190.16K
Категория: ФилософияФилософия

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

1.

Возникновение науки и основные стадии ее
исторической эволюции
План лекции
1.
2.
3.
4.
5.
Научное знание древнего Египта.
Научное знание в Древней Греции.
Научное знание в эпоху Средневековья.
Эпоха Возрождения и переход к науке как системе знания.
Классическая наука Нового времени.

2.

Научное знание Древнего Египта. Четвертое тысячелетие до н. э. - период
активного развития Древнего Египта. Цивилизация Древнего Египта того
времени располагала глубокими знаниями в области математики, медицины,
географии, химии, астрономии и в других областях.
Основой древнеегипетского хозяйства было ирригационное земледелие.
Природно-климатические условия страны и, в частности, происходившие с
точной периодичностью разливы Нила, обусловили ритмичность и
цикличность мировосприятия древних египтян.
Развитие земледелия повлекло за собой развитие геометрии как землемерия.
Возникли и географические, описывающие землю, карты, отвечающие на
потребность землемерия — геометрии.
Древний Египет подарил миру прекрасные образцы зодчества. Зодчие знали,
что сооружения, подчиненные гармоническим пропорциям, способны влиять
на психофизиологическое состояние человека.
Особое значение имела обработка папируса и кожи, выделка льняных тканей.
Изобретение гончарного круга привело к «массовому» производству
керамических изделий.
Весы были выдающимся достижением древнеегипетской хозяйственной
практики. Особое значение имело изобретение паруса, ставшего первым шагом
в использовании энергии ветра.

3.

Найденные при раскопках гробниц многообразные хирургические
инструменты свидетельствовали о высоком уровне развития хирургии.
Появление письменности трактуется как становление необходимого базиса для
науки древнеегипетской цивилизации.
Древние египтяне знали, что Земля круглая и несется в пространстве. Они
внесли существенный вклад в астрономию, создав солнечный календарь.
Календарь разделял год на три сезона по 4 месяца каждый. Тридцатидневный
месяц делился на декады. В году было 36 декад, посвященных особым
божествам, созвездиям. В конце года добавлялось 5 дней. Возникновение
календаря
также
обусловливалось
потребностями
практической
жизнедеятельности — важно было знать периодичность разлива Нила.
Египтяне создавали карты неба, группировали созвездия, вели наблюдения за
планетами.
Таким образом, научное знание Древнего Египта объективно выступает в
качестве «начала» науки, так как были определены направления научного
познания, ценность знания для жизни общества и человека, были сделаны и
сохранены первые научные открытия, формировалась система передачи
знаний, пусть не всем, но избранным.

4.

Научное знание в Древней Греции. Современная наука своими корнями
уходит в философию Древней Греции и Рима. Предпосылками науки стал
особый тип цивилизации, основанный на рабском труде, а также
культивируемый дух свободы, который позволял осмысливать разнообразные
вопросы, не имеющие непосредственного практического значения. Это
существенно отличало античный мир от мира восточных деспотий, строящихся
на основе господства и подчинения, традиционности и жестком контроле. Дух
античного полиса способствовал формированию свободы мысли,
независимости суждений, терпимости к инакомыслию и желанию вести
научный диалог, спор при уважительном отношении к мнению оппонента.
На ранних этапах возникли натуралистические школы, объясняющие природу
из нее самой. Атомы Левкиппа и Демокрита трактовались как первооснова, т.
е. мельчайшие частицы, отличающиеся друг от друга формой и величиной и
дающие многообразие мира.
Античная математика трактует число как меру всех вещей и выступает
сущностью всего чувственно осязаемого. Даже понятие «идея» Платона в
буквальном переводе означает «форма», но не форма единичной вещи, а форма
форм, идеальная, совершенная форма, искажаемая тем, что она проявляется в
единичных вещах.

5.

Подобные установки способствовали выработке умений и навыков
оперирования идеальными объектами, без которого теоретическое знание
невозможно.
В философии этого периода обосновывается идея всеединства. Фалес основой
всего называл воду, Анаксимандр – апейрон, Анаксимен - воздух, Гераклит огонь, Эмпедокл - 4 стихии: огонь, воздух, воду и землю.
Идея делимости до определенного предела обосновывалась в атомистических
учениях Демокрита и Эпикура. Элеаты (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс)
настаивали на неделимости мира, поэтому существует только единое, а многое
не обладает бытием.
Такое разнообразие взглядов и ответов на один и тот же вопрос
свидетельствовало о сформированности теоретического, абстрактного
мышления, безусловно лежащего в основе научного познания мира.
Для мыслителей античности важнейшим вопросом стал вопрос о познании, о
самой его возможности, достоверности знания, форме выражения, фиксации
знания и т. д. Величайшая заслуга философов - постановка и осмысление
целого ряда проблем, решение которых означало рождение подлинной науки.

6.

К этим проблемам относятся следующие:
• соотношение эмпирического и теоретического (более очевидно не то, что
дается опытом, а то, что дается логикой, разумом);
• непреложность законов научного метода познания и противопоставление
чувственного и рационального познания;
• обоснование необходимости системы доказательств;
• создание универсального языка науки;
• интерпретация научных фактов.
Аристотель разработал законы логики: закон тождества — понятие должно
употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений; закон
противоречия — «не противоречь сам себе»; закон исключенного третьего —
«А или не А истинно, третьего не дано».
Представители пифагорейской школы, полагая, что именно число есть
первооснова всего, в качестве универсального языка науки предлагали
числовые выражения как отражение отношений между существующими
объектами (все вещи исчезают, а числовое их выражение остается), а также
считали, что фиксация полученного знания возможна цифровым письмом.
Определение математики как универсального языка способствовало развитию
принципов рационального типа мышления.

7.

Именно в период античности были заложены основы научного скептицизма.
Так, Ксенофан, Зенон в вопросах познания были скептиками, полагая, что
подлинная истина людям недоступна, удел всех и каждого — субъективное
мнение. В основе скептицизма лежит позиция, основанная на сомнении в
существовании какого-либо надежного критерия истины.
Аристотель разработал теорию мышления, определив его формы: понятия,
суждения
и
умозаключения.
Объективно
Аристотель
является
основоположником логики.
Историография. Историки Геродот и Фукидид (V в. до н. э.) описывали
события, происходящие в конкретных местах и времени, опираясь на опыт и
приемы аналитического мышления (анализ, аналогии, сравнение). Учитывался
и человеческий фактор. Это знаменовало начало формирования научного стиля
мышления, сочетающего анализ и наблюдение.
Медицина. Гиппократ (V - IV вв. до н. э.) отстаивал эмпирико-научный идеал.
Знание должно опираться на наблюдения и практический опыт.

8.

