16.92M
Категория: ИскусствоИскусство

Диего Веласкес: Время и судьба

1.

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС
ВРЕМЯ И СУДЬБА

2.

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
1. «Менины» - между прошлым и настоящим. Четыре концепции
биографии Веласкеса.
2. Парадоксы мифа и реальности в условиях бинарной эпохи.
Эксперимент Веласкеса.

3.

1. «МЕНИНЫ» МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И НАСТОЯЩИМ.
ЧЕТЫРЕ КОНЦЕПЦИИ БИОГРАФИИ ВЕЛАСКЕСА.

4.

Национальный музей Прадо.
Испания, Мадрид
Диего Веласкес
Менины. 1656
Холст, масло. 318 × 276 см
Прадо, Мадрид

5.

ХУДОЖНИК И ВЛАСТЬ
Франсиско Пачеко (1564-1644)
Испанский художник, теоретик
искусства и поэт, учитель таких
мастеров кисти, как Диего Веласкес
и Алонсо Кано,
оказавший серьёзное влияние на
развитие живописи в Испании
в XVII столетии.
Талант или милость короля?
«Если я пишу это, то не для того, чтобы превозносить
талант моего ученика как живописца, а только чтобы
Выразить признательность и уважение его
Католическому величеству, нашему великому монарху
Филиппу IV (да хранит его небо вечно!), поскольку
благодаря его щедрости он (Веласкес) получил и до сих
пор получает так много милостей».

6.

Гаспар де Гусман-иПиментель,
граф-герцог
де Оливарес
(1587 - 1645)
испанский
государственный
деятель, фаворит
короля Филиппа IV.
Д. Веласкес
Конный портрет графа-герцога
Оливареса, 1636
Прадо, Мадрид

7.

Т.П. Каптерева
ВЕЛАСКЕС
«В противоположность другим великим художникам
своего времени Веласкес не мог целиком отдаться
искусству… жизнь Веласкеса в Мадриде при дворе
была очень тяжёлой… Занимая различные должности
при дворе, художник принуждён был отдавать время
и силы на выполнение бесконечной, мелочной, подчас
Унизительной и ненужной работы. И как живописец
Веласкес был ограничен заказами своего господина
– Филиппа IV. Получая не всегда регулярно
выплачиваемое жалование и испытывая значительные
материальные затруднения, мастер тем не менее
никогда не продавал своих картин ибо в противном
Случае его искусство, по понятиям того времени,
превратилось бы в неблагородное ремесло – источник дохода…»

8.

Жене Батикль
почётный хранитель
Лувра
«Покровительство одного из величайших меценатов
(Филиппу IV испанцы обязаны коллекцией Прадо),
не прекращавшееся на протяжении всей жизни Веласкеса, Редкий пример благородства и постоянства. Благодаря
этому покровительству Веласкес занимал всё более и более
важные должности при дворе. Это обеспечило ему успех
в обществе, которого он горячо желал и которого не мог
добиться одним талантом»

9.

ХОСЕ
ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
испанский философ
1. «Синдром Веласкеса».
Идеальная модель представления о своей личности и
понимание своего призвания. Напряжение, возникающее
между личными притязаниями и внешней средой,
генерируют в человеке необходимую ему жизненную
энергию. (sangre azul – честь, алтарь, корона)
2. «Обладая непомерным талантом он вступил в жизнь с
чувством невероятной уверенности в себе. Своим
предназначением Веласкес считал судьбу художника.
Однако головокружительная карьера оживила в душе
гениального художника глубоко запрятанный миф о
знатном происхождении и подавленный обстоятельствами
императив «ты должен стать знатным». Именно в этот
момент Веласвес с ужасом отвергает мысль посвятить себя
ремеслу живописца, а утверждается в мысли служить
королю».

10.

2. ПАРАДОКСЫ МИФА И РЕАЛЬНОСТИ
В УСЛОВИЯХ БИНАРНОЙ ЭПОХИ.
ЭКСПЕРИМЕНТ ВЕЛАСКЕСА.

11.

ЦЕНА СВОБОДЫ.
Веласкес первым смоделировал в своей
жизни абсолютно новый тип художника и
его взаимоотношений с обществом, тип
свободного художника. Его изначальная
уверенность в своих способностях и его
переполненность талантом помогли
обрести внутреннюю свободу и
независимость, а так же высшую мудрость
гения, которая проявляется в умении
«жить в согласии с теми простейшими
законами существования, которыми он не
может управлять».

12.

«Гений неучтивости
и гений презрения»
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
Веласкес осмелился навязать зрителю
«живопись, которая создаёт
незаконченные картины»
- Особенности техники живописи
(скорописная манера);
- обращение к самой реальности,
которая отличается от мифа тем, что
не имеет завершённых форм
Диего Веласкес
Завтрак. Около 1617
Государственный Эрмитаж, С.-Петербург

13.

Сюжет картины и сюжет
жизни
Поэту
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

14.

Искусство позы и
парадоксальность жеста.
«Для правильного понимания творчества
Веласкеса необходимо всегда помнить о
пограничности испанской культуры,
«взросшей на finis terrae» (край, конец
земли), за которым иная, чуждая
европейской культура. Именно выбор в
пользу слова и не отторгаемых духовных
ценностей веры, в пользу твёрдости духа
помогли испанскому народу отстоять свою
самость в ходе многовекового
противостояния с арабским миром»
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
Д. Веласкес
Продавец воды в Севилье. Ок. 1620 г.
Музей Веллингтона, Лондон

15.

Искусство позы и
парадоксальность жеста.
«Для правильного понимания творчества
Веласкеса необходимо всегда помнить о
пограничности испанской культуры,
«взросшей на finis terrae» (край, конец
земли), за которым иная, чуждая
европейской культура. Именно выбор в
пользу слова и не отторгаемых духовных
ценностей веры, в пользу твёрдости духа
помогли испанскому народу отстоять свою
самость в ходе многовекового
противостояния с арабским миром»
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
Д. Веласкес
Продавец воды в Севилье. Ок. 1620 г.
Музей Веллингтона, Лондон

16.

Диего Веласкес
Сдача Бреды. 1634–1635
Прадо, Мадрид

17.

Диего Веласкес
Пряхи. ок. 1657
Прадо, Мадрид

18.

Задание:
Провести анализ двух живописных работ Д. Веласкеса:
- Сдача Бреды. 1634–1635 г. Прадо, Мадрид;
- Пряхи. ок. 1657 г. Прадо, Мадрид.
По желанию, анализ третьей работы: Продавец воды в Севилье. Ок. 1620 г. Музей Веллингтона,
Лондон
Структура анализа:
1. Описание живописного произведения (перечень элементов изображения) и его сюжет (смысл
происходящего) -1 слайд;
2. Анализ композиции (выявление связей между элементами изображения и средствами их
организации: пространство, симметрия и асимметрия, статика и динамика, ритм, контраст,
замкнутость и разомкнутость; роль живописных средств в организации композиции) – 2
слайда;
3. Выявление идеи произведения – 1 слайд
Общий объём презентации – 10 слайдов (1 титул + 8 анализ + 1 источники).
Срок представления работы – 2 декабря (включительно).
English     Русский Правила