2.24M
Категория: ГеографияГеография

Ханты. Перспективы сохранения ханты как этноса

1.

Ханты
Выполнила: Слепцова Анна Андреевна
Преподаватель: Юстус Татьяна Владимировна

2.

Ха́нты - коренной малочисленный угорский народ, проживающий на
севере Западной Сибири, в основном в ХМАО.
Этноним
Самоназвание «хантэ» означает «человек».
В русском языке для обозначения
представителей народа существуют слова:
во мн. ч. ханты (склоняемое); в ед. ч.
хантыйка (женский род), а также ханты
(несклоняемое) для обозначения мужчины
или женщины.

3.

Общая информация
Ханты — коренной народ в Западной Сибири.
Самоназвание — ханши, хандэ, кантпэк.
Бытуют локальные самоназвания: казым ех
(люди Казыма), сыня ех (люди Сыни) и другие.
Среди ханты выделяются три этнографические
группы (северные, южные и восточные),
отличающиеся диалектами, самоназваниями,
особенностями в хозяйстве и культуре. Внутри
каждой из них, в свою очередь, имеются
территориальные объединения,
различающиеся обычно по названиям обских и
иртышских притоков: васюганские,
салымские, казымские и др. В научной
литературе ханты вместе с манси
объединяются общим названием обские угры.
До начала XX века русские называли ханты
остяками.
Говорят на хантыйском языке, который вместе
с мансийским и венгерским составляет
угорскую группу финно-угорских языков.
Имеется три группы диалектов: северная
(обдорский, шурушкаро-березовский,
казымский, шеркальский), южная (атлымский,
леушинский, иртышско-кондинский) и
восточная (сургутский, салымский, ваховасюганский). В лексике хантыйского языка
отразились тесные связи с соседями —
ненцами, татарами, коми-зырянами.
В основе формирования ханты лежит культура
древних аборигенных уральских племен,
занимавшихся охотой и рыболовством.
Позднее они подверглись влиянию
скотоводческих андроновских племен. Процесс
слияния этих этнических элементов занял
длительное время — до середины I
тысячелетия н.э., когда в основном и
сложились обско-угорские племена. К концу I
тысячелетия н.э. с востока и юго-востока в
северо-западную Сибирь пришли самодийские
племена. В результате часть обских угров
восприняла элементы самодийской культуры. В
эпоху средневековья существенное влияние на
них оказал тюркский этнический компонент.
Имеются следы тунгусского и кетского
влияния.

4.

Территория расселения и численность
В древности расселение ханты было очень широким — от низовий Оби на Севере до
Барабинских степей на Юге и от Енисея на Востоке до Зауралья, включая бассейны
рек Северная Сосьва, Ляпин, Пелым и Конда. В последующем часть западных ханты
переселилась на Восток и Север. На Севере ханты вступали в контакты с ненцами и
частично были ими ассимилированы. В южных районах шли интенсивные
процессы тюркизации. К XX веку южные ханты были почти полностью
ассимилированы сибирскими татарами и русскими.
За три столетия (XVII-XIX вв.) пребывания в составе России численность ханты
выросла с 6.3 тыс. чел. до 16.2 тыс. Рост численности продолжался и в XX веке. По
переписи 2002 г. в РФ — 28678. По численности они продолжают оставаться одним
из крупнейших коренных народов Севера. Больше половины ханты сосредоточено в
Ханты-Мансийском автономном округе – 17128 человек, в Ямало-Ненецком округе
их 8760, в Томской области - 873 человек.
На территории Ханты-Мансийского округа более 70 поселков, в которых живут
ханты. Большинство из них небольшие поселения, число жителей в которых не
превышает нескольких десятков человек. Около 2 тыс. ханты живет в городах округа
— Ханты-Мансийске, Нижневартовске, Сургуте и других.

5.

Ханты (как и манси) характеризуются
следующим комплексом признаков:
-низкий рост (менее 160 см в среднем для мужчин),
-общая грацильность (миниатюрность строения),
-неширокая голова, мезо- или долихокефальная по форме и низкая по высоте,
-прямые мягкие чёрные или русые волосы,
-тёмные или смешанные глаза,
-заметно варьирующий по группам процент монгольской складки века, прикрывающей слёзный бугорок (эпикантус),
-различное по форме лицо средней высоты, с заметной
уплощённостью и скуластостью,
-нос слабо или средневыступающий, в основном
средний по ширине, преимущественно с прямой или
вогнутой спинкой носа, с приподнятым кончиком и
основанием,
-ослабленный рост бороды,
-относительно широкий рот,
-небольшая толщина губ,
-средневыступающий или убегающий подбородок

6.

7.

Предки хантов проникли с юга в
низовья Оби и заселили территории
современного Ханты-Мансийского и
южных районов Ямало-Ненецкого
автономного округа, а с конца I
тысячелетия на основе смешения
аборигенов и пришлых угорских
племён начался этногенез хантов
(усть-полуйская культура).
Этногенез

8.

Традиционные занятия – речное
рыболовство (особенно на Оби,
Иртыше, в низовьях их
притоков), таёжная охота (в
основном пушной зверь, а также
лось, медведь) и оленеводство. В
южных районах и по Оби с 19 века
распространено животноводство
и овощеводство. Большое
значение имеет собирательство.
Женщины занимаются шитьём
одежды и обуви из оленьего меха,
замши, цветного сукна,
вышивкой бисером. Сохраняются
традиционные орнаменты
("заячьи уши", "ветви берёзы",
"след соболя", "оленьи рога",
"щучьи зубы" и др.).

9.

Перспективы сохранения
ханты как этноса
Несмотря на снижение рождаемости и повышение
смертности в первой половине 90-х гг. хантам, в отличие от
некоторых других народов Севера, не грозит исчезновение.
Достаточно благоприятная половозрастная структура (в
ближайшие годы заметно увеличится число женщин в
детородном возрасте) позволит компенсировать снижение
уровня рождаемости и иметь положительный прирост
населения. Беспокойство хантыйских лидеров вызывает
усиление ассимилятивных процессов (в многонациональных
поселках до половины семей ханты — смешанные в
этническом отношении), снижение социально-значимых
функций хантыйского языка, исчезновение многих
элементов традиционной культуры. Думается, однако, что
подобные угрозы существованию этноса имеются у любого
народа. Культура народа никогда не бывает статичной, она
постоянно изменяется во времени и пространстве,
дополняется новыми заимствованными или отвечающими
изменившимся условиям жизни элементами. Это и
наблюдается у хантов. В борьбе с промышленной экспансией
различных компаний, министерств и ведомств растет их
этническое самосознание, происходит дальнейшая
этническая консолидация, а это — самое главное для
полноценной этнической жизни.

10.

На этом все!
Спасибо за внимание!
English     Русский Правила