Теоретико-правовые рассуждения занимали значительное место в учениях
софистов, Сократа, Платона и Аристотеля.
Построение эффективного государства, так называемые плохие и хорошие
формы государственного правления.
Платон, решая этот вопрос, полагал, что власть в ее лучшей форме - это власть
«экспертов», власть философов в обществе, имеющем трехслойную структуру:
философы, стражи, производители.
Аристотель выделил три «правильных» и три «неправильных» формы
государственного правления на основе субстанционального (от кого исходит
власть) и количественного (от скольких граждан исходит власть) признаков.
1. Монархия - справедливое правление одного.
2. Аристократия - правление лучших.
3. Полития или умеренная демократия - власть среднего слоя.
4. Олигархия - власть богатых.
5. Крайняя демократия - власть народа.
6. Тирания - беззаконное правление одного.

9.

Математика. Фалесу, одному из ранних древнегреческих философов,
приписывается доказательство теоремы о равенстве углов основания
равнобедренного треугольника.
Важнейшей вехой на пути создания математики как теоретической науки были
работы пифагорейской школы. Ею была создана картина мира, которая хотя и
включала мифологические элементы, но по основным своим компонентам
была уже философско-рациональным образом мироздания. В основе этой
картины лежал принцип: началом всего является число.
Числа представали как особые объекты, которые нужно постигать разумом,
изучать их свойства и связи, а затем уже, исходя из знаний об этих свойствах и
связях, объяснить наблюдаемые явления. Именно эта установка характеризует
переход от чисто эмпирического познания количественных отношений к
теоретическому исследованию, которое, оперируя абстракциями и создавая на
основе ранее полученных абстракций новые, осуществляет прорыв к новым
формам опыта, открывая неизвестные ранее вещи, их свойства и отношения.
В античную эпоху уже была сформулирована идея о том, что язык математики
должен служить пониманию и описанию мира. Развитие теоретических знаний
математики в античной культуре достойно завершилось созданием первого
образца научной теории - евклидовой геометрии.

10.

Физика и химия. Философия античности поставила проблему соотношения
части и целого, единого и множественного. При решении этой проблемы она
подходит к ней теоретически, рассматривая все возможные варианты: мир
бесконечно делим (Анаксагор), мир делится на части до определенного предела
(атомистика Демокрита и Эпикура) и, наконец, совершенно невероятное с
точки зрения здравого смысла решение — мир вообще неделим (бытие едино и
неделимо — элеаты). Для физической картины мира наибольшее значение
имела атомистика. Само введенное понятие используется до сих пор.
В античную эпоху возникают первые теоретические знания механики, среди
которых, в первую очередь, следует выделить разработку Архимедом начал
статики и гидростатики (им развита теория центра тяжести, теория рычага,
открытие основного закона гидростатики и разработка проблем устойчивости и
равновесия плавающих тел и т. д.).
В александрийской науке был сформулирован и решен ряд задач, связанных с
применением геометрической статики к равновесию и движению грузов по
наклонной плоскости (Герон); были доказаны теоремы об объемах тел
вращения (Папп), открыты основные законы геометрической оптики — закон
прямолинейного распространения света, закон отражения (Евклид, Архимед).

11.

Астрономия. В античной астрономии были созданы две конкурирующие
концепции строения мира: гелиоцентрическая, представленная Аристархом
Самосским (предвосхитившая последующие открытия Коперника) и
геоцентрическая система Птолемея.
И если идея Аристарха Самосского, предполагавшая круговые движения
планет по орбитам вокруг Солнца, столкнулась с трудностями при объяснении
наблюдаемых перемещений планет на небесном своде, то система Птолемея, с
ее предcтавлениями об эпициклах, давала весьма точные математические
предсказания наблюдаемых положений планет, Луны и Солнца.
Наука в античный период носила ярко выраженный теоретический характер и
тяготела к абстракциям. При этом на практике эти знания не применялись.
Лишь при особых обстоятельствах великие мыслители нисходили до практики
(например, изобретение Архимедом ворота, рычага, системы линз при защите
его родного города Сиракуз).

12.

Научное знание в эпоху Средневековья. Средневековая западная культура специфический феномен. С одной стороны, продолжение традиций
античности, свидетельство тому - существование таких мыслительных
комплексов, как созерцательность, склонность к абстрактному умозрительному
теоретизированию, принципиальный отказ от опытного познания, признание
превосходства универсального над уникальным. С другой стороны, разрыв с
античными традициями: алхимия, астрология, имеющие явно выраженный
экспериментальный характер.
Традиция стихийно-эмпирического познания природы, начиная с XIII в.,
постепенно развивается в систему естественнонаучного познания.
Философским обоснованием этого выступал номинализм, который, признавая
в качестве единственной реальности единичные, индивидуальные вещи, видел
именно в чувственном познании путь к истине. Это определяло интерес к
феноменам, имеющим место в реальном мире, к эмпирическому исследованию,
к природе, взятой во всем многообразии ее свойств и проявлений.
Познание природы начинает трактоваться как субъективно-психологическая
деятельность, осуществляющаяся в формах чувственного восприятия. Все это
методологически подготовило формирование опытной науки.
На ранних этапах средневековья центрами научно-философской мысли были
монастыри и храмы, но с появлением университетов, именно они стали
центрами развития философии и науки.

13.

Одним из самых значительных представителей опытно-эмпирической
традиции XII - XIII вв. был английский мыслитель Роберт Гроссетест —
основатель оксфордской философской и естественнонаучной школы, теоретик
и практик экспериментального естествознания.
В его работах содержатся зачаточные формы будущей методологии
классического естествознания. Так, например, он высказывал мысли о том, что
изучение явлений должно начинаться с опыта, затем посредством анализа
явлений устанавливается некоторое общее положение, рассматриваемое как
гипотеза; затем дедуктивно выводят следствия, которые должны быть
проверены опытным путем для определения их истинности или ложности.
Наиболее известными мыслителями данного периода были Дунс Скот,
Роджер Бэкон, Уильям Оккам - английские философы и исследователи XII XIII вв. Их деятельность объективно способствовала развитию науки в
экспериментальном направлении.
Роджер Бэкон (1214-1292) английский философ и естествоиспытатель. Он
известен своими опытами в оптике, а основой любого научного исследования
он считал математику. Дедуктивное построение и доказательность
математического знания делают его образцом для других наук. В целом он
обосновывал идею «опытной» науки.

14.

