1.57M
Категория: СпортСпорт

Тактические и стратегические приёмы — мат на последней горизонтали, превращение пешки, промежуточные ходы

1.

ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика
Е. А. Вагнера Минздрава России
Шахматный клуб ПГМУ
Тактические и стратегические приёмы —
мат на последней горизонтали,
превращение пешки, промежуточные
ходы
Презентация студента 3 курса лечебного
факультета Чудинова Андрея
Константиновича

2.

Раздел №1. Мат на последней горизонтали
Мат на последней горизонтали (в шахматах) — это мат, который
ставит ферзь или ладья (обе фигуры могут возникнуть при
превращении пешки) на 8-й горизонтали, если мат ставят белые, и на
1-й горизонтали, если мат ставят чёрные, когда король не может
отойти на переднюю горизонталь, так как на ней располагаются его же
пешки.
Для постановки мата на последней горизонтали необходимо наличие
двух условий: прежде всего недостаточное сопротивление защитника
на последней горизонтали и, во-вторых, способность вражеского
ферзя или ладьи проникнуть на последнюю горизонталь.

3.

Пример №1. Ход белых.
Вот простой пример.
Король чёрных заблокирован
тремя пешками в начальной
позиции, стоящими перед ним,
так что существует
потенциальная угроза мата на
задней горизонтали.
Тем не менее по-прежнему
чёрная ладья прикрывает
последнюю горизонталь,
например эта ладья
предотвращает мат в результате
хода Фe8#.
Начальная позиция
Чтобы поставить мат на
последней горизонтали,
необходимо сломить
сопротивление данной ладьи.
Белые достигают этого ходом 1) Ф:a8+!. Чёрные проигрывают, так как
после 1) … К:a8 белые играют 2) Л:b8#.

4.

1) Ф:a8+!
1) … К:a8
2) Лb8#

5.

В указанном примере благодаря жертве ферзя создаются оба условия
одновременно: ладья устраняется путём взятия, и в то же время
вскрывается вертикаль b, что даёт возможность белой ладье поставить
мат.
Мат на задней горизонтали является необычным в начале
миттельшпиля, когда на последней горизонтали обычно ещё находятся
две ладьи-защитника. Тем не менее позже ладьи могут оставить
последнюю вертикаль или быть разменяны, тогда опасность мата на
последней горизонтали повышается.
Иногда игроки увеличивают темп партии, играя g3 или h3 (… g6 либо
… h6 для чёрных), специально для создания поля отступления и
снижения вероятности мата на последней горизонтали. Однако такие
ходы должны быть тщательно продуманы, так как они могут создавать
слабые места вокруг короля, поэтому не существует общего правила и
каждую позицию необходимо рассматривать в индивидуальном
порядке.
Следующий пример показывает ещё один типичный вариант мата на
последней горизонтали.

6.

Пример №2. Ход чёрных.
Начальная позиция
Белый король уязвим для
потенциального мата на
последней горизонтали, и
вообще, если бы ферзь не
защищал ладью на d1, то был
бы возможен мат … Л:d1#.
Естественно, возникает вопрос
о том, можно ли заставить
белого ферзя отказаться от
защиты ладьи на d1.
Ранее были рассмотрены три
основных способа, с помощью
которых можно заставить
фигуру отказаться от
выполнения обязанностей:
взятие, прямая атака и
отвлечение.
Взятие здесь невозможно, и прямым нападением 1) … h5 ничего нельзя
достигнуть после 2) Фe2. Остаётся отвлечение, которое приводит к
выигрышному ходу 1) … Фe4!.

7.

Белый ферзь атакован, поэтому у белых нет времени, чтобы взять
ладью на d8, но 2) Ф:e4 обеспечивает мат в два хода с помощью
2) … Л:d1+. Кроме того, у белого ферзя нет доступных полей, откуда
можно сохранить контроль над d1, поэтому, столкнувшись с
катастрофическими материальными потерями, белые проигрывают.
Вариант №1
1) … Фe4!
2) g3 Ф:g4

8.

