Похожие презентации:
Философия как мировоззрение. Философия Древнего Востока. (Тема 1)
1.
ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
1. Сущность, структура и виды мировоззрения.
2. Миф, религия и философия как исторические
формы мировоззрения.
3. Предмет и основной вопрос философии.
Методы, разделы и функции философского
знания.
4. Особенности философии Древнего Востока.
Комментаторская традиция философии
Древней Индии и Древнего Китая.
5. Основные школы философии Древней Индии.
6. Основные школы философии Древнего Китая.
2.
3.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 11. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Философия (от греч. «любовь к мудрости») – максимально
рационализированное и систематизированное
мировоззрение своей эпохи
Мировоззрение – совокупность сведений о мире
как о целом
СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ
эмоциональный компонент
- мироощущение (фиксация мира на уровне ЭМОЦИЙ
(оптимизм или пессимизм)
рациональный компонент
- миропонимание (фиксация
мира на уровне
- мировосприятие (фиксация мира на уровне ОБРАЗОВ)
УБЕЖДЕНИЙ, основывающихся
на знании или вере):
А) убеждения, касающиеся устройства мира
(картины мира) ;
в некоторой степени есть у высших
животных
Б) ценностные убеждения (идеалы, этические
и этетические взгляды, представления о
смысле жизни, о будущем и т.п.).
присуще только человеку
4.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 1ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
обыденное
личностно-теоретическое
- есть у каждого нормального
- есть далеко не у всех;
человека;
- формируется стихийно,
- вносится профессионалами
под действием социальных
(философы, ученые, богословы);
стереотипов;
- имеет эклектичный характер;
- целостно, непротиворечиво;
- к нему отсутствует критическое
- постоянно совершенствуется,
отношение.
развивается.
Цель: адаптация человека к миру
Цель: приобщение человека к
повседневной жизни
высшим ценностям культуры –
истине, добру и красоте
5.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 22. МИФ, РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ КАК
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Особенности мифологического мировоззрения:
- коллективный характер;
- единство естественного и сверхъестественного;
- нет различения объекта и его идеи;
- антропоморфизм;
- отсутствие «субстанций» (всё превращается
во всё);
- генетический принцип ответа на мировоззренческие вопросы.
6.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 1ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МИФА
1. ТОТЕМИЗМ
(от алгонкинского – «его род»)
2. АНИМИЗМ
(от латинского «аnima» - душа)
3. ФЕТИШИЗМ
(от французского «fetiche» идол, талисман)
4. МАГИЯ
( лат. magia, от греч. μαγεία — колдовство,
волшебство)
7.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 1религия
отличия от мифа
- разделение естественного и
особенности
- вера во всемогущего
сверхъестественного миров;
Бога-творца;
- невозможность противостояния - вера в наличие души;
бога и человека;
- вера в спасение души.
- наличие культовой системы.
СМОТРИТЕ, БРАТИЯ, ЧТОБЫ КТО НЕ УВЛЕК ВАС ФИЛОСОФИЕЙ И
ПУСТЫМ ОБОЛЬЩЕНИЕМ ПО ПРЕДАНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ, ПО
СТИХИЯМ МИРА, А НЕ ПО ХРИСТУ…
Апостол Павел «Послание к Колоссянам»
8.
9.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 1ФИЛОСОФИЯ: ничейная земля между религией
и наукой (Б. Рассел)
ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ:
- ОРГАНИЧЕСКОЕ СОЕДИНЕНИЕ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (КАКОВ
МИР) И ПРАКТИЧЕСКИ-ДУХОВНОГО НАЧАЛ (КАК В НЕМ ЖИТЬ);
- РАЦИОНАЛЬНОСТЬ (опора на разум) И СИСТЕМАТИЗИРОВАННОСТЬ
(построение теорий);
- УНИВЕРСАЛИЗМ (всеобщий характер проблематики);
- СУБСТАНЦИОНАЛЬНОСТЬ (материализм/идеализм);
- КРИТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР;
- ЛИЧНОСТНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР;
- ПЛЮРАЛИЗМ МНЕНИЙ (ФИЛОСОФИЯ ЕСТЬ ВЫРАЖЕНИЕ СВОБОДЫ
РАЗУМА).
