Похожие презентации:
Последователи Фрейда. Неофрейдизм
1.
Неофрейдизм1
2. Карл Густав Юнг (1875 – 1961) Аналитическая психология
Основные труды:1921
1928
1933
1951
–
–
–
–
Карл Густав Юнг (1875 – 1961)
Аналитическая психология
«Психологические типы»
«Эссе об аналитической психологии»
«Современный человек в поисках души»
«Эон. Введение в феноменологию самости».
Теоретические расхождения с Фрейдом
Юнг считал неправомерным предложенное Фрейдом сведение энергии
Эроса исключительно к сексуальной энергии (либидо) и не поддержал
гипотезу Эдипова комплекса.
Принимая в целом концепцию бессознательного, Юнг находил
фрейдовскую концепцию личного бессознательного
неудовлетворительной, заменив ее собственным учением о
коллективном бессознательном.
В отличие от Фрейда, считавшего религию неврозом, Юнг выступал за
сближение психологии и религиозных учений древности.
3.
К.Г.Юнг (1875-1961) – швейцарский психиатрКритика Фрейда:
Неправомерно сводить всю человеческую деятельность к
биологически унаследованному сексуальному инстинкту, инстинкты
человека имеют не биологическую, а символическую природу.
Символика – часть психики, бессознательное вырабатывает
определенные формы или идеи, носящие схематический характер и
составляющие основу всех представлений человека.
Эти формы – формальные элементы психики называются «архетипы»,
они наполняются содержанием только выходя на уровень сознания.
Они имманентно присущи человеческому роду.
3
4.
Индивидуальное и коллективное бессознательное«Индивидуальное
бессознательное»
отражает личностный
опыт отдельного
человека, состоит из
переживаний, которые
когда-то были
сознательными, но
утратили свой
сознательный характер в
силу забвения или
подавления.
4
«Коллективное
бессознательное»
представляет скрытые
следы памяти
человеческого прошлого:
расовую и национальную
историю, а также
дочеловеческое животное
существование. Это
резервуар, где
сконцентрированы все
«архетипы».
5. Коллективное бессознательное (КБ) и архетипы
Коллективное бессознательное (КБ)Архетип – (от греч. arche – начало
и typos – образ) – априорные
(доопытные, изначально присущие
психике) схемы, шаблоны, формы,
направляющие представления,
эмоции и интерпретацию
непосредственного опыта.
Архетип == знанию.
Архетип – способ
интерпретации знаний,
которые ему поставля5
ет опыт.
6.
Учение Юнга об архетипахРисунок
6
Архетипы
представляют формальные
образцы поведения или
символические образы,
на основе которых
оформляются
конкретные, наполненные
содержанием образы.
Конкретные образы
соответствуют в реальной
жизни стереотипам
сознательной
деятельности человека.
7. Виды коллективных архетипов
СамостьЦелостность человека, человеческого Я.
Интеграция
возможностей.
всех
личностных
Цель
жизни
–
осознание
и
проникновение в глубины собственной
самости; воплощение Самости, то есть
гармонизация и воплощение всех псих.
Возможностей.
Символы:
круг, квадрат, мандала
7
8.
Анима(от лат. Anima – душа)
Персонификация женского
начала в бессознательном
мужчины
• Развивает в мужчине
женские качества
Анимус
(от лат. Anima – душа)
Персонификация мужского
начала в бессознательном
женщины
• Развивает в женщине
мужские качества
•Обеспечивает привязанность к противоположному полу
•Связывает сознание с коллективным бессознательным
8
9.
ПерсонаПервоначально – маска, которую
Носили актеры в античном театре
По Юнгу, приспособительная система
или манера себя вести, с помощью
которой мы общаемся с миром.
Система социальных ролей,
усваиваемых в детстве,
в т.ч. профессия.
9
10.
ТеньСумма всех личных и коллективных
установок, которые не совместимы
с сознательно избранным образом
жизни и которые объединяются в
относительно автономную часть
личности
Как элемент ЛБ – тень – негативное
Alter-ego человека
Как элемент КБ – Тень - это
архетип Сатаны
10
11. Развитие личности
ИндивидуацияПо Юнгу – цель личностного развития;
«самосозидание»
и
«самовоплощение»
человеком своей «глубинной внутренней,
предельной и не с чем не сравнимой
уникальности».
Невозможна без интеграции и гармонизации
всех внутренних сил и тенденций, в т.ч.
Персоны и Тени
11
12. Психологические типы
Направленность Я - психический склад личности,основная жизненная установка
Экстраверт
Интроверт
(от лат. extra - вне и
verto -обращаю)
(от лат. Intro – внутрь,
verto – обращаю)
Направленность интереса на
внешний мир,
Направленность интереса на
собственный внутренний мир
Амбоверты
Склонен избегать «погружений» ( от греч. Amphi Склонен дистанцироваться от
в собственный внутренний мир Двусторонний)
внешнего мира
Мышление
Чувство
Ощущение
Рациональность
Интуиция
Иррациональность
Психические функции
12
13. Альфред Адлер (1870 -1937) основатель индивидуальной психологии
Основные труды: Ок. 300 книг и статей1907 – «Исследование физической неполноценности и
ее психической компенсации»
1927 – «Практика и теория индивидуальной психологии»
1931 – «Смысл жизни»
Теоретические расхождения с Фрейдом:
1)
2)
3)
Адлер отверг учение Фрейда 1) о либидо, как основной движущей
энергии человека, 2) о первостепенном значении первых лет жизни
для формирования личности.
