602.08K
Категория: Русский языкРусский язык

Уроки развития речи в системе изучения литературной темы

1.

LOGO
Уроки развития речи в
системе изучения
литературной темы
Н.В.Бухлова, ст. преподаватель
кафедры общественно-гуманитарных
дисциплин и методики их
преподавания

2.

Хотя работа по развитию речи ведется в
той или иной форме на каждом уроке
литературы, наряду с ними проводятся и
специальные уроки развития устной речи,
на которых на материале изученного
литературного
произведения
или
нескольких произведений одного автора
создается оптимальная ситуация речевого
общения,
активизируется
речевая
практика
учащихся.
Для
этого
закрепляется
усвоенная
на
базе
художественных произведений лексика,
создаются
условия
для
отработки
различных видов устных высказываний,
ведения диалогов.

3.

В.Я.Коровина разработала и реализовала в
методических пособиях определенный вариант
структуры такого урока
Слово учителя о задачах
специального урока.
Словарная работа. Беседа.
Диалоги. Введение слов, над
которыми велась работа, в
предложение собственной
конструкции.
Формулирование ответов и
вопросов.
Упражнения на развитие
связной речи: конкурсные
пересказы, рассказы.
Выразительное чтение
прозаических и
стихотворных текстов.
Конкурс. Рассматривание и
обсуждение иллюстраций.
Диалоги. Рассказы о
художниках, суждения об
иллюстрациях.
Отзывы, рецензии учащихся.
Прослушивание авторского и
актерского чтения.
Обсуждения, диалоги.
Беседа. Рассказрассуждение по поводу
услышанного. Сообщения о
художниках.
Заключительное слово
учителя. Подведение итогов:
удачи и недостатки,
пожелания каждому.

4.

Обучение различным видам и жанрам
монологических высказываний на литературные
темы
I. Репродуктивные высказывания:
воспроизводящие
и
творческие
пересказы художественного текста,
пересказы
статей
учебника,
фрагментов литературоведческих и
литературно-критических
статей,
мемуарных
и
эпистолярных
материалов.

5.

II. Продуктивные
высказывания:
Научные, литературоведческие: развернутый устный ответ,
сообщение, доклад.
Литературно-критические:
литературное
обозрение,
критический этюд, критическое эссе, «слово о писателе» и
др.
Искусствоведческие: рассказ или доклад о произведении
искусства (картине, скульптуре, архитектурной постройке),
речь экскурсовода, режиссерский комментарий и т.д.
Публицистические: высказывание о герое произведения,
ораторское выступление, репортаж и т.д.
Художественно-творческие:
а)
литературнохудожественные — стихи, рассказы, очерки, пьесы и т.д.,
самостоятельно
сочиняемые
школьниками;
б)
художественно-критические:
художественнобиографический рассказ, рассказ о литературном событии,
художественная зарисовка и др.

6.

Пересказы художественного текста
Подробный, который, в свою очередь, делится
на свободный, т.е. основанный на первом
впечатлении и передаче его в целом («своими
словами»), и художественный — близкий к
тексту автора, имеющий целью не только
детально передать содержание, но и отразить
художественные особенности текста.
Краткий пересказ (сжатый) излагает основное
содержание прочитанного, сохраняя логику и
стиль исходного текста, но опуская подробности,
некоторые детали художественного текста.
Работа над кратким пересказом учит школьника
отбирать главное и существенное, отграничив их
от второстепенного.

7.

Пересказы художественного текста
Выборочный пересказ строится на отборе и
передаче содержания отдельных фрагментов
текста, объединенных одной темой. При этом
создается свой завершенный рассказ
(например, «История Капитона и Татьяны»,
«История Антипыча и Травки»).
Пересказ с изменением лица рассказчика
предлагает изложение содержания от лица того
или иного героя, от третьего лица. Здесь
требуется глубокое понимание характера героя,
художественных средств его изображения,
большая предварительная работа.

8.