10.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 33. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ.
МЕТОДЫ, РАЗДЕЛЫ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Объект науки – фрагмент действительности, интересующий
ученого и существующий независимо от него (т.е.
объективно).
Предмет науки – некоторые стороны, аспекты объекта,
сконструированные в сознании ученого и существующие
субъективно.
Объект философии – мир как целое и человек как родовое
существо (т.е. человечество в целом).
Предмет философии – ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ,
ВСЕОБЩЕЕ В СИСТЕМЕ «МИР ─ ЧЕЛОВЕК».
11.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 3ЭТО «ВСЕОБЩЕЕ» КОНКРЕТИЗИРУЕТСЯ
В ТРЕХ ВАЖНЕЙШИХ ВОПРОСАХ:
- разделен ли мир на дух и материю и что
первично?
- каково направление движения мира?
- зачем существует человек?
ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ
- всеобщи;
- предельны;
- вечны.
12.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 3Исследование философских проблем базируется на
ответе на основной вопрос философии:
Первая сторона:
Вторая сторона:
что первично – дух или материя?
познаваем ли мир?
- материалисты;
- оптимисты;
- идеалисты (объективные и субъективные); - агностики;
- реалисты
- скептики
13.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 3МЕТОДЫ ФИЛОСОФИИ
НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ И ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ:
ДИАЛЕКТИКА
ГЕРМЕНЕВТИКА
РЕФЛЕКСИЯ
АНАЛИЗ
СИНТЕЗ
МЕНЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫМИ, НЕ СТОЛЬ ЭФФЕКТИВНЫМИ И
ИСТОРИЧЕСКИ ОГРАНИЧЕННЫМИ МЕТОДАМИ ФИЛОСОФИИ
ЯВЛЯЮТСЯ:
МЕТАФИЗИКА
МАЙЕВТИКА
ЭКЛЕКТИКА
СОФИСТИКА
ДОГМАТИКА
14.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 3РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Общий уровень
ОНТОЛОГИЯ
Частный уровень
ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Специфический уровень
ФИЛОСОФИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО
МИРА
ФИЛОСОФИЯ НЕОРГАНИЧЕСКОГО
МИРА
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ
ФИЛОСОФИЯ ВОЙНЫ И ПР.
ГНОСЕОЛОГИЯ
ЛОГИКА
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
ФИЛОСОФИЯ ФИЗИКИ
ФИЛОСОФИЯ БИОЛОГИИ И ПР.
АНТРОПОЛОГИЯ
ПРАКСЕОЛОГИЯ
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
АКСИОЛОГИЯ
ЭТИКА
ЭСТЕТИКА
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЭТИКА
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭТИКА И ПР.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА И ПР.
15.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 3ФУНКЦИИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
1. Гуманистическая
2. Миропостигающая
3. Человековедческая
4. Критическая
5. Культурологическая
6. Методологическая
7. Нормативно-организующая
8. Футурологическая
16.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 44. ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.
КОММЕНТАТОРСКАЯ ТРАДИЦИЯ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И
ДРЕВНЕГО КИТАЯ
восток
запад
1.Цикличный тип социальной динамики,
традиционность жизненного уклада
(«золотой век» в прошлом)
1. Линейный тип социальной динамики,
инновационный характер культуры
(«золотой век» в будущем)
2. Азиатский способ производства
(«восточная деспотия», поголовное
рабство)
2. Рабовладельческое классовое
государство (значительная часть
населения юридически свободна)
3. Невыделенность индивида из
коллектива, родо-этническая
корпоративность
3. Личностный статус бытия свободного
гражданина, отсутствие жесткой
корпоративности
4. Отсутствие классового антагонизма
4. Классовый антагонизм как «локомотив
истории» (К. Маркс)
5. Общинная (сельская) поселенческая
структура общества
5. Полисная (городская) система
организации социальной и
политической жизни
17.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4КОММЕНТАТОРСКАЯ ТРАДИЦИЯ ФИЛОСОФИИ
ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
НАЗВАНИЕ ВЕДЫ
СОДЕРЖАНИЕ ВЕДЫ
РИГВЕДА
Состоит из 1028 гимнов, собранных в 10
разделах-мандалах. В ее гимнах содержатся
славословия в честь важнейших богов, в
торжественно-возвышенном
стиле
воспеваются их деяния, родственные связи,
великие способности и основные функции.
