Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»
История создания романа (1864-1869)
Исторические хроники в романе
Основные «картины» романа
Основные «картины» романа
Основные герои романа
Образы главных героев (сравнение)
Образ войны в романе
Образ Кутузова в романе
Образ Наполеона в романе
Образ русской нации в романе
Образ народа в романе
Моральные факторы войны в романе
3 главных «мысли» романа «Мысль семейная»
3 главных «мысли» романа «Мысль семейная»
3 главных «мысли» романа «Мысль семейная»
3 главных «мысли» романа «Мысль семейная»
3 главных «мысли» романа «Мысль семейная»
3 главных «мысли» романа «Мысль семейная»
3 главных «мысли» романа «Мысль народная»
3 главных «мысли» романа «Мысль народная»
3 главных «мысли» романа «Мысль духовная»
3 главных «мысли» романа «Мысль духовная»
Анализ эпилога
Приемы раскрытия образов у Толстого
Приемы раскрытия образов у Толстого
Приемы раскрытия образов у Толстого
Язык романа
Язык романа
Пейзаж в романе
Пейзаж в романе
Анализ эпизода
Анализ эпизода
Образ Наташи Ростовой
Образ Наташи Ростовой
Образ Наташи Ростовой
Образ Наташи Ростовой
Образ Наташи Ростовой
Типичные вопросы ЕГЭ по роману «Война и мир»
Типичные вопросы ЕГЭ по роману «Война и мир»
Типичные вопросы ЕГЭ по роману «Война и мир»
142.50K
Категория: ЛитератураЛитература

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»

1. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»

Курышева Я.М.

2. История создания романа (1864-1869)

Напряженная классовая борьба вокруг
крестьянского вопроса
В центре общественного внимания –
проблема «мужика»
Проблема крестьянства в разрезе
дальнейшего развития страны

3. Исторические хроники в романе

I том - 1805 г.
II том - 1806-1811 гг.
III том - 1812 г.
IV том- 1812-1813 гг.
Эпилог - 1820 г.

4. Основные «картины» романа

Картины великих исторических событий
сочетаются в романе с бытовыми сценами,
нарисованными с исключительным мастерством.
В этих сценах нашло отражение то существенное,
чем характеризуется социальная действи
тельность эпохи. Толстой изображает
великосветские приемы, развлечения светской
молодежи, парадные обеды, балы, охоту,
святочные забавы господ и дворовых.

5. Основные «картины» романа

В романе широко показаны следующие
картины общества:
Быт помещичьей России (с одной стороны высшая бюрократическая и придворная
знать - Курагины, Шерер и др.), с другой московское разоряющееся барство
(Ростовы);
оппозиционно настроенная аристократия
(старик Болконский, Пьер Безухов).

6. Основные герои романа

Андрей Болконский
Пьер Безухов
Народ
Л.Н. Толстой: «Чтобы произведение было хорошо,
надо любить в нем главную, основную мысль.
Так, в «Анне Карениной» я люблю мысль семе
йную, в «Войне и мире» любил
мысль народную…»

7. Образы главных героев (сравнение)

Как и многие мыслящие люди в первые годы XIX века, и не только в России, Пьер Безухов
и Андрей Болконский заворожены комплексом «наполеонизма». (Бонапарт, только что
провозгласивший себя императором Франции, по инерции сохраняет ореол великого
человека, расшатывающего устои старого феодально-монархического мира. Для русского
государства Наполеон — потенциальный агрессор.)
Для правящей верхушки царской России Наполеон - дерзкий плебей, выскочка, даже
«Антихрист», как именует его Анна Павловна Шерер. А у молодого князя Болконского, как
и у незаконного сына графа Безухова, инстинктивное тяготение к Наполеону —
выражение духа оппозиции по отношению к обществу, к которому они принадлежат по
рождению.
Потребуется долгий путь исканий и испытаний, прежде чем оба былых почитателя
Наполеона ощутят свое единство с собственным народом, найдут себе место среди
сражающихся на поле Бородина.
Для Пьера потребуется и еще более долгий и трудный путь, прежде чем он станет
деятелем тайного общества, одним из будущих декабристов. С убеждением, что и его
друг, князь Андрей, будь он жив, оказался бы на той же стороне.

8. Образ войны в романе

В разнообразных сценах военной жизни, в
поступках и репликах персонажей раскрывается
настроение солдатской массы, ее стойкость в
боях, непримиримая ненависть к врагам и
добродушно-снисходительное отношение к ним
же, когда они повержены и взяты в плен.
В военных эпизодах конкретизируется мысль
автора: «Поднимается новая, неведомая никому
сила — народ, и нашествие гибнет».

