Похожие презентации:
Моя малая родина
1.
МБУ «ЦБС Кызылского кожууна РТ»Центральная детская библиотека
Моя малая родина
(презентация)
Каа-Хем 2021
2.
Что такое малая родина?Каждый человек имеет свою родину. Это место,
которое для человека является самым родным. Где
бы далеко не был человек, родной край всегда
будет звать его. Здесь всё родное и близкое. Мы
бегали маленькими детьми по своему родному
краю и были счастливы. Неважно город это или
маленькая деревушка где-то на берегу реки. Мы
всегда будем вспоминать свой родной край. Он
будет всегда в наших мыслях. Он будет дорого со
всеми его особенностями. Здесь уникальная
природа, уникальные места и всё близкое и родное.
Мы знаем здесь каждый маленький уголок.
Родной край постоянно зовёт нас, хотя очень часто
люди просто не признаются в этом.
Моя малая Родина — это место, где ты
родился, где ты вырос, где проходит твое
детство, где все вокруг тебе кажется родным и
прекрасным. Моей малой Родиной является г.
Чадан Республики Тыва. Здесь всегда светит
солнце, поют птицы. Приходит вечер, и вся
природа начинает играть совсем другими
красками, которые меня очень радуют. Также
я люблю, когда приходит зима — здесь
открывается неописуемая красота. Все мы
должны оберегать и любить малую Родину,
ведь это частичка нашего «я».
3.
На правом берегу реки Чадан Енисейского бассейна, взападной части Тувинской котловины расположен город
под названием Чадан. Он имеет статус административного
центра Дзун-Хемчикского кожууна. К востоку, на
расстоянии 230 км, находится столица республики Тува –
город Кызыл, до границы с Монголией 65 км. Ближайшая
железная дорога, проходящая через город Абаза, в 330
километрах. Чадан стоит на главной автомагистрали
республики Ак-Довурак – Кызыл, а западнее в 6 км от
города к ней примыкает автотрассаЧадан-Хантыгайты.
Численность населения города около 9000 тысяч
человек. Большую её часть около 95% составляют тувинцы
и наименьшую – русские и коми. Окрестности Чадана – это,
завораживающие своей красотой, горы и степные долины.
Название города в переводе с тувинского языка
означает «низкорослый кустарник». По другой версии оно
произошло от монгольского глагола «чадаар» – «не мочь,
не справляться». Она появилась из-за спора между родами,
который не разрешился битвой между ними, и не помогло
вмешательство правителя нойона.
4.
История городаЧаданНа участке слияния двух рек Чадан и Хондергей в 1873 году
был выстроен буддийский монастырь Алдыы-Хурээ.
Эта дата значится годом основания Чадана. С 1923 года
поселение в округе монастыря называлось Артаадыт. В 1929
году его переименовали в Чадан. В 30-х годах монастырь АлдыыХурээ, как и множество других монастырей, был разрушен.
В 1905 – 1907 годах по тибетскому проекту архитектора
Кунтана-Римпоче и при использовании труда китайских
мастеров, с соблюдением всех правил буддийской архитектуры,
был построен монастырь Устуу-Хурээ. Местом для строительства
выбрали живописную долину в 7 км к северу от Чадана. В 1939
году храм был разрушен.
В мае 1945 года посёлок Чадан получает статус города и
становится административным центром Дзун-Хемчикского
района. Открытие месторождения каменного угля и дальнейшая
его разработка стали сильным толчком в экономическом
развитии города. В 1946 году здесь было несколько
действующих предприятий: кирпичный завод, промышленный и
маслобойный
комбинаты,
автотранспортное
хозяйство.
Постоянно росла численность населения.
5.
Экономика города ЧаданГлавным предприятием города является Чаданский угольный разрез, представляющий собой структурное звено
крупнейшего угледобывающего предприятия «Тувинской горнорудной компании».
Большое значение для экономики города имеет предприятие деревообрабатывающей промышленности
«Чаданлеспром», занимающееся реализацией лесопиломатериалов.
Пищевая промышленность представлена двумя объектами: хлебозаводом «Чаданхлеб» и маслодельным заводом
«Чаданмолоко».
Основным направлением работы предприятий агропромышленного комплекса является животноводство и посев
зерновых культур.
6.
Культура и достопримечательности городаЧаданВажным культурным событием города Чадана является
ежегодный Международный фестиваль живой народной
музыки, посвящённый Устуу-Хурээ – главному духовному
центру тувинцев. Его главной благотворительной целью
стало возрождение монастыря Устуу-Хурээ. Большое
количество людей, среди них музыкантов и просто гостей
из разных стран, в течение 15 лет съезжались в далёкую
Тыву и внесли свою долю пожертвований в общее дело. В
июле 2012 года, в урочище Чайлаг-Алааг, состоялось
триумфальное открытие храма.