Особой формой пересказа является научный
пересказ художественного текста
В тексте
В пересказе Гудзия
Закон бо предтечей бе и слуга Благодать
для
Илариона

сиблагодати и истине: истина ноним истины, закон же лишь ень,
же
и
благодать
сл\та подобие истины. Закон — слуга и
будущему
веку
жизни предтеча благодати, благодать же —
нетленней... И что же усле слуга будущему веку, жизни нетленней.
закон? Что ли благодать? Прежде
закон,
потом
благодать,
Прежде
всего,
потом прежде
подобие
истины,
потом
благодати:
прежде
стен сама.
(тень. —С.Л.), потом истина.

9.

Методика обучения
старшеклассников научному
пересказу художественного текста
1. Продумайте назначение вашего пересказа
(отчитаться о прочитанном тексте и проявить
его понимание, познакомить товарищей с
неизвестным
им
произведением,
кратко
передать
содержание
отрывка,
эпизода
произведения,
который
предстоит
еще
проанализировать,
подготовить
пересказсвязку между читаемыми и текстуально
анализируемыми в классе эпизодами и т.д.).
Как оно повлияет на отбор событийного
материала, языковых средств и характер
воспроизведения
композиции
исходного
текста?

10.

Методика обучения
старшеклассников научному
пересказу художественного текста
2. Какие события и почему вы
перескажете подробно, а какие
кратко?
3.
Какие
в
соответствии
с
поставленными задачами события
вы перескажете близко к тексту
(художественно), какие свободно
(своими
словами)?
Продумайте,
какие выразительные лексические
средства,
взятые
из
исходного
текста,
вы
включите
в
свой
пересказ.

11.

Методика обучения
старшеклассников научному
пересказу художественного текста
4. Какие цитаты будут включены
вами в пересказ и почему?
5.
Продумайте
необходимый
минимум
собственных
комментариев,
помогающих
слушателям
понять
наиболее
сложные места текста.

12.

По назначению и способам
организации материала доклады
можно условно разделить на
раскрытие
спорных позиций
по ходу
рассмотрения
проблемы
проблемнодискуссионные
информативные
информативноиллюстрирующие
информативнодополняющие
Доклады
исследовательские
собственные суждения,
вытекающие из анализа
фактического материала

13.

Задача информативных
выступлений изложение новых для учащихся, в
основном фактических сведений с
элементами анализа и оценки по
одному или нескольким источникам
материала,
не
являющегося
спорным,
дискуссионным,
но
расширяющим
литературные
и
общекультурные
знания
и
тем
самым способствующим углублению
восприятия
учащимися
монографических или обзорных тем
курса литературы.

14.

Информативно-иллюстрирующие
доклады и сообщения:
желательно
обращаться
при
изучении
обзорных тем, когда учитель лекционным
методом
раскрывает
основные
тенденции
общественного
и
литературного
развития
эпохи, сущность литературных направлений,
характер литературной борьбы (например,
особенности развития литературных родов и
жанров в годы Великой Отечественной войны,
идейно-тематическое богатство современной
русской
литературы
и
т.д.).
Учащиесядокладчики
в
своих
выступлениях
рассматривают
конкретные
произведения
литературы
и
других
видов
искусства,
отражающие эти тенденции.

15.

Примером информативно-иллюстрирующих
докладов и сообщений учащихся могут служить
их
высказывания
с
анализом
отдельных
литературных
произведений
или
явлений
смежных
искусств
при
характеристике
литературных направлений. Чтобы сообщение
было организационно и тематически связано с
лекцией учителя, необходимо дать учащимся
подробные
ориентиры
для
изучения
произведений искусства.
Например, к сообщению о картине предлагаются
следующие вопросы: а) сюжет картины, б) главная мысль
художника и способы ее воплощения в картине, в)
основные герои, их взаимоотношения, жизненные
позиции, г) композиция и колорит картины, д) черты
классицизма.

16.

