Похожие презентации:
Понятие, сущность и типология государства
1. «ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА»
2.
План:1. Понятие и признаки государства.
2.Типология государства: понятие и классические
подходы.
3. Достоинства и недостатки формационного и
цивилизационного подходов к типологии
государства.
4. Современные подходы к типологии государства.
3. Государство — это политическая организация общества, издающая на своей территории веления, обязательные для всего населения,
осуществляющаясбор налогов и обладающая
суверенитетом
4. Признаки государства: 1. наличие территории в пределах государственных границ 2. наличие населения, объединенного по принципу
гражданства илиподданства
3. наличие аппарата публичной власти в виде органов управления и
принуждения
4. ОРГАНИЗАЦИЯ сбора налогов
5. наличие суверенитета
6. правотворческая деятельность государства
5.
6.
Царь Петр I, одновременно свводом налога на бороду, в
январе 1705 года ввёл налог
на дубовые гробы-колоды, в
которых хоронили издревле.
Вышел указ "О неделании
дубовых гробов". Синод
разослал строгое
предписание, чтобы "нигде
никого в дубовых гробах не
погребали", так как гробы
долбили из целого дуба. Пётр
сначала обложил долблённые
гробы большой пошлиной, а
потом и вовсе запретил их
изготовление.
Оказывается, в языческой
древности ещё при жизни или
при рождении за человеком
закрепляли дуб в священной
роще. То есть "давали дуба" в
смысле предназначения его
для будущего захоронения.
Эту древнюю народную
традицию сохранили
староверы. Они выдалбливали
домовину из цельного стволаколоды. Дубовый гроб всегда
был знаком особой почести
умершему. Хотя материал не
самый удачный: твёрдый,
сучковатый...
7.
8.
• СУВЕРЕНИТЕТ –ЭТО ВЕРХОВЕНСТВО
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ
И НЕЗАВИСИМОСТЬ НА
МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ
9.
Исследователь располагаетвозможностью выделить значимые и
закономерные различия
Типология не просто единичный способ
познания действительности
Тип характеризуется не просто
совокупностью, а именно системой
отличительных признаков
10.
• Типология есть учение о типах –• больших группах (классах) тех или иных
объектов,
обладающих
набором
общих,
характерных для каждого типа, признаков.
• Типология может рассматриваться как
разновидность
классификации,
которая
включает в себя:
• а) исследование оснований деления на
типы;
• б) характеристику самих типов.
11.
Два классических подхода ктипологии государства–
- формационный (в основе –
«общественно-экономическая
формация»)
- Цивилизационный (в основе –
«цивилизация»)
12.
Формационныйподход
является
традиционным
для
марксистского
обществоведения,
в
котором
«общественная
формация»
это
исторический
тип
общества,
основанный на определенном способе
производства.
13.
14.
15.
Три больших периода (макроформации):первичный (архаичный, доэкономческий)
вторичный (экономический)
третичный (коммунистический)
Основания классификации:
наличие или отсутствие частной собственности,
эксплуатации, антагонистических классов,
товарного производства
16. 5 общественно-экономических формаций
1. Первобытнообщинная2. Рабовладельческая
3. Феодальная
4. Капиталистическая (буржуазная)
5. Коммунистическая
17. Эксплуататорские типы государства
Рабовладельческаяформация
• Рабовладельческий
тип государства
Феодальная
формация
• Феодальный
тип государства
Капиталистическая
(буржуазная)
формация
Капиталистический
(буржуазный) тип
государства
18.
Коммунистическая• формация
Социалистический
тип государства
• 1 фаза
Отмирание
государства
• 2 фаза
19.
Цивилизация - этосоциокультурная система, включающая
не
только
социально-экономические
условия жизнедеятельности общества, но
и этнические, религиозные его основы,
степень
гармонизации
человека
и
природы,
духовно-нравственных
и
культурных факторов.
20.
А. Тойнби21.
П. Сорокин22.
23.
В основе теории развития цивилизаций идея возникновения иразвития цивилизаций в виде ответа на глобальные вызовы своего
времени.
Механизм рождения и развития цивилизации связан с ответом на
вызовы, которые постоянно бросает народам природное и социальное
окружение (суровый климат, частые землетрясения или наводнения,
войны, культурная экспансия и т. д.).