САМАВЕДА
Это
сборник
песнопений
(развитие,
варьирование гимнов) из 1549 песен, в
основном (кроме 75) повторяющих гимны
Ригведы, варьирующих темы этих гимнов.
ЯДЖУРВЕДА
Состоит из жертвенных формул (яджус) и
кратких прозаических комментариев к ним.
Содержание в основном повторяет Ригведу.
АТХАРВАВЕДА
Позднейшая из вед. Названная по имени
жрецов-атхарванов, она состоит из 731
заклинания (заговора) в 20 частях.
18.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4СОСТАВ ВЕД
СОДЕРЖАНИЕ
САМХИТЫ
Мантры
(священные гимны)
БРАХМАНЫ
Религиозный
комментарий к Ведам
АРАНЬЯКИ
Книги лесных
отшельников
УПАНИШАДЫ
Философский
комментарий к Ведам
19.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ УПАНИШАД
1. УЧЕНИЕ О СУБСТАНЦИИ (ПЕРВООСНОВЕ) МИРА
БРАХМАН – объективное духовное начало мира, его творец.
АТМАН – субъективное духовное начало мира (разум, речь и дыхание), ипостась Брахмана.
МИР ЕСТЬ ЕДИНСТВО БРАХМАНА И АТМАНА: ТОЖДЕСТВО СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА
«…тайна природы открывается нам изнутри, то есть в нашем сокровенном я. Именно здесь
впервые самобытные мыслители упанишад, и в этом их бессмертная заслуга, нашли его,
когда они признали нашего Атмана, наше сокровенное индивидуальное бытие, Брахманом,
сокровенным бытием универсальной природы и всех ее явлений». (П. Дойссен
«Философия упанишад»).
2. УЧЕНИЕ О ЗАКОНЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ МИРА
Для обозначения законов круговращения Вселенной вводится понятие Рита,
обозначающее ход вещей, порядок мира. В соответствии с законом Риты
восходит и заходит солнце, чередуются времена года, существует вечно и
периодически пульсирующий Космос, с каждой пульсацией которого появляется
все более совершенная человеческая раса.
3. УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ МИРА
Основная идея — существование направленной эволюции всего и вся от
природы к духу, проходящей через ряд промежуточных стадий. Неживая материя
стремиться к преобразованию в живую, живая — в сознающую, разумную, а
разумная — к духовному, нравственному совершенству.
20.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ УПАНИШАД
В Упанишадах процесс познания, переход от незнания к знанию,
есть переход от низшего состояния личного атмана (души человека) к
высшему Атману — душе мира, включает четыре состояния Атмана:
— первая стадия, «охватывающая всех людей» — низший вид
познания, действие атмана в человеке во время бодрствования,
занятий повседневными делами. Это наибольшая степень удаления
от истины — всеобщего Атмана;
— второе состояние, «светящаяся» стадия — сон со сновидениями.
Здесь человек получает сведения о своем личном атмане - душе;
— третье состояние Атмана, «самополагающее сознание» — сон без
сновидений. Это кратковременное (на время сна) слияние личносго
атмана (души) и Атмана Брахмана;
— в четвертом состоянии (турия — «четвертая») атман ничего не
испытывает. Человек отключается от всех связей с материальным
миром и полностью сливается с универсальным Атманом, становится
тождественным ему.
