7.63M
Категория: ЛитератураЛитература

Пьеса «Гроза» А.Н. Островского

1.

Пьеса « Гроза» А.Н. Островского

2.

Смысл названия пьесы «Гроза»
Природное
явление
Гроза как природное явление становится
фоном,
на
котором
разворачивается
финальная сцена пьесы
Социальное
столкновение
Столкновение убеждений консервативно
настроенных представителей более старшего
поколения со стремлением к свободе,
возможности выбора молодых героев пьесы

3.

Жанровое своеобразие пьесы
Драма:
1) жанр;
2) литературный род, принадлежащий одновременно театру и литературе.
Особенность драмы:
конфликт, членение сюжета на
сценические эпизоды, сплошная
цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного
начала.

4.

5.Жанровое своеобразие пьесы.
• Трагедия, т.к. конфликт между героями
приводит к трагическим последствиям
• Элементы комизма /Дикой с его
требованиями, рассказы Феклуши,
рассуждения калиновцев/
• Сам Островский назвал пьесу драмой,
подчеркивая этим широкую
распространенность конфликта пьесы,
повседневность изображенных в ней
событий

5.

4.Композиция пьесы.
• Экспозиция – картины волжского простора
и духоты калиновских нравов. (Д.I, явление
1-4).

6.

Развитие конфликта - в природе дважды собирается
гроза (Д.I, явление 9). Катерина признаётся Варваре, что
полюбила
Бориса.
Пророчество
старой
барыни,
отдалённый удар грома.

7.

Грозовая
туча
ползёт, как живая,
полубезумная старуха
грозит
Катерине
смертью в омуте и
аде,
и
Катерина
признаётся в грехе
(первая кульминация),
падает без чувств. Но
гроза
так
и
не
обрушилась на город,
ощущается
только
предгрозовое
напряжение.

8.

Вторая кульминация – Катерина произносит последний
монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже
нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя!
Прощай!» (Д.V, явление 4).

9.

Развязка –
самоубийство
Катерины,
потрясение
обитателей
города, Тихона,
который завидует
умершей жене:
«Хорошо тебе,
Катя! А я-то зачем
остался жить да
мучиться!..» (Д.V,
явление 7).

10.

Организация пространства и времени в драме «Гроза»
Город Калинов («нулевой»
уровень) остановившееся в
Крутой берег
(высокое место)
полёт, Бог
средневековье время
«Домостроя»
+
Дом
замкнутое
(«душное»)
безопасное
За пределами
дома
разомкнутое
опасное, т.к.
требует выбора
Побег из города Кудряш и
Варвара
Кулигин - представитель эпохи
За пределами города
Просвещения 18 в.
середина 19 века
Сюжет об измене жены и ее
самоубийстве Островский
превращает в исследование
социальных условий жизни
русского общества,
взаимоотношений личности и
среды. Контраст — основной
принцип построения пьесы.
Овраг (низкое
место) место
свиданий=измены
«падение», грех
_
Омут (глубокое
место на реке)
Волга - символ
хода(тока) времени

11.

Основной конфликт
А.Н.Островский
показал, как
«зреет протест
против вековых
традиций
и как
старозаветный
уклад начинает
рушиться
под напором
требований
жизни».
. Конфликт между «темным царством» и новым
человеком, живущим по законам совести

12.

Итак, говоря
словами
Гончарова, в
«Грозе» «улеглась
широкая картина
национального
быта и нравов».

13.

К нему присоединяются конфликты :
Кулигин – Дикой - Кабаниха,
Тихон - Кабаниха,
Кудряш - Дикой,
Борис - Дикой,
Варвара -Кабаниха.
Пьеса является правдивым
отображением общественных
отношений, интересов и борьбы своего
времени.

14.

3.Система художественных образов.
«Темное царство»:
• Кабанова Марфа
Игнатьевна,
• Дикой Савел
Прокофьич,
• странница Феклуша,
• мещанин Шапкин,
• служанка Глаша.
Жертвы «тёмного царства»:
Катерина,
Борис,
Кулигин,
Варвара,
Кудряш,
Тихон

15.

