Похожие презентации:
Происхождение басни
1.
Происхождениебасни
2.
Басня как жанрБасня — стихотворное или прозаическое
литературное произведение
нравоучительного, сатирического
характера. Действующими лицами обычно
выступают животные, растения, вещи. В
басне высмеиваются пороки людей.
Одной из особенностей басен
является аллегория: через условные
образы показывается определенное
социальное явление.
Возникновение басни как жанра
относится к V веку до нашей эры, а
создателем ее считается раб Эзоп (VI–
V вв. до н.э.), который не имел
возможности по-иному высказывать
свои мысли. Эта иносказательная
форма выражения своих мыслей и
получила впоследствии название
"эзопова языка".
Басня есть
поэзия рассудка.
В.Г.Белинский
3.
Существуют две концепциипроисхождения басни.
Первая представлена
немецкой школой Отто
Крузиуса, А. Хаусрата и др.,
вторая — американским
учёным
Б. Э. Перри.
Согласно первой концепции,
в басне первично
повествование, а мораль
вторична; басня происходит
из сказки о животных, а
сказка о животных — из
мифа.
Согласно второй
концепции, в басне
первична мораль; басня
близка сравнениям,
пословицам и
поговоркам; как и они,
басня возникает как
вспомогательное
средство аргументации.
4.
ЭЗОПСогласно античной традиции, Эзоп жил
в VI веке до н. э. Он был рабом
богатого гражданина. Позднее Эзоп
был отпущен на волю, некоторое время
провёл при дворе лидийского царя
Креза, а впоследствии, обвинённый
дельфийскими жрецами в святотатстве,
был сброшен со скалы. Его смерть в
Дельфах была украшена легендой.
Эзоп считается автором более 400
басен, изложенных прозой.
Эзоповские басни, главными
персонажами которых в подавляющем
большинстве случаев являлись
животные, стали богатейшим
источником для заимствования
сюжетов баснописцами последующих
времен. Они служили источниками
вдохновения для Ж. Лафонтена,
И.А.Крылова.
5.
.ЛАФОНТЕН Жан
(1621—1695) —
знаменитый французский поэтбаснописец. В историю
литературы вошел как автор
"Басен", которые отличаются
разнообразием, ритмическим
совершенством, умелым
использованием архаизмов,
трезвым взглядом на мир и
яркой образностью. Поэт часто
использовал олицетворения,
опираясь при этом на
национальную традицию.
Лафонтен утверждал, что
басня должна воспитывать
лишь тем, что знакомит
читателя с миром.
6.
Александр ПетровичСумароков
В русской литературе основы
национальной басенной традиции
заложил А.П.Сумароков (1717–1777).
Его поэтическим девизом были
слова: "Доколе дряхлостью иль
смертью не увяну, Против пороков я
писать не перестану...".
Литературная слава Сумарокова
достигает зенита в начале
царствования Екатерины II. Он
пишет басни, направленные
против бюрократического
произвола, взяточничества,
бесчеловечного обращения
помещиков с крепостными.
7.
Иван ИвановичДмитриев
(1736—1818) — русский поэт,
баснописец, государственный
деятель. Басни и сказки
Дмитриева, считались лучшим
украшением его литературного
венка, чему способствовал легкий
, свободный и плавный язык.
Сатира была настоящим уделом
таланта поэта.
«Муха» — одна из самых
популярных басен
И.И.Дмитриева. Ей уже свыше
200 лет. Именно из этой басни
пришло к нам известное
изречение «мы пахали»,
которое было подхвачено сразу
после опубликования
произведения и вот уже в
течение нескольких столетий
используется в нашем
лексиконе.
8.
Иван Андреевич Крылов(1769 — 1844)
Русский писатель, баснописец,
академик Петербургской Академии
Наук (1841). Издавал сатирические
журналы "Почта духов" (1789) и др.
Писал трагедии и комедии, оперные
либретто. Создал более 200 басен,
проникнутых демократическим
духом, отличающихся сатирической
остротой, ярким и метким языком, в
которых обличались общественные
и человеческие пороки.
Н.В. Гоголь
сказал о баснях Крылова так: «Его
притчи – достояние народное и
составляют книгу мудрости самого
народа».
9.
Особенности басни:а) мораль;
б) аллегорический
(иносказательный) смысл;
в) типичность описываемой
ситуации;
г) характеры-персонажи;
д) осмеяние человеческих пороков и
недостатков.
10.
И.А.Крылов «Мартышка и Очки»Аллегория
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть!» говорит она: «и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
Мораль басни