Р. Бэкон выделял три типа опыта:
1. Реальный, жизненный опыт, который можно приобрести только в процессе
жизни;
2. Опыт-доказательство, полученный через внешние чувства. Он касается
только материальных предметов.
3. Духовный опыт, который возможно познать только избранным людям через
мистическое состояние, через внутреннее озарение. Данная идея
предвосхитила собой появление идей об эвристическом озарении и роли
интуиции в науке.
Р. Бэкон был уверен, что познание мира человеком бесконечно, как бесконечны
и возможности возрастания практического могущества человека.
Иоанн Дунс Скот (1266-1308) — шотландский теолог, философ, схоластик и
францисканец.
В вопросе о характере человеческого познания он принимает теорию, согласно
которой в уме нет ничего, что прежде не было бы дано в чувствах. Поэтому он
отвергает наличие в интеллекте каких-либо врожденных идей и теорию
«божественной иллюминации».
Достоверность самоочевидных положений (например, что целое больше любой
своей части) постигается не благодаря некоему божественному воздействию на
человеческий разум, но в силу аналитического характера этих высказываний.

15.

Уильям Оккам (или Оккамский) (ок. 1285 -1347 ) — английский философ,
францисканский монах. Он вошел в историю науки благодаря обоснованию
требования резкого разграничения сферы разума и области веры (теория «двух
истин»), а также проработке вопросов логики.
У. Оккам выделял два вида познания: интуитивное, основанное на
чувственном восприятии, и абстрактное, постигаемое непосредственно в уме
и всегда базирующееся на интуитивном. Он сформулировал позитивистский
принцип экономии мышления (принцип бережливости), вошедший в историю
науки как «бритва Оккама»: нельзя приумножать сущности сверх
необходимости.
В современной науке это требование известно как один из критериев зрелости
научной теории или концепции: экономное построение, отсутствие
избыточных терминов и понятий, а также внутренних противоречий в их
трактовке. Что именно должно присутствовать в теории - решается в
результате тщательного анализа ее концептуального содержания.
В целом, идеи этих философов затрагивали важнейшие методологические
вопросы в области научного познания, что служило развитию научного знания
через постепенный отход от религиозных догм.

16.

В период позднего Средневековья (XIV—XV вв.) постепенно осуществлялся
пересмотр основных представлений античной естественнонаучной картины
мира и складывались предпосылки для создания нового естествознания, новой
физики, новой астрономии, возникновения научной биологии.
В указанный период через усвоение наследия арабоязычной и древнегреческой
математики формировалась западноевропейская математика, накапливался
важный исходный опыт рационально-теоретического анализа, который
определил ее дальнейшее стремительное развитие, начиная с XVI столетия.
В XIII в. в Италии появились и широко распространились первые серьезные
учебники математики. В частности, в математике шагом вперед стало введение
арабских цифр Гербертом Ориньякским (X в.).
В целом достижения в области математики активно использовались как в
различных науках, так и на практике, особенно в мореплавании, строительстве,
торговле, военном деле.
Еще одной наукой, которая получила мощное развитие, была физика, включая
статику, динамику и оптику.

17.

В кинематике средневековые схоласты ввели понятия «средняя скорость»,
«мгновенная скорость», «равноускоренное движение» (они его называли
«униформно-дифформное») и «ускорение».
В эпоху позднего Средневековья в динамике значительное развитие получила
теория импетуса.
Теория импетуса (от лат. impetus - толчок, импульс) — натурфилософская
теория, согласно которой причиной движения брошенных тел является
некоторая сила (импетус), вложенная в них внешним источником. Импетус
считался новым качеством движущегося тела, отсутствующим у неподвижного
тела, аналогично тому, как тепло является качеством горячего тела,
отсутствующим у холодного тела. Процесс передачи импетуса мыслился по
аналогии с теплопередачей. В ходе движения тела импетус постепенно
исчерпывался, благодаря чему брошенное тело в конечном итоге падало на
поверхность Земли.

18.

Французский философ-схоласт Жан Буридан объяснял падение тел с точки
зрения теории импетуса. Он считал, что при падении тел тяжесть запечатлевает
в падающем теле импетус, поэтому и скорость его во время падения возрастает.
Величина импетуса, по его мнению, определяется и скоростью, сообщенной
телу, и «качеством материи» этого тела. Импетус расходуется в процессе
движения на преодоление трения; когда импетус растрачивается, тело
останавливается. Эти выводы стали предпосылками для перехода от понятия
импетуса к понятию инерции и уточнению понятия силы.

19.

В области физики имели особое значение труды Джордано Неморария (Иордан
Неморарий — математик и механик XIII века, дата рождения неизвестна 1237).
Он разработал теорию рычага; ввел понятия веса и тяжести: вес - величина
постоянная, тяжесть - переменная; он решил задачу, с которой не могла
справиться античная физика - задачу о равновесии тела на наклонной
плоскости.
Развитие практических знаний легло в основу наиболее значительных
изобретений средневековой цивилизации. С XII столетия в Европе стала
использоваться ветряная мельница. С того же времени в Испании и Италии
началось производство бумаги, вытеснившей дорогой пергамент.
С XIV в. появились механические часы; первые башенные часы украсили
Миланскую ратушу в 1335 г. В XIV в. было создано огнестрельное оружие. В
1346 г. первые пушки были использованы в Столетней войне, в битве при
Азенкуре.
В XIV столетии была изобретена доменная печь, которая продувалась снизу
воздухом. В печь закладывали руду, уголь и некоторые добавки. В результате
плавки получали чугун, содержащий 2 - 4 % углерода.

20.

В середине XV в. Иоганн Гуттенберг изобрел наборный шрифт, открывший
эру книгопечатания.
В XIV - XV вв. произошли значительные изменения в средствах морской
коммуникации. Появилась смешанная парусная оснастка, позволяющая
плавать против ветра. Было введено рулевое управление. Создан лаг - прибор
для измерения скорости морских судов и пройденного расстояния. Были
усовершенствованы компас, приборы ориентирования по небесным светилам.
Все это явилось практической реализацией научных теоретических разработок.
Особым явлением средневековой науки и культуры в целом стала алхимия.
Алхимия (лат. alchimia, alchymia) — специфическая область натурфилософии.
Алхимия складывается в эпоху поздней античности (II—VI века н. э.). В
большой степени алхимия базируется на учении о четырех первоэлементах
Аристотеля.
Алхимия начала складываться еще в эпоху эллинизма на основе слияния
прикладной химии египтян с греческой натурфилософией, мистикой и
астрологией.

21.

В средневековой алхимии, расцвет которой пришелся на XIII—XV вв., имели
место две тенденции.
Первая тенденция — это мистифицированная алхимия, ставившая задачу
получения благородных металлов, в частности золота, из других веществ,
например из ртути. Эта тенденция развивалась в русле поисков арабских
алхимиков,
сформулировавших
идею
«философского
камня»

гипотетического вещества, ускорявшего «созревание» золота в недрах земли.
Одновременно это вещество трактовалось как эликсир жизни, при помощи
которого можно было вдохнуть жизнь или обеспечить бессмертие.
Исследования и опыты строились на магической практике, к которой
относились колдовство и астрология.
Вторая тенденция - была больше ориентирована на конкретную практическую
технохимию. В этой области достижения алхимии носят научный характер и
имеют практическое значение. К ним следует отнести открытие способов
получения серной, соляной, азотной кислот, селитры, ацетона, сплавов ртути с
металлами, многих лекарственных веществ, создание химической посуды и
другие открытия и изобретения.

