Похожие презентации:
Либерально-идеалистическая теория международных отношений
1. Основы теории международных отношений Для специальности: 41.03.05 «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» Институт Права, Кафедра
международных отношений и права,Котляр Надежда Васильевна
Тема 4. Либерально-идеалистическая
теория международных отношений
Владивосток, 2021
2.
СОДЕРЖАНИЕ1.
Ключевые понятия
1. Ключевые понятия
Учебный материал:
Философские основания теории
идеализма
II.
Схема МО в классической
либерально-идеалистической теории
Либерально-идеалистическое
направление в политике США
III.
Основные положения
либерально-идеалистической
теории
2.
Вопросы для самопроверки
3.
Вопросы для самопроверки
3.
Рекомендуемая
литература
4.
Рекомендуемая литература
2.
I.
ЛИ́БЕР (лат. Liber), в римской
мифологии древний бог
плодородия; отождествлялся
с греческим богом виноделия
Дионисом
2
3.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯЛиберализм
Либерально-идеалистическая
теория
Классический (традиционный)
идеализм
Свобода
Философия идеализма
Идеализм в международных
отношениях
3
4. Классическая либерально-идеалистическая теория
Классическаялиберальноидеалистическая
теория
5. Исходный пункт идеализма – универсальные ценности и идеалы
Liberalis – лат.1)
Человек в естественном состоянии свободен
свободный
Джон Локк –в 683 г.
вслед за
Шефтсбери
эмигрирует в
Голландию.
В 1688—1689 гг.
наступила развязка,
положившая конец
скитаниям Локка.
Совершилась
Славная революция,
Вильгельм III
Оранский был
провозглашен
королем Англии.
Джон Локк
John Locke
1632 - 1704
Локк участвовал в
подготовке
переворота 1688 г.,
находился в тесном
контакте с
Вильгельмом
Оранским и
оказывал на него
большое идейное
влияние; в начале
1689 г. он
возвращается на
Родину
6. жизнь + свобода + владения = частная собственность
Дж. Локк:«...состояние полной
свободы в
отношении их (людей)
действий и в
отношении
распоряжения своим
имуществом и
личностью в
соответствии с тем, что
они считают
необходимым для себя
в границах закона
природы, не
испрашивая
разрешения у какоголибо другого лица и не
завися от чьей-либо
воли»
Локк Дж.
Алигьери Д.
Кант И.
Бентам И.
Смит А.
Г. Кларк
Л.Б. Сон
Джефферсон Т.
Вильсон В.
7. Исходный пункт идеализма – универсальные ценности и идеалы
1)Человек в естественном
состоянии свободен
2)
Индивид свободен в праве
трудиться
3)
Все, что создано трудом,
становится собственностью
4)
Покушение на собственность
приводит к состоянию войны
5)
Для сохранения
собственности люди
объединились в общество
6)
Общество создало
правительство- исполнителя
Закона природы
7)
Правительство (государство)
обеспечивает соблюдение
естественного права
Свобода дана от
рождения (природой)
Собственность =
жизнь + свобода +
владения
Со-общество – это
не государство
Закон Природы
универсален и общий
для всех
Государство создано
обществом
8. Истоки либерализма в античности. Стоицизм - это философская школа, возникшая в Афинах ок. 300 г. до н. э. Основные принципы:
- Не тревожься о вещах вне нашего контроля- Не бойся потери вещей и людей
- Не ограничивайся биологическим, мы не должны вести себя как звери, поскольку
это перечёркивает нашу человеческую сущность, самое ценное, что у нас есть
9. Франсиско де Витория, итальянское Возрождение
Витория рассуждает о сообществе суверенных держав как о неком живоморганическом целом, как о «всемирной республике», построенной на
человеческой солидарности как высшем принципе.
В трактате 1539 г. развивает популярную в то время идею о принципе
естественного права общения, свободного перемещения, гостеприимства и
торговли; такое естественное право проистекает из общего родства людей и
общего предназначения земных благ.
10. Либеральные идеи и их зарождение в философии
В ее основе лежит идея о моральном и политическомединстве человеческого рода, а также о
неотъемлемых, естественных правах человека
11. Либерализм уходит своими корнями к трем вещам: - ньютоновская научная революция, - эпоха Просвещения, - христианство
Либеральная теория какпротивовес абсолютному монархизму
Либерализм уходит своими корнями к трем вещам:
- ньютоновская научная революция,
- эпоха Просвещения,
- христианство
Политический
опыт
Английской
революции 17 в.
1640-1689 г.
12.