Вариант №2
1) … Фe4!
2) Ф:e4 Л:d1+
3) Фe1
3) … Л:e1#

9.

Пример №3. Ход белых.
Начальная позиция
В данной позиции у белых
одна лишняя пешка, но их
слон находится под двойной
связкой, а пешка f2
атакована.
На первый взгляд в этой
позиции мат на последней
горизонтали невозможен,
потому что пешка h
выдвинута, обеспечивая
королю поле отступления.
Тем не менее надо
понимать, что есть
вероятность мата на
последней горизонтали
даже тогда, когда перед
королём выдвинута одна
(или больше) пешка,
поскольку поле (поля)
отступления может
контролироваться фигурами
противника.

10.

Действительно, практика показывает, что мат на последней горизонтали
этого типа часто пропускается игроком. Причина этого, скорее всего,
психологическая: ряд пешек в первоначальной позиции перед королём
посылает предупредительный сигнал о поиске возможного мата на
последней горизонтали, но как только одна из пешек выдвинута, игрок
расслабляется и может допустить ошибку.
В позиции белые сыграли
1) Сe4! — и чёрные проигрывают.
Двойная связка внезапно была
преобразована в двойной удар по
ладьям противника.
Поскольку белая ладья не может
быть взята из-за мата на
последней горизонтали
(1) … Л:a7 2) Л:b8# и 1) … Л:b5
Лa8+), чёрная ладья должна
защитить другую ладью, но тогда
чёрные теряют коня.
Позиция после 1) Сe4!

11.

Основное продолжение: 1) … К:f2+ 2) Крg2 Лee8 3) Л:b8 Л:b8 4) Кр:f2,
и белых на одну фигуру больше.
1) … К:f2+ 2) Крg2
2) … Лee8 3) Л:b8
3) … Л:b8 4) Кр:f2

12.

Раздел №2. Превращение пешки
Превращение пешки — это одно из правил шахматной игры: замена
пешки, достигшей последней горизонтали (восьмой для белых, первой
для чёрных), любой (кроме короля) фигурой того же цвета по выбору
партнёра, совершающего ход. Производится немедленно (тем же
ходом) независимо от наличия на доске фигур того же наименования;
таким образом, на доске может оказаться более одного ферзя данного
цвета, более двух ладей, слонов или коней, хотя в турнирной практике
подобное встречается редко. В практической игре, в подавляющем
большинстве случаев игрок выбирает превращение пешки в самую
сильную фигуру — ферзя.
Когда пешка превращается в ферзя, то она аннулируется, а ферзь,
ценность которого составляет девять баллов, появляется на доске,
таким образом, получается чистый материальный выигрыш в восемь
баллов. Это большое материальное преимущество, поэтому стоит
пойти на значительные жертвы, чтобы добиться превращения пешки в
ферзя.

13.

Пример №1. Ход чёрных.
Этот пример является
типичным.
У чёрных имеется
продвинутая пешка, но в
данный момент она
блокирована ферзём. Чёрные
готовы отдать ферзя за ладью
(жертва четырёх баллов),
чтобы снять блокаду и
обеспечить превращение
пешки, которое даст им
восемь баллов через
несколько ходов — быстрый и
прибыльный возврат своих
инвестиций.
Начальная позиция
После 1) … Ф:d3! белые проигрывают, так как 2) Ф:d3 e2 и далее
3) … e1Ф+ даёт чёрным материальное преимущество на целую ладью.

14.

1) … Ф:d3!
2) Ф:d3
2) … e2 (чёрные
выигрывают)

15.