22.

В центре средневековой алхимии была идея, что вся материя состоит из
четырех элементов: земли, воздуха, огня и воды. При правильном сочетании
элементов, теоретически, любое вещество на Земле может быть сформировано.
Средневековая алхимия была искусством, она как наука, сохранила свои
секреты и систему символов и таинственных имен для материалов, которые
она изучала. Это во многом объяснялось гонениями со стороны церкви, что
привело к закрытости сообщества алхимиков и своеобразной кодировке
полученного знания.
В XII в. начались попытки перевода на латинский язык арабских трактатов и
сочинений античных авторов в области алхимии.
Начиная с XIII в., можно говорить о европейской алхимии как об особом этапе
алхимического периода.
В период с XII по XVII вв. алхимией занимались известные ученые,
оставившие след в европейской науке. Так, Роджер Бэкон в своих трактатах
«Зеркало алхимии» и «Могущество алхимии» определял ее как науку,
указывающую, как приготавливать и получать некоторое средство - эликсир которое, брошенное на металл или несовершенное вещество, делает их
совершенными в момент соприкосновения.

23.

Он также дал подробное описание природы металлов с точки зрения ртутносерной теории, согласно которой в основе всех металлов лежат два
«принципа»: ртуть, обладающая металличностью, и сера, которой присуща
горючесть.
Данная теория пыталась объяснить такие свойства металлов, как блеск,
ковкость, горючесть, и обосновывать возможность их трансмутации. Однако во
многом эти идеи, скорее всего, были заимствованы из трактатов арабских
алхимиков.
Мистическое направление в алхимии, которое к концу периода средневековья
практически прекратило свое существование, ставило задачей трансмутировать
неодухотворенную природу в одухотворенную и реализовать идею создания
гомункула или гомункулуса - искусственно выращенного живого существа из
пробирки.
Среди наиболее известных имен можно назвать Альберта Великого (XIII в.),
который первым из европейских алхимиков детально описал свойства
мышьяка и высказал мнение о том, что металлы состоят из ртути, серы,
мышьяка и нашатыря.

24.

Альберт Великий или Св. Альберт, Альберт Кельнский, Альберт фон
Больштедт (ок. 1200-1280) — средневековый немецкий философ, теолог,
учёный. Видный представитель средневековой схоластики, доминиканец,
наставник Фомы Аквинского.
Арнальдо де Вилланова (XIII-XIV вв.) - испанский врач, который через свои
алхимические опыты дал описание ядов, противоядий, лечебных свойств
различных растений и способов их употребления.
Парацельс (Филипп Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм или Хоэнхайм, XVI в.) алхимик и врач швейцарско-немецкого происхождения, который трактовал
человека как микрокосм со своей внутренней структурой, в том числе
химической. Парацельс впервые стал использовать химические вещества в
качестве лекарственных средств, описание которых обогатило химические
знания, дал название цинку.
Итальянский алхимик кардинал Джованни Фиданца (XII - XIII вв.), известный
как Бонавентура, благодаря своим попыткам разработать универсальный
растворитель, получил раствор нашатыря в азотной кислоте (aqua fortis),
который оказался способным растворять золото - царя металлов - отсюда и
название - aqua Regis, т. е. царская водка.

25.

К концу средневековья в алхимии набирали силу рациональные течения,
наиболее значительными из которых являлись ятрохимия и техническая химия,
что впоследствии привело к складыванию новой научной химии.
Ятрохимия стремилась поставить химию на службу медицине в целях
приготовления лекарств. Задачей технохимии была разработка и использование
технологических процессов обработки природных материалов, прежде всего
металлов.
Главным результатом алхимического периода, помимо накопления
значительного запаса знаний о веществе, стало становление эмпирического
(опытного) подхода к изучению свойств вещества. Поэтому данный период
объективно выступил переходным этапом между натурфилософией и
экспериментальным естествознанием.

26.

На Арабском Востоке в средние века также развивалась алхимия, которая, в
отличие от европейской, не подвергалась гонениям, а, скорее, поощрялась, что
привело к накоплению знаний, часть которых имела прямое отношение к
научной химии. А труды арабских мыслителей не только переводились на
латынь и европейские языки, но и пересказывались, использовались зачастую
без ссылок европейскими алхимиками, что содействовало прогрессу знания в
целом.
Однако в этот же период арабоязычный мир характеризуется наметившимся
развитием в области математических, физических, астрономических,
медицинских знаний.
В IX в. была переведена на арабский язык книга «Великая математическая
система астрономии (математическое построение)» Птолемея под названием
«Аль-Магистре» (великое), которая потом вернулась в Европу как «Альмагест».
Переводы и комментарии «Альмагеста» служили образцом для составления
таблиц и правил расчета положения небесных светил.

27.

Также были переведены и «Начала» Евклида, и сочинения Аристотеля, труды
Архимеда, которые способствовали развитию математики, астрономии, физики.
Греческое влияние отразилось на стиле сочинений арабских авторов, которым
характерны систематичность изложения материала, полнота, строгость
формулировок и доказательств, теоретичность. Вместе с тем в этих трудах
присутствует характерное для восточной традиции обилие примеров и задач
чисто практического содержания. В таких областях, как арифметика, алгебра,
приближенные вычисления, был достигнут уровень, который значительно
превзошел уровень, достигнутый александрийскими учеными.
Интересна личность Мухаммеда ибн-Мусы аль-Хорезми (780-850), автора
нескольких сочинений по математике, которые в XII в. были переведены на
латынь и четыре столетия служили в Европе учебными пособиями. Через его
«Арифметику» европейцы познакомились с десятичной системой счисления и
правилами (алгоритмами - от имени аль-Хорезми) выполнения четырех действий
над числами, записанными по этой системе.
Аль-Хорезми была написана «Книга об ал-джебр и ал-мукабала», целью которой
было обучить искусству решения уравнений, необходимых в случаях
наследования, раздела имущества, торговли, при измерении земель, проведении
каналов и т. д.
«Ал-джебр» (отсюда идет название такого раздела математики, как алгебра) и «алмукабала» - приемы вычислений, которые были известны Хорезми еще из
«Арифметики» позднегреческого математика (III в.) Диофанта.

28.