Исаак Ньютон: отказ от гармоничного иорганизованного космоса. Принципы
новой – механической - картины мира
Между всеми
телами во
Вселенной
действует сила
взаимного
притяжения
13. Чарльз Дарвин: видовое равноправие, следующее из факта рождения человека Либералы: видовое равноправие распространяется на
равноправие людей14. Новые открытия в области науки давали возможность ответить на вопрос о том, как сделать людей счастливыми: - избавить их от
предрассудков- дать свободу научной и философской мысли
- дать свободу творчеству
Louise Rayner (1831-1924)
15.
Адам Смит: «Мир, легкие налоги и терпимость в управлении» - этогодостаточно для процветания государства
Джон Локк
• рыночное хозяйство-основа свободы и
независимости человека;
• полная свобода конкуренции;
• свободная торговля;
• упразднение ремесленных цехов и купеческих
гильдий;
Адам Смит
16.
Промышленная революция в Англии17.
«Рациональная» теория сотрудничестваGymn166-spb.ru
18.
Идеи Просвещения в США - Деклара́ция незави́симости"Соединенные колонии являются
и по праву должны быть
свободными и независимыми
штатами;
что они полностью
освобождаются от верности
британской короне;
что всякая политическая связь
между ними и Британским
государством должна быть
полностью расторгнута".
7 июня 1776 г.
«Свобода,
озаряющая
мир».
NY, остров
Свободы,
1876 г.
Это был первый
в истории
документ,
провозгласивший принцип
народного
суверенитета как
основы
государственного устройства,
отвергший
господствовавшую в то время
теорию
божественного
происхождения
власти.
19.
Деклара́ция незави́симости США(United States Declaration of Independence) — исторический документ, в
котором британские колонии в Северной Америке объявили независимость от Великобритании, принят единогласно Вторым
Континентальным конгрессом 4 июля 1776 года в Филадельфии, штат Пенсильвания
1 июня 1776 для
подготовки специальной
декларации по этому
вопросу был избран
комитет в составе Томаса
Джефферсона, Джона
Адамса, Бенджамина
Франклина, Роджера
Шермана и Роберта
Ливингстона.
Составить проект декларации было поручено главе
комитета, видному деятелю Войны за независимость
Томасу Джефферсону, который 17 дней (с 11 по 28 июня)
работал над ее текстом.
20.
Мы исходим из той самоочевидной истины,что все люди созданы равными и
наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами,
к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью.
Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства,
черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых.
В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной
для самих этих целей,
народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое
правительство, основанное на таких принципах и формах
организации власти,
которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям
безопасность и счастье
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/indpndnc.htm
21. Английские протестанты, прибывшие в 1620 г. на новый континент, не мечтали о богатстве, их целью было построение Царства
Божьего на земле - нового совершенного мира.Католическая Европа, живущая низменными страстями, предала идеи истинного христианства.
Труд - служение Богу, он увеличивает богатство, которое Он подарил человеку, и результат труда
должен принадлежать только Ему. Бедность же была отнесена к разряду пороков, так как быть бедным в
стране огромных возможностей, означало лишь одно, несостоятельность человека, отсутствие воли,
характера, моральную ущербность
Американская идея изначально была идеей религиозной
https://maxpark.com/community/88/content/2788269
22. Современный либерализм не религиозен. Либерализм уклоняется даже от самоопределения как идеология. Если вы спросите либерала,
Христианские основы либеральных идей- свобода
- индивидуальная свобода (свободная воля)
- личная ответственность
- равенство перед законом (равенство перед Богом)
- гражданское общество
Современный либерализм не
религиозен.
Либерализм уклоняется даже
от самоопределения как
идеология.
Если вы спросите либерала,
он скажет, что он против
господства любой идеологии,
господства любой религии
23. Свобода в США: пока сильного государства еще не было, общественный порядок мог быть создан только самими людьми
В Европе, с ее сложившейся втечении веков экономической и
государственной структурой,
общество ставило индивида в
рамки, обусловленные законом,
традициями, моралью.
Внутри этих рамок он был
свободен.
В Америке, где общество и государство
только создавались, не существовало
инструментов контроля над
разношерстной массой иммигрантов из
всех стран мира.
Здесь свобода могла привести не к
власти демократии, а к анархии.
Свобода, в этих условиях, была опасна
В 1892 г. на острове Эллис в устье реки Гудзон был открыт
пропускной пункт (закрыт в 1954 г.)
Томас Пэйн: "...экономика
эффективно реализует принцип
всеобщего равенства"
https://maxpark.com/community/88/content/2788269
24. Идея личного обогащения
https://maxpark.com/community/88/content/2788269
Установлена в США в 1886 г. – подарок к 100летию американской революции
Термин "Американская
Мечта" официально
появился в 1931 г.