Информативно-дополняющие
доклады и сообщения
также подчинены задачам ознакомления
класса
с
фактическим
материалом
(отдельные этапы жизни и творчества писателя,
творческая история произведения, краткий
литературный обзор 2—3 произведений по одной
теме и др.). Эти доклады, тесно связанные с
лекцией учителя, не столько иллюстрируют ее
теоретические положения, сколько дополняют
содержание новыми фактическими сведениями,
самостоятельно
добытыми
учащимися.
Подготовка таких выступлений представляет для
школьников большую сложность; степень их
самостоятельности
повышается;
разрабатываемый
вопрос
представляется
полностью завершенным.

17.

Исследовательский доклад
на первый план выходят собственные суждения,
вытекающие из анализа фактического материала, а
также знакомства с литературоведческой, критической
и учебной литературой. Например:
«Рок, судьба и человеческая воля в романе
М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (по
повести «Фаталист»)»,
«Человеческое достоинство в понимании героев
драмы А.Н.Островского «Гроза»,
«Психологический анализ в романе Л.Н.Толстого
«Война и мир» (на материале двух трех эпизодов)»,
«Роль пейзажа в раскрытии авторской позиции в
романе Л.Н.Толстого «Война и мир»,
«Диалоги
Раскольникова,
их
содержание
и
композиция»,
«Комическое и его роль в романе М.Булгакова
«Мастер и Маргарита» и др.

18.

Проблемно-дискуссионные
доклады
требуют
от
учащихся
максимальной
самостоятельности в анализе и оценке
литературных материалов, в выборе
структуры высказывания, в формулировке
темы и задач, в использовании приемов
общения с аудиторией.
Такие доклады целесообразно заслушивать на уроках
углубленного анализа текста, заключительных занятиях,
по обзорным темам, на уроках внеклассного чтения и
развития устной речи, на факультативных занятиях.

19.

Именно этот вид докладов имел в
виду В.В.Голубков, когда писал:
«Особенно полезны для развития устной
речи те виды выступлений, где учащийся
должен высказывать и защищать свои
взгляды, спорить с противниками: это
устный доклад, участие в конференции, в
диспуте. Дискуссионная форма устной
речи обычно обостряет внимание к слову,
побуждает искать те выражения, которые
передают смысл с наибольшей силой и
яркостью»
(Голубков
В.В.
Методика
литературы. — М., 1962. — С. 455).
преподавания

20.

В работе по подготовке проблемнодискуссионного доклада формируются умения
учащихся определять главную мысль.
Учитель
ставит
перед
докладчиком
задачу,
в
зависимости от избранного им подхода к проблематике и
оценке героев самостоятельно сформулировать тему
своего выступления и составить план ее развития.
Так, Александр Н., убежденный, что в рассказе «Срезал»
Шукшин воспевает в образе Капустина положительного героя,
назвал свое выступление «Народный характер в рассказе
В.М.Шукшина «Срезал»; Мария К., придерживающаяся
примерно такой же точки зрения, но решившая проанализировать не только образ героя, но и в целом
проблематику рассказа, озаглавила доклад «Тема города и
деревни
в
рассказах
В.М.Шукшина»,
в
качестве
дополнительного материала она привлекла и другие рассказы,
например, «Игнаха приехал», «Сельские жители». Марина С,
увидевшая в анализируемом рассказе другую, ведущую
проблему — осуждение зла и жестокости, предложила
формулировку темы выступления «Зло и злые люди в
творчестве Шукшина (на материале рассказа «Срезал»)».

21.

Задание
Дайте консультацию ученику
девятого (десятого) класса по
подготовке
доклада
«Рок,
судьба и человеческая воля в
романе М.Ю.Лермонтова «Герой
нашего времени».
Какого вида это будет доклад?

22.

Виды упражнений по развитию
письменной речи учащихся средних
классов.
Работа по развитию письменной речи учащихся
многообразна и зависит:
а) от возрастных особенностей учащихся,
б) уровня их литературного и речевого
развития,
в)
от
рода
и
жанра
художественного
произведения, на базе которого проводится
речевая работа со школьниками и
г) от поставленных учителем познавательных и
коммуникативных задач.

