1.79M
Категория: БиографииБиографии

Жизнь и творчество Фадеева А.А

1.

Жизнь и творчество А. А.
Фадеева (1901г-1956г)

2.

Биография
Александр Фадеев родился в богатом торговом селе Кимры (ныне
город Тверской области). Был крещён в кимрском Покровском
соборе. С самого детства рос одарённым ребёнком. Ему было около
четырёх лет, когда он самостоятельно овладел грамотой — наблюдал
со стороны, как учили сестру Таню, и выучил всю азбуку. С четырёх лет
он начал читать книжки, поражая взрослых неуёмной фантазией,
сочиняя самые необычайные истории и сказки.
В 1908 году семья переехала в Южно-Уссурийский край
(ныне Приморский), в 1912 году поселилась в селе Чугуевка, где
прошли детство и юность Фадеева.
С 1912 по 1918 год Фадеев учился во Владивостокском Коммерческом
училище, однако обучения не закончил, решив посвятить себя
революционной деятельности.

3.

Родители Фадеева, фельдшеры по профессии, по образу жизни были
профессиональными революционерами. Отец — Александр Иванович
Фадеев (1862—1916), мать — Антонина Владимировна Кунц (1873—1954), отчим Глеб
Свитыч (1885—1917). Переехав в Москву, Фадеев сразу вызвал к себе мать, которую
очень любил и гордился ею. Друг Фадеева Ю. Либединский вспоминал: «Антонина
Владимировна Фадеева была человек замечательный. Она принадлежала к той
революционной части демократической интеллигенции, которая, выйдя из народа,
сохраняла с ним постоянную связь. В дореволюционном обществе ей приходилось
отстаивать свою независимость и достоинство от произвола и самодурства царского
начальства на селе. Так выработался её характер — гордый, стойкий и честный. При
этом по отношению к людям, которых Антонина Владимировна признавала своими,
она была добра, ласкова — атмосфера дружественности, гостеприимства и
хлебосольства господствовала в этой семье. Всё это Антонина Владимировна
передала свои детям — у них была своя фамильная гордость, не раз в разговорах
Саши с братьями я слышал, как они полушутливо говорили: „Это по-фадеевски“».
Первый раз Фадеев женился в 1926 году на писательнице Валерии Герасимовой,
развелись в 1932 году. Со второй женой народной артисткой СССР Ангелиной
Степановой он познакомился в 1937 году в Париже, когда она в составе труппы
Московского художественного театра приехала туда с гастролями. В советские годы
утверждалось, что они познакомились раньше, чтобы скрыть факт усыновления
Фадеевым первенца Степановой Александра, родившегося в 1936 году. Общий сын
Михаил родился в 1944 году. Кроме того, в 1943 году родилась общая дочь Фадеева
и Маргариты Алигер — Мария Александровна Фадеева (впоследствии — АлигерЭнценсбергер (вторая часть фамилии — фамилия мужа), покончила с собой в
своём доме в Лондоне 6 октября 1991 года).

4.

Революционная деятельность
Ещё учась во Владивостокском коммерческом училище, выполнял
поручения подпольного комитета большевиков.
В 1918 году вступил в РКП(б) и получил партийный псевдоним Булыга (слово
значит «большой камень, окатыш»). Стал партийным агитатором.
В 1919 году вступил в Особый Коммунистический отряд красных партизан.
В 1919—1921 годах участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке,
получил ранение. Занимал посты: комиссар 13-го Амурского полка и
комиссар 8-й Амурской стрелковой бригады.
В 1921—1922 годах учился в Московской горной академии.
В 1921 году, будучи делегатом Х съезда РКП(б), принимал участие в
подавлении Кронштадтского восстания, при этом получил второе ранение.
После лечения и демобилизации Фадеев остался в Москве.

5.

Творчество
Своё первое серьёзное произведение — повесть «Разлив» Александр
Фадеев написал в 1922—1923 годах. В 1925—1926 годах в ходе работы
над романом «Разгром» принял решение стать профессиональным
писателем. «Разгром» принёс молодому писателю славу и признание.
«Такого успеха, который выпал на долю „Разгрома“, не имело ни одно
произведение советской литературы 1920-х годов, — отмечал
исследователь творчества писателя С. И. Шешуков. — „Острая
классовая борьба на литературном фронте“,
раздуваемая рапповцами, вдруг нашла примирение в оценке
остроклассового „Разгрома“, и самые ярые противники заговорили
одним, общим языком».

6.

Первую положительную рецензию о романе и творчестве писателя в целом
дал Г. Лелевич («Молодая гвардия», 1926, № 4). Редакция журнала «На
литературном посту» поднимала роман как знамя победы пролетарской
литературы. Высоко оценили роман и в противоположном лагере «попутчиков»,
в группе «Перевал» во главе с критиком и редактором журнала «Красная
новь» А.Воронским. Профессиональные рецензии на роман дали люди,
которых рапповцы называли «буржуазными перерожденцами»,
«ликвидаторами», «капитулянтами», «оппортунистами». А.Воронский в
позднейшей статье о творчестве Фадеева написал: «Этот роман написан
молодым, одарённым пролетарским писателем и совсем не по обычному
трафарету, по какому пишутся пролетарскими писателями десятки и сотни
повестей и романов. И чем решительнее пролетарская литература пойдёт по
этом новому для себя пути, тем скорее она завоюет себе „гегемонию“
органическими, а не механическими средствами».
М. Горький с 1927 года спрашивает своих корреспондентов в письмах, читали
ли они «Разгром», и советует непременно прочесть. В письме ответственному
секретарю издательства «Круг» А. Н. Тихонову от 1 августа 1927 года он советует
привлекать больше молодёжи — такой, как автор «Разгрома» Фадеев, «человек,
несомненно, талантливый».
Получив такое признание, Фадеев приобрёл авторитет, позволивший ему стать
видным литературным руководителем и общественным деятелем, одним из
лидеров РАППа.

