Похожие презентации:
Рассказы из чемодана: автобиография поколения в произведениях С. Довлатова
1.
Рассказы из чемодана:автобиография поколения в
произведениях С. Довлатова
2.
Цели:• Познакомиться с творческой
биографией С. Д. Довлатова
• Выявить и оценить реалии
советского времени (на основе
повести «Чемодан»)
• Проанализировать повесть
«Чемодан» с точки зрения формы
и содержания
3.
В чём состоитфеномен
творчества
С. Довлатова?
Негромкая музыка здравого смысла
4.
• Почему Довлатов называл себярассказчиком?
• Почему писатель называл свой метод
псевдодокументализмом?
• Любимый жанр - ?
• Задача - ?
• Сверхзадача - ?
• Форма мышления - ?
5.
Креповые финские носки
Номенклатурные полуботинки
Приличный двубортный костюм
Офицерский ремень
Куртка Фернана Леже
Поплиновая рубашка
Зимняя шапка
Шоферские перчатки
Повесть «Чемодан», 1986г.
6.
• «Чемодан» – книга о личностных смыслах вещей,которые стали для автора этапами его судьбы,
воспоминанием о «такой России»
Образ героя-повествователя складывается из
вещей: носки, полуботинки, рубашка, костюм,
куртка, офицерский ремень, шапка, перчатки
7.
Чемодан в довлатовской книге – хранительпропащей, бесценной, единственной жизни
Вещественные знаки
невещественных отношений
8.
Приметы и реалии 70-х годовПозиция героя -рассказчика
• Отсутствие товаров на
прилавках магазинов
• Погоня за дефицитными
шмотками
• Маленькая зарплата (см.
рассуждения Фреда)
• Фарцовка
• Работа советской
промышленности
• Он был обычным студентом,
который хотел понравиться
девушке
• Нарушение закона понимает
как один из вариантов
«выжить», «выстоять»
Креповые финские носки
9.
Приметы и реалии 70-х годовПозиция героя -рассказчика
• «Воруют все»
• Продажное творчество,
приспособленчество в
искусстве
• Бездарность официально
признанных «творцов»
• Сцены митингов, желание
советской верхушки
покрасоваться
• Выступление деятелей
культуры и искусства на
открытии каких-либо
народнохозяйственных
объектов
• «идеологическая работа не
для меня»
• Мне хотелось чего-то
далёкого от нравственных
сомнений
• Цинизм по отношению к
начальству и сделанной
работе
Номенклатурные полуботинки
10.
Приметы и реалии 70-х годовПозиция героя -рассказчика
• Работа советских газет
• Высылка шведского
журналиста, который хотел
написать книгу о России
(«шпион»)
• Вербовка («сведения,
которые мы имеем о вас,
более чем противоречивые»)
• «Я и сейчас одет неважно. А
раньше одевался ещё хуже.
• Ненавидел газетную работу
(«все мои затеи –
неосуществимые, всё кругом
не для печати»
• Выпросил у КГБ приличный
костюм (издёвка)
• Предупредил шведского
журналиста, что за ним
следят
Приличный двубортный костюм
11.
Приметы и реалии 70-х годовПозиция героя -рассказчика
• Советские выборы ( по
домам ходили агитаторы)
• Истории писателей
• Приспособленчество в
искусстве (история братьев
Данчиковских)
• «Хочу, чтобы меня оставили
в покое»
• Я раза три вообще не
голосовал из ненависти к
бессмысленным действиям
• Равнодушие (отношение с
женой)
• Его оценка «Иванова
детства» А. Тарковского
Поплиновая рубашка
12.
Стилевой доминантой в прозе Довлатова становится
установка на предельно лаконичную, лишённую
преукрашательства прозу. Повествование организовано
прежде всего при помощи нейтрального слова, обычно
автор избегает каких-либо форм просторечной, диалектной
лексики.
Литературный язык становится важнейшим компонентом
художественной речи в целом. В прозе Довлатова нет
случайных слов. Известно, что автор следовал
беспрецедентному правилу – не употреблять в пределах
одного предложения слов, начинавшихся с одной и той же
буквы.
13.
• Юмор …не цель, а средство, и более того,инструмент познания жизни: если ты исследуешькакое-то явление, то найди – что в нём смешного, и
явление раскроется тебе во всей полноте»
14.
• Довлатовкий «Чемодан», в сущности, машинавремени. Фанерный сундучок воспоминаний. Полный
вещих вещей. Жалкая и трогательная память об
ушедшей жизни, о родине.
«…Но и такой, моя Россия,/ты
всех краёв дороже мне…»
15.
Единственный вид комфорта, который превозносилДовлатов, - это комфорт человеческого мышления,
комфорт беседы. Поэтому и себя он называл
«рассказчиком»
Довлатов писал о том, как люди не
умеют жить, оставаясь при этом свободными людьми