9. Образ Кутузова в романе

С Кутузовым прямо связаны философско-исторические размышления Толстого.
В Кутузове раскрывается с полной ясностью и разум, и воля испытанного
полководца, который не поддается стихии, мудро учитывает и такие факторы,
как терпение и время.
Сила воли Кутузова, трезвость его ума проявляются особенно ярко в сцене
совета в Филях, где он — наперекор всему генералитету — принимает
ответственное решение оставить Москву.
Наполеон и Кутузов соотносятся как внешний и внутренний человек. Важное их
различие в том, что один воюет за личную славу, а другой за освобождение
Родины.
Главное в Кутузове - теплота патриотического чувства, простота, добро и,
правда. Исторический процесс Толстой уподобляет рою: «роевая сила» и
является главным рычагом истории. У Толстого есть метафора «дубина
народной войны» - это общая сила, в которую каждый вкладывает свою долю.

10. Образ Наполеона в романе

В романе император французов действует в тот период, когда он
превратился из буржуазного революционера в деспота и
завоевателя.
Дневниковые записи Толстого в период работы над «Войной и
миром» показывают, что он следовал сознательному намерению —
совлечь с Наполеона ореол ложного величия.
Писатель был противником художественного преувеличения как в
изображении добра, так и в изображении зла. И его Наполеон не
Антихрист, не чудовище порока, в нем нет ничего демонического.
Развенчание мнимого сверхчеловека совершается без нарушения
житейской достоверности: император просто снят с пьедестала,
показан в свой нормальный человеческий рост.

11. Образ русской нации в романе

Образ русской нации, победоносно противостоящей наполеоновскому
нашествию, дан автором с беспримерной в мировой литературе
реалистической трезвостью, проницательностью, широтой. Причем широта эта
— не в изображении всех классов и слоев русского общества (Толстой сам
писал, что и не стремился к этому), а в том, что картина этого общества
включает множество типов, вариантов человеческого поведения в условиях
мира и условиях войны.
В последних частях романа-эпопеи создается грандиозная картина народного
сопротивления захватчику. В нем участвуют и солдаты, и офицеры, героически
отдающие свою жизнь во имя победы, и рядовые жители Москвы, которые,
несмотря на призывы Ростопчина, покидают столицу, и мужики Карп и Влас, не
продающие сено неприятелю.
Но одновременно в «жадной толпе, стоящей у трона», идет обычная игра
интриг. Толстовский принцип снятия ореола направлен против всех носителей
неограниченной власти. Принцип этот выражен автором в формуле,
навлекшей на него гневные нападки верноподданнической критики: «Царь
есть раб истории».

12. Образ народа в романе

По мысли Л. Н. Толстого, отдельный человек ценен лишь
тогда, когда он — неотъемлемая частица великого целого,
своего народа.
Толстого не интересует внешняя политика Александра I, его
внимание обращено на жизнелюбие, скромность,
храбрость, выносливость, самоотверженность русского
народа. Основная задача Толстого — показать решающую
роль народных масс в исторических событиях, показать
величие и красоту подвига русских людей в условиях
смертельной опасности, когда психологически человек
раскрывается наиболее полно.

13. Моральные факторы войны в романе

Война сама по себе для писателя как была, так и есть «противное человеческому
разуму и всей человеческой природе событие». Но в определенных исторических
условиях война в защиту родной страны становится суровой необходимостью и
может содействовать проявлению лучших человеческих качеств.
Так, невзрачный капитан Тушин своей храбростью решает исход крупного сражения;
так, женственно-обаятельная, щедрая душою Наташа Ростова совершает подлинно
патриотическое дело, уговаривая родителей пожертвовать имуществом семьи и
спасти раненых.
Толстой первым в мировой литературе показал посредством художественного слова
важность морального фактора в войне.
Бородинское сражение стало победой русских потому, что на армию Наполеона
впервые «была наложена рука сильнейшего духом противника». Сила Кутузова как
полководца основана на умении чувствовать дух войска, поступать в согласии с ним.
Именно чувство внутренней связи с народом, с солдатской массой определяет образ
его действий.

14. 3 главных «мысли» романа «Мысль семейная»

В романе три семьи – Болконских, Ростовых и
Курагиных
Семья Болконских
старый князь Болконский и его дети — Андрей и Марья.
Старый князь — представитель древней аристократии,
очень строг, имеет власть как среди слуг, так и в своей
семье. Он очень гордится своей родословной и умом,
желает, чтобы его дети были такими же. Поэтому князь
берется за обучение дочери геометрии и алгебре в то
время, когда от дам подобные знания не требовались.