Значение имен в драме
• Екатерина – разговорное Катерина,
• в переводе с греческого: чистая, благородная
• Варвара – в переводе с греческого: иноземка,
чужестранка.
• Марфа – от арамейского: госпожа.
• Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского:
• борьба, от славянского: слова.
• Савел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный
• (у бога).
• Тихон – от греческого: удачный, спокойный

16.

Город Калинов и его обитатели

17.

Расскажите о жителях Калинова.
Какие порядки царят в городе?
(Ответ подтвердите текстом).
Действие происходит в городе
Калинове, расположенном на
берегу Волги. В центре городаБазарная площадь, неподалеку
старая церковь. Кажется все мирно и
спокойно, но грубостью
• и жестокостью отличаются
• хозяева города.

18.

Городок Калинов
• Небольшой купеческий
городок на берегу
Волги, «…весь в зелени,
с крутых берегов
видны далекие
пространства,
покрытые селеньями и
нивами. Благодатный
летний день так и
манит на воздух, под
открытое небо…»

19.

Городок Калинов
- типичная картина русской провинциальной
действительности
• В городе Калинове царят корысть и жестокость.
Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и
обман, став обыденным явлением в жизни,
калечат души людей.
• Марфа Игнатьевна заставляет близких свято
чтить обряды и следовать старым обычаям
«Домостроя», которые переделала на свой лад.
Своими мелочными требованиями,
напоминаниями и внушениями Кабаниха
Жестокие нравы,
добивается беспрекословного подчинения
сударь, в нашем
домочадцев.
городе, жестокие!...
• Для Дикого самая большая радость надругаться
(Кулигин)
над человеком, унизить его.

20.

Город Калинов
и его обитатели
Законы, по которым строится жизнь в городе
• У кого деньги – у того и власть.
• У кого власть, тот пользуется ею безраздельно.
• Человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению.
• Запретить любое проявление живого человеческого чувства.
• Заставить лгать, приспосабливаться.
«Тёмное царство»
Жертвы «тёмного царства»
• Олицетворяют гнетущую власть.
• Угнетённые и бесправные
• Ощущают на себе власть и
грубую силу «тёмного царства».
• Катерина, Варвара, Тихон, Борис,
Кудряш, Кулигин.
• Враги всего живого и нового.
• Кабаниха, Дикой.

21.

Кто такой самодур?
Самодур –
человек, который действует
по своей прихоти,
по своему произволу,
унижая достоинство других
Морозова Н.Т.

22.

Самодуры русской жизни
«…беда, как его поутру
кто-нибудь рассердит!»
(Кудряш)
«Как не ругать!
Он без этого дышать
не может…»
(Кудряш)
«Ханжа…
Нищих оделяет,
а домашних
заела совсем»
(Кулигин)
Морозова Н.Т.

23.

Савёл Прокофьич Дикой
Дикой –
«глупый,шальной,
безумный,
сумасшедший»
Прокофий –
«успевающий»
Диковать –
дурить, блажить,
сходить с ума
Морозова Н.Т.

24.

Савёл Прокофьич Дикой
разнуздан
циничен
невежественен
жесток
груб
жаден
любит выпить
малодушен
боится Бога
сознаёт, что
грешит
Морозова Н.Т.

25.

Марфа Игнатьевна Кабанова
Марфа –
«наставница»
Игнатий –
«сам себя
поставивший»
Кабан –
дикая свирепая
свинья
Морозова Н.Т.

26.

Марфа Игнатьевна Кабанова
хранительница
домостроевских
ханжа
устоев?
деспот
невежественна
властная
никого не любит?
Морозова Н.Т.

27.

Молодое поколение –
мир,
противостоящий «тёмному царству»,
или
жертвы самодуров?
Морозова Н.Т.

28.

Варвара и Кудряш
«Лишь бы всё шито-крыто было…»
Морозова Н.Т.

29.

Тихон и Борис
«Где уж мне своей волей жить…»
Морозова Н.Т.

30.

Кулигин
«МЕЧТАЕТ СЕБЕ И СЧАСТЛИВ»
«Что ж делать, сударь,
надо стараться
угождать как-нибудь»
«Ну чего вы боитесь, скажите
на милость? Каждая травка,
каждый цветок радуется, а мы
боимся, точно напасти какой»
Морозова Н.Т.

31.

Варвара и Кудряш
«Лишь бы всё шито-крыто было…»
протест - озорство
Морозова Н.Т.