Турия — состояние принципиально
неописуемое.
21.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4ЭТИКА И УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ
выражается в четырех базовых категориях:
САНСАРА (самсара) — безначальная и бесконечная цепь (колесо) перерождений
живых существ.
КАРМА — закон воздаяния за грехи прошлой жизни, регулирующий процесс
перевоплощения. Каждый человек оказывается в таких же ситуациях, что и те
люди, кому он делал добро или зло. Он вынужден пережить все то, что в свое
время пережили они.
МОКША — преодоление сансары, освобождение от нее. Освобождение может
быть достигнуто человеком при жизни, когда душа, оставаясь в теле, больше
не отождествляет себя с ним и не испытывает привязанности ни к чему
земному. При этом человек выходит из-под действия закона кармы.
НИРВАНА (от санскр. остывание, угасание, затухание) — идеальное состояние
отрешённости, характеризующееся утратой чувства «я», исчезновением
личности, индивидуального сознания как следствие достижения мокши.
Переход к нирване — единственный путь избавления от страданий мира. Для
этого человек должен полностью отказаться от земных интересов, ценностей
и привязанностей. Мудрец, постигший нирвану, разрывает кармические цепи,
приковывающие его к повседневности, и перестает рождаться в мир.
22.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4КОММЕНТАТОРСКАЯ ТРАДИЦИЯ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
ТРИНАДЦАТИКНИЖИЕ («Ши-сань цзин») - тринадцать
древнекитайских классических произведений, являющихся
каноном конфуцианства.
«Шицзин» («Книга песен и гимнов»),
«Шуцзин» («Книга истории»),
«И ЦЗИН» («КНИГА ПЕРЕМЕН»),
«Ли цзи» («Записки об обрядах»)
«Чуньцю» («Летопись весны и осени»)
«Чжоу ли» («Ритуал династии Чжоу»),
«И ли» («Книга об этикете и обрядах»),
«Цзо-чжуань» («Хроника господина Цзо Цюмина»),
«Гунь-ян-чжуань» («Хроника господина Гунъян Гао»),
«Гу-лян-чжуань» («Хроника господина Гулян Чи»),
«Сяо цзин» («Канон сыновней почтительности»),
«ЛУНЬ ЮЙ» («БЕСЕДЫ И СУЖДЕНИЯ»),
«Эр я» («Словарь изысканных синонимов и глосс к каноническим
книгам»).
23.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4«И ЦЗИН» СОСТОИТ ИЗ ГРАФИЧЕСКОЙ И ИЕРОГЛИФИЧЕСКОЙ ЧАСТЕЙ
ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ включает яо, триграммы, гексограммы
а) Яо. Основу графики образуют черточки - яо: целая черта (––) ян и прерванная черта (– –) инь. Их
числовое выражение: ян – девятка, также единица и вообще нечет; инь - шестерка, двойка и
вообще чет. Черты инь и ян составляют генетическую пару и символизируют любые телесные,
духовные и идеальные противоположности: Небо и Землю, Солнце и Луну, мужское и женское, дух
и душу и т. д.
б) Триграммы. Из трех черточек инь и ян формируются восемь символом - ба гуа. Отсюда ба гуа
называют триграммами. Они копируют структуру космоса и заключают в себе ритм его перемен и, небесные образы - сян, земные образцы - фа и узоры центра - вэнь. Ими отмечаются
вертикальные уровни космоса: нижняя черта - Земля, верхняя - Небо, средняя - Центр. По
горизонтали триграммы располагаются в пределах основных и промежуточных сторон света,
образуя сочетание прямого и диагонального крестов. Расположение триграмм может быть
различным, а их линейные соединения могут давать спиральные и круговые порядки.
Пример триграммы:
_ _
____
____
Название этой триграммы – Дуй. Её числовой эквивалент – 8; геофизический объект – водоем;
элемент природы – металл; сторона света – Юго-Восток; животное – овца; время года – середина
осени; время суток – вечер; тип людей – чародейки; часть тела – рот и язык.