Диофант Александрийский
— древнегреческий математик, живший
предположительно в III веке н. э. Нередко упоминается как «отец алгебры».
Но в Европе об алгебраических приемах узнали только от аль-Хорезми.
Мухаммед аль-Баттани (850-929) - астроном, составивший новые
астрономические таблицы и рассчитавший углы наклона солнца к экватору.
Ибн Юлас (950-1009), известный достижениями в области тригонометрии,
составил таблицы наблюдений лунных и солнечных затмений.
Аль-Бируни (973-1048) - автор многочисленных трудов по истории, географии,
филологии, философии, математике, астрономии, создавший основы учения об
удельном весе. Первым на Востоке предположил, что Земля движется вокруг
Солнца.
Абу-Али ибн-Сина (Авиценна) (980-1037) - философ, математик, астроном, врач,
чей «Канон врачебной науки» снискал мировую славу и представляет
определенный познавательный интерес сегодня. Он первым предположил, что
болезни могут вызываться какими-то мелкими существами; выявил заразность
оспы, описал чуму и проказу.

29.

Абу-Али ибн-Сина - автор многих рецептов лекарственных средств на
растительной основе, для этого он изучал свойства природных материалов и
растений. Обосновал необходимость физических упражнений и работы над
дыханием. В астрономии выдвинул идею, что звезды светятся сами, а не
отражают солнечный свет (по Аристотелю), при этом полагая, что и планеты
также светятся сами. В механике он предположил, что существует сила
тяжести, которая передается предмету или другим предметом, или человеком.
Омар Хайям (1048-1122) - это не только великий поэт, но и известнейший в
свое время математик, астроном, механик, философ. Дал классификацию
уравнений 1, 2 и 3-й степени и способы их решения; алгебраический метод
решения квадратных уравнений; попытался представить геометрический метод
решения кубических уравнений («Трактат о доказательствах задач»).
Ибн Рушд (1126-1198) - философ, естествоиспытатель, добившийся больших
успехов в области алхимии (готовил лекарственные препараты) и медицины.
Создал семитомный труд, который был по сути справочником практикующего
врача.

30.

Узбекский математик и астроном Тимур Мирза Мухаммед Улугбек (1394-1449).
Его основная деятельность в составе группы единомышленников была в
Самаркандской обсерватории, построенной при его же участии. 30 лет
наблюдений позволили составить новые астрономические таблицы, где были
отмечены координаты 1018 звезд. Его каталог долгие века считался лучшим в
мире. Результатами наблюдений в обсерватории Улугбека долгое время
пользовались европейские ученые.
После убийства Улугбека и разгрома Самаркандской обсерватории на Востоке
начался период заката математических, физических и астрономических
исследований и центр разработки проблем естествознания, математики
переносится в Западную Европу.
Арабский Восток поддерживал традицию создания новых вычислительных
приемов и специальных алгоритмов. Так, например, вычислялось число до 17
верных знаков. Развивались методы приближенного извлечения корней.

31.

Арабоязычные математики умели также суммировать арифметические и
геометрические прогрессии, разрабатывали приемы исчисления, которые
подводили к понятию интеграла. Они занимались операциями над
алгебраическими иррациональностями, что привело к созданию единой
концепции действительных чисел, а грань между рациональными числами и
иррациональными была практически стерта.
В Европе эту идею восприняли лишь в XVI в. Средневековые математики
стран Востока совершенствовали методы решения уравнений 2-й и 3-й
степени; решали отдельные типы уравнений 4-й степени, кубические
уравнения. Именно арабский Восток дал миру систематическую
тригонометрию, включая таблицы значений котангенса для каждого градуса.
Так зарождалась предыстория неевклидовой геометрии.
Помимо математики получило развитие знание в области физики и механики,
особенно статики, чему способствовали активное денежное обращение и
торговля, которые требовали постоянного совершенствования методов
взвешивания, а также системы мер и весов. Это определило развитие учения о
взвешивании и теоретической основы взвешивания — науки о равновесии,
создание многочисленных конструкций различных видов весов.

32.

Необходимость совершенствования техники перемещения грузов и
ирригационной техники, в свою очередь, способствовала развитию науки о
«простых машинах», конструированию устройств для нужд ирригации.
Абуль-Фатх Абдуррахман аль-Мансур аль-Хазини (первая половина XII в.) —
видный среднеазиатский механик, физик, астроном, математик, философ и
алхимик, ученик Омара Хайяма.
В области динамики средневековыми учеными обсуждались проблема
существования пустоты и возможности движения в пустоте, характер
движения в сопротивляющейся среде, механизм передачи движения, свободное
падение тел, движение тел, брошенных под углом к горизонту.
А в работах Ибн-Сины была сформулирована «теория импетуса», которая в
средневековой Европе сыграла большую роль в качестве предпосылки
возникновения принципа инерции.
Знание истории развития науки в период средневековья, безусловно,
развенчивает стереотип о господстве мракобесия, невежества и застоя, которые
определяли специфику данного периода в общей истории человечества. И хотя
для большинства людей того времени действительно характерным было все
указанное, но человеческое познание в своем развитии не знало остановки. И в
средние века находились пытливые и острые умы, чьими стараниями знания
человека о природе во всем богатстве ее проявлений развивались и
приумножались.

33.

Эпоха Возрождения и переход к науке как системе знания. Эпоха
Возрождения (XIV-XVII вв.) характеризуется глобальной сменой
общемировоззренческих устоев европейского сознания на всех уровнях: от
религиозного до художественно-эстетического; от натурфилософского до
социально-политического. В центре возрожденческого миропонимания
оказывается уже не Космос античности, не Бог средневековья, а Человек как
субъект действия. Период позднего Возрождения эволюционно связан с
начавшейся эпохой научной революции.
Философия эпохи Возрождения создала новый стиль мышления - свободный,
критический, практический. Благодаря этому возникли ментальные
предпосылки для постепенного выдвижения науки на передовые позиции в
новоевропейской культуре.
Философию науки эпохи Возрождения в целом характеризовали переход от
теоцентризма к антропоцентризму; антисхоластическая направленность;
жизнеутверждающий
и
оптимистический
характер
исследований;
устремленность к человеку, вера в его духовный и физический потенциал.

34.

Многообразными условиями, которые способствовали становлению науки,
были классические образцы античного искусства; естественнонаучные
открытия; усовершенствованные орудия труда и новые производственные
отношения; развитие ремесел и торговли; усиление городов; централизация
европейских государств, укрепление светской власти; появление первых
парламентов; в целом повышение уровня образованности в Европе.
На становление опытной науки как профессиональной деятельности человека
оказали влияние великие географические открытия Колумба, Васко да Гамы,
Магеллана, а также технические открытия (изобретение пороха,
огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа;
книгопечатание). Велико было и значение компаса, заимствованного
европейцами с Востока.
Социально-экономические сдвиги, произошедшие в конце XV - начале XVI вв.,
зависели от изменения торговых путей в результате великих географических
открытий. Это привело к появлению новых приоритетов экономического
развития. Италия стала постепенно терять ведущую роль в социальноэкономическом развитии. В то же время появляются новые центры
экономического роста в приморских городах Испании, а также в Северной
Франции и Южной Германии. Особенно бурно развиваются Нидерланды и
Англия, ставшие промышленными и морскими державами.