7.

Действие ранних произведений — романов «Разгром» и «Последний из
Удэге» происходит в Уссурийском крае. Проблематика «Разгрома»
относится к вопросам руководства партией, в романе показана
классовая борьба, становление советской власти. Главные герои — это
красные партизаны, коммунисты (например, Левинсон). Гражданской
войне посвящён и следующий роман Фадеева «Последний из Удэге»
(ч. 1-4, 1929—1941, не закончен).
Также Фадеев известен по ряду очерков и статей, посвящённых
вопросам развития литературы в условиях социалистического
реализма.
«Писательский министр», как называли Фадеева, в течение почти двух
десятилетий фактически руководил литературой в СССР. Для
творчества у него почти не оставалось времени и сил. Последний
роман «Чёрная металлургия» остался незавершённым. Писатель
планировал создать фундаментальное произведение на 5060 авторских листов. В итоге к посмертной публикации в «Огоньке»
удалось из черновиков собрать 8 глав на 3 печатных листа.

8.

Роман «Молодая гвардия»
Идею своей книги Фадеев взял из книги В. Г. Лясковского и М. Котова
«Сердца смелых», изданной в 1944 году.
В 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной
войны Фадеев садится за написание романа о Краснодонской
подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей на
оккупированной нацистской Германией территории, многие члены
которой были уничтожены нацистами.

9.

Впервые книга вышла в свет в 1946 году. Фадеев был подвергнут резкой
критике за то, что в романе недостаточно ярко выражена «руководящая
и направляющая» роль Коммунистической партии и получил суровые
критические замечания в газете «Правда», органе ЦК ВКП(б),
фактически от самого Сталина.
Тем не менее, писатель пожелания учёл, и в 1951 году свет увидела
вторая редакция романа «Молодая гвардия». В ней Фадеев, серьёзно
переработав книгу, уделил в сюжете больше внимания руководству
подпольной организацией со стороны ВКП(б). Фадеев горько шутил в то
время, когда говорил своим друзьям: «переделываю „Молодую
гвардию“ на старую…»
Фильм «Молодая гвардия» был снят по первой редакции, однако
полностью переснять фильм (тоже подвергнувшийся определённым
правкам) было намного сложнее, чем переписать книгу.
До конца 1980-х годов роман «Молодая гвардия» воспринимался как
идеологически одобренная партией история организации, и иная
трактовка событий была невозможна. Роман входил в учебную
программу СССР и был хорошо знаком любому школьнику 1950—1980
годов.

10.

Самоубийство
3 мая 1956 года Александр Фадеев застрелился из револьвера на
своей даче в Переделкино. В некрологе официальной причиной
самоубийства был указан алкоголизм В действительности за две
недели до своего самоубийства А. А. Фадеев бросил пить, «примерно
за неделю до самоубийства стал готовиться к нему, писал письма
разным людям» (Вячеслав Иванов). В соответствии с последней волей
писателя (быть похороненным рядом с матерью) его похоронили
на Новодевичьем кладбище (участок № 1).
Предсмертное письмо Фадеева, адресованное ЦК КПСС, было
изъято КГБ и опубликовано впервые лишь в 1990 году:

11.

Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал
жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством
партии и теперь уже не может быть поправлено. <…> Жизнь моя, как
писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление
от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь
и клевета, ухожу из жизни. Последняя надежда была хоть сказать это людям,
которые правят государством, но в течение уже 3-х лет, несмотря на мои
просьбы, меня даже не могут принять. Прошу похоронить меня рядом с
матерью моей.
— Предсмертное письмо А. А. Фадеева в ЦК КПСС. 13 мая 1956
(Известия ЦК КПСС. — 1990. — № 10. — С. 147—151.)
С другой стороны, по свидетельству вдовы Исаака Бабеля Антонины
Пирожковой, Илья Эренбург прямо видел причину самоубийства Фадеева в
его роли в сталинском терроре:
«Славин сообщил нам о самоубийстве Фадеева. Я посмотрела на
Эренбурга, он даже не взволновался, а потом говорит: „У Фадеева было
безвыходное положение, его осаждали возвращающиеся заключённые и их
жёны. Они спрашивали, как могло случиться, что письма, которые я писал вам
лично, оказались на столе у следователя при моём допросе? Действительно,
как? Ведь Фадеев арестован не был, обысков и изъятий бумаг у него не
производили. Значит, передал сам?“ — продолжал Эренбург. Меня страшно
поразило то спокойствие и даже равнодушие, с которым это известие было
встречено членами нашей комиссии, как будто оно никого не удивило и уж
вовсе не огорчило».

12.

Память
Литературно-мемориальный музей А. А. Фадеева открыт в
селе Чугуевка в 1960 году, в 1980 — получил новое здание
Памятник Александру Фадееву установлен в 1973 году в Москве на
Миусской площади (скульптор В. А. Фёдоров, архитекторы
М. Е. Константинов, В. Н. Фурсов).
English     Русский Правила