32.

Борис
«Где уж мне своей волей жить…»
протест - примирение
Морозова Н.Т.

33.

Кулигин
«МЕЧТАЕТ СЕБЕ И СЧАСТЛИВ»
колеблющаяся позиция
Морозова Н.Т.

34.

Тихон
«Где уж мне своей волей жить…»
протест – разгульное пьянство
Морозова Н.Т.

35.

«…Под давлением тёмной силы
развиваются характеры молодого
поколения. Они не способны к борьбе,
хотя иногда и вдруг прорывается гнев,
обращённый против самодурства;
они просто – напросто приспособились
к этой жизни.»
Н. Добролюбов
Морозова Н.Т.

36.

Система образов в драме
А. Н. Островского “Гроза”
герои
цитаты
«самодуры
русской
жизни»
Кабаниха
Дикой
«Жестокие нравы,
сударь, в нашем городе»
смирившиеся
Тихон
Борис
«Где уж мне своей волей
жить»
приспособивш
иеся
Варвара
Кудряш
«Лишь бы всё шито-крыто
было…»
Катерина
«Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?.. Вот
так бы разбежалась, подняла руки и полетела»
Кулигин
«Ну, чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая
теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся,
боимся, словно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а
благодать!»

37.

Быт и нравы «темного царства»

38.

Согласны ли вы с этим высказыванием критика?
Докажите справедливость слов Н.Добролюбова.
Ничего святого, ничего чистого,
ничего правого в этом темном
мире: господствующее над ним
самодурство, дикое, безумное,
неправое, прогнало из него всякое
сознание чести и права…»
(Н.Добролюбов)

39.

Самодуры русской жизни»
Дикой Савел Прокофьич - типичный
представитель «темного царства».
Что означает слово «самодур»?
Каково ваше представление о Диком?
Что является причиной необузданного
произвола Дикого?
Как он относится к окружающим?
Уверен ли он в безграничности своей
власти?
Охарактеризуйте речь, манеру
говорить,
общаться Дикого. Приведите
примеры

40.

Сформулируем вывод
• Дикой Савел Прокофьич – «пронзительный
мужик»,
• «ругатель», «самодур», что значит дикий,
крутой сердцем,
• властный человек. Цель его жизни –
обогащение. Грубость,
• невежество, брань, ругань привычны для
Дикого. Страсть
• к ругательству становится еще сильнее, когда
у него просят денег.

41.

Самодуры русской жизни»
Кабанова Марфа Игнатьевна –
типичная представительница
«темного царства».
1. Каково ваше представление об этом
персонаже?
2. Как она относится к своим
домашним?
Каково ее отношение к «новым
порядкам»?
3. В чем сходство и различие
характеров
Дикого и Кабанихи?
4. Охарактеризуйте речь, манеру
говорить, общаться Кабановой.
Приведите примеры

42.

Сделаем вывод
• Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение
деспотизма,
• прикрытого ханжеством. Как верно ее
охарактеризовал
• Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а домашних
заела совсем!» Для нее не существует любви,
материнских чувств
• к своим детям. Кабаниха - точное прозвище,
данное ей людьми. Она «блюстительница» и
защитница обычаев и
• порядков «темного царства».

43.

Молодые герои пьесы
Тихон
Катерин
Варвара
Борис
Дайте характеристику
каждому литературному
герою
Кудряш

44.

Сделаем вывод
• Тихон - добрый, искренне любит Катерину.
Измученный
• укорами и приказаниями матери, думает о
том, как бы
• вырваться из дома. Он безвольный,
покорный человек.

45.

• Борис - мягкий, добрый, действительно
понимает
• Катерину, но помочь ей не в силах. Он не
способен
• бороться за свое счастье, выбирает путь
смирения

46.

• Варвара - понимает бессмысленность
протеста, для нее
• ложь - защита от законов «темного
царства». Она убежала
• из дома, но не покорилась.

47.

• Кудряш – отчаянный, хвастливый, способен
на искренние чувства, не боится своего
хозяина. Он всеми
• путями борется за свое счастье

48.

Борьба Катерины за счастье
Чем Катерина отличается от других
героев драмы «Гроза»?
2. Расскажите историю ее жизни. Приведите
примеры из текста.
3. В чем трагизм ее положения?
4. Какие пути она ищет в борьбе за счастье?