Ситуация с превращением пешки часто возникает в эндшпиле, когда на
доске обычно больше продвинутых пешек, но меньше других фигур,
которые могли бы препятствовать превращению пешки.
Пример №2. Ход чёрных.
В этой позиции с равным
материалом и разноцветными
слонами ничья выглядит
наиболее вероятным
вариантом, тем более что на
ход чёрных 1) … b2 может
последовать ответ 2) Сg6, тогда
обе чёрные пешки будут
остановлены.
Даже если чёрным удается
подвести короля к пешке b и
выиграть за неё белого слона,
то белые смогут легко взять
последнюю чёрную пешку
своим королём.
Начальная позиция

16.

Чёрные, однако, находят тонкий ход 1) Крf6!. Существуют три способа,
с помощью которых белый слон может прикрыть b1 в два хода или
меньше (Сf7-a2, Сg6 и Сg4-f5), но этот хитрый ход королём
нейтрализовал все три способа.
Способы прикрытия поля b1
Способ №1: Сf7-a2
Способ №2: Сg6
Способ №3: Сg4-f5
Превращение пешки предотвратить нельзя, поэтому белые
проигрывают. Стоит обратить внимание, что белые могли бы добиться
ничьей, если бы не блокировали диагональ h5-d1, поскольку тогда у них
была бы возможность сыграть Сd1-c2.

17.

1) … Крf6
2) Кр:f4 b2
3) Сf3
3) … b1Ф

18.

Когда выдвинутая пешка находится недалеко от короля противника,
могут возникнуть комбинации, в которых используют превращение
пешки как часть атаки. Внезапно появившийся новый ферзь усилит
даже совершенно выдохшееся наступление!
Пример №3. Ход чёрных.
В данной позиции чёрные
завершили свою атаку простой, но
эффективной комбинацией:
1) … Фg2+!, и белые проигрывают,
так как на 2) Кр:g2 следует
2) … h1Ф# — мат.
Взамен одного ферзя сразу же
появляется другой.
Начальная позиция

19.

2) Кр:g2
1) … Фg2+!
2) … h1Ф#

20.

Правила игры в шахматы позволяют пешке превращаться не только в ферзя,
но и в другие фигуры — ладью, слона и коня. На практике в большинстве
случаев игроки выбирают ферзя, поскольку тогда они получают наибольшее
материальное преимущество, но иногда предпочтительной фигурой является
конь из-за того, что он способен объявить шах там, где этого не может сделать
ферзь. Существуют позиции, когда необходимо превращение пешки в ладью
или слона, чтобы избежать пата, но они редки.
Пример №4. Ход чёрных.
Начальная позиция
На данной диаграмме у чёрных
больше на одну пешку, но их
пешка на d3 связана и вскоре
будет потеряна.
Тем не менее чёрные нашли
тонкую комбинацию, включающую
превращение пешки в коня:
1) … d2! 2) d6+ (этот
промежуточный шах не меняет
ситуации) 2) … Крh8 (а не
2) … Крf8?? из-за 3) Фe7#) 3) Ф:c3
(после 3) Фe2 Фd4+ возможно
превращение пешки) 3) … d1К+!.

21.

1) … d2!
2) d6+ Крh8
3) Ф:c3 d1К+!
Это важный момент. После 3) … d1Ф пешка могла быть потеряна, но
теперь коневая вилка ловит в сеть фигуру.

22.

После 4) Крe2 К:c3+ 5) Крd3 b4 чёрные имеют лишнюю фигуру.
4) Крe2
4) … К:c3+
5) Крd3 b4

23.

Раздел №3. Промежуточные ходы
Промежуточный ход — это шахматный ход, непредусмотренный в
основной идее форсированного варианта или комбинации.
Промежуточный ход соперника может:
• нарушить предварительные расчёты;
• изменить планируемый ход событий на шахматной доске;
• повлиять на оценку форсированного варианта;
• вызвать опровержение комбинации.
Промежуточный ход имеет место, когда естественная серия ходов
неожиданно прерывается некоторым действием, которое происходит в
другом месте. В большинстве случаев такое прерывание происходит
при размене фигур.