35.

Важным событием, определившим характер и направленность философской
мысли, стала первая научная революция. Ее начало было положено открытиями
Н. Коперника, Тихо де Браге, И. Кеплера, Дж. Бруно, Г. Галилея, а завершено
И. Ньютоном.
Научная революция – это этап развития, связанный с перестройкой
исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки.
Методологическое обоснование и осмысление естественнонаучных открытий
периода становления новоевропейской науки было представлено философами
Ф. Бэконом, Р. Декартом, Б. Паскалем, Б. Спинозой, Г. Лейбницем и другими,
которые были универсальными фигурами.
Переходным периодом между неоплатонизмом и натурфилософией в
философии эпохи Возрождения стало учение священника и философа Николая
Кузанского (1401-1464), который дал новую трактовку бытия и познания,
согласно которой не существует разницы между Богом и Его творением (т. е.
мир един); вывел закон совпадения противоположностей; материя и идея
едины; реально существует актуальная бесконечность Вселенной; она не имеет
начала, не имеет конца; Земля не является центром Вселенной; бесконечность
сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически.

36.

Бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности
познания; невозможно постичь абсолютное (полное) знание. Увеличение
знаний приводит к учености, но не к истинному знанию («ученому незнанию»
- термин Н. Кузанского).
Николай Кузанский, будучи неоплатоником и богословом, подготовил почву
для натурфилософских учений Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео
Галилея и др.
Величайшим достижением эпохи Возрождения стала идея Николая Коперника
о гелиоцентрической системе мира. Концепт великого польского ученого о
рядовом месте Земли во Вселенной потряс общественное мировоззрение той
эпохи, усилил критический дух, столь необходимый для становления науки. У
ее колыбели стояли, прежде всего, представители гуманизма и
натурфилософии.
Научная революция включает в себя не только получение принципиально
новых представлений об окружающем мире благодаря научным открытиям, но
и изменение представления учёных о том, как эти открытия надо делать.

37.

Основные идейные направления эпохи Возрождения, которые стали
предпосылками становления науки европейского типа:
• гуманистическое (XIV-XV вв., Данте Алигьери, Франческо Петрарка,
Джованни Боккаччо, Лоренцо Валли, Гюйсман, Агрикола и др.), которое
особое внимание уделяло проблеме человека, воспевало его достоинство,
универсализм, иронизировало над догматическим мышлением прошлого;
• неоплатоническое (середина XV-XVI вв.), представители которого
Николай Кузанский, Пико делла Мирандола и другие, развивали учение
Платона, пытались познать природу, Космос и человека;
• натурфилософское (XVI - начало XVII вв.). Натурфилософы этого периода
обосновывали материалистический взгляд на мир; стремились отделить
философию от теологии; формировали научное мировоззрение; предлагали
новую картину мира, в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не
является центром Вселенной; считали, что мир познаваем благодаря
единству чувственного познания и разума; обосновывали методологию
научного познания и необходимость его эмпирической проверки.
Представители: Николай Коперник, Галилео Галилей, Джордано Бруно и
др.;

38.


политическое (XV - XVI вв., Никколо Макиавелли) - изучало проблемы
управления государством, моральные вопросы политических отношений;
реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого (Мартин Лютер,
Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский и др.) стремились
пересмотреть церковную идеологию, взаимоотношение между верующими
и Церковью;
социально-утопическое (XV - XVII вв., Томас Мор, Томмазо Кампанелла и
др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и
государства.
Среди перечисленных направлений философии эпохи Возрождения
натурфилософское занимает особое место, так как оно наиболее
последовательно отражает становление научных взглядов.
Натурфилософия (от лат. nature - природа) - философия природы,
умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности и
космоцентризме. Границы между естествознанием и натурфилософией
исторически менялись.

39.

Рост интереса к природе в философии Возрождения нашел отражение в новом
расцвете натурфилософии, которая развивалась на основе пантеизма и
гилозоизма. Широко использовался принцип тождества микро- и
макрокосмоса; был выдвинут принцип целостного рассмотрения природы и
сформулирован ряд глубоких естественнонаучных догадок, которые
впоследствии в эпоху Нового времени оказали существенное влияние на
становление науки как системы знаний о мире и месте человека в нем.
К натурфилософскому направлению философии эпохи Возрождения относятся
Андреас Везалий, Теофраст Парацельс, Леонардо да Винчи, Николай
Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер и др.

40.

Среди блестящего созвездия художников, скульпторов и ученых эпохи
Ренессанса выделяется своей многосторонностью и ученостью Леонардо да
Винчи (1452 - 1519).
Леонардо отличался от большинства современников отрицательным
отношением к астрологии, магии и алхимии, рассматривая их как лженауки.
Методологические взгляды Леонардо да Винчи предвосхитили многие научные
идеи Бруно, Галилея, Бэкона, Декарта, Лейбница. Он сформулировал
аналитический метод познания природы, принцип детерминизма,
познаваемости мира и его законов. По Леонардо, все сферы действительности
подчиняются численным отношениям, обнаруживают математические
пропорции.
О единстве теории и практики он писал: «Увлекающийся практикой без науки словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не
уверен куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей
теории... Наука - капитан, и практика - солдаты».

41.

По представлениям Коперника, Земля не является центром Вселенной, а
вращается вокруг Солнца; космос бесконечен.
Согласно геоцентрической системе мира, Земля неподвижно покоится в центре
Вселенной; Солнце, планеты и все небесные тела обращаются вокруг Земли.
По гелиоцентрической системе мира, Земля, вращаясь вокруг своей оси,
является одной из планет, обращающихся вокруг Солнца.
Вплоть до Коперника господствовала гносеологическая установка, согласно
которой видимое отождествлялось с действительным. В учении Коперника
впервые реализуется противоположный принцип - видимое не есть
достоверность, но «перевернутое» отражение скрытой за явлениями
действительности. В дальнейшем этот принцип становится гносеологической
основой всей классической науки.
Дж. Бруно, Г. Галилей, И. Кеплер развили дальше идеи Н. Коперника,
устранив, например, такие ошибочные положения системы Коперника, как
неподвижное расположение всех звезд на единой «сфере» и Солнца как центра
Вселенной.

42.