49.

Борьба Катерины за счастье
Почему Борис не взял ее с
собой?
3. Почему она не вернулась
к мужу?
Достойны ли Борис и Тихон
ее любви?
Был ли у Катерины другой
выход,
кроме смерти?

50.

Борьба Катерины за счастье
Почему Катерина решила
прилюдно покаяться в своем
грехе?
2. Какую роль играет сцена грозы
в пьесе?
3. Прочитайте выразительно
монолог
Катерины в сцене покаяния.
Какую
роль он играет в раскрытии
идейного
содержания произведения?

51.

А. Добролюбов
Д. Писарев
«луч света в тёмном
царстве»
«…вся её жизнь
состояла из
внутренних
противоречий
Катерина – «всегда чистая» (греч.)
Морозова Н.Т.

52.

Первое впечатление
не лицемерит
не лжёт
не приспосабливается
уважает к старшим
чувство достоинства
Морозова Н.Т.

53.

Катерина
в доме родителей
«точно птичка
на воле»
свобода
мечтательность
религиозность
в доме свекрови
«всё как будто из-под
неволи»
страх
грешные мысли
молитвы не помогают
чувство собственного достоинства
решительность
Морозова Н.Т.

54.

Сцена отъезда Тихона
- …хорошая жена,
проводивши мужа – то,
часа полтора воет,
лежит на крыльце…
- Не к чему! Да и не
умею. Что народ – то
смешить!
Морозова Н.Т.

55.

Решение принято!
Одна, держа ключ в руках
Подумав
Молчание
Задумывается
Задумчиво смотрит на ключ
Прислушивается
Прячет ключ в карман
Морозова Н.Т.

56.

Свидание Катерины и Бориса
Коли я для тебя греха не побоялась,
побоюсь ли я людского суда?
Морозова Н.Т.

57.

Борис не опора!
«Только одного и надо у бога просить,
чтоб она умерла поскорее…»
Морозова Н.Т.

58.

Сцена покаяния
«АД! ГЕЕНА ОГНЕННАЯ!
ВСЁ СЕРДЦЕ ИЗОРВАЛОСЬ!
НЕ МОГУ Я БОЛЬШЕ ТЕРПЕТЬ!»
Морозова Н.Т.

59.

Выбор сделан
«Мне что домой,
что в могилу –
всё равно…
В могиле лучше…»
Морозова Н.Т.

60.

Катерина
своими глазами
прямодушная
искренняя
верующая
боится греха
импульсивная
горячая
глазами героев
Кабаниха:
упрямая, лицемерная,
обидчивая, греховные
помыслы
Тихон:
странная
Варвара:
чудная, решительная
Борис:
чистая, светлая
страдающая
Морозова Н.Т.

61.

Смерть Катерины – это
«… протест против кабановских
понятий, протест, доведённый до
конца…»
Морозова Н.Т.

62.

Что привело к трагедии Катерины
Жизнь Катерины
в родительском доме
Сердечное отношение родных
Жизнь Катерины
в доме Кабановой
Жестокое отношение Кабанихи
Посещение церкви, слушание рассказов Постоянный духовный бунт
странниц, богомолок
Относительная свобода
Непонимание её натуры и стремлений
Тихоном
Черты характера, развившиеся под
влиянием жизни у родителей:
болезненная
впечатлительность,
романтическое отношение к жизни
Влияние жизни у Кабановых на
Катерину:
осознание своей обречённости,
замкнутость, разочарованность в
семейной жизни;
страстное стремление к свободе,
любви, счастью

63.

Смысл названия драмы «Гроза»
Гроза – это стихийная сила природы,
страшная и до конца не изученная.

64.

Образ грозы в драме
природное явление
символ Божьего гнева
символ страшного суда
наказание за грехи
переворот в душе
Морозова Н.Т.

65.

Смысл названия драмы «Гроза»
Гроза – это грозовое состояние
общества, гроза в душах людей.
Гроза – это угроза уходящему, но
еще сильному миру кабановых и диких.
Гроза – это христианское поверье:
гнев божий, карающий за грехи
Гроза – это зреющие
новые силы в борьбе со
старыми пережитками прошлого.

66.