15. 3 главных «мысли» романа «Мысль семейная»

Князь Андрей — представитель передовой дворянской молодежи.
Это очень волевой, стойкий человек высоких моральных принципов,
он не приемлет человеческую слабость. В жизни его ждет множество
испытаний, но он всегда найдет верный выход благодаря своей
нравственности. Многое изменит в его жизни любовь к Наташе
Ростовой, которая будет для него, как глоток свежего воздуха, символ
настоящей жизни. Но измена Наташи убьет в нем надежду на лучшее.
Однако на этом жизнь Андрея Болконского не закончится, он все-таки
обретет свой смысл жизни.
Для княжны Марьи главным в жизни является самопожертвование,
она всегда готова помочь другому, даже в ущерб себе. Это очень
кроткая, добрая, милая душой и покорная девушка. Она религиозна,
мечтает о простом человеческом счастье. Однако она не настолько
мягка, может быть твердой и стоять на своем, когда унижают ее
чувство собственного достоинства.

16. 3 главных «мысли» романа «Мысль семейная»

Семья Ростовых
Семья Ростовых по смыслу противопоставлена семье
Болконских в том, что главное для Болконских — это разум,
а для Ростовых — это чувства.
Основные черты семейства Ростовых — доброта, щедрость,
благородство, нравственная чистота, близость к народу,
великодушие, открытость, гостеприимство, приветливость.
Помимо своих детей, с ними живет еще Соня, племянница
графа, Борис Друбецкой, сын дальней родственницы, и Вера. В
трудное время семья Ростовых жертвует своим имуществом и
помогает своей стране выдержать войну. Старый граф,
например, жертвует свои повозки для того, чтобы на них возили
раненых. Эта семья — символ освобождения от роскоши
материального мира.

17. 3 главных «мысли» романа «Мысль семейная»

Старый граф, отец Илья Андреевич — простодушный и добрый барин, доверчивый и
расточительный человек, любит свою семью и домашние праздники, у него близкие
отношения с детьми, он их во всем поддерживает.
Графиня Ростова — воспитательница и наставница своих детей, у нее с ними также
доверительные отношения.Теплые отношения, основанные на родственной любви, есть и
в отношениях детей. Наташа и Соня словно лучшие подружки, кроме того, Наташа очень
любит своего брата Николая, радуется, когда он возвращается домой.
Николай Ростов, старший брат Наташи - простой, благородный, честный, отзывчивый,
великодушный человек. Он добр, романтичен, как и Наташа. Прощает старым друзьям
Друбецким их долг. Однако интересы Николая ограничены его семьей и хозяйством. В
конце романа он создает семью с Марьей Болконской, и у них выходит гармоничный союз.
Наташа Ростова, младшая из детей, - веселая, живая, непосредственная девушка, душа
семьи Ростовых, в детстве пренебрегает правилами приличия, принятыми в обществе. Она
некрасива внешне, но у нее красивая чистая душа, в ней много черт от наивного ребенка.
Произведение построено так, что чем ближе человек Наташе, тем он чище духовно.
Наташе не свойствен глубокий самоанализ и раздумья о смысле жизни. Она эгоистична, но
ее эгоизм естественен, в отличие от, например, эгоизма Элен Курагиной. Наташа живет
чувствами и в конце романа находит свое счастье, создавая семью с Пьером Безуховым.

18. 3 главных «мысли» романа «Мысль семейная»

Курагины — это старый князь Василий и три его ребенка: Элен,
Ипполит и Анатоль. Для этой семьи самое важное — это
хорошее материальное положение и статус в обществе, друг с
другом они связаны только кровным родством.
Князь Василий — честолюбивый интриган, стремящийся к
богатству. Ему нужно наследство Кириллы Безухова, поэтому
он вовсю пытается свести свою дочь Элен с Пьером.
Дочь Элен — светская львица, «холодная» красавица с
безупречными манерами поведения в обществе, однако
лишенная красоты души и чувств. Ей интересны только
светские приемы и салоны.

19. 3 главных «мысли» романа «Мысль семейная»

Князь Василий считает дураками обоих своих сыновей. Ипполита он
смог пристроить на службу, чего с него и достаточно. Больше Ипполит
ни к чему не стремится.
Анатоль — светский красавец, повеса, с ним много хлопот. Чтобы он
успокоился, старый князь хочет женить его на кроткой и богатой Марье
Болконской, однако этот брак не состоялся из-за того, что Марья не
пожелала расстаться с отцом и создать семью с Анатолем.
Мысль семейная — одна из самых важных в романе «Война и мир».
Толстой тщательно изучает семейства Болконских, Ростовых и
Курагиных, ставит их в ситуацию переломного времени для страны и
наблюдает, как они будут себя вести. Легко сделать вывод, что
будущее страны автор видит за семьями Ростовых и Болконских,
высокодуховных, добрых и связанных с народом.

