2.03M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Живопись России первой половины XIX века. Орест Адамович Кипренский

1.

Тема №2
ЖИВОПИСЬ РОССИИ
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ
XIX ВЕКА
(ЧАСТЬ 1)
5-е классы
Критский А.В., преподаватель
истории изобразительного искусства

2.

Начало XIX столетия по праву называют золотым веком
русской живописи. Именно тогда русские художники достигли
того уровня мастерства, который поставил их произведения
в один ряд с лучшими образцами европейского искусства.
В живописи воплотились романтические идеалы эпохи
национального
подъёма.
Отвергнув
строгие,
не
допускающие
отступлений
принципы
классицизма,
художники открыли многообразие и неповторимость
окружающего мира. Это не только отразилось в уже
привычных жанрах – портрете и пейзаже, – но и дало толчок
к рождению бытовой картины, которая окажется в центре
внимания мастеров второй половины столетия.

3.

ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ (1782-1836)
Орест Адамович Кипренский родился 13 марта 1782 года
в Петербургской губернии. Он был внебрачным сыном
помещика А.С. Дьяконова и воспитывался в приёмной
семье крепостного немецкого происхождения Адама
Карловича Швальбе.
В 1788 году в шестилетнем возрасте мальчика
определили в Воспитательное училище при Академии
художеств Петербурга. Именно тогда будущий великий
художник
обрёл
новую
романтическую
фамилию
Кипренский. Затем последовали годы учёбы в самой
Академии, в классе исторической живописи. Однако
настоящим его призванием стал портрет.

4.

Орест Кипренский(1782-1836)
Уже одна из первых его
работ – погрудный портрет
Адама Швальбе – имела
большой успех. Написанный
на деревянной доске потрет
казался
произведением
европейского мастера XVII в.
Живопись Кипренского
привлекает тёплыми тонами
в
духе
любимого
им
голландского
художника
Рембрандта.
Портрет Адама Швальбе. 18о4 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
.

5.

Орест Кипренский(1782-1836)
В 1803 году, проучившись 15 лет (!), Кипренский окончил
Академию художеств с аттестатом первой степени. За
«хорошие успехи… и добросовестное поведение» его
оставляют при Академии «для усовершенствования».
В 1805 году за дипломную картину «Дмитрий Донской на
Куликовом поле» Совет Академии присудил Кипренскому
Большую золотую медаль, которая давала право на
«пенсионерскую» (на средства Академии) поездку за
границу.
Но
отъезд
Кипренского
был
отложен
из-за
наполеоновских войн в Европе.

6.

Орест Кипренский(1782-1836)
Около 1808 – 1809 гг.
художник выполнил «Портрет
мальчика А. А. Челищева».
Свободные, смелые мазки,
сочетание ярких цветов в
одежде и чёрные, почти без
блеска глаза создают образ, в
котором и непосредственность
ребёнка,
и
серьёзность
взрослого. В пятнадцать лет
Челищев уже участвовал в
Отечественной войне 1812 г. и
в рядах русской армии дошёл
до Парижа.
Портрет мальчика А.А. Челищева 1808-1809 гг.
Государственная Третьяковская галерея,
Москва.

7.

Орест Кипренский(1782-1836)
В 1809 году Академия
художеств командировала
Кипренского в Москву
помогать Ивану Мартосу
в работе над памятником
Минину и Пожарскому.
В Москве Кипренский
создал несколько полотен,
за которые его избрали
академиком.
Иван Мартос. Памятник Минину и Пожарскому
1804 -1818 гг. Москва.

8.

Орест Кипренский(1782-1836)
Одно из них – парадный портрет
гусара Евграфа Владимировича
Давыдова, двоюродного брата
поэта
и
будущего
героя
Отечественной войны 1812 года
Дениса Давыдова.
Офицер показан почти в полный
рост.
Его
мундир
написан
насыщенными
контрастными
цветами: ярко-красный ментик
украшен золотым позументом, а
белые
чикчиры
оттенены
серебряной портупеей.
Портрет Е.В.Давыдова. 18о9 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

9.

Орест Кипренский(1782-1836)
Портрет Дарьи Николаевны
Хвостовой отличают спокойствие
и умиротворённость. Перед
зрителем жена, мать семейства,
обаятельная женщина. Детали
костюма и обстановки – модная
в те годы жёлтая персидская
шаль, воздушный кисейный
воротник платья, золочёная
спинка кресла – выписаны
удивительно тонко. Но наиболее
привлекательны доброе лицо
героини и взгляд её тёплых глаз.
Портрет Д.Н.Хвостовой. 1814г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

10.