Явление
природы
Катерина, «луч света в
тёмном царстве»,
словно молния,
предшествующая
грозе, потрясла устои
Калинова…
«грозовая»
стихия любви
Катерины
ГРОЗА
Наказание
господне
Тихон, уезжая,
радуется, что 2
недели без
грозы будет

67.

Драма носит название “Гроза” потому, что в данном
произведении гроза является не только природным, но и
социальным явлением. В городе назревала
взрывоопасная ситуация, и наконец она произошла: под
влиянием среды и окружающих людей несчастная
женщина добровольно рассталась с жизнью.

68.

Финал пьесы
1.Докажите, что развитие
действия
неизбежно ведет к
трагическому концу?
2.Могла ли Катерина найти
счастье в семье? При каких
условиях?
3.С чем борется героиня: с
чувством долга или с «темным
царством»?
4.Выразительно прочитайте
последние слова Катерины. Кто
виноват в ее гибели?

69.

«Луч света» или
«привлекательная
иллюзия»?

70.

Н. А. Добролюбов
«Луч света
в тёмном царстве»
Д. И. Писарев
«Мотивы
русской драмы»
Морозова Н.Т.

71.

Добролюбов
Писарев
Характер Катерины
Добролюбов принял
составляет шаг вперед…во личность Катерины за
всей нашей литературе
светлое явление
Решительный, цельный
русский характер
Ни одно светлое явление
не может возникнуть в
«темном царстве»…
Это характер по
преимуществу
созидательный, любящий,
идеальный
Что это за суровая
добродетель, сдающаяся
при первом удобном
случае? Что за
самоубийство, вызванное
такими мелкими
неприятностями?
Морозова Н.Т.

72.

Добролюбов
Писарев
У Катерины все делается Добролюбов
по влечению натуры
отыскал…привлекательные стороны Катерины,
сложил их вместе,
составил идеальный
образ, увидел вследствие
этого луч света в темном
царстве
В Катерине видим мы
протест против
кабановских понятий о
нравственности, протест,
доведенный до конца…
Воспитание и жизнь не
могли дать Катерине ни
твердого характера, ни
развитого ума…
Морозова Н.Т.

73.

Добролюбов
Горько такое
освобождение; но что же
делать, когда другого
выхода нет. В том и сила
ее характера.
Писарев
Катерина разрубает
затянувшиеся узлы
самым глупым
средством –
самоубийством.
Нам отрадно видеть
избавление Катерины.
Кто не умеет сделать
ничего для облегчения
своих и чужих
страданий, тот не
может быть назван
светлым явлением
Катерина….-луч света в
«темном царстве»
Катерина…
привлекательная
иллюзия
Морозова Н.Т.

74.

Критика о драме Островского «Гроза»
А. Пальховский:
«Цель "Грозы" - показать во всем ужасающем свете как тот
страшный семейный деспотизм, который господствует в "темном
царстве" - в быту некоторой части нашего загрубелого, неразвитого
купечества, внутренней стороной своей жизни еще
принадлежащего временам давно минувшим, - так и тот
убийственный, роковой мистицизм, который страшною сетью
опутывает душу неразвитого человека. И автор мастерски достиг
своей цели: перед вами в ужасной, поразительной картине
выступают пагубные результаты того и другого, - в картине, верно
срисованной с натуры и ни одной чертой не отступающей от
мрачной действительности; вы видите в живых, художественновоспроизведенных образах, до чего доводят эти два бича
человеческого рода - до потери воли, характера, до разврата и даже
самоубийства." ("Гроза". Драма А. Н. Островского", журнал
"Московский вестник", 1859 г., № 49)

75.

Критика о драме Островского «Гроза»
Н. Ф. Павлов:
«...займемся в особенности героинею "Грозы". Эта женщина
возбудила все наше негодование. На автора она жаловаться не
может. Чего он не сделал для нее и какой неблагодарностью не
заплатила она ему! Он позволил ей, шестилетнему еще ребенку, из
жажды воли, кататься в лодке одной по Волге, он научил ее
слушать пение птичек, говорить о поэзии, о любви, чуть не о
переселении душ. Правда, он же выдал ее замуж за пьяного дурака
и поместил в самое дурное общество, но зато снабдил такою
нежностью чувств, таким пылом сердца и поставил в такую пытку,
что ей легко было приобресть большое знакомство и расположить в
свою пользу очень хороших людей. Писатель с своей стороны
сделал все, что мог, и не его вина, если эта безвестная женщина
явилась перед нами в таком виде, что бледность ее щек показалась
нам дешевым притираньем..." (Н. Ф. Павлов, статья "Гроза",
газета "Наше время", 1860 г., №1)

76.