23.

Упражнения по развитию письменной
речи классифицируются на следующие
группы:
Репродуктивные: изложения подробное,
сжатое, выборочное, с заменой лица
рассказчика,
осложненное
грамматическими заданиями.
Репродуктивно-оценочные: изложения с
элементами сочинения, т.е. включающие
в себя собственные аналитические
размышления
над
текстом
типа
небольших комментариев. Подобные
виды заданий практикуются в последнее
время в качестве экзаменационных
работ по русскому языку и литературе
за курс девятилетней школы.

24.

Упражнения по развитию письменной
речи классифицируются на следующие
группы:
Сочинения разных жанров: сочинениеминиатюра, сочинение по пословице, загадке,
по личным наблюдениям, сочинение по картине
и т.д.
Сочинения
и
изложения
с
элементами
художественного творчества: рассказ о герое
произведения, сочинение сказки, афоризма,
загадки, рассказа (по образцу изученных),
домысливание
неоконченных
историй
в
соответствии с логикой развития сюжета и
характеров героев и т.д., художественные
зарисовки, сценки, написание сценариев для
постановки произведений в кино и театре
(фрагменты).

25.

Сочинения в старших классах
Сочинения о литературных героях (индивидуальная,
групповая,
сравнительная
характеристика
образов-персонажей). В таких темах на первый
план
выходит
образ
героя
из
социальных,
нравственных,
философских,
художественноэстетических проблем, связанных с образом данного
героя или ряда героев одного или нескольких
произведений одной эпохи.
К таким темам можно отнести «Прекрасное в любимых
героях А.П.Чехова», «Роль образа Татьяны Лариной в
раскрытии идейного содержания романа А.С.Пушкина
«Евгений Онегин», «Пугачев глазами автора и Гринева
(по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)»,
«Маленький человек» в прозе А.П.Чехова», «Образ
Женщины
в
поэзии
А.Блока»,
«Хлестаков
и
хлестаковщина (по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)» и
др.

26.

Задание:
Проанализируйте урок подготовки
к сочинению по сравнительной
характеристике образов
«Женские образы
в романе А. С. Пушкина
«Евгений Онегин». Отметьте его
плюсы и минусы.

27.

Сочинения, основанные на анализе
произведения в целом, в которых, в свою
очередь, выделяются темы, требующие:
а) оценки всего произведения («Какое произведение
Чехова произвело на вас самое сильное впечатление?»,
«Почему А.С.Пушкин произведение о крестьянской войне
назвал «Капитанская дочка»?»);
б)
рассмотрения
нравственных,
социальных,
философских проблем, поставленных в этом
произведении («Конфликт свободы и традиционного
уклада в драме А.Н.Островского «Гроза», «Рок, судьба и
человеческая воля в романе М.Ю.Лермонтова «Герой
нашего времени»);
в) анализа художественной формы произведения
(«Прием антитезы в романе И.А.Гончарова «Обломов»,
«Композиционное своеобразие романа М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита», «Художественные открытия
Толстого-психолога в романе «Война и мир» и др.).

28.

Разборы отдельных эпизодов и
частей произведения
«Мои любимые страницы в романе
А.С.Пушкина «Евгений Онегин», «Природа
в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»,
«Н.В.Гоголь — мастер художественного
портрета (по поэме «Мертвые души»)»,
«Загадка
финала
поэмы
А.А.Блока
«Двенадцать», «Лирические отступления в
романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»,
«Сны героя и их художественные функции
в романе Ф.М.Достоевского «Преступление
и
наказание»,
«Картины
московской
жизни в изображении М.А.Булгакова
(роман «Мастер и Маргарита»)».

29.

Литературные обзоры
«Судьбы русской деревни в литературе
50—80-х гг. XX в.»,
«Человек и его время в рассказах
А.С.Солженицына»,
«Личность и государство в литературе
XX в. (на примере творчества...)»,
«Тема мещанского быта в творчестве
А.П.Чехова и М.М.Зощенко»,
«Эволюция
образа
разночинца
в
русской литературе XIX в.» и др.

