Похожие презентации:
Рене Декарт – отец современной философии
1.
Рене ДекартРассуждение о методе
1. Дедуктивный метод научного познания.
Основные правила метода.
2. Принцип сомнения и его функция в научном
познании. Положение «мыслю, следовательно,
существую» и проблема субъекта научного
познания.
Презентацию подготовили
аспиранты Института русской литературы РАН
Надежда Левченко и Владимир Турчаненко
2.
Рене Декарт – отец современной философии«Метафизика Декарта хороша, ибо, с одной стороны, ей удается
интерпретировать наиболее выдающиеся результаты современной науки, с
другой — сообщая, из чего сделан мир и как он сделан, она устанавливает
«парадигму», или, иначе, «программу исследования», оказывая влияние на
последующее развитие науки»
Джозеф Агасси
3.
«Эти длинные цепочки рассуждений, простых и легких,которыми обычно пользуются геометры при поиске
доказательств наиболее трудных проблем, позволили мне
понять, что все вещи, которые может познать человек,
находятся в одинаковой последовательности и стоит только
соблюдать эту последовательность, а также не признавать в
качестве истинных вещи, таковыми не являющиеся, и не будет
ничего столь далекого, что нельзя было бы достичь, и столь
скрытого, что нельзя выявить»
Рене Декарт
4.
«Правила для руководства ума», 1627–1628Правило II: Нужно заниматься только теми предметами, о которых наши умы очевидно
способны достичь достоверного и несомненного знания.
Правило III: Касательно обсуждаемых предметов следует отыскивать не то, что думают о них
другие или что предполагаем мы сами, но то, что мы можем ясно и очевидно усмотреть или
достоверным образом вывести, ибо знание не приобретается иначе.
Правило IV: Для разыскания истины вещей необходим метод.
Правило V: Весь метод состоит в порядке и расположении тех вещей, на которые надо
обратить взор ума, чтобы найти какую-либо истину. Мы будем строго придерживаться его, если
шаг за шагом сведем запутанные и темные положения к более простым, а затем попытаемся,
исходя из усмотрения самых простых, подняться по тем же ступеням к познанию всех прочих.
Правило VIII: Если в ряде вещей, подлежащих изучению, встретится какая-либо вещь, которую
наш разум не в состоянии достаточно хорошо рассмотреть, тут необходимо остановиться и не
изучать другие вещи, следующие за ней, а воздержаться от ненужного труда.
5.
«Рассуждение о методе», 1633–1637Правило очевидности
«Никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен; иными
словами, старательно избегать поспешности и предубеждения и включать в
свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и
отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению»
6.
Правило простоты«Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и
необходимо для наилучшего ее разрешения»
Правило градации
«Третье правило заключается в том, чтобы располагать свои мысли в определенном порядке,
начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням,
до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в
естественном ходе вещей не предшествуют друг другу»
Правило перечня и обзора
«Последнее правило — делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие,
чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено»
7.
Вопрос о природе человеческого познанияТрадиция европейского эмпиризма (апелляция к опыту)
Фрэнсис Бэкон
ОБЫЧАЙ vs.
ДОСТОВЕРНОЕ ЗНАНИЕ
(1561–1626)
Рационалистическая традиция нового времени
(значение рационального начала в познании —
с помощью разума человек может получить достоверное
знание)
Рене Декарт
(1596–1650)
8.
Принцип субъективной достоверностиНа истину «натолкнется скорее отдельный человек, чем целый народ»
установка на создание собственного мнения
Сомнение как инструмент «отмены» прежнего типа
сознания
«…никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы
таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и
предубеждения и включать в свои суждения только то, что
представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим
образом не сможет дать повод к сомнению»
9.
Истинное знание — самоцель или инструмент?«… многие ломают свои дома, чтобы их перестроить, а иногда и
вынуждены это сделать, если фундамент их непрочен и дома могут
обрушиться. На этом примере я убедился, что вряд ли разумно
отдельному человеку замышлять переустройство государства,
изменяя и переворачивая все до основания, чтобы вновь его
восстановить <…> Однако, что касается взглядов, воспринятых
мною до того времени, я не мог предпринять ничего лучшего, как
избавиться от них раз и навсегда, чтобы заменить их потом
лучшими или теми же, но согласованными с требованиями разума.
И я твердо уверовал, что этим способом мне удастся прожить свою
жизнь гораздо лучше, чем если бы я строил ее только на прежних
основаниях и опирался только на те начала, которые воспринял в
юности, никогда не подвергая сомнению их истинность»
10.
«Новая наука»«Старая наука»
11.
Cogito ergo sum«… заметив, что истина Я мыслю, следовательно, я существую столь
тверда и верна, что самые сумасбродные предположения скептиков
не могут ее поколебать, я заключил, что могу без опасений принять
ее за первый принцип искомой мною философии»
Ориг. Je pense, donc je suis («Я мыслю, следовательно, я есмь»)
Ср.: Si fallor, sum («Если я ошибаюсь, я есмь») у Августина
Блаженного в соч. «О Граде Божьем»
Аврелий Августин
(354–430)
12.
Cogito ergo sumНеобходимы как минимум два допущения:
- убеждение в онтологическом превосходстве умопостигаемого
мира над чувственным;
- осознание высокой ценности «человека внутреннего», личности.
В основании новой философии — сознаваемый
субъективно переживаемый процесс мышления
«Нелепо
полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока
оно мыслит»
13.
Бог как источник объективной значимостичеловеческого мышления
«… само правило, принятое мною, а именно что вещи, которые мы
представляем себе вполне ясно и отчетливо, все истинны, имеет
силу только вследствие того, что Бог есть, или существует, и
является совершенным существом, от которого проистекает все, что
есть в нас. Отсюда следует, что наши идеи или понятия, будучи
реальностями и происходя от Бога, в силу этого не могут не быть
истинными во всем том, что в них есть ясного и отчетливого»
Бог
Человеческая
субъективность
ясные идеи
истина
смутные идеи
ложь