Джордано Бруно (1548-1600) - ученый, философ, развил и углубил
философские идеи Коперника. В своей работе «О бесконечности, Вселенной и
мирах» (1584) он высказал следующие идеи:
• солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром
Вселенной;
• вселенная состоит из галактик (скоплений звезд), она бесконечна и не имеет
центра;
• звезды - небесные тела, подобные Солнцу, имеют свои планетные системы;
число миров во Вселенной бесконечно;
• все небесные тела - звезды и планеты движутся по собственным орбитам.
• не существует Бога отдельного от Вселенной. Природа - это Бог в вещах.
Бог и природа, Бог и мир - это единое целое, они тождественны.
Эта пантеистическая идея Бруно не была воспринята официальной церковью.

43.

Галилео Галилей (1564-1642) - итальянский математик, физик и астроном, один
из основателей точного естествознания; его называют «Колумбом неба».
алилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в
наблюдении, выдвижении гипотезы и ее доказательстве на практике в ходе
эксперимента.
Его наиболее смелое предположение состояло в том, что математические
законы природы должны быть едины во всех точках пространства, везде во
Вселенной. «Книга природы написана на языке математики», - утверждал Г.
Галилей. Так с него началась эра научного, экспериментально-математического
познания природы.
Открытия Галилея никак не согласовывались с позицией католической церкви,
которая объявила его учение ересью и потребовала от великого итальянца
отказаться от своих взглядов.
Иоганн Кеплер (1571-1630) - немецкий астроном, математик, физик и философ,
первооткрыватель законов движения планет Солнечной системы, что имело
большое значение для развития небесной механики и науки в целом.

44.

Таким образом, Коперник доказал, что все планеты обращаются вокруг
Солнца. Кеплер открыл законы, по которым совершается обращение планет.
Бруно показал множественность миров и бесконечность Вселенной. Галилей
экспериментальными наблюдениями подтвердил правильность учения
Коперника.
Но никто из этих ученых не знал, почему же так происходит, какая сила
удерживает планеты на их орбитах. Это стало известно благодаря открытию,
совершенному Исааком Ньютоном, который назвал эту силу всемирным
тяготением.
В эпоху Возрождения произошел переход к научному мировоззрению, которое
стало основой становления молодой науки в подлинном смысле этого слова,
что привело, в конечном итоге, к первой научной революции Нового времени и
созданию классической научной картины мира.

45.

Классическая наука Нового времени. Философия эпохи Возрождения
(Ренессанса) поставила перед мыслителями следующей эпохи - эпохи Нового
времени XVII в. - проблему достоверного знания. Необходимо было найти
такие методы научного познания, которые позволили бы преодолеть иллюзии и
заблуждения на пути к научному знанию в сфере науки и практики.
Философы этого периода различным образом отвечали на этот вопрос. Отсюда
и разные подходы к познанию - эксперимент (Бэкон); рационализм и душевная
интуиция (Декарт, Спиноза); вероятностное знание (Блез Паскаль);
чувственное познание (Джон Локк); монадология (Готфрид Лейбниц); законы
всемирного тяготения (Ньютон).
Данные подходы определили основу различных наук: экспериментальная
физика и позитивная философия Бэкона; аналитическая геометрия и оптика
Декарта и Спинозы; теория вероятности Паскаля; гносеологический
сенсуализм Локка; дифференциальное и интегральное исчисление Лейбница;
классическая механика Ньютона.
Методология научного познания эпохи Нового времени, в целом, может быть
представлена как соотношение эмпиризма (Фрэнсис Бэкон) и рационализма
(Рене Декарт).

46.

Математика стала ведущим методом познания природных явлений и мышления
человека. К характерным особенностям рационализма относится метод
дедукции как мысленный переход к новому знанию от общего к частному в
ходе рассуждений и доказательства истины. Истина, по Декарту, обладает
всеобщностью и необходимостью; это принципы, заложенные в природе
самого интеллекта.
Логика - это понятие о достоверности общих знаний на основе исходных
аксиом. Правильность последних рассматривается разумом интуитивно и с
помощью представления. А для этого необходима сила словесно-логической
памяти. Имея адекватные логические средства мышления, разум может познать
истину.
Правила метода Декарта представляют собой распространение на знание тех
рациональных приемов мышления, которые применяются в математике, в
частности в геометрии и алгебре. Чувственный же опыт, по мнению
рационалистов, ограничен в своих возможностях познания. Знание,
полученное из опыта, может считаться лишь вероятностным.

47.

Рационализм - направление в философии науки, согласно которому, основой
познания мира является разум. Выступив против средневековой схоластики и
догматики, классический рационализм исходил из идеи естественного порядка
- бесконечной причинной связи, охватывающей весь мир. Рационализм имеет
онтологическое, гносеологическое и этическое направления. Согласно
онтологическому рационализму, в основе познания бытия лежит абстрактное
логическое мышление. Гносеологический рационализм включает в себя
логические операции и формы познания. Этический рационализм утверждает,
что разум - это основа нравственного поведения человека, его моральных
действий.
Эмпиризм (греч. empeiria - опыт) - противоположное направление в
философии, сторонники которого считают, что в основе познания лежит опыт:
«нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)». Как и
противостоящий ему рационализм, эмпиризм возник в философии Нового
времени; он связан с английской традицией.
В развитии эмпиризма существовали материалистическая и идеалистическая
формы. Материалистический эмпиризм особенно характерен для раннего
периода Нового времени (Бэкон, Гоббс, Локк). Точка зрения
материалистического эмпиризма наиболее последовательно была выражена
Бэконом, считавшим, что индукция может обеспечить истинное знание; все, что
недоступно чувствам и опыту, недостижимо и для ума.

48.

Эмпирики боролись с априоризмом и теорией врожденных идей, выводя
понятия и идеи из опыта. Ведущая сторона раннего эмпиризма состояла в
ориентации на детальный анализ чувственного познания, на сенсуализм в
теории познания. В то же время абсолютизация опыта привела к недооценке, а
порой к фактическому отказу от абстрактного мышления. Поэтому необходимо
было единство чувственного и рационального в познании мира вещей и
мышления.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) — английский философ, историк, политик,
основоположник эмпиризма и английского материализма. Один из первых
крупных философов Нового времени, Бэкон был сторонником научного
подхода и разработал новый, антисхоластический метод научного познания.
Догматической дедукции схоластов он противопоставил индуктивный метод,
основанный на рациональном анализе опытных данных.
Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и
получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие
отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством
плавления).

49.