30.

Рассуждения (размышления) учащихся
об отношении литературы к жизни
«Что мне дало изучение русской
классической литературы»,
«Почему русскую литературу XIX
века можно назвать литературой
вопросов?»,
«В Россию можно только верить
(Ф.И.Тютчев). Русская тема в
русской поэзии второй половины
XIX в.»

31.

Сочинения-исследования
проблемного характера
«Революционер ли Базаров?»,
«Я себя убил или старушонку?
(по роману Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»)»,
«Смешон
или
страшен
Молчалин?»

32.

Согласно жанровому принципу
сочинения учащихся рассматриваются
как речевые произведения.
«...как любой текст, сочинения ученика (в том
числе и на литературную тему) в идеальном случае
представляет собой тематическое, смысловое,
структурное, стилевое единство (определяемое
коммуникативной установкой автора) ...Каждое из
этих речевых произведений имеет своё предметнологическое содержание, свою структуру, свои
речевые (стилистические) особенности, что и
составляет предмет обучения в средней школе (...)
Именно при таком подходе сочинение как речевое
произведение определенного типа и явится
предметом обучения, в частности, на тех уроках
литературы, которые специально отводятся на
развитие связной речи учащихся»
(Ладыженская Т.А. Сочинение на литературную тему как речевое
произведение // Развитие речи учащихся IV—X классов в процессе
изучения литературы в школе. - М., 1985. - С. 102-103).

33.

Т.А.Ладыженская выделила на основе данного
принципа три группы текстов сочинений:
1.Тексты, в основе которых лежит воспроизведение
исходных текстов (пересказ): основных положений
литературно-критической или литературоведческой статьи
по предложенной теме.
2.Тексты,
которые
предполагают
определенную
интерпретацию исходного текста: аннотации, отзывы,
рецензии, рефераты, предисловия и послесловия к книге,
литературные очерки (эссе). Эти тексты отличаются от
исходного — художественного произведения — своим
стилем и структурно-речевыми, или композиционными
особенностями.
3.Тексты, в которых концепция их автора в отношении
исходных текстов дается в оригинальной форме:
статьи литературно-критического характера, написанные в
публицистическом стиле, статьи теоретико-литературного
характера, оригинальные по форме тексты, создаваемые
учащимися с опорой на литературное произведение и на
усвоенные литературоведческие и речеведческие понятия.

34.

ОСОБЕННОСТИ СОЧИНЕНИЙ
РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ
СОЧИНЕНИЕ-ХАРАКТЕРИСТИКА
Требует глубокого раздумья не только над
системой образов, но и над отдельным героем.
Должно быть взволнованным размышлением о
его нравственных идеалах, поступках, действиях,
взаимоотношениях с окружающими людьми.
Необходимо проследить эволюцию характера в
сюжетном развитии произведения, выделить то
индивидуальное,
неповторимое,
что
характеризует
личность
этого
героя.
Лирические
отступления
автора
помогут
сконцентрировать внимание ученика на времени,
в котором жил герой, на его образе жизни,
чувствах, переживаниях, представить его живым
человеком.

35.

В этом жанре можно выделить сравнительную
характеристику и характеристику лирического
героя (для поэтического произведения).
Для
последнего
должны
быть
характерны высокое эстетическое чувство,
эмоциональность в изложении, И поэтому
ученику нужно «погрузиться» в содержание
поэтического произведения, осмыслить его
язык
через
изобразительновыразительные средства, ритмику стиха. В
сравнительной
характеристике
нужно
избегать механического изложения «по
порядку» основных черт героев, надо
углубить их общие и противоположные
черты, показать суть каждого через
взгляды, образ жизни.

36.

