Строгановский стиль
Нарышкинский стиль
Голицынский стиль
Петровское барокко
Елизаветинское барокко
3.13M
Категория: ИскусствоИскусство

Русское барокко

1.

РУССКОЕ БАРОККО
Русское барокко — общее название
разновидностей стиля барокко,
которые сформировались
в Московском государстве
и в Российской империи в конце
XVII—XVIII веках

2.

В России развитие искусства барокко, отразившего рост и
укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на
первую половину XVIII века.
Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей.
Русское зрелое барокко отличалось от западного:
* структурной ясностью и простотой плановых построений,
* тесной связью конструктивной основы и декорирующих её
элементов,
* мажорным характером, активным использованием ярких цветов в
окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение.
Исследователь древнерусского зодчества Николай Султанов ввёл
термин «русское барокко», обозначив им допетровскую архитектуру
Руси XVII века. Фактически под этим термином понималось
«московское узорочье», сложившееся в 1640-х годах.
Современные искусствоведы видят в узорочье скорее аналог
маньеризма, а отсчёт истории русского барокко ведут с
распространения в московской строительной практике восьмериков
на четверике (церковь царевича Иосифа, 1678).

3.

В эволюции русского барокко выделяют стадии «московского барокко»
конца XVII века
(различают нарышкинский, строгановский, голицынский стили)
«петровское барокко» первой четверти XVIII в.,
«зрелое русское барокко» елизаветинского времени.
Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в
городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского
Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью
композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В.
В. Растрелли, Д. В. Ухтомский).
Сравнительно малоизвестную страницу в истории барокко составляет
храмовое зодчество уральских заводов и Сибири; применительно к
нему бытуют такие термины, как «уральское барокко» и «сибирское
барокко».

4.

Церковь Рождества Богородицы
в Путинках, фото конца XIX в.
Ру́сское узо́рочье
(моско́вское
узо́рочье) —
архитектурный стиль,
сформировавшийся в
XVII веке на
территории
Московской Руси,
характеризовавшийся
затейливыми
формами, обилием
декора, сложностью
композиции и
живописностью
силуэта

5.

Церковь Троицы в Никитниках

6.

Ансамбль
Новодевичьего
Монастыря
в Москве
Московское барокко (с 1680-х по 1700-е годы, ранее неточно называлось
«нарышкинское барокко») — переходный период от узорочья к
полноценному барокко с удержанием многих конструктивных
элементов древнерусской архитектуры.

7.

Основным периодом развития архитектуры
«московского барокко» можно считать
период с начала 1680-х до первых лет 1700х гг. в Москве. В регионах России
пространственные решения и характерная
система оформления прослеживается вплоть
до конца XVIII в. Постепенное затухание
столичного направления «московского
барокко» можно связать с постепенным
переходом столичной жизни в Петербург и
ориентацию на западноевропейскую
архитектуру и её мастеров, открыто
провозглашенную Петром I.

8.

* Сухарева башня — пример гражданской архитектуры
московского барокко

9.

Сдвоенный наличник Сухаревой
башни в стене Донского монастыря

10. Строгановский стиль

*
В первую очередь это относится к постройкам,
возводимым по заказу крупного
промышленника Строганова в Приуралье. Для
построек этой группы характерна их относительная
локальность. В художественном плане архитектура
строгановских зданий сравнительно с московскими
памятниками более насыщена декоративным
оформлением, элементы ордера имеют иногда даже
более классический облик, чем в Москве, что
позволяет выделить это направление
как «строгановский стиль».

11.

Собор Введенского
монастыря в
Сольвычегодске

12. Нарышкинский стиль

*
* В нарышкинскую группу входит группа церквей конца 1680-х —
начала 1690-х гг., появление которых с большой степенью
вероятности можно связать с воцарением Петра I. Церкви этой
группы были выстроены по заказу одного из ближайших
родственников Петра I по материнской линии — боярина
Льва Кирилловича Нарышкина.
* В более широком смысле под нарышкинским стилем
подразумеваются все здания «московского барокко», построенные
по заказу Нарышкиных . Нарышкинские церкви типа «восьмерик
на четверике» созданы первоклассным мастером (мастерами),
сооружавшим ранее по заказу царевны Софьи колокольню
Новодевичьего монастыря (1690), мастерски выполненные аттики
и гребни восходят к оформлению церкви Воскресения в Кадашах
(1687). В то же время палаты Нарышкиных в Высокопетровском
монастыре, задуманные незаурядным мастером, имеют
оформление гораздо грубее, используются иные художественные
приемы.

13.

Церковь Покрова в
Филях

14.