Орест Кипренский(1782-1836)
В 1816 году Кипренский
написал портрет Василия
Андреевича
Жуковского.
Задумчивое лицо поэта,
контрастное освещение на
фоне нечёткого пейзажа с
руинами крепости, бурным
морем и облачным небом –
всё
это
подчёркивает
романтический характер его
поэзии.
Портрет В.А.Жуковского 1816 г.
Государственная Третьяковская галерея,
Москва.

11.

Орест Кипренский(1782-1836)
В 1816 году Кипренский, уже сложившийся мастер,
впервые поехал за границу. В Италии художник прожил
несколько лет, работая в основном над историческими
картинами. Однако они либо не сохранились, либо вообще не
были закончены.
В 1819 году в Италии Кипренский написал портрет АнныМарии Фалькуччи – «Портрет девочки в маковом венке».

12.

Орест Кипренский(1782-1836)
Героиня этого портрета
облокотилась на высокий
стол и обернулась к зрителю.
Точно и прекрасно переданы
пластика движения, чистота
и естественность ребёнка.
Портрет девочки в маковом венке. 1819 г.
Государственная Третьяковская галерея,
Москва.

13.

Орест Кипренский(1782-1836)
Любопытно, что эту картину, как и портрет Адама
Швальбе, итальянцы посчитали работой старого мастера.
Кипренский писал в Россию: «Мне в глаза говорили…
якобы в нынешнем веке никто в Европе так не пишет, а
особенно в России может ли кто произвести оное чудо».

14.

Орест Кипренский(1782-1836)
В начале 1822 года Кипренский
выставил несколько работ в
парижском Салоне. В Париже он
выполнил
портрет
Екатерины
Сергеевны Авдулиной. Её руки
сложены совсем как у Джоконды на
знаменитом полотне Леонардо да
Винчи, которое Кипренский видел в
Лувре. Да и сама композиция
портрета словно заимствована у
мастеров эпохи Возрождения.
Портрет Е.С. Авдулиной 1822 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

15.

Орест Кипренский(1782-1836)
Женщина сидит в тёмной комнате перед
окном, за которым открывается пейзаж.
Однако пейзаж у Кипренского – это не
выписанный во всех деталях ландшафт, а
неясный, романтический вид. На его фоне
особенно трогательным кажется белый
цветок левкоя в стакане на окне. С цветком
сопоставлен и образ самой героини –
одновременно хрупкий и холодный. Взгляд
направленный мимо зрителя, придаёт её
лицу
выражение
отрешённости.
С
виртуозным
мастерством
изображены
детали костюма – жёлтая узорчатая
персидская шаль (такая же, как на портрете
Хвостовой),
жемчужное
ожерелье,
кисейный чепец.

16.

Орест Кипренский(1782-1836)
В 1823 году Кипренский
вернулся в Петербург. На
Родине художник написал
множество портретов, в том
числе и портрет Александра
Сергеевича Пушкина.
Портрет А.С. Пушкина. 1827 г.
Государственная Третьяковская галерея,
Москва.

17.

Орест Кипренский(1782-1836)
Скрещённые на груди руки поэта, складки
плаща, наброшенного на плечи, – всё это
характерные признаки романтического
героя, отрешённого от окружающего мира и
погружённого в свои мысли.
Живой взгляд пушкинских глаз выражает
вдохновение и сосредоточенность. Пушкин
словно прислушивается к внутреннему
голосу: «…минута – и стихи свободно
потекут». Пушкин показан в самый
счастливый, самый светлый момент –
момент творчества.
Именно это особенно понравилось в
портрете и самому поэту.

18.

Орест Кипренский(1782-1836)
Пушкин выразил своё восхищение
мастерством живописца в стихотворении,
посвящённом Кипренскому:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, –
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид…

19.

Орест Кипренский(1782-1836)
В 1828 году Кипренский вновь покинул Россию – теперь
уже навсегда. Он уезжает в Италию и поселяется в Неаполе.
В 1831 году художника избирают советником Академии
изящных искусств Неаполя, что свидетельствовало о высокой
оценке его таланта в Италии.
В последние годы Кипренский испытывает серьёзные
материальные затруднения. Часто переезжает из Неаполя в
Рим, Милан, Флоренцию. Мечтает вернуться на Родину…
В ночь на 5 октября 1836 года Кипренского не стало. Его
прах покоится в церкви Сант-Андреа делле Фратте в Риме.

20.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Петинова Е.Ф. Русские художники XVIII – начала
XIX века. – СПб.: Аврора, 2001.
2. Энциклопедия для детей Т 7. – М.: Аванта+, 1999.
3. Энциклопедический словарь юного художника. –
М.: Педагогика, 1983.
English     Русский Правила