Похожие презентации:
Восточные славяне в догосударственную эпоху
1. Восточные славяне в догосударственную эпоху
2. Хозяйственно-культурные типы Восточной Европы
Древнейшим хозяйственно-культурнымтипом, долго бытовавшим на севере
Восточной Европы, были общества
охотников, собирателей, рыболовов.
В середине IV тыс. до н.э. зародилось
земледелие, которое постепенно проникло в
зону лиственных и смешанных лесов. Здесь
утверждался хозяйственно-культурный тип
земледельцев и оседлых скотоводов,
развивалось подсечно-огневое и пашенное
земледельческое хозяйство. Но степные
земли, более плодородные, занимали
кочевники-скотоводы.
3. Занятия народов Восточной Европы
Земледелие и скотоводство;Отгонное скотоводство (горный и
предгорный Северный Кавказ);
Оленеводство (кочевники-оленеводы на
Крайнем Севере);
Торговые и культурные связи между
племенами и народами
устанавливались по «речным дорогам»
(Волга с Окой и Камой, Днепр, Дон,
Западная Двина)
4. Восточнославянские племена и их соседи
Около VII-VIII вв. происходит распадпраславянской языковой общности, начинается
формирование отдельных славянских языков. С
этого времени можно говорить об истории
собственно восточных славян.
Накануне образования Древнерусского государства
восточные славяне образовали несколько
племенных союзов: словене, кривичи, вятичи,
радимичи, дреговичи, древляне, поляне, уличи,
северяне, волыняне, хорваты, тиверцы.
Соседями славянских племен были финноугорские и балтские племена. На Востоке с ними
граничили Восточная Булгария, Хазарский каганат.
5.
6. Занятия восточных славян
Земледелие: специфичное в зависимости отприродно-климатических условий (залежная и
подсечная системы);
Скотоводство;
Охота; Рыболовство; Бортничество
У восточных славян шел процесс обособления
ремесла от сельского хозяйства, выделения
ремесленников в качестве особой социальной
группы. Стали возникать города как центры ремесла,
торговли, административного управления.
Внешняя торговля обслуживала потребности знати,
не затрагивая основной массы населения, жившего в
условиях натурального хозяйства. Внутренняя
торговля была незначительна.
7. Социальная организация восточных славян
Низшим звеном социальной организациибыла соседская (территориальная) община –
вервь (ее члены объединялись не по
принципу родства, а на основе совместного
проживания на одной территории;
Соседские общины объединялись в племена,
племена – в союзы племен.
Центром союза племен был град (некоторые
из которых превращались в города),
например, Киев – у полян, Искоростень – у
древлян, Новгород – у словен.
8. Социальная организация восточных славян
В градах происходили собрания свободных мужчинобщинников союза (веча), на которых решалисьважнейшие вопросы.
Усложнение общественной жизни в рамках союзов
племен вело к выделению особого слоя по
управлению ими – старейшин, поэтому значение
народных собраний падает.
В VI-IX вв., в эпоху столкновений между
племенными союзами, выделяется слой
профессиональных воинов – дружинников во главе
с князем, в руках которого концентрируется власть в
союзах племен (племенные княжения).
Таким образом, к середине IX в. в
восточнославянском этносе вызрели предпосылки
возникновения государства.
9. Культура и верования восточных славян
Об уровне культуры славянских союзов говорят чертыфольклора, сохранившегося в виде обрядовых песен,
погребальных плачей, загадок и сказок.
Своеобразие прикладного искусства подтверждают
археологические находки, относящиеся к VI-VII вв.,
среди которых выделяют серебряные фигурки коней с
золотыми гривами и копытами
Формой мировоззрения древних славян было
язычество. Главными божествами являлись: Сварог
(бог неба), Сварожич (бог огня), Род (бог
плодородия), Стрибог (бог ветра), Даждьбог
(божество солнца), Велес (бог скота), Перун (бог
грозы). По ходу усложнения социальной организации
происходили и изменения в пантеоне: Перун
превратился в бога войны.
10.
СПАСИБО ЗАВНИМАНИЕ!!!