20.63M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Янтарная комната

1.

Что же такое Янтарная комната?
Клуб «Подружка»
Первоначальное название янтарной комнатыянтарный кабинет. Это принятое в литературе
название одного из помещений Большого
Екатерининского дворца в Царском Селе (ныне
город Пушкин). Янтарная комната— знаменитый
шедевр искусства XVIII века, бесследно исчезнувший
во время Великой Отечественной войны

2.

История создания янтарного кабинета
На сегодняшний день существует
немало предположений о
происхождении и судьбе
янтарной комнаты. Долгое
время считалось, что
спроектировал Янтарный
кабинет архитектор и скульптор
Андреас Шлютер. На
сегодняшний день известно, что
его автором является шведский
архитектор Иоганн Фридрих
Эозандер.

3.

Курфюрсты Бранденбургские, владевшие Пруссией — европейским центром янтарного промысла
— с 1618 года, использовали «золото» Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, в
качестве материала для драгоценных дипломатических подарков. Это дало толчок к
стремительному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого и стала Янтарная
комната. Период ее создания совпадает с общим расцветом немецкого и, в частности, прусского
искусства на рубеже XVII и XVIII веков.
Курфюрст Фридрих III, в 1701 году
коронованный как король Пруссии
Фридрих I, после вступления на
престол взялся за перестройку своей
столицы и прежде всего королевской
резиденции — комплекса зданий XVIXVII столетий.

4.

Начало строительства
Для работы с янтарем был
приглашён из Копенгагена Г.
Вольфрама, придворный мастер
датского короля Фридриха IV. В
апреле 1701 года Г. Вольфрам с
рекомендательным письмом
приезжает в Берлин и
приступает к работе. Однако
осуществить задуманный
проект удается лишь
наполовину, т.к. вскоре А.
Шлютер был отстранен от
работ и покинул Берлин. Позже,
1707 г. договор на продолжение
работ заключается с двумя
приглашенными из Данцига
мастерами – Г. Турау и Э.
Шахтом. Этот этап создания
Янтарной комнаты длится
около пяти лет.

5.

Супруга Фридриха I, королева СофияШарлотта, хотела превратить летний
дворец Литценбург (с 1709 года —
Шарлоттенбург) в изысканное здание
под стать Версалю. Поэтому
первоначально комната с янтарными
панелями предназначалась для дворца
Литценбург — личной резиденции
королевы.
Однако между Вольфрамом и
Эозандером вспыхнул конфликт: по
словам придворного архитектора,
Вольфрам работал слишком медленно и
не придерживался утвержденного
проекта. Датчанина сменили мастера из
Данцига (нынешний Гданьск) Эрнст Шахт
и Готфрид Турау, приступившие к работе
над янтарными панелями в 1707 году.
Неизвестный скульптор. Германия.
Начало XVIII века. Летний сад.
Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты, —
Литценбург и Ораниенбург — стали с 1707 года, после ухода Шлютера с поста дворцового зодчего,
исключительно сферой деятельности Эозандера.

6.

В 1709 году, уже после смерти Софии-Шарлотты, Фридрих I остановил работы. Король поручил
Эозандеру расширение дворца в Ораниенбурге с устройством там Янтарной галереи,
превосходящей по размерам предыдущий проект (30 метров длиной). Янтарные панели
перевезли в Берлин и разместили в угловой комнате на третьем этаже королевского замка.
Во время одного из визитов в Берлин российский
император Петр I увидел шедевр из янтаря и
выразил свое восхищение и желание иметь
подобное творение у себя на родине.
При встрече Петра I с Фридрихом-Вильгельмом I в
ноябре 1716 года в связи с заключением союза
между Россией и Пруссией новый прусский
король преподнес российскому императору
подарки, среди которых был и Янтарный кабинет.
Согласно сохранившейся описи, разобранный
Янтарный кабинет был доставлен в СанктПетербург в 18 больших и малых ящиках,
содержавших наряду с готовыми панелями
большое количество ранее не использовавшихся
фрагментов. К документам прилагались
наставления по поводу того, каким образом
следовало распаковать янтарные украшения
перед монтажом.

7.

Елизавета Петровна
Поскольку нет свидетельств о том, где Петр I велел установить панели, и велел ли вообще, все
предположения об их использовании в Зимнем дворце считаются беспочвенными.
Документально подтверждено, что его дочь, императрица Елизавета Петровна, вскоре после
вступления на престол нашла применение подарку из Берлина в строившейся для нее новой
зимней резиденции — Третьем Зимнем дворце, где в 1743 году и было приказано разместить
янтарный убор.

8.

Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных
приемов, хотя по мере реконструкции Зимнего дворца ее не раз переносили с
места на место.
В июне 1755 года императрица приказала
Растрелли создать Янтарную комнату в
Царском Селе. Панели в Зимнем дворце
были бережно разобраны и уложены в
ящики. Из Царского Села была прислана
специальная команда, которая вручную
перенесла ящики из столицы в загородную
резиденцию.
Отведенный для нее дворцовый зал
площадью 96 квадратных метров
превышал прежние размеры, поэтому
архитектор разместил панели в среднем
ярусе трех стен. Там, где янтаря не хватало,
стены были затянуты холстом и расписаны
«под янтарь». Усилив интерьер
позолоченной резьбой, великолепными
бронзовыми светильниками, зеркалами,
живописным плафоном и паркетом из
драгоценных пород дерева, Растрелли
блестяще справляется с поставленной
задачей.

9.

За сохранностью Янтарной комнаты
тщательно следили, для чего в 1758 году
учредили специальную должность
«надзирателя за янтарем».
Хрупкий декор не мог долго оставаться
без постоянного присмотра и реставраций.
Это обстоятельство побудило пригласить из
Пруссии янтарных дел мастера Фридриха
Роггенбука. В 1761 году на помощь к нему
приехали еще несколько прусских
резчиков по янтарю, среди них сын
Роггенбука — Иоганн.
В 1763 году Екатерина II издала указ о
замене всех расписанных «под янтарь»
холстов на настоящую янтарную мозаику.
Под руководством Роггенбука были
введены дополнения в янтарную отделку
интерьера: базы под пилястры, восемь
гладких узких щитов для заполнения
промежутков между пилястрами, угловой
столик, десюдепорт восточной стены,
гирлянды на аттике. Кроме того, Роггенбук
ввел много дополнительных деталей в
первоначальный декор настенных панно.
Среди них — рокайли, цветы, картуши,
вензеля Екатерины и двуглавого
российского орла в оформлении рамы,
подаренной Фридрихом II.
Работы в интерьере Янтарной
комнаты были завершены
лишь в 1770 году.

10.

Исчезновение Янтарной комнаты
На лето 1941 года была намечена
масштабная реставрация Янтарной
комнаты, но начавшаяся война нарушила
все планы. В первые дни Великой
Отечественной войны, когда в
Екатерининском дворце началась
эвакуация музейных ценностей, из-за
хрупкости панелей Янтарной комнаты
было решено не вывозить их вглубь
страны, а произвести консервацию на
месте. Заклеенные тонким слоем
папиросной бумаги и марлевой тканью
панно заложили ватиновыми чехлами и
закрыли деревянными щитами.
Вместе с немецкими частями,
вошедшими в Пушкин, прибыли
специалисты из команды
«Кунсткомиссион», занимавшейся
вывозом художественных ценностей.
Оккупанты демонтировали и отправили
панно в Кенигсберг (ныне —
Калининград).
В Кенигсберге они и находилась до весны
1945 года.

11.

Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов
Кенигсбергского замка, где находился музей янтаря. При отступлении немцев панели снова были
разобраны и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы Янтарной комнаты
теряются. В 1967 году была создана государственная комиссия по розыску шедевра.
В 1984 году, после многолетних и бесплодных поисков, комиссия была упразднена.
Версии о местонахождении янтарной комнаты:
Комната спрятана в тайнике на территории нынешней Калининградской области.
Янтарную комнату следует искать на территории восточноевропейских государств.
Существует также версия, согласно которой перед войной по приказанию Сталина
была изготовлена копия Янтарной комнаты, а подлинник вывезли в Москву вместе
со всеми эвакуированными экспонатами Царского Села, где он скрывается до сих
пор.

12.

Современная история Янтарной комнаты
В июле 1979 года Совет
Министров РСФСР принял
решение о воссоздании янтарных
панно. Главный архитектор
Екатерининского дворца
Александр Кедринский — один из
немногих, кто видел подлинную
Янтарную комнату — вскоре
приступил к созданию проекта
восстановления утраченного
шедевра.
Удалось отыскать 86 фотографий и
негативов Янтарной комнаты.
Приведя их к единому масштабу,
специалисты воссоздали ее
общий вид, элементы отделки в
деталях, выяснили размеры
панелей и другого декора. Для
определения высоты рельефа
была произведена
фотограмметрия янтарных панно.
31 мая 2003 года, в год 300-летия СанктПетербурга, президент России Владимир
Путин и канцлер ФРГ Герхард Шредер вместе с
руководителями государств-участников
саммита Россия-ЕС торжественно открыли
возрожденную Янтарную комнату в
Екатерининском дворце.
English     Русский Правила