20. 3 главных «мысли» романа «Мысль народная»

Эта мысль — вторая важная тема в романе «Война и мир». В ней
отражается глубина и величие русского народа. Толстой показал в
своем романе народ так, что он не кажется безликой массой, люди у
него разумны, именно они меняют и двигают вперед историю.
Много в народе таких людей, как Платон Каратаев. Это смиренный
человек, который всех одинаково любит, он принимает все невзгоды,
которые происходят в его жизни, однако не является мягким и
безвольным. Платон Каратаев в романе — символ народной мудрости,
воспитанной в русских людях с давних времен. Этот персонаж
значительно повлиял на Пьера Безухова, на его мировоззрение. На
основе мыслей Каратаева Пьер потом будет решать для себя, что в
жизни хорошо, а что является плохим.
Мощь и духовную красоту русского народа показывают также многие
эпизодические персонажи. Например, артиллеристы Раевского боятся
смерти в бою, однако по ним этого не видно. Они не привыкли много
говорить, они привыкли доказывать свою преданность Родине своими
делами, поэтому молча защищают ее.

21. 3 главных «мысли» романа «Мысль народная»

Тихон Щербатый — еще один яркий представитель русского народа, он
выражает его гнев, излишнюю, но все же оправданную жестокость.
Кутузов естественен, близок к солдатам, к народу, поэтому и любим своими
подчиненными и обычными людьми. Это мудрый полководец, который
понимает, что ничего изменить не может, поэтому он лишь немного старается
изменить ход событий.
Практически каждый герой в романе проверяется народной мыслью. Чем
отдаленней от народа человек, тем меньше у него шансов на истинное счастье.
Наполеон самовлюблен, что не может быть одобрено солдатами, Кутузов же —
словно отец для своих воинов, кроме того, ему не нужна громкая слава, как
Наполеону, поэтому его ценят и любят.
Русский народ неидеален, да и Толстой не стремится представить его таковым.
Однако все недостатки русских людей перекрываются их поведением в военное
время, ведь каждый готов пожертвовать тем, чем может, во благо своей страны,
чтобы спасти ее. Рассмотрение мысли народной — один из ключевых вопросов
в анализе романа «Война и мир».

22. 3 главных «мысли» романа «Мысль духовная»

Заключается она в духовном развитии основных персонажей. Гармонии
достигают те герои, которые развиваются, не стоят на месте. Они совершают
ошибки, заблуждаются, меняют свои представления о жизни, но в результате
приходят к гармонии.
Так, например, это Андрей Болконский. В начале романа — это образованный
умный молодой человек, который видит всю пошлость дворянского окружения.
Ему хочется вырваться из этой атмосферы, он стремится совершить подвиг и
обрести славу, поэтому отправляется в армию. На поле боя он видит, насколько
ужасна война, солдаты ожесточенно пытаются убить друг друга, чтобы
их самих не убили, патриотизм здесь фальшив. Андрея ранят, он падает на
спину и видит чистое небо над головой. Создается контраст
между убивающими друг друга солдатами и чистым мягким небом. В этот
момент князь Андрей понимает, что в жизни есть вещи поважнее славы
и войны, Наполеон перестает быть его кумиром. Это переломный момент в
душе Андрея Болконского. Позже он решает, что будет жить для своих близких
и себя в семейном мире, однако он слишком деятелен, чтобы замкнуться
только на этом. Андрей возрождается к жизни, он хочет помогать людям и жить
для них, он наконец-то понимает смысл христианской любви, однако светлые
порывы его души обрываются смертью героя на поле сражения.

23. 3 главных «мысли» романа «Мысль духовная»

Пьер Безухов также ищет смысл своей жизни. В начале романа, не находя,
чем ему заняться, Пьер ведет разгульную жизнь. При этом он понимает, что
такая жизнь не для него, но сил бросить ее у него пока нет. Он слабоволен и
чересчур доверчив, поэтому легко попадает в сети Элен Курагиной. Однако
их брак продлился недолго, Пьер понял, что его обманули, и расторгнул брак.
Пережив свое горе, Пьер вступил в масонскую ложу, где и нашел себе
применение. Однако увидев корысть и бесчестие в масонской ложе, Пьер ее
покидает. Сражение на Бородинском поле сильно меняет мировоззрение
Пьера, он видит доселе незнакомый ему мир простых солдат и сам хочет стать
солдатом. Позже Пьер попадает в плен, где видит военный суд и казнь русских
солдат. В плену он знакомится с Платоном Каратаевым, который сильно
влияет на представления Пьера о добре и зле.
В конце романа Пьер женится на Наташе, вместе они обретают семейное
счастье. Пьер недоволен положением в стране, ему не нравится политический
гнет, и он считает, что все можно изменить, объединившись с честными
людьми и начав действовать с ними заодно. Вот таким образом происходит
духовное развитие Пьера Безухова на протяжении всего романа, он наконецто понимает, что лучшее для него — это бороться за счастье и благополучие
русского народа.