СОЧИНЕНИЕ — ЛИТЕРАТУРНЫЙ
ПОРТРЕТ
Еще В. Г. Белинский отмечал, что искусство
портрета — это раскрытие внутреннего
облика человека. Это значит надо показать
«душу оригинала». Литературный портрет
— один из творческих жанров, он
предполагает
свободное
раскрытие
«портрета»
человека.
Эмоциональность
изложения
материала
в
этом
жанре
усиливается. Здесь не обязательны ссылки
пишущего
на
критику,
авторитетные
источники. Автор не должен стремиться к
строгой последовательности в раскрытии
портрета, а дать свое видение, понимание,
значение этого человека для себя, для
своей жизни.

37.

СОЧИНЕНИЕ-РЕЦЕНЗИЯ
Сочинение-рецензия

это
разновидность
критической статьи, наиболее глубокое высказывание
о произведении искусства (литература, спектакль,
кино).
В работе нужно дать анализ, суждение, отзыв об
этом произведении.
Повествование
должно
сочетать
в
себе
обоснованные, логичные суждения с привлечением
ярких
эпизодов,
картин,
размышлений
героев.
Вступление в рецензии может начинаться ярким
эпизодом из текста (яркой текстовой заставкой).
Ученик должен сообщить немного об авторе, истории
создания произведения, показать тему и основные
проблемы, волнующие художника.
Все
это
должно
привести
к
выводу
о
художественном своеобразии данного произведения.

38.

СОЧИНЕНИЕ-ОБОЗРЕНИЕ
Менее глубокий анализ возможен в сочиненииобозрении (обзор). Здесь уместны обращения к
различным произведениям одного или нескольких
писателей или поэтов, краткий комментарий к ним. В
том случае, когда ученик на основе глубокого
анализа
одного
или
двух-трех
произведений
выдвигает одну или несколько проблем, затронутых
автором, он обращается к новому жанру —
литературно-критической
статье.
Цель
ее

обстоятельно рассмотреть, исследовать главные
проблемы творчества писателя с общечеловеческих
позиций, то есть в центре внимания всегда будет
нравственно-эстетическая ценность произведения.
В сочинении-статье должны иметь место выводы и
обобщения, сделанные в результате глубокого
анализа текста, а потому именно в статье могут быть
использованы
самые
различные
приемы:
литературные зарисовки, портретные описания,
речевые характеристики, диалоги, пейзаж.

39.

СОЧИНЕНИЕ-ОЧЕРК
Сочинение-очерк (или сочинение-рассказ)
имеет
одну
отличительную
черту

публицистичность изложения, то есть обращение к
читателю с размышлением о своих переживаниях,
чувствах, вызванных прочитанным произведением.
Сочинение-очерк — один из трудных жанров, к
которому обращаются чаще всего одаренные,
творчески думающие учащиеся.
Очерк предполагает глубокое знание фактического
материала, требует искусства раскрытия темы в
динамике (будь то рассказ о герое или событии,
явлении). Очерк должен подвести читателя к
выводу об общественной значимости того, о чем
рассказывается в нем.

40.

СОЧИНЕНИЕ-ДНЕВНИК
Сочинение-дневник — жанр известный, но
непростительно забытый. Это один из тех жанров,
который помогает учителю увидеть внутренний мир
ученика. Перед тем как обратиться к этому сочинению,
нужно рекомендовать ребятам прочитать дневники
великих людей.
В основе дневника должны быть положены личные
наблюдения
от
увиденного,
размышления
от
прочитанного,
суждения
о
творчестве
писателя.
Повествование должно идти от первого лица. Большое
место в сочинении-дневнике отводится творческой
фантазии и воображению.
В композиции дневника преобладают отрывочные записи,
датированные определенным числом, месяцем, годом,
вставные эпизоды, встречи с людьми (героями книг),
размышления о событиях, фактах.

41.