Рене Декарт (латинизированное имя Картезий) (1596-1650) видный
французский философ и ученый-математик, поставил в процессе познания на
первое место разум, доведя роль опыта до простой практической проверки
данных интеллекта, поэтому Декарт считается основоположником
рационализма.
Главным вопросом философии Р. Декарта, был вопрос о возможности
достоверного знания и определяемая им проблема метода, посредством
которого может быть получено такое знание.
Теория познания Декарта опирается на учение о ясных и отчетливых идеях. К
таким идеям относятся, прежде всего, базовые понятия математической
механики — движение, фигура, число и др. Декарт считал эти идеи
неотъемлемо присущими природе человеческого разума вообще.
Своим главным достижением Р. Декарт считал создание метода, который
позволяет, как считал Р. Декарт, преодолеть скептицизм. Поэтому, метод
научного
познания
Р.
Декарта
называется
аналитическим,
или
рационалистическим. Этот метод требует ясности и непротиворечивости
операций самого мышления (это обеспечивается математикой), расчленения
объекта мышления на простейшие элементарные части и сначала изучения их в
отдельности, а затем – движение мысли от простого к сложному. Метод
получил название рационалистической дедукции.

50.

Все наши представления и чувства, считал Декарт, недостоверны, поэтому
познание должно начинаться с методического сомнения. Сомнение, считал
философ, должно быть направлено не против мира, а только против
значимости наших собственных представлений о нем.
«Я мыслю, следовательно, существую (Ego cogito, ergo sum)» — таков
основополагающий принцип, сформулированный Декартом. Еще один
принцип, принцип достоверности знания, гласит: что я постигаю ясно и
отчетливо, то истинно. Познать «ясно и отчетливо» значит представить
изучаемый предмет в «чистом» виде, отделить от него все чуждое.
Основой человеческого бытия, считал Декарт, является «мыслящее Я», но это
Я появляется на свет не пустым. В противном случае, оно не могло бы
породить никакой мысли — ведь «из ничего не выйдет ничего». Поэтому
Декарт ввел понятие врожденных идей — эти идеи даны человеку, его душе
уже при рождении, врождены Богом. Собственно, идея Бога и является, считал
Декарт, главной врожденной идеей — именно на основе ее мы можем затем
иметь представление и познавать идеи Добра, Красоты, Истины.

51.

Второй врожденной идеей является идея тел — на ее основе мы можем
воспринимать и познавать окружающие нас в мире предметы и их свойства.
Декарт в своей философии много внимания уделил тому, каким образом
природа человека влияет на его мышление и волю.
Человек, полагал Декарт, состоит из двух субстанций — тела (протяженная) и
души (мыслящая).
Бэкон и Декарт, несмотря на все различия их методологии, согласны были в
следующем:
1. Необходим критический пересмотр всего ранее принятого на веру с тем,
чтобы утвердить знание на доказательной основе.
2. В качестве основы знания принимаются лишь те положения, которые
характеризуются с «очевидной достоверностью».

52.

Дальнейший шаг вперед сделал английский физик Исаак Ньютон (1643-1727),
который дал физико-математическое обоснование учения Коперника. Этим
окончательно был преодолен разрыв между земной и небесной механикой.
Ньютон осуществил завершающий штрих в науке Нового времени, создав
первую в истории человеческого познания классическую научную картину
мира.
Ньютон сформулировал три основных закона движения, которые легли в
основу механики как науки.
Первый закон механики Ньютона — это принцип инерции, впервые
сформулированный еще Галилеем: всякое тело сохраняет состояние покоя или
равномерного и прямолинейного движения до тех пор, пока оно не будет
вынуждено изменить его под действием каких-то сил.
Второй закон механики Ньютона - приобретаемое телом под действием какойто силы ускорение прямо пропорционально этой действующей силе и обратно
пропорционально массе тела.
Третий закон механики Ньютона - это закон равенства действия и
противодействия. Действия двух тел друг на друга всегда равны по величине и
направлены в противоположные стороны.

53.

На основе этих законов была создана механика как наука, основными
разделами которой стали статика, кинематика и динамика движения тел в
абсолютном пространстве и времени.
Данная система законов движения была дополнена открытым Ньютоном
законом всемирного тяготения, согласно которому все тела, независимо от их
свойств и от свойств среды, в которой они находятся, испытывают взаимное
притяжение, прямо пропорциональное их массам и обратно пропорциональное
квадрату расстояния между ними.
G — гравитационная постоянная, равная 6,67384(80) * 10-11 м³/(кг с²).
Это был универсальный закон природы, которому подчинялось все. Закон
явился основой создания небесной механики — науки, изучающей движение
тел Солнечной системы.
В области конкретных математических методов И. Ньютону (наряду с Г.В.
Лейбницем) принадлежит честь создания аппарата математического анализа —
дифференциального и интегрального исчисления.

54.

Воздействие И. Ньютона на последующее развитие науки колоссально.
Ньютоновская механика явилась для современников и потомков эталоном
научного знания. Ньютон создал методологию общенаучного познания мира,
которая определила дальнейшее развитие новых направлений естествознания
XVIII в. и первой половины XIX в.
Именно с интеллектуальным прорывом И. Ньютона первая научная революция
XVI-XVII вв. достигла своей окончательной победы.
В философии Нового времени разработка научной методологии стала центром
теоретической мысли. Поиски научного метода находятся в центре
философских исканий Ф. Бэкона и Р. Декарта.
Значение философии как методологии научного познания подчеркивается в
этот период тем, что сама философия стремится к естественнонаучной
систематичности и точности, в связи с чем ученые используют в своих
научных теориях математику и механику.
В дальнейшем формирование науки уже как методологии связано с познанием
не единичных, изолированных фактов, а определенных систем взаимодействия.
Поэтому с установлением гносеологической ориентации новой науки и
эмпирическое, и рациональное познание ведут к развитию науки как целого, т.
е. социального института, имеющего свою структуру, систему ценностей,
свое самосознание и влияющего на все сферы общества.

55.

Переход от преднауки к собственно науке был вызван практическими
потребностями и новым способом формирования идеальных объектов и
мысленных моделей.
Исторически первой теоретической формой европейского общественного
сознания была философия в досократический период античности.
Следующей научной формой общественного сознания стала математика. Затем
способ познания мира, основанный на движении мысли в поле теоретически
идеальных объектов с экспериментальной проверкой гипотез, утвердился в
естествознании, прежде всего, в астрономии, механике, оптике, биологии и
других дисциплинах.
С развитием промышленности появились технические науки как связующее
звено между естествознанием и машинным производством. Одновременно
произошло зарождение социально-экономических и гуманитарных наук.
В XV-XVII вв. на основе натурфилософской механистической картины мира
возникли естественнонаучные, социально-экономические, нравственные
предпосылки и стимулы для становления новоевропейской науки.
Эксперимент расширил традиционные рамки социального опыта. Наука начала
развиваться по новым стандартам в условиях индустриального общества.
Возникло новое миропонимание человека.
English     Русский Правила