Лучшими образцами нарышкинского
стиля считаются появившиеся
центрические ярусные храмы, хотя
параллельно с этой новаторской
линией возводилось множество
традиционных, бесстолпных,
перекрытых сомкнутым сводом и
увенчанных пятью главами церквей,
обогащённых новыми архитектурными
и декоративными формами — прежде
всего, заимствованными из
западноевропейской архитектуры
элементами ордера. Для
нарышкинского стиля также
характерна двуцветность сочетания
красного кирпича и белого камня,
использование полихромных изразцов,
позолоченной деревянной резьбы
в интерьерах, следующих традициям
«русского узорочья» и «травяного
орнамента». Сочетание красных
кирпичных стен, отделанных белым
камнем или гипсом, было характерно
для
зданий Нидерландов, Англии и Северн
ой Германии.
Надвратная церковь
Предтеченская Троицкой лавры

15.

Церковь Иоанна Воина
на Якиманке (1706-13)
намечает переход от
нарышкинского барокко к
петровскому

16. Голицынский стиль

*
Совсем небольшую группу
составляют две церкви, построенные
по заказу князей П. А. и
Б. А. Голицыных. Большое участие в
строительстве и оформлении
принимали итальянские мастера,
поэтому облик этих зданий
достаточно сильно выделяется из
классических образцов «московского
барокко». Однако об отдельном
стиле говорить не приходится (всего
два здания), скорее о «памятниках
голицинского круга».
Церковь
Рождества Богородицы в Подмоклово
(1714-22)
заказана князем Долгоруковым,
однако продолжает традиции
голицынского барокко

17.

Церковь Знамения в Дубровицах

18. Петровское барокко

*
Термин, применяемый историками искусства к
архитектурному и художественному стилю,
одобренному Петром I и широко использованному для
проектирования зданий в новой российской
столице Санкт-Петербурге.
Ограниченный условными рамками 1697—1730 гг. (время
Петра и его непосредственных преемников), это был
архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы
шведской, немецкой и голландской гражданской
архитектуры . Западноевропейские прообразы памятников
петровского барокко — здания во многом эклектичные,
влияние «интернационального» барокко Бернини в них
смягчено французским пристрастием к классицизму и
преданиями готической старины.

19.

Архитектуре петровского времени свойственны
простота объёмных построений, чёткость членений и
сдержанность убранства, плоскостная трактовка
фасадов.
К числу первых строителей Петербурга принадлежат
Жан-Батист Леблон,
Доменико Трезини,
Андреас Шлютер,
Дж. М. Фонтана,
Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I.
Каждый из этих архитекторов вносил в облик
сооружаемых зданий традиции своей страны, той
архитектурной школы, которую он представлял.
Курируя осуществление их проектов, традиции
европейского барокко усваивали и русские зодчие,
как, например, Михаил Земцов.

20.

Петропавловская
церковь в Ярославле —
редкий пример
петровского барокко в
провинции

21. Елизаветинское барокко

*
Елизаветинское барокко — термин для обозначения архитектуры русского
барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741-61). Крупнейшим
представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе
название этого извода барокко — «растреллиевское». В отличие от
предшествующего ему петровского барокко, елизаветинское барокко знало
и ценило достижения московского барокко конца XVII-начало XVIII вв.,
удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы (крестовокупольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия).
Елизаветинское барокко тяготело к созданию героизированных образов с
целью прославления могущества Российской империи. Растрелли
спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его
окрестностях. Растрелли свойственны исполинские масштабы построек,
пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с
применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры
Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII
века.

22.

Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет
творчество московских архитекторов середины XVIII века — во
главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным . В Петербурге
приЕлизавете Петровне трудилась плеяда отечественных
зодчих — крепостной
архитектор Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский, А. В. Квасов и
др. На храмовой архитектуре специализировался итальянец П.
А. Трезини. За исключением украинских построек А. В.
Квасова, А. Ринальди, Г. И. Шеделя, елизаветинское барокко
осталось стилем столичным и мало затронуло русскую
провинцию.
После смерти Елизаветы Петровны основные строительные
заказы были переданы итальянцу Антонио Ринальди, который
прежде работал для «молодого двора» в Ораниенбауме. Он
отказался от грандиозности растреллиевских начинаний и
привнёс в придворное зодчество элементы камерного
стиля рококо. В продолжение 1760-х Ринальди, как и другие
ведущие архитекторы, преодолел притяжение отживавшего свой
век барокко и приступил к освоению эстетики классицизма.

23.

Домашнее задание:
Заполнить таблицу «Петровское и Елизаветинское барокко»
Архитектор
Стиль , год
Произведение
English     Русский Правила