В городе Чадане есть действующий краеведческий
музей имени Буяна Бадыргы, знаменитого тувинского
государственного
деятеля
20-х
годов.
Кроме
представленных экспозиций, рассказывающих об истории
создания Хурээ, есть стенды об известных земляках.
Например, один из них всеми узнаваемый современный
деятель, Сергей Шойгу.
Ещё одной достопримечательностью города является
филиал республиканского краеведческого музея им. Алдан
Маадыр (60 богатырей).
7.
Открытиеуникального
молитвенного
сооружения - барабана "Мани-Хурту" состояло 20
июля 2018 года
в сквере Сесерлиг города Чадана. Размер
молитвенного барабана - 8х8 метров, он возведен на
добровольные
пожертвования
верующих.
В
подобный барабан после специального ритуала
закладывается несколько тысяч буддийских молитв.
Если человек покрутит барабан, то он в одно
мгновение прочтёт все молитвы; вращать барабан
необходимо по часовой стрелке. Еще одно
необходимое условие — чистая мотивация.
Существуют
малые
и
большие
барабаны.
Молитвенный барабан «Мани-Хурту» относится к
разряду больших барабанов: в него вложено 115
миллионов мантр.
8.
Историко-краеведческий филиал им. Монгуша Буян-БадыргыНационального музея им. Алдан-Маадыр
Историко-краеведческий филиал им. Монгуша
Буян-Бадыргы Национального музея им. АлданМаадыр Республики Тыва — в 1991 г. в городе Чадан
был создан народный музей с целью комплектования,
исследования и пропаганды истории ДзунХемчикского кожууна Республики Тыва. С 1 января
1992 г. Чаданский народный музей стал филиалом
Тувинского республиканского краеведческого музея
им. Алдан-Маадыр.
Экспозиции музея отражают культуру, быт и
занятия народов края, историю Даа кожууна,
знакомят с распространением буддизма и шаманизма
и др.Основатель: Пюрюнаа Виктория Куларовна, 1945
г.р. Здание, где располагается Чаданский музей, до
1991 года было районным узлом связи ДзунХемчиского кожууна, которое построено 1949 году.
9.
10.
Дом-музей семьиСергея Кужугетовича Шойгу
Дом–музей семьи Героя России, министра обороны
Российской Федерации Сергея Кужугетовича Шойгу был
открыт 21 мая 2015 года, в день его шестидесятилетнего
юбилея, в городе Чадане Дзун-Хемчикского района, где
он родился и вырос. Основан музей в память о его
родителях,
интернациональной
семье
Кужугет
Серээевича и Александры Яковлевны Шойгу в девичестве
Кудрявцева.
В доме можно увидеть личные вещи и фотографии
семьи, в том числе детские фотографии Сергея Шойгу. В
доме-музее также представлена старая мебель семьи
Шойгу, патефон и пластинки, которые они в свое время
слушали, посуда, книги. Кроме того, на территории музея
находятся старый колодец, беседка, а также установлена
тувинская юрта, в которой туристы могут провести ночь.
11.
Дом-музей семьи Сергея Кужугетовича Шойгу. Вначале 50-х годов прошлого века. Этот дом был выделенАлександре Яковлевне Кудрявцевой, как молодому специалисту, приехавшему после окончания вуза в Чадан.
Здесь она и познакомилась с отцом Сергея Кужугетовича с Кужугетом Сереевичем. В его честь названа одна из
главных улиц города. Он — Почетный гражданин Чадана. В музее имени Монгуша Буяна-Балдыргы есть
специальная музейная комната «Спасательная служба России», где собрано много материалов о его жизни.. А в
2015 году открыт дом-музей семьи Шойгу. Именно в этом доме он сделал свои первые в жизни шаги.
12.
Монгуш Буян-Бадыргы – основатель тувинской государственностиБуян-Бадыргы прожил недолгую, но очень яркую жизнь. Родился он
в 1892 г. в местечке Аянгаты Барун-Хемчикского хошуна в семье арата
Номчула. В младенческом возрасте он был усыновлен широко известным
и авторитетным нойоном Даа хошуна Хайдыпом, в семье которого он
воспитывался, как его наследник, и формировался, как личность.
В 1909 г. после смерти нойона Хайдыпа 17-летний Буян-Бадыргы, как
его законный наследник, становится нойоном Даа хошуна. В последние
годы к жизни и деятельности Монгуша Буян-Бадыргы, гун нойона Даа
хошуна, одного из основателей и первых руководителей независимого
государства тувинского народа – Тувинской Народной Республики,
проявляется огромный интерес. Это вполне понятно, так как в истории
Тувы советского периода его жизнь и политическая деятельность
получили необъективную оценку и были преданы забвению.