Сочинение-письмо —
От автора сочинения требуется соблюдение
композиционных особенностей дневника, а также
искренность
при
изложении
материала.
В
программе литературного образования есть такие
произведения, композиция которых располагает к
написанию творческих работ в жанре путевые
заметки (А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга
в
Москву»;
Н.В.Гоголь.
«Мертвые
души»;
Н.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»).
Жизнь некоторых писателей и поэтов полна
впечатлениями от пребывания в различных уголках
России (А.С.Пушкин, А.М.Горький, В.В.Маяковский,
А.Т.Твардовский,
В.Набоков),
это тоже дает
возможность обратиться к жанру путевые заметки.

42.

Сочинение-письмо
это обращение к одному или группе лиц. Оно может
включать рекомендацию о прочитанном (письмо к
другу), выражать просьбу или советы в разрешении
каких-то проблем (воспитание экологической совести,
например), может быть глубоким раздумьем о судьбе
какого-то героя через восприятие тех, кто его знает
(письмо Аркадия отцу о встрече с Базаровым и об
отношении к нему, о восприятии нигилизма в целом;
«Письмо В. Маяковскому о сущности любви» — автор
высказывает свое отношение к прочитанным стихам и
проблеме любви вообще. Или, например, «Письмо
Родиону Раскольникову из XXI века» — об отношении
пишущего к теории «разрешения крови по совести»).
Жанр письма дает возможность понять нравственноэстетические
взгляды
ученика,
увидеть
его
художественный
вкус.
Обязательным
условием
сочинения- письма является запись адреса, обращение к
адресату, подпись пишущего со словами прощания.
.

43.

Сочинение-путевые заметки
Путевые
заметки
включают
в
себя
элементы описания местности, рассуждения
автора об «увиденном на станциях» маршрута
следования, лирические отступления пишущего
сочинение
как
обращения
к
читателю,
портретные зарисовки, впечатления, отношения
о встрече с героями и даже диалоги с теми, кого
«встретили по пути».
Вот примерные темы сочинений — путевые
заметки: «Я взглянул окрест себя...» (по
«Путешествию из Петербурга в Москву» А.
Радищева); «Вслед за Чичиковым к мертвым
душам» (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»),
«Всем нужен Пушкин, нужен, как Россия».

44.

Сочинение-интервью (диалог)
воспитывает искусство общения, творчески
обогащает
личность
ученика,
учит
его
сдержанности в отборе языковых средств и
умению
аналитически
мыслить.
Автор
сочинения должен четко знать, о чем он будет
писать (какие вопросы будет задавать и что на
них
отвечать),
уметь
пользоваться
диалогической
речью,
глубоко
знать
ту
проблему,
которую
он
высвечивает
в
сочинении-интервью. То есть, иными словами,
этот жанр развивает искусство монологической
речи,
предполагает
свободное
владение
учеником
темой
разговора,
глубокое
погружение
в
творческую
лабораторию
писателя — автор сочинения отвечает за всех,
дающих интервью.

45.

Сочинение-исповедь (монолог) —
один из самых редких жанров. Он опирается
на глубокое знание текста, на неоднократное
погружение в него. Пишущий сочинение на
литературную тему в этом жанре ведет
повествование от первого лица вслед за
автором (идентичность с героем), поэтому
сочинение логически выстраивает всю жизнь
героя в художественной манере, близкой
авторской. Рассказывая о своей жизни, герой
размышляет
о
многом,
и
в
этих
размышлениях должны занять место все
проблемы произведения. Если ученик пишет
сочинение на свободную тему, то исповедь —
это крик его души, откровенный, искренний,
глубокий.

46.

Инструкции учащимся по
написанию сочинения
Шаг I. Выбор темы.
1. Задать себе вопросы:
Что от меня требуют предложенные темы?
(надо обратить внимание на ключевые слова
всех тем)
На каком материале можно раскрыть данные
темы?
Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот
материал, который буду брать в качестве
аргументов?
2. Выбрать одну из предложенных тем.
При выборе темы надо помнить, что он должен
определяться не моими симпатиями (этого
писателя люблю, а этого нет), а знанием
материала.

47.