Творческое меньшинство должно успешно ответить на вызов,
решив проблему. Тойнби выделяет 21 цивилизацию, из которых в
XX веке осталось существовать только 10 цивилизаций, и 8 из них
находятся под угрозой ассимиляции с западной культурой.
Несмотря на своеобразие каждой цивилизации существует единая
логика их развития — прогресс духовности и религии.
24.
Египетская цивилизация возникла как реакция наиссушение земель на афразийской территории. Ответ тех, кто
положил начало этой цивилизации, был двойным: они
переместились в долину Нила и изменили свой образ жизни.
Они двинулись в гиблые болота и превратили их своим
динамическим актом в благодатные земли.
В пустыне, ставшей колыбелью китайской цивилизации,
испытание заболачиванием и наводнением было дополнено
испытанием холодом из-за существенных сезонных
климатических изменений.
Возникновение майянской цивилизации было ответом на
вызов, брошенный тропическим лесом, минойской - ответом
на вызов моря.
В России вызов принял форму непрерывного внешнего
давления со стороны кочевых племен. Ответ представлял
собой становление нового образа жизни и новой социальной
организации.
25.
Стадии цивилизацийРождение
Рост
Перелом
Разложение
Гибель
26.
Цивилизации, отмечает Тойнби, различаются своимиСТИЛЯМИ
Так, эллинская цивилизация, например, демонстрирует
явную тенденцию к оформлению эстетического стиля, ее
взгляд на жизнь во всей ее целостности выражается в
отчетливых эстетических понятиях.
Индская и родственная ей индуистская цивилизации
формируют стиль, имеющий ярко выраженный
религиозный характер.
Для западной цивилизации характерна тенденция к
машинному производству, нацеленность интересов и
способностей на эффективное использование открытий
естествознания, конструирование материальных и
социальных систем.
27.
28.
ДОСТОИНСТВА ФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДАПродуктивна сама идея делить государства на основе
социально-экономических факторов, которые действительно
весьма существенно влияют на общество.
Она показывает поэтапность, естественно-исторический
характер развития государства. Источник развития
государства заключен, по мнению представителей данной
теории, в самом обществе, а не вне его.
Это процесс объективный. В этом процессе каждый
последующий тип государства должен быть исторически более
прогрессивным, чем предыдущий.
29.
Недостатки формационного подходаОднолинейность
Игнорирование азиатского способа производства
Деление типов государства на эксплуататорские и
антиэксплуататорские
Социалистический тип – последний и высший???
Умаление роли культурно-духовной жизни общества
30.
Достоинства цивилизационного подходаОпределены духовные факторы как существенные в
тех или иных конкретно-исторических условиях
(ведь не случайно выделяют религиозный и
национальный подходы к сущности государства)
В связи с расширением диапазона духовных
критериев, которые характеризуют именно
особенности тех или иных цивилизаций,
получается более заземленная (географически
адресная) типология государств.
Данный подход раскрывает развитие общества и
государства через человека, через его
представления о ценностях и целях деятельности
31.
Недостатки цивилизационного подходаНедооцениваются социально-экономические
факторы, которые зачастую определяют политику
конкретной страны;
Выделяя большое количество идеально-духовных
факторов в качестве признаков цивилизаций,
авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали
типологию не столько государства, сколько
общества.
Отсутствует четкая периодизация, аморфность,
размытость, наличие множества оснований для
выделения различных цивилизаций и
соответствующих им государств (у Шпенглера – 8
культур, у Тойнби – 21)
Обязательная гибель цивилизации
32.
33.
Теократическое(Ирак, Оман)
Атеистическое
(СССР)
Взаимоотношение
государства с
церковью
Светское
(Россия)
В.К. Бабаев
Клерикальное
34.
Англиканскаяцерковь
(Великобритания)
Католицизм
(Ирландия,
Испания до
1978 г.,
Бразилия)
Клерикальное
государство
Евангелистсколютеранская
церковь (Дания,
Норвегия,
Исландия)
В.К. Бабаев
Пресвитерианская церковь
(Шотландия)
35.
В.В. ЛазаревТоталитарное
Демократическое
Взаимоотношение
государства
и общества
Либеральное
Авторитарное
36.
Р.Х. МухаевПолицейское
Социальное
Правовое