24. Анализ эпилога

Эпилог — важная часть романа. Он несет в себе большую смысловую нагрузку, в нем
подводятся итоги, которые затрагивают вопросы о семье, о роли личности в истории.
Первая мысль, выраженная в эпилоге, - это мысль о духовности семьи. Автор
показывает, что в семье главное - это доброта и любовь, духовность, стремление к
взаимопониманию и гармонии, которая достигается путем взаимодополнения
супругов. Это новая семья Николая Ростова и Марьи
Болконской, объединившая противоположные по духу семейства Ростовых и Болконских.
Другая новая семья — это союз Наташи Ростовой и Пьера Безухова. Каждый из них
остается особенной личностью, но идет на уступки друг другу, в итоге они образуют
гармоничную семью. В эпилоге на примере этой семьи прослеживается связь хода
истории с отношениями между отдельными людьми. После Отечественной войны 1812
года в России возник иной уровень общения между людьми, стерлись многие сословные
границы, что привело к созданию новых, более сложных семейств.
Эпилог также показывает, как изменились главные герои романа, к чему они в итоге
пришли. Например, в Наташе трудно узнать прежнюю эмоциональную бойкую девчонку.

25. Приемы раскрытия образов у Толстого

Рисуя внешность человека, Толстой обычно подчёркивает в ней какую-либо деталь, чёрточку,
настойчиво её повторяя, и благодаря этому данное лицо врезывается в память и уже не забывается.
Таковы, например, «лучистые глаза и тяжёлая поступь» Марьи Болконской, «короткая верхняя губка с
усиками» у жены Андрея Болконского, массивность и неуклюжесть Пьера, верхняя губа Долохова,
«энергически опускавшаяся на крепкую нижнюю острым клином», в связи с чем «в углах образовывалось
постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны».
Люди с примитивной психологией, лишённые сложных душевных переживаний, раскрываются Толстым
через одну их внешность. По внешнему облику Берга, как он дан Толстым, можно сразу разгадать его
характер и жизненные стремления.
«Диалектика души» - выражение Чернышевского, применённое им при оценке художественного метода
Л, Толстого.
«Розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застёгнутый и причёсанный, держал янтарь у
середины рта и розовыми губами слегка вытягивал дымок, выпуская его колечками из красивого рта. Берг
говорит всегда очень точно, спокойно и учтиво».
Безупречная внешность, любование собой, поза, стремление подчеркнуть свою принадлежность к
лучшему обществу видны в каждой чёрточке внешнего облика Берга.
Самоуверенность, привычка к властвованию и аристократическая гордость князя Василия Курагина тонко
охарактеризованы Толстым одной фразой: он «не умел ходить на цыпочках».

26. Приемы раскрытия образов у Толстого

Прекрасным средством характеристики человека является
его речь. Основные персонажи романа - дворяне,
получившие воспитание у иностранцев-гувернёров; они
говорят то по-французски, то по-русски. Но даже в их
русском языке много галлицизмов, т. е. речь их строится по
нормам синтаксиса французского языка. Так, например,
Пьер говорит: «Революция уже сделала своё время»;
Николай Ростов: «Ежели бы князь Андрей Николаевич не
был бы жив, то, как полковой командир, в газетах это
сейчас было бы объявлено». У старинных дворян
французская речь легко уживалась с фамильярно-бытовым
русским просторечием и областными говорами.

27. Приемы раскрытия образов у Толстого

Любимые герои Толстого, взглядами, улыбкой, жестами и мимикой лучше, чем словами,
обнаруживают свойства своей души. Говоря, например, что письма Наташи к Андрею
Болконскому «представлялись ей скучной и фальшивой обязанностью» и не доставляли
ей утешения, Толстой это так поясняет: «Она не умела писать, потому что не могла
постигнуть возможности выразить в письме правдиво хоть одну тысячную долю того, что
она привыкла выражать голосом, улыбкой и взглядом».
Любимые герои Толстого - люди со сложным душевным миром. В раскрытии таких
характеров Толстой прибегает к разным приёмам: к прямой характеристике от автора, к
автохарактеристике героя, к внутренним диалогам и размышлениям и т. п.
Внутренние монологи и внутренние диалоги позволяют автору обнаружить такие
сокровенные мысли и настроения героев, передать которые другим путём (например, при
помощи прямой авторской характеристики) было бы трудно без нарушения законов
художественного реализма.
К таким монологам и диалогам Толстой прибегает очень часто. Образцом «внутреннего
монолога» с элементами диалога могут служить размышления раненого князя Андрея в
главе XXXII третьего тома романа. Вот ещё образец «внутреннего монолога»размышления Наташи, детски-непосредственно рассуждающей о себе: «Что за прелесть
эта Наташа!»-сказала она опять про себя словами какого-то третьего собирательного
мужского лица.- Хороша, голос, молода, и никому она не мешает, оставьте только её в
покое» (гл. XXIII второго тома).