в) Гексограммы. Для графического отображения всего многообразия состояний мироздания,
восьми триграмм недостаточно. Путем удвоения черт триграмм на вертикальных уровнях
древнекитайскими мудрецами была создана система 64 гексограмм, приспособленная для
процессуального описания всех событий и явлений, происходящих от взаимодействия сил ян и
инь. Таким образом, 64 гексограммы - это полное, символическое описание текучей картины
мироздания.
24.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 425.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4«ДЕСЯТЬ КРЫЛЬЕВ»
ОНТОЛОГИЯ
Беспредельное
Тай Цзы (Великий предел)
ДВИЖЕНИЕ РОЖДАЕТ «ЯН»
ПОКОЙ РОЖДАЕТ «ИНЬ»
«У СИН»
вода
земля
дерево
металл
огонь
ДАО
26.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4ГНОСЕОЛОГИЯ
1. Изучение прошлого, т.е. ТРАДИЦИЙ ПРЕДКОВ, т.к. они
отличались умением не нарушать мировой гармонии.
2. Изучение настоящего ─ фиксация ПОРЯДКА в мире,
его системы. Правильно мыслить
─ значит уметь
классифицировать. Сосчитать и облечь в геометрическую
структуру, составить таблицу, разложить по клеткам,
классифицировать – значит добиться достаточной, а
порой и окончательной познавательной оформленности.
3. Постижение будущего – НУМЕРОЛОГИЯ (гадание по
«Книге перемен»).
27.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4ЭТИКА
1. Долг как основа этики - следование своему дао.
2. Отсутствие «чистых» ян и инь.
3. Концепция золотой середины и гармонии.
Необходимо делать не много и не мало, а ─ ровно
столько, сколько нужно для достижения гармонии.
4. Концепция всеобщего совершенствования.
Совершенствуя себя, необходимо совершенствовать
других. Совершенствовать других – значит
участвовать в изменении и взращивании
превращений Неба и Земли. Поняв это, человек
составляет триаду с Землей и Небом. Так
происходит соединение человека с космосом, этика
замыкается на космологию.
28.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 55. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
ВЕДЫ
ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ
НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ
ньяя (логики)
чарвака-локаята
сакхья (метафизики, учение о
джайнизм
духе (пуруша) и материи (пракрити))
буддизм
йога (достижение измененных состояний сознания)
веданта (философское толкование Вед)
миманса (буквальное толкование Вед)
вайшешика (натурфилософия, атомизм)
29.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 5ЧАРВАКА-ЛОКАЯТА
Единственный сохранившийся до нашего
времени трактат этой школы
"ТАТТВАПАПЛАВАСИМХА"
("Потопление философских категорий")
принадлежит диалектику
ДЖАЯРАШИБХАТТЕ
(горделивый титул:
"Профессор с ворохом побед"),
VII—VIII вв. н. э.
30.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 5ГНОСЕОЛОГИЯ.
Достоверным
источником
познания является только восприятие.
ОНТОЛОГИЯ. Восприятие раскрывает только
материальный мир, состоящий из четырех
элементов материи: воздуха, огня, воды и
земли, в существовании которых можно
убедиться посредством ощущений. Нет никаких
оснований допускать существование чего-то
нематериального.
ЭТИКА. Человек уверен в существовании только
этой жизни. Основной целью жизни разумного
человека
должно
быть
наслаждение
наибольшим количеством удовольствий в
земной жизни.
31.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 5ДЖАЙНИЗМ
с
Теория познания - достоверностью
обладают чувства, логические выводы и
свидетельства святых.
Онтология — воздух, огонь, вода и земля;
причины движения и покоя (дхарма и
адхарма), пространство и время.
МАХАВИРА ДЖИНА
Учение об освобождении души:
ахимса — непричинение вреда живому;
апариграха — неприятие даров;
астея — освобождение от жадности
(не кради);
брахмачарья — принцип целомудрия;
сатья — воздержание от лживости.
