 30 - 70-е годы прошлого столетия административное право формировалось как составная часть марксистско-ленинского учения о
государстве и праве. В 1967 году Ю.М. Козлов в своей одноименной монографии определяет предмет отрасли административного
права как регулирование общественных отношений в области государственного управления.

6.

Выводы
Отношение к марксистско-ленинской философии в наши дни противоречивое. Еще недавно она была единственной
официально–разрешенной философской концепцией в нашей стране. Руководители философского сообщества, авторы монографий
и учебников провозглашали ее абсолютной истиной, учением, лишенным каких бы то ни было ошибок и недостатков. Теперь
зачастую ее объявляют псевдофилософией, набором заблуждений и идеологических лозунгов, пытаются вычеркнуть 70-летний
период марксизма-ленинизма из отечественной истории.
Видимо, нужно еще время, чтобы пришло понимание того, что марксистско-ленинская философия – это философская
традиция, которая с одной стороны тесно связана с нашей историей и не в меньшей мере выражает национальный дух России.
English     Русский Правила