28. Язык романа

Язык «Войны и мира» богат, красочен и разнообразен. Авторская речь строится на основе
общенационального русского литературного языка. Но в то же время в языке Толстого
много бытовых русских слов, особенностей областных говоров, например: зеленя, гумны,
насупротив, зазимки, в поперечь волку и др.
Простой народный язык выступает ярко у Толстого в тех местах, где он говорит о народе.
Рассказывая о партизанской войне, Толстой пишет: «Дубина народной войны поднялась
со всей своей грозной и величественной силой и... опустилась и гвоздила французов до
тех пор, пока не погибло всё нашествие».
Живая народная речь особенно выразительно звучит у героев из народной массы: Тихона
Щербатого, Платона Каратаева, солдат. Вот Тихон разговаривает с Денисовым: «Да что же
серчать-то,--сказал Тихон,-что ж, я не видал французов ваших? Вот дай позатемняет, я
тебе каких хошь, хоть троих приведу». Серчать, позатемняет, каких хошь - это всё слова и
выражения безыскусственной крестьянской речи. Безыскусственность речи героев
особенно заметно выступает в фразах, где народ заменяет средний род женским. Один из
солдат говорит на привале, у костра: «Спину погреешь, а брюха замёрзла. Вот чуда».
Но роман Толстого - исторический роман. Толстому необходимо было точно передать
колорит литературного и разговорного языка первой четверти XIX в. Он стремился к тому,
чтобы в романе звучало «эхо» голосов изображаемой эпохи. Толстой добился этого.

29. Язык романа

Вот как, например, говорит член франкмасонской ложи при вступлении Пьера в масоны:
«Не словами токмо, но иными средствами, которые на истинного искателя мудрости и
добродетели действуют, может быть, сильнее, нежели словесные токмо объяснения...» И
тяжёлое синтаксическое построение этой фразы, и слово токмо (в значении только)
характерны для торжественных речей конца XVIII и начала XIX в.
Стремлением Толстого сохранить колорит речи начала XIX в. объясняется и обилие так
называемых «историзмов» в языке романа, т. е. слов, исчезнувших вместе с предметами и
явлениями, характерными для той или иной исторической эпохи (брегет, т. е. часы,
клавикорды и пр.).
Так как у дворянского общества первой четверти XIX в. был в широком употреблении
модный французский язык, то и великосветское общество в романеТолстого говорит
полурусским, полуфранцузским языком. «О да, ma tante («ма тант - тётушка); «Знаешь, mon
cherie» (мои шер - мой дорогой); «По правде вам сказать, entre nous...» (антр ну -между
нами). Так Толстой передаёт особенности салонной речи дворянской аристократии.
Толстой писал: «Когда я пишу историческое, я люблю быть до малейших подробностей
верным действительности». Речь героев романа, как и описание исторических событий, у
него всегда верна действительности.

30. Пейзаж в романе

Поражает прежде всего необычайная наблюдательность писателя и
художественная чуткость к запахам и краскам, к тончайшим оттенкам жизни
природы. Он отметит и молодые «зелёные клейкие листья» берёзы, и
зеленеющий где-то кустарник, и «сочную, тёмную зелень дуба», и лунный свет,
ворвавшийся в комнату, и свежесть весенней ночи. Вспомним чудесно
описанную охоту в Отрадном. И люди, и животные, и природа выступают здесь
как показатели мощной силы жизни, её полнокровия.
Пейзаж выполняет в романе различные функции. Наиболее общей
особенностью пейзажа Толстого является соответствие этого пейзажа
настроению героя.
Разочарование, мрачное настроение князя Андрея после разрыва с Наташей
окрашивает в мрачные тона и окружающий пейзаж. «Он посмотрел на полосу
берёз, с их неподвижной желтизной, зеленью и белой корой, блестящих на
солнце». «Умереть... чтобы меня убили, завтра, чтобы меня не было... чтобы
всё это было, а меня бы не было...»

31. Пейзаж в романе

В других случаях пейзаж непосредственно воздействует на человека,
просветляя и умудряя его. Князь Андрей, раненный под Аустерлицем, смотрит
на небо и думает: «Да! Всё пусто, всё обман, кроме этого бесконечного неба».
Дуб, который дважды встречает на своём пути князь Андрей, совершенно поразному раскрывает ему «смысл жизни»: в одном случае он кажется князю
Андрею олицетворением безнадёжности, в другом - символом радостной веры в
счастье.
Наконец, Толстой использует пейзаж как средство характеристики реальной
обстановки. Вспомним хотя бы сильный туман, расстилавшийся сплошным
молочно-белым морем над окрестностями Аустерлица. Благодаря этому туману,
закрывавшему позиции французов, русские и австрийские войска были
поставлены в худшее положение, так как не видели неприятеля и неожиданно
столкнулись с ним лицом к лицу. Наполеон же, стоявший на высоте, где было
совершенно светло, мог безошибочно руководить войсками.
Важно подчеркнуть, что Толстой смотрит на природу чисто материалистически,
не вкладывая в неё никакого таинственного, религиозного смысла и
содержания.