Шаг 2. Стратегия дальнейшей работы
Тема выбрана! Что делать дальше?
1. Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись
на выбранной теме.
2. Нахожу ответы на ТРИ составных вопроса:
ЧТО (О ЧЁМ) писать?
ЗАЧЕМ писать?
КАК писать?
1. Обдумываю
собственное мнение.
Составляю опорный
план.
2. Вспоминаю
произведения, в
которых раскрывается
данная тема. Обдумываю
аргументацию.
3. Обдумываю
композицию и форму
сочинения
1. Определяю основную
мысль сочинения.
1. Пишу вступление,
включив в него тезис
(оформляю
собственное мнение)
2. Доказываю его,
подобрав
произведения для
аргументации
2. Проверяю,
прослеживается ли цель
высказывания, т.е.
коммуникативный
замысел сочинения
3. Пишу
заключение

48.

3. Обдумать вступление (своеобразный ввод в
тему). Это может быть:
высказывание своего взгляда на проблему;
вступление
в
спор
с
воображаемым
оппонентом или приглашение его к разговору;
обоснование причин обращения к этой теме;
эмоционально ввод в тему сочинения;
использование
оригинальной
цитаты,
обращённой к слушателю (читателю);
проведение анализа какого-либо понятия,
входящего в формулировку темы;
проведение экскурса в историю (краткая
характеристика эпохи);
оформление вступления в виде вопросов.

49.

4. Обдумать заключение. Это может
быть так:
обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю
тезисный план, записанный на черновике, и, не повторяя
высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не
забываю, что хорошее осмысленное заключение должно
содержать не больше 6-7 предложений.
возвращение
к
началу
разговора
(приём
«закольцовывания»),
взгляд вперёд, то есть можно
пофилософствовать о том, что будет, если… (Например,
рассуждая о «взгляде на судьбу России классиков различных
лет», представить, что сказали бы классики будущего, если
положение дел в стране резко не изменится).
обращение к читателю. Если вступление было оформлено в
форме приглашения к разговору, то закончить сочинение
можно таким же обращением. Смысл обращения к
собеседнику может быть различным: можно призвать его к
какому-то поступку или задать риторический вопрос, на
который каждый из нас должен ответить самостоятельно.
обращение к оригинальной цитате.

50.

Шаг 3. Тактика работы над сочинением
1. Пишу сочинение на черновике.
2.Пересчитываю
количество
слов
(рекомендованное количество - 350 слов).
Максимальное
количество
слов
не
устанавливается).
3. Перечитываю сочинение, проверяя его и
соотнося с критериями оценивания, для
чего отвечаю на следующие вопросы:

51.

Правильно ли понята тема, соответствует ли
сочинение теме? Сформулирован ли тезис?
Приведены ли аргументы из художественных или
публицистических произведений?
Соблюдены ли правила построения сочинения? Не
нарушена ли пропорциональность частей?
Есть ли переходы от одной части сочинения к
другой, от одной мысли к другой, логичны ли эти
переходы?
Есть ли выводы, завершающие отдельные части
сочинения и работу в целом?

52.

Соответствует ли язык и стиль
сочинения мыслям, чувствам и
настроениям, которые вызывает
тема и привлекаемый для её
раскрытия фактический материал?
Используется ли разнообразная
лексика и различные
грамматические конструкции?
Насколько грамотно написана
работа?

53.

Исходя из требований «Норм оценки знаний,
умений и навыков учащихся…», при проверке
написания сочинения на литературную тему
учитывается:
степень самостоятельности,
соответствие теме. Правильное, полное, глубокое освещение
темы,
наличие главной, ведущей мысли, являющейся ответом на
вопрос, поставленный темой,
логически последовательное изложение мыслей,
аргументированность (соотношение констатирующих и
обоснованных суждений),
выражение собственной позиции по отношению к событиям,
явлениям, поступкам героев…,
умение отбирать необходимый материал,
обоснованное использование цитат,
абзацное членение текста,
стилевое единство, выразительность речи, эмоциональность,
точность в изложении литературных и исторических фактов,
жанровое своеобразие.

54.

Дорогу осилит идущий.
English     Русский Правила