32.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 5БУДДИЗМ
ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ
Сидхартха Гаутама
(Будда) – VI в.
до н.э.
1. Жизнь есть страдание.
2. Причины страдания – привязанность к
жизни (желание получить от нее как
можно
больше)
и
иллюзии
(неправильное понимание сущности
мира и смысла своей жизни).
3. Теоретически возможно избавление
от страданий (учение о нирване ─ это
надличностное состояние полноты
бытия, которое нельзя адекватно
выразить языком сансары, т.е.
нашей обыденной жизни).
4. Практически возможно устранение
страданий
(показан
способ
достижения
нирваны
–
это
восьмеричный путь Будды).
33.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 5ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ БУДДЫ
Правильное видение. Это «четыре благородные истины».
Правильная мысль. Путь самосовершенствования требует постоянной мыслительной
решимости, внутренней дисциплины. Только сам человек может принять или не принять в
своем сердце решение.
Правильная речь. Если запретить самому себе лгать, грубить, браниться, то тогда, можно
воздействовать на свой характер, т.е. заниматься самопостроением своего «Я».
Правильное действие. В буддизме существует свой нравственный кодекс, состоящий из
пяти заповедей-ориентиров: 1) жизнь священна, поэтому не убивай! 2) не кради, ибо это
нарушает сообщество, частью которого является каждый. 3) обуздание полового
влечения. Его Будда называет самым сильным из желаний. Половое влечение, как и
аппетит в еде, естественно и нормально. Однако его преобладание в душе и в обществе
неестественно и чудовищно. 4) не лги. Буддист предан истине и для него ложь не имеет
оправдания. 5) воздержание от опьяняющих веществ — алкоголя и наркотиков. Они не
позволяют человеку полностью контролировать себя умственно, морально и физически.
Правильный образ жизни — не требующий нарушения ни одной из пяти заповедей. Это
относится к выбору профессии, спутника (спутницы) жизни, друзей и знакомых.
Правильное усилие. Духовный рост невозможен без волевого самопринуждения и
нравственного анализа своих намерений, слов и поступков.
Правильное внимание. Духовное самосовершенствование предполагает строжайшую
дисциплину мышления. Человек должен контролировать свое сознание и нести
нравственную ответственность за его состояние.
Правильное сосредоточение. Технике сосредоточенного созерцания — медитации в
буддизме придается огромное значение. Цель медитации — успокоение духа через
переживание мистического единства данного человеческого существа с космосом.
34.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 5НОВАТОРСТВО БУДДИЗМА
1. Ариец и брахман определяется не по рождению, а по добродетельности
(не этнический, а этический подход).
2. В буддистскую общину могли попадать люди любых каст, приобщаясь к
спасительному знанию (к Ведам приобщали только брахманов).
3. Власть не от бога, а по договору людей для пресечения несправедливости
и беспорядка в обществе.
4. Отрицание бога-творца, мир появился сам по себе и управляется
естественными причинно-следственными связями.
Буддизм –
религия без бога!
5. Буддизм впервые провозгласил принцип ахимсы (непричинения вреда
живому).
6. Создана новая онтология: разделение бытия на сансару и нирвану. При
этом следует четко понимать, что сансара (земная жизнь) – это иллюзия,
порождаемая нашей психикой, а нирвана адекватно выражена и
представлена быть не может. Нирвану очень приблизительно можно
определить как внеличностное состояние абсолютной пустоты, отсутствия
страданий, перерождений и привязанности к чему-либо.
35.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 66. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ
ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Конфуцианцы произошли от «ученых», знатоков
классики, исполнения ритуалов и музыки.
Моистская школа
- от «рыцарей», выдающихся
полководцев и стратегов.
Даосская школа - от «отшельников», удалившихся из
человеческого общества в мир природы.
«Школа имен» - от «спорщиков», специалистов по
ораторскому искусству.
