3.42M
Категория: ФилософияФилософия

Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) «Новый Органон» (1620)

1.

Аспиранты ИРЛИ РАН: Магомедов О.; Щукина У.
Фрэнсис Бэкон
(1561 - 1626)
«Новый Органон»
(1620)
Портрет кисти Джона
Вандербанка (фрагмент)
Обложка издания (1650)

2.

Содержание
1. Эмпирическая методология Бэкона; Опыт как источник
знаний и как основа научного метода; Эксперимент,
практика, «плодоносные» и «светоносные» опыты.
1. Метод индукции как способ построения научной теории;
Элиминативная индукция. Начало индуктивной логики.

3.

Эмпирическая методология Бэкона
-
Эмпирический метод познания - индукция - истинное орудие
исследования законов природных явлений, которые позволяют сделать
разум адекватным природным вещам;
-
Новая наука должна быть рациональной переработкой фактов опыта.
Посылки ее выводов - положения, основанные на понятиях, добытых
посредством методического обобщения, или индукции. Предпосылку
индукции образует аналитическое понимание эксперимента.

4.

Эмпирическая методология Бэкона
-
“Всего вернее истолкование
наблюдений в опытах” (Кн. 1, L).
природы
достигается
посредством
-
“Эмпирики, подобно муравью, только собирают и довольствуются
собранным. Рационалисты (догматики), подобно паукам, производят ткань
из самих себя. Пчела же избирает средний способ: она извлекает материал
из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему
умению” (Кн. 1, XCV).
-
Способ отыскания законов природы, когда сначала строят общие
основания, а потом к ним приспосабливаются и посредством их проверяют
частные выводы, есть, по Бэкону, «матерь заблуждений и бедствие всех
наук».

5.

Опыт как источник знаний и как основа
научного метода
-
“Лучшее из всех доказательств есть опыт, если только он коренится в
эксперименте” (LXX);
-
Случайный опыт - приобретен самостоятельно, опыт-эксперимент - в
ходе исследования;
-
Истинный метод опыта начинает с упорядоченного и систематического
опыта и выводит из него аксиомы, а из построенных аксиом - новые
опыты (Кн. 1, LXXXII).
-
Письменная фиксация опыта (Кн. 1, CI).

6.

Эксперимент, практика, «плодоносные» и
«светоносные» опыты
-
Практичное знание о мире можно получить из опыта на основании единичных
наблюдении и экспериментов;
-
Путь познания природы - движение от частных случаев к обобщениям
(индукция);
-
Взаимоотношение между знанием и практикой: “извлечение причины и аксиомы
из практики и опытов из причин и аксиом снова практику и опыты” (Кн. 1, CXVII);
-
“Плодоносные” опыты - раскрытие законов природы с помощью индуктивного
метода;
-
“Светоносные” опыты не приносят пользы, содействуют открытию причин и
аксиом, удовлетворяют стремление (Кн. 1, XCIX). Не зависят от результата,
всегда достигают своей цели, решая проблему.

7.

Метод индукции как способ построения научной
теории. Начало индуктивной логики
-
После освобождения разума от "идолов" для восприятия природных форм
следует посмотреть, какими путями, с помощью каких процедур и какого
метода достижима эта цель.
-
Процедура исследования (указания об истолковании природы) охватывает
части (Кн. 2, X):
1. Выведение аксиом из опыта;
2. Извлечение новых опытов из аксиом;
3. Применение истинной индукцию (ключ истолкования).

8.

-
Поиск форм - с помощью построения систематизирующих таблиц (Кн. 2,
CII, XI - XIII):
1. “Таблица присутствия” (для каждой данной природы представить
разуму все известные примеры, сходящиеся в этой природе)
2. "Таблица отклонения, или отсутствия в ближайшем" (примеры,
которые лишены данной природы)
3. “Таблица степеней, или сравнений” (примеры, в которых
исследуемая природа присутствует в большей и в меньшей
степени).