Критика о драме Островского «Гроза»
E. Н. Эдельсон:
«Мы с наслаждением видим усилия автора найти в
данных русской же жизни новые начала, способные к
борьбе слишком уже отяготевшими над нею старыми
формами, и торжествуем успех автора как бы нашу
собственную победу. Мы чувствуем неизбежность гибели
того существа, к которому автор успел возбудить все
наши симпатии, но мы радуемся в то же время новым,
живым силам, открытым автором в той же народной
жизни, и сознаем ее вследствие того близкою себе,
родственною. Огромная заслуга писателя!»
(E.Н.Эдельсон, «Библиотека для чтения»,1864 г., №1)

77.

Критика о драме Островского «Гроза»
П. И. Мельников-Печерский:
«В «Грозе» слышен протест против
самодурства, слышен из уст каждой жертвы ... Но
всего сильнее, по нашему мнению, протест
Кулигина. Это протест просвещения, уже
проникающего в темные массы домостроевского
быта." (П. И. Мельников-Печерский,
"Северная пчела", 1860 г., №41)

78.

Критика о драме Островского «Гроза»
А.А.Григорьев «После "Грозы" Островского.
Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу»
Гроза очищает воздух.
Физическая аксиома
Григорьев выдвигает на первый план в "Грозе" "поэзию
народной жизни", наиболее отчетливо воплотившуюся в конце
третьего действия (свидание Бориса и Катерины) . "Вы не были
еще на представлении, -- обращается он к Тургеневу, -- но вы
знаете этот великолепный по своей поэзии момент -- эту
небывалую доселе ночь свидания в овраге, всю дышащую
близостью Волги, всю благоухающую запахом трав широких ее
лугов, всю звучащую вольными песнями, "забавными", тайными
речами, всю полную обаяния страсти веселой и разгульной и не
меньшего обаяния страсти глубокой и трагически-роковой. Это
ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал
тут! "

79.

Критика о драме Островского «Гроза»
М. М. Достоевский:
«В "Грозе" слышны новые мотивы, прелесть которых
удваивается именно потому, что они новы. Галерея русских
женщин Островского украсилась новыми характерами, и его
Катерина, старуха Кабанова, Варвара, даже Феклуша займут в ней
видное место. В этой пьесе мы заметили еще новую черту в
таланте ее автора, хотя творческие приемы у него остались те же,
что и прежде. Это попытка на анализ. <...> Мы сомневаемся
только, чтоб анализ мог ужиться с драматической формой, которая
по своей сущности уже чуждается его." (М. М. Достоевский,
"«Гроза». Драма в пяти действиях А. Н. Островского",
"Светоч", 1860 г. №3)

80.

Критика о драме Островского «Гроза»
Н. А. Добролюбов (из статьи "Луч света в темном царстве"):
«… характер Катерины, как он исполнен в "Грозе", составляет
шаг вперед не только в драматической деятельности Островского,
но и во всей нашей литературе. <...> Решительный, цельный
русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых,
является у Островского в женском типе... Известно, что крайности
отражаются крайностями и что самый сильный протест бывает тот,
который поднимается, наконец, из груди самых слабых и
терпеливых. <...> Катерина вовсе не принадлежит к буйным
характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы
то ни стало. Напротив, это характер по преимуществу созидающий,
любящий, идеальный. Вот почему она старается все осмыслить и
облагородить в своем воображении... <...> ... у Катерины, как
личности непосредственной, живой, все делается по влечению
натуры, без отчетливого сознания, а у людей, развитых
теоретически и сильных умом, - главную роль играет логика и
анализ.»

81.