Поэтому с целью правдивого и объективного освещения жизни и
деятельности Буян-Бадыргы на основе вновь выявленных источников мне
хотелось бы кратко остановиться на недостаточно изученных аспектах
пройденного пути этой неординарной личности. Он по праву является
неординарной личностью и занимает особое место в истории Тувы, с
одной стороны, как один из крупных и дальновидных правителей
дореволюционной Тувы, с другой, как один из создателей и первых
руководителей суверенного государства тувинского народа – ТНР.
13.
Памятник Монгушу Буян-Бадыргы расположен в г. Чадан возлеРайонного Дома культуры по ул. Ленина. Монгуш Буян-Бадыргы –
крупнейший политический и государственный деятель
Урянхайского края начала 20-го века, оказавший огромное влияние
на историю тувинского народа. Являясь правителем Даа-хошуна .
14.
Монастырь «Устуу-Хурээ»С хурээ связана вся история Чадана. В 2003 году город будет
праздновать свое 130-летие. Именно постройка Нижнечаданского
(Алдыы) Хурээ и стала датой, от которой отсчитывается его
история – 1873 год.
Первый буддийский монастырь в Туве, Эрзинский, построен
на сто лет раньше – в 1772 году на территории, примыкающей к
Северо-Западной Монголии – в Оюнарском кожууне
(современный Эрзинский кожуун). Именно оттуда, из Монголии,
шло распространение буддизма среди тувинцев. Именно
монастыри – хурээ становились для кочевого народа не только
религиозными центрами, но и центрами культуры, торговли,
образования. Все они возводились по монгольским строительным
образцам – были деревянными.
И ни одного из них поэтому не сохранилось. Дерево легко
поддается разрушению – и монастырские комплексы (всего их
было 31), возводившиеся с 1873 по 1926 год включительно, были в
30-х годах постепенно порушены руками тех же, кто их и строил,
руками их детей и внуков. Сигнал к гонениям на лам, к
разрушению монастырей был дан январским 1929 года пленумом
Центрального Комитета Тувинской Народно-Революционной
партии, после чего последовали соответствующие постановления
Малого и Великого Хуралов.
15.
К началу 40-х годов на территории Тувы не осталось ниодного хурээ. Сегодня от построек не осталось даже следа. И
только в единственном месте – в Дзун-Хемчикском кожууне, в
нескольких километрах от Чадана (справа от въезда в город)
сохранились стены Верхнечаданского хурээ (Устуу-Хурээ).
Сохранились именно потому, что возводились по особому –
тибетскому проекту: храм строили не из дерева, а из особым
образом замешанной глины. Хемчикский правитель Хайдып
специально пригласил из Тибета архитектора Кунтана Римпоче,
под руководством которого в течение двух лет – с 1905 по 1907 – и
велось строительство.
Монастырь очень скоро стал одним из престижных
образовательных центров. Не только роскошным убранством, но
и богатой библиотекой, коллекцией музыкальных инструментов
славился он.
Сто восьмилетних мальчиков было собрано в Устуу-Хурээ сразу
после его открытия. Первый настоятель храма, старший брат
Хайдыпа Ондар Чамзы учил их монгольскому и тибетскому
языкам, буддийской философии. Именно
ламы
Верхнечаданского хурээ под руководством Лопсан-Чимита
Монгуша создали первый вариант тувинского алфавита.
Именно здесь воспитывались и первые государственные деятели
провозглашенной в 1921 году независимой Тувинской
республики.
16.
Фестиваль живой музыки и веры "Устуу-Хурээ"основала в 1999 группа тувинских энтузиастов с цельюсобрать деньги на восстановление верхне-чаданского буддийского храма Устуу-Хурээ, разрушенного в
советское время.
17.
18.
Наш земляк – Гордость ТувыСерге́й Кужуге́тович Шойгу́[2] (тув. Сергей Күжүгет оглу
Шойгу; род. 21 мая 1955, Чадан, Тувинская АО, РСФСР, СССР) —
советский и российский военный и государственный деятель.
Министр обороны Российской Федерации с 6 ноября 2012 года.
Генерал армии (2003). Герой Российской Федерации (1999).
Заслуженный спасатель Российской Федерации (2000). Член
Высшего совета партии «Единая Россия».
Председатель Государственного комитета РСФСР и
Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий (1991—1994), глава МЧС России (1994—2012),
губернатор Московской области (2012).
Глава межрегионального движения «Единство» (1999—2001),
основатель (1 декабря 2001 года) и сопредседатель партии
«Единая Россия» (2001—2002, вместе с Юрием Лужковым и
Минтимером Шаймиевым)
Президент Русского географического общества (с 2009). На
данный момент единственный министр, который с небольшим
перерывом является членом Правительства Российской
Федерации с 1990-х годов (в общей сложности — почти 30 лет.