Его предложил
использовать историк
Джеймс Труслоу
Адамс в труде
"Американский эпос"
как выражение
"американской идеи".
Адамс проследил
трансформацию
американской идеи или
американской мечты от
мечты о
справедливом
обществе и духовном
совершенствовании
человека до мечты о
личном обогащении
25.
Личное богатство могло появиться только в результате многочисленныхвзаимовыгодных экономических связей, а в них необходим консенсус,
всеобщее согласие с правилами, нужно считаться с интересами других,
коллег, партнеров, поставщиков, покупателей
Америка сузила
представление об успехе
до одной составляющей в
конкретной, осязаемой
форме, а счастье было
определено количеством
денежных знаков.
Мечта о счастье
воплощалась, как говорил
Токвиль, в "романтике цифр,
которые имеют неотразимое
очарование".
Токвиль Алексис: "Есть чтото сверхъестественное,
мистическое в невероятной
способности американцев к
приобретению."
https://maxpark.com/community/88/content/2788269
Через 100 лет
после Токвиля,
президент
Кальвин Кулидж,
в своей
инаугурационной
речи, скажет, -
"Америка - страна
идеалистов.",
страна мечтателей,
где любая идея,
любая мечта
достойна уважения
если она ведет к
большему
богатству
26.
Государство - главный враг обществаПервый американский президент, Джордж
Вашингтон, сравнивал государство с
огнем, - "Пока огонь в камине, он добрый
слуга, но если вы перестанете за ним
следить, он сожжет ваш дом"
http://loveopium.ru/news
/istoriya-statuisvobody.html/commentpage-1
свобода - как право на участие в конкурентной борьбе
равенство – как равенство возможностей в
условиях индивидуального предпринимательства.
право - «право на поиски счастья»
В конце ХХ века стало очевидно,
что ту же тенденцию имеет и
другая сила, экономика
27.
Статуя и остров были закрыты с 11 сентября 2001 по 3 августа 2004 года вследствиетеррористической атаки на Всемирный торговый центр. 2001 Статуя и её корона были вновь
открыты для экскурсий 4 июля 2009 года. На посетителей Острова Свободы и Статуи до сих
пор распространяются ограничения, в том числе личный досмотр, аналогичный проверке
безопасности в аэропортах
(Фото AP Photo | Daniel Hulshizer)
http://loveopium.r
u/news/istoriyastatuisvobody.html/co
mment-page-1
28. Идея индивидуальных свобод человека и незыблемость прав
ДекларацияНезависимости США
провозглашает равенство
между людьми, которые
наделены их Творцом
определенными
неотчуждаемыми
правами, к числу которых
относятся жизнь,
свобода и стремление к
счастью
Идея
индивидуальных
свобод человека и
незыблемость прав
29. «Первородный грех» США? Проблема заключается в поиске верного баланса и примирения ценностей и идеалов, заложенных в
исторически значимых текстах основателей СШАОснователи
конфедеративных
штатов Америки
отчетливо это понимали.
Перевод статьи
«America’s original
sin» // Foreign
Affairs.
January/February
2017
Они считали, что
африканское рабство,
ровно как Конституция и
Декларация
Независимости США,
должно быть
краеугольным камнем
государства,
которое они планировали
создать после окончания
Гражданской войны
Американское рабство значительное отличалось от всех других рабовладельческих систем –
оно базировалось на расовом признаке
https://zen.yandex.ru/media/mgimo/pervorodnyi-greh-ssha-rabstvo-i-nasledie-prevoshodstva-belyh-5a8074239b403cf907f747d5?utm_source=serp
30. Либерально-идеалистическая теория в международной политике
31. Традиционный идеализм МО – взаимодействие объединений людей, «со-обществ»
Liberalis – лат. свободныйМО движутся к
вечному миру
частные лица +
общественные группы +
неправительственные организации +
межправительственные организации +
государства +
ТНК +
…
не обязательно
политические
= МО = анархия (свобода)
универсальные
нормы права и
морали
32. Всеобщая гарантия мира: попытки создания универсальной организации накануне Первой мировой войны
Лига Наций,19191939 г. (1946)
Версальский договор
28 июня 1919 г.
Локарнские
соглашения, 16
октября 1925 г.
Пакт БрианаКеллога, 5 июня
1928 г.
Коллективный ответ,
направленный на пресечение
действий агрессора или на их
военное поражение
Версальский
договор
33. Всеобщая гарантия мира