Школа «инь-ян»
- от «практикующих оккультные
искусства», специалистов по магии, гаданию, астрологии
и нумерологии.
Легистская школы - от «знатоков методов», политиковпрактиков, служивших советниками у феодалов.
36.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 6КОНФУЦИЙ
(родился приблизительно в 551 —
умер в 479 до н. э.)
«В 15 лет я обратил свои помыслы к
учению.
В 30 лет — я обрёл прочную основу.
В 40 лет — я сумел освободиться от
сомнений.
В 50 лет — я познал волю Неба.
В 60 лет — я научился отличать
правду от лжи.
В 70 лет — я стал следовать зову
моего сердца и не нарушал
Ритуала».
37.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 6ОСНОВНЫЕ ИДЕИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ КОНФУЦИЯ
«ИСПРАВЛЕНИЕ ИМЕН». Не соответствующие своему имени должны покинуть свой пост, поменяв
при этом имя. Например, если чиновник, будучи министром и обладая именем – «министр», является
взяточником и вором, и заботится не о государстве, а о своем кошельке, то имя ему теперь будет –
«вор», со всеми вытекающими последствиями.
УЧЕНИЕ О БЛАГОРОДНОМ МУЖЕ (цзюнь – цзы). После «исправления имен», естественно, возникнут
вакансии государственных должностей. По Конфуцию, на эти должности может претендовать любой,
кто соответствует идеалу благородного мужа, т.е. обладает пятью добродетелями: человеколюбием
(жэнь), мудростью (чжи), развитым чувством долга (и), знанием этикета и ритуала (ли),
почтительностью к родителям и старшим (сяо).
«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ». Конфуций понимал необходимость упрощения
чрезвычайно громоздких правил поведения, детально описывающих движение, положение тела, даже
мимику лица в той или иной ситуации. Он сформулировал так называемое «золотое правило»,
понятное всем людям, в том числе и не изучавшим сложный этикет: не делайте другим того, чего себе
не пожелаете.
КУЛЬТ ПРЕДКОВ И СЕМЬИ. Воспитание человеколюбия следует начинать с семьи. С этой целью
Конфуций разработал учение о сыновней почтительности (сяо). Смысл сяо - служить родителям по
правилам, похоронить их по правилам и приносить им жертвы по правилам.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПО КОНФУЦИЮ. Общество должно состоять из двух основных слоев:
верхов и низов - тех, кто думает и управляет, и тех, кто трудится и повинуется. Критерием разделения
общества на верхи и низы должны были служить не знатность происхождения и тем более не богатство,
которое Конфуций откровенно презирал, а только знания и добродетели, т.е. степень близости
человека к идеалу цзюнь-цзы. Вершиной конфуцианской теории государственного управления на
основе добродетели является так называемый «срединный путь», или «путь золотой середины». Это
путь сглаживания противоречий, искусство политического компромисса, балансировки между двумя
крайностями.
38.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 6ЛЕГИСТЫ
1. Природа человека изначально зла.
2. Руководить людьми можно только с
позиции силы, принуждения.
3. Методы управления:
- круговая порука;
- тотальный контроль государства;
- конкурсный подбор чиновников;
Шан Ян
(390—338 до нашей эры)
- равенство всех перед законом.
4. Судьба легизма – возмездие за
излишнюю жестокость.
39.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 6ДАОСИЗМ
Сущность Дао:
- порождающее начало;
- закономерность всего сущего;
- принцип движения.
Дао и Дэ. «Дэ» ─ это состояние мира,
разделенного на «тьму вещей»,
конкретизация, опредмечивание,
проявление Дао в вещах.
Познание Дао. Познание Дао человеком возможно
лишь в ходе целенаправленной медитации.
Лао Цзы
VI—V века до н. э.
Концепция недеяния (у-вэй). Главными нормами поведения человека даосы
объявляли следование естественности и недеяние (у-вэй). От человека требуется
только не разрушить уже данной, существующей гармонии, не навредить своим
вмешательством.