Критика о драме Островского «Гроза»
Н. А. Добролюбов (из статьи "Луч света в темном царстве"):
«Сначала, по врожденной доброте и благородству души своей,
она будет делать все возможные усилия, чтобы не нарушить мира и
прав других, чтобы получить желаемое с возможно большим
соблюдением всех требований, какие на нее налагаются людьми...
Но если нет, - она ни перед чем не остановится... Такой именно
выход представился Катерине, и другого нельзя было ожидать
среди той обстановки, в которой она находится. <...> Катерина
воспитана в понятиях, одинаковых с понятиями среды, и которой
живет, и не может от них отрешиться, не имея никакого
теоретического образования... <...> К Борису влечет ее не одно то,
что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на
остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви,
не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и
женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание
воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

82.

Критика о драме Островского «Гроза»
Н. А. Добролюбов (из статьи "Луч света в темном царстве"):
«Борис - не герой, он далеко не стоит Катерины, она и
полюбила-то его больше на безлюдье. <...> Слова Тихона дают
ключ к уразумению пьесы для тех, кто бы даже и не понял ее
сущности ранее; они заставляют зрителя подумать уже не о
любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют
умершим, да еще каким - самоубийцам!.."
(Н. А. Добролюбов, "Луч света в темном царстве", журнал
"Современник", 1860 г., №10)

83.

Критика о драме Островского «Гроза»
А. М. Скабичевский:
«Кабанова является в этой драме ... представительницей домостроевских
принципов... Ее отнюдь нельзя ставить в одну категорию с Диким... У [Дикого] ...
самодурство исходит из мешка с деньгами, не имея никаких нравственных оснований
и выражается бессмысленным афоризмов вроде: "Я так хочу...". <...> Совершенно не
такова Кабанова. У нее постоянно на устах нравственная сентенция. Все ее суждения
исполнены строгой логики, сбить с которой ее нет возможности. Она не
развратничает, не самодурствует, а строго блюдет долг свой и держит домочадцев в
страхе, потому что так подобает по стародавним праотеческим заветам. Она
фанатично верит в этот страх не ради самоуслаждения им, а потому что, по ее
незыблемому убеждению, без этого страха все сейчас же совратятся с пути и все
развалится... В "Грозе" положительными началами ... домостроевским является семья
Катерины, воспитавшая девушку в духе любви, гуманности и полной свободы. <...> С
другой стороны, не менее положительным началом драмы является самоучкачасовщик Кулигин, ... разночинец с ... порывами к знанию, свету, с его кротким,
гуманным, свободолюбивым и любвеобильным сердцем. Он играет в драме роль хора
древних трагедий, выражая и общественное мнение, и взгляды самого автора на
представляемые явления жизни. Это один из немногих случаев в деятельности
Островского, что он сам является на сцену, произнося устами Кулигина свой
собственный суд над действующими лицами драмы. (А.М. Скабичевский, книга
"История новейшей русской литературы. (1848-1890)", Санкт-Петербург, 1891 г.)

84.

Критика о драме Островского «Гроза»
Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»:
«Драма Островского «Гроза» вызвала со стороны Добролюбова критическую
статью под заглавием «Луч света в темном царстве». Эта статья была ошибкою со
стороны Добролюбова; он увлекся симпатиею к характеру Катерины и принял ее
личность за светлое явление. Что это за любовь, возникающая от обмена нескольких
взглядов? Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае?
Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями,
которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских
семейств? В каждом из поступков Катерины можно отыскать привлекательную
сторону; Добролюбов отыскал эти стороны, сложил их вместе, составил из них
идеальный образ, увидал вследствие этого «луч света в темном царстве» и, как
человек, полный любви, обрадовался этому лучу чистою и святою радостью
гражданина и поэта. Во всех поступках и ощущениях Катерины заметна прежде всего
резкая несоразмерность между причинами и следствиями. Каждое внешнее
впечатление потрясает весь ее организм; самое ничтожное событие, самый пустой
разговор производят в ее мыслях, чувствах и поступках целые перевороты. Кабаниха
ворчит, Катерина от этого изнывает; Борис Григорьевич бросает нежные взгляды,
Катерина влюбляется; Варвара говорит мимоходом несколько слов о Борисе,
Катерина заранее считает себя погибшею женщиною, хотя она до тех пор даже не
разговаривала с своим будущим любовником; Тихон отлучается из дома на несколько
дней, Катерина падает перед ним на колени и хочет, чтобы он взял с нее страшную
клятву в супружеской верности.»

85.