32. Анализ эпизода

Эпизод встречи Андрея Болконского с дубом (2 том, 3 часть, 1 и 3 главы)
Встреча с дубом символизирует переход Андрея Болконского от старой скучной и унылой
жизни к новой и радостной.
Дуб своим внешним видом соотносится с внутренним состоянием героя. Это
символический образ психологического состояния князя Андрея, образ масштабных и
скорых перемен, произошедших в его душе.
При первой встрече дуб выглядит старым угрюмым деревом, которое не гармонирует с
остальным лесом. Такой же контраст легко заметить в поведении Андрея Болконского в
обществе А. П. Шерер. Ему неинтересны светские беседы, надоевшие, давно знакомые
ему люди.
«На краю дороги стоял дуб… с обломанными, давно видно, суками и с облапанною корой,
заросшею старыми болячками…. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны
и не хотел видеть ни весны, ни солнца…».
Когда Андрей встречает дуб во второй раз, он уже выглядит иначе: дуб словно полон
жизненных сил и любви к окружающему миру, на нем не осталось никаких болячек,
засохших и корявых веток, он весь покрыт сочной молодой зеленью. Дерево
было еще достаточно сильным и крепким, в нем был заложен высокий потенциал, как и в
Андрее Болконском.

33. Анализ эпизода

Потенциал Андрея проявился и в бою при Аустерлице, когда он
увидел небо; в его встрече с Пьером, когда тот рассказывал ему о
масонстве, о Боге и вечной жизни; в моменте, когда Андрей
случайно подслушал слова Наташи, которая восхищалась
красотой ночи. Все эти моменты возродили Андрея к жизни, он
вновь почувствовал вкус жизни, радость и счастье, как дуб,
«зацвел» душевно. К этим переменам героя также привели его
разочарования — в личности Наполеона, в смерти Лизы и т. д.
Все это сильно повлияло на Андрея Болконского, привело его к
новой жизни с другими идеалами и принципами. Он осознал, в
чем был не прав раньше и к чему теперь ему нужно
стремиться. Таким образом, внешнее преображение дуба в
романе символизирует духовное перерождение Андрея
Болконского.

34. Образ Наташи Ростовой

В ней автор воплотил, по его мнению, идеал женщины-матери. Автор рисует
Наташу в развитии, он прослеживает ее жизнь на протяжении длительного
времени. С годами меняются ощущения и мировосприятие героини.
Впервые в романе она появляется тринадцатилетней девочкой, “черноглазая, с
большим ртом, некрасивая, но живая”. Подчеркивая внешнюю
непривлекательность своей героини, Толстой утверждает, что гораздо важнее
красота души, внутренний потенциал; одаренность, способность к пониманию,
чуткость, тонкая интуиция. Простота, естественность и одухотворенность
Наташи побеждают ум и хорошие манеры.
Толстой противопоставляет живую, энергичную, всегда неожиданную Наташу
холодной Элен, светской женщине, живущей по заведенным правилам, никогда
не совершающей необдуманных поступков. Элен, в отличие от Наташи, никогда
бы не позволила бы себе при Марье Дмитриевне, которую все боятся, спросить
через весь стол, какое пирожное будет сегодня на ужин.

35. Образ Наташи Ростовой

Наташа не испорчена условностями и предрассудками общества и живет лишь по тем
законам, которые диктует ей сердце, сохраняя жизнерадостность, естественность и
непосредственность.
С возрастом в Наташе возникает желание быть в центре внимания, вызывать
всеобщее восхищение. Наташа любит себя и считает, что все также должны ее любить;
хотя героине и присущ эгоизм, это эгоизм еще искренне-детский, свойственный личности
несформировавшейся. Она любит думать о себе от третьего лица и сама о себе
замечает: “Что за прелесть эта Наташа!” И все действительно восхищаются ею, любят
ее. Наташа одним впечатлением определяет общественное поведение, заставляет поновому видеть вещи.
Наташа принадлежит к тем персонажам, которые живут “умом сердца”. Об уме же
героини судить сложно. Пьер говорит, что Наташа “не удостаивает быть умной”. Ее
предназначение состоит в другом: она оказывает влияние на нравственную жизнь других
героев, обновляя и возрождая их к жизни. Разрешая каждым своим поступком сложные
вопросы, Наташа как бы сама олицетворяет ответ на вопрос, который так долго и
мучительно ищут Андрей Болконский и Пьер Безухов. У самой же героини нет
склонности оценивать и анализировать поступки и явления. В этом смысле она обладает
собственным, прямым знанием ценностей жизни.