24.

Пример №1. Ход чёрных.
Начальная позиция
В этой позиции белые
только что сыграли
1) Фf3-g4.
Однако они проигрывают
после серии ходов
1) … Л:e3 2) Ф:e6 Лe1+!
(это промежуточный ход;
вместо того, чтобы
отыграть ферзя,
потерянного при размене,
чёрные в первую очередь
ставят шах, который
обезопасит их ладью)
3) Крg2 (белые должны
отреагировать на шах, и
поэтому у них нет времени,
чтобы переместить своего
ферзя) 3) … fe, и чёрные
выигрывают фигуру.

25.

1) … Л:e3
2) Ф:e6
2) … Лe1+ 3) Крg2
3) … fe

26.

Промежуточные ходы очень часто пропускают. При взятии фигуры
естественно предположить, что ваш противник захочет её отыграть — в
конце концов это обычно происходит, но мы бываем потрясены, когда
он не делает ничего подобного. Особенно это относится к размену
ферзей, как в следующем примере.
Пример №2. Ход белых.
Начальная позиция
В данной позиции игра
продолжается 1) Кd5! Ф:d2 (нет
ничего лучше, поскольку белые
угрожают как 2) Ф:a5, так и 2) Кf6+)
2) Кf6+ (вот промежуточный ход,
благодаря которому конь
оказывается на поле, где он
защищён; альтернативный
промежуточный ход 2) Кc7+?
является неудачным, так как
приводит к потере фигуры после
2) … Крd8) 2) … Крe7 (2) … Крd8
точно так же приводит к потере)
3) Л:d2.

27.

Комбинация белых поставила чёрных в нелёгкое положение. Белые
угрожают как 4) К:h7, так и 4) С:e5, выигрывая фигуру (поскольку
4) … de позволяет поставить мат ходом 5) Л:d7#). Не существует
защиты от этих угроз-близнецов, поэтому чёрные проигрывают.
1) Кd5
1) … Ф:d2 2) Кf6+
2) … Крe7 3) Л:d2

28.

Вариант №1
3) … Лh8
4) С:e5
4) … de
5) Л:d7#

29.

Вариант №2
3) … Лd8
4) К:h7

30.

Промежуточные ходы с большей вероятностью имеют место тогда,
когда наблюдается сложная серия разменов, и они выгодны для
тщательной проверки: сможет ли тот или иной игрок удачно вырваться
из естественной серии.
Пример №3. Ход чёрных.
Начальная позиция
Здесь белые только что сыграли
1) Кf3-e5, стремясь форсировать
размены.
Легко представить, какие мысли
приходили в голову этому игроку:
«после 1) … К:e5 я сыграю 2) de
С:e2 3) Ф:e2, и белые в лучшем
положении, так как они обладают
ведущей ролью в развитии. Поэтому
чёрные должны сыграть 1) … С:e2, и
я отвечу 2) К:c6. Итак, если затем
2) … С:d1, то 3) К:a5, я выигрываю
пешку, поскольку и слон d1, и пешка
b7 атакованы. Таким образом,
чёрные должны сыграть 2) … bc, и
после 3) Ф:e2 позиция примерно
равна».

31.

Похоже, что белые при этом расчёте приняли во внимание все
разумные возможности, но существует промежуточный ход, который
белые не учли. Игра продолжилась 1) … С:e2 2) К:c6 Ф:c3!.
1) … С:e2
2) К:c6
2) … Ф:c3!

32.

Чёрные выбирают подходящий момент, чтобы сломать «естественную»
серию взятий, и делают неожиданный ход с выигрышем фигуры. Игра
продолжилась следующими ходами: 3) Ф:e2 (3) bc С:d1 будет стоить
белым фигуры) 3) … Ф:c6. Белые теряют фигуру без ответного взятия.
3) Ф:e2
3) … Ф:c6
English     Русский Правила