Критика о драме Островского «Гроза»
Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»:
«Варвара дает Катерине ключ от калитки, Катерина, подержавшись за этот ключ в
продолжение пяти минут, решает, что она непременно увидит Бориса, и кончает свой
монолог словами: «Ах, кабы ночь поскорее!» А между тем даже и ключ-то был дан
ей преимущественно для любовных интересов самой Варвары, и в начале своего
монолога Катерина находила даже, что ключ жжет ей руки и что его непременно
следует бросить. При свидании с Борисом, конечно, повторяется та же история;
сначала «поди прочь, окаянный человек!», а вслед за тем на шею кидается. Пока
продолжаются свидания, Катерина думает только о том, что «погуляем»; как только
приезжает Тихон и вследствие этого ночные прогулки прекращаются, Катерина
начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до
полусумасшествия; а между тем Борис живет в том же городе, все идет по-старому,
и, прибегая к маленьким хитростям и предосторожностям, можно было бы кое-когда
видеться и наслаждаться жизнью. Но Катерина ходит как потерянная, и Варвара
очень основательно боится, что она бухнется мужу в ноги, да и расскажет ему все по
порядку. Так оно и выходит, и катастрофу эту производит стечение самых пустых
обстоятельств. Грянул гром — Катерина потеряла последний остаток своего ума, а
тут еще прошла по сцене полоумная барыня с двумя лакеями и произнесла
всенародную проповедь о вечных мучениях; а тут еще на стене, в крытой галерее,
нарисовано адское пламя; и все это одно к одному — ну, посудите сами, как же в
самом деле Катерине не рассказать мужу тут же, при Кабанихе и при всей городской
публике, как она провела во время отсутствия Тихона все десять ночей?»

86.

Критика о драме Островского «Гроза»
Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»:
«Окончательная катастрофа, самоубийство, точно так же
происходит экспромтом. Вся жизнь Катерины состоит из
постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно
кидается из одной крайности в другую; она сегодня
раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама
не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу
путает и свою собственную жизнь и жизнь других людей;
наконец, перепутавши все, что было у нее под руками,
она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым
средством, самоубийством, да еще таким самоубийством,
которое является совершенно неожиданно для нее самой.
Русская Офелия, Катерина, совершив множество
глупостей, бросается в воду и делает, таким образом,
последнюю и величайшую нелепость».

87.

Н.А.Добролюбов
• Н.А.Добролюбов: «Катерина – луч света в
темном царстве.
• В трагическом конце…дан страшный вызов
самодурной силе.
• В Катерине мы видим протест против
кабановских понятий о
• нравственности, протест, доведенный до
конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в
темном царстве».

88.

Д.И.Писарев
• Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не
могли дать Катерине
• ни твердого характера, ни развитого
ума…Она разрубает
• затянутые узлы самоубийством, которое
является совершенно
• неожиданно для нее самой».
• (Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»)

89.

Темы для сочинения
• Что дает основание Кулигину назвать нравы
обитателей города «жестокими»?
• Каковы духовные истоки формирования
личности Катерины Кабановой?
• Могла ли Катерина найти счастье в семье?
• Главные человеческие пороки жителей
провинциального российского городка сер. 19
века (на примере драм А.Н. Островского)
• Виды любви в драмах А.Н.Островского
• Катерина – трагедийная героиня в драме
«Гроза»

90.

Изучение драмы «Гроза»
Опрс по 1-2 действию
1 вариант
1.Название города, в котором происходят события.
2.Кем приходится Борис Дикому?
3.Откуда приехал и где учился Борис?
4.За что работники жаловались городничему на Дикого?
5. Кабаниха ругает Катерину за то, что она неправильно мужа в дорогу
проводила. Как правильно?
6.Где приглашает Варвара ночевать Катерину после отъезда Тихона?
7.Где Борис впервые увидел и почему полюбил Катерину?
2 вариант
1.Название реки, на берегу которой происходят события.
2.Кто такая Феклуша?
3.От кого и при каком условии Борис получит наследство?
4.Что Дикой ответил городничему по поводу жалобы на него его работников?
5. Куда любила ходить Катерина, когда жила у родителей до замужества?
6. Что, по мнению Вари, сделает Тихон, как только уедет из дома и выйдет изпод надзора маменьки?
7.Где впервые случилось свидание Катерины и Бориса ?
English     Русский Правила