36. Образ Наташи Ростовой

В Наташе изначально заложен русский национальный характер. В сцене после
охоты она с удовольствием слушает игру и пение дядюшки, который “пел так,
как поет народ”, а затем танцует “Барыню”. Все окружающие поражаются ее
умению понять все то, что было во всяком русском человеке. “Где, как, когда
всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, - эта
графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла
она эти приемы, которые давно бы должны были вытеснить!”
Писатель отмечает поэтичность своей героини. Находясь в Отрадном, Наташа
созерцает звездное небо, искренне восхищаясь ночным пейзажем: “Ведь
этакой прелестной ночи никогда не бывало”, - говорит она. В этом проявляется
близость героини к природе.
Свойственно героине и самопожертвование. Не задумываясь, она отдает все
подводы под раненых, оставляя вещи, и не представляет, что можно поступить
иначе в данной ситуации.
Сущность натуры Наташи - любовь. Это чувство неотделимо от героини.
Искреннее чувство впервые посещает ее при встрече с князем Андреем.
Андрей Болконский становится непринужденным и естественным рядом с
Наташей, а он мог оставаться собой лишь с очень немногими людьми: “Князь
Андрей любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского
отпечатка. И такова была Наташа”.

37. Образ Наташи Ростовой

Однако Наташа Ростова и Андрей Болконский- разные люди. Он живет
разумом, она - сердцем, инстинктом, и поэтому чужда интеллектуальному миру
князя Андрея. В том, что Наташу влечет к Анатолю Курагину, который
противопоставлен князю Андрею полнотой жизни, проявляется естественность
Наташи, ее близость к природным началам. Ведь именно жажда жизни в
Анатоле так привлекла ее. Она выполняет естественное предназначение
женщины (стремление к любви) остальное, по мнению писателя, является
наносным и неважным. Все ее метания, в конечном счете, имеют целью
создание семьи и рождение детей.
После душевного кризиса Наташу вновь посещает радостное и новое чувство.
Оно и возвращает ее к жизни. Важную роль сыграл здесь и Пьер, “детская
душа” которого была столь близка Наташе. Он был единственным, кто вносил
радость в дом Ростовых, когда она мучилась угрызениями совести, страдала и
ненавидела себя за случившееся. Пьер боготворил Наташу, а она была
благодарна ему только за то, что он есть и что он для нее единственное
утешение. Пьер, как и Наташа, живет чувствами и эмоциями, поэтому эти герои
так близки друг другу по своему внутреннему содержанию.

38. Образ Наташи Ростовой

В эпилоге Наташа показана уже не той веселой, наивной девочкой. Она
любящая и любимая жена, мать четверых детей. Бывшая модница, героиня не
интересуется более своей внешностью, поскольку теперь это для нее не имеет
значения. Она максимально приблизилась к ответу на вопрос о смысле
человеческого бытия. Фальшивое светское общество чуждо Наташе; после
замужества она практически перестает бывать в свете.
Только через любовь к Пьеру и семью Наташа обретает душевное
спокойствие.
Создав образ Наташи Ростовой, Толстой дал понять, что она последует за
Пьером Безуховым в Сибирь и повторит судьбу жен декабристов.
Итак, в образе Наташи Ростовой воплотилась идея о том, что красоты и
счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Именно от нее исходит
энергия обновления, освобождения от всего фальшивого, ложного, привычного.
Эта героиня явилась толстовским идеалом жизни без мук и исканий холодного
разума.

39. Типичные вопросы ЕГЭ по роману «Война и мир»

1. Какое жанровое определение закрепилось за «Войной и миром» Л. Н. Толстого?
2. Какой образ в «Войне и мире» является моделью-аналогом жанра и художественного мира
романа-эпопеи Л. Н. Толстого?
3. О ком из героев «Войны и мира» Л. Н. Толстого рассказывается в приведенном отрывке? «И в
новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно
жить в деревне, говоря, что ежели кому его нужно, то тот и от Москвы полтораста верст доедет
до Лысых Гор, а что ему никого и ничего не нужно. Он говорил, что есть только два источника
людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетелй: деятельность и ум.
Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развивать в ней обе главные добродетели, до
двадцати лет давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных
занятиях. Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей
математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над
постройками, которые не прекращались в его имении. Так как главное условие для деятельности
есть порядок, то и порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Его
выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же
час, но и минуту. С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменнотребователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не
легко мог бы д
English     Русский Правила