По Адлеру человеческое поведение предопределяют не сексуальные,
а агрессивные влечения – стремление к власти.
Адлер отверг введенное Фрейдом разделение психики на Я, Оно и
Сверх-я, предложив рассматривать человека как единый, неделимый,
согласующийся организм, т.е. как индивидуума ( от лат. individuum –
неделимый).
13
14.
Рисунок14
Теория «индивидуальной
психологии»:
(человек –существо социальное,
а не биологическое).
На передний план выдвигаются
социальные побуждения
человека. Понятие
«социального» не выходит за
рамки бессознательных
влечений («стремлений к
власти»).
Причина развития индивида
заключается в стремлении
преодолеть чувства
«неполноценности» и
«малоценности».
15.
Социальныйконтекст
-общественные связи
- оценки других людей
- социальный интерес
Индивидуум творческое и
самоопределяющееся
целое
Основной мотив
врожденное стремление
к совершенству
и превосходству
Фикционный финализм
(воображаемые (фиктивные)
цели, ценность которых
не проверяется на практике)
Комплекс неполноценности
Компенсация КН
- преувеличение собственных достоинств
Стиль жизни
Сверхкомпенсация КН
комплекс превосходства
15
16. Причины комплекса неполноценности
Физическаянеполноценность
Чрезмерная
опека
родителей
Отвержение
со стороны
родителей
Компенсация КН
- преувеличение собственных достоинств
Сверхкомпенсация КН
комплекс превосходства, стремление к власти
16
17. Типы личности по А. Адлеру
Управляющий типБерущий тип
Избегающий тип
Чувство превосходства Паразитическое отноше- Страх перед неудачей
над другими.
ние к внешнему миру. больше, чем ожидаемое
Самоуверенность,
Удовлетворение собст- удовлетворение от побед
Низкий социальный
напористость, активность
венных потребностей
интерес.
в преследовании личных
за счет других.
Пассивность,
целей.
Низкая активность,
безынициативность.
Равнодушие к другим
отсутствие социального
Бегство от проблем.
людям.
интереса.
Возможно, асоциальное Зависимость от других
поведение.
людей.
Социально-полезный тип
Сочетание высокой степени социального интереса и высокой активности.
Проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними.
Осознает важность сотрудничества, личного мужества.
Готов вносить свой вклад в благоденствие других людей. 17
18.
Альфред Адлер утверждал,что социальный интерес,
связанный с «чувством
общности», «чувством
солидарности», «чувством
единения индивида со всем
человечеством», является
врожденным, а его
проявление свидетельствует
о зрелости личности.
18
19.
Карен Хорни (1885-1953)Рисунок
19
Теория «коллективных
неврозов»:
Неврозы вызываются
культурными факторами
Основные побудительные
мотивы деятельности человека
– «стремление к
безопасности» («Наши
внутренние конфликты»)
Группы потребностей, в
зависимости от отношения
личности к окружающим
людям: потребности,
направленные к людям, от
людей и против людей.
20.
Центральное место в системе своих взглядов Хорниотводила понятию базальной тревожности,
источником которой являются недостаток
родительского внимания и ласки в детстве и
возникающее у ребенка чувство одиночества и
беззащитности в потенциально враждебном ему мире.
Все, что может нарушить систему взаимоотношений
родителя и ребенка, приводит в конечном итоге к
формированию этой основной, базальной тревоги. По
сути, Хорни выступила с социологизированным
вариантом фрейдизма, в котором поставила проблему
социальной (в терминологии Хорни - культурной)
обусловленности формирования характера человека и
неврозов. В отличие от инстинктов как фактора
мотивации поведения (о чем говорил Фрейд), Хорни в
число доминирующих факторов относит потребность в
безопасности и освобождении от страха.
20
21. Десять невротических потребностей, описанных Хорни
Избыточная потребностьПроявления в поведении
1. В любви и одобрении - Ненасытное стремление быть любимым и
объектом восхищения со стороны других; повышенная
чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или
недружелюбию
2. В руководящем партнере - Чрезмерная зависимость от других и
боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви
– убежденность в том, что любовь может решить все
3. В четких ограничениях Предпочтение такого жизненного
стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и
установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым
и подчинение другим
4. Во власти - Доминирование и контроль над другими как
самоцель; презрительное отношение к слабости
5. В эксплуатировании других - Боязнь быть используемым
другими или боязнь выглядеть "тупым" в их глазах, но нежелание
предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их
21
22. Десять невротических потребностей, описанных Хорни
6. В общественном признании. Желание быть объектомвосхищения со стороны других; представление о себе
формируется в зависимости от общественного статуса
7. В восхищении собой: Стремление создать
приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и
ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны
окружающих
8. В честолюбии Сильное стремление быть самым лучшим,
невзирая на последствия; страх неудачи
9. В самодостаточности и независимости Избегание
любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо
обязательств; дистанцирование от всех и вся
10. В безупречности и неопровержимости
Попытки быть
морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях;
поддержание впечатления совершенства и добродетели
22