9.

Таблица сущности и
присутствия
Таблица отклонения (отсутствия в
ближайшем)
(примеры, сходящиеся в
природе тепла)
(отрицательные, подчиненные
примеры)
1.
Солнечные
особенно летом
полдень.
Таблица степеней
(сравнений)
лучи,
и в
1. Лучи Луны, звезд и комет не
оказываются теплыми для осязания.
1. Различие степени холода в
“неживых” телах (напр., в
дереве и металле).
2.
Солнечные
лучи,
отраженные и собранные,
(напр., среди гор, в
стенах, в зеркалах).
2. Лучи солнца не производят тепла в
средней области воздуха.
3. Слабое отражение солнечных лучей
в областях, близких к полярным кругам.
2. Потенциальность тепла и
расположенность
“неживых”
тел к пламени (напр., сера,
нефть, горное масло).
3. Огненные метеоры.
8. Кометы; светящиеся полосы и
столбы, небесные сияния и т.п.;
молнии, зарницы и гром.
3. Тела, которые были ранее
нагреты (пепел и сажа, конский
навоз,
негашеная
известь)
удерживают остатки тепла.
...
--
32.
Снег
жжет
руки;
холод
предохраняет мясо от гниения; холод
стягивает тела в меньшие размеры.
--
...
27. Сильный и острый
холод также приносит
некое ощущение жжения.
...

10.

Элиминативная индукция
-
Индукция путем элиминации (исключения) постигает форму (суть явлений);
-
В таблицах присутствия, отсутствия и степеней исследователь должен
исключить, или элиминировать, отдельные природы (свойства) присущие и
не присущие теплому телу, свойства, присущие холодному телу, и
свойства, остающиеся неизменными при увеличении тепла (Кн. 2, XVI);
-
Процесс исключения опирается на аргументацию;
-
"Первый сбор урожая" - гипотеза, сочетающейся с данными, изложенными
в трех таблицах и оцененными путем отбора и исключения;
-
Из имеющейся гипотезы выводят факты, затем проводят эксперименты в
разных условиях с целью проверить, подтвердятся ли факты,
предполагаемые гипотезой.

11.

Пример исключения, или отбрасывания, природ от формы теплоты
1. Посредством солнечных лучей: отбрось элементарную природу (земное).
2. Посредством обычного огня и особенно посредством подземных огней: отбрось
природу небесных тел.
3. Посредством нагревания всякого рода тел (минералы, растительные тела,
внешние части животных, вода, масло, воздух и остальные) приближением к теплу:
отбрось особенность или тонкость строения тел.

14. Посредством возникновения тепла от трения тел: отбрось первоначальную
природу (исключается понимание теплоты как особой субстанции ("теплорода"),
диффундирующей через природу тел) (Кн. 2, XVIII).

12.

Заключение
-
Философия Бэкона соединила в себе натуралистическое миросозерцание с
началами аналитического метода, эмпиризм – с широкой программой реформы
всего интеллектуального мира.
-
В “Новом органоне” излагается учение о методе познания, концепция индукции
как способа рационального анализа и обобщения опытных данных,
долженствующая радикально усовершенствовать все научные исследования и
дать им ясную перспективу.
-
Бэкон выразил устремления новой науки. От него берет начало
материалистическая традиция в философии Нового времени и то направление
исследований, которое впоследствии получило название «философия науки».

13.

Список использованных источников и литературы
1. Бэкон Ф. Новый Органон // Ф. Бэкон. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1978 Т. 2
2. Бэкон Ф. Великое восстановление наук. — Предисловие. // Ф. Бэкон. Соч. в 2 т.
1977 Т.1.
3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб,
1996 Т. 3 Кн. 2.
Интернет-ресурсы
1. Новая философская энциклопедия: в 4-х т. / Институт философии РАН; М.,
2010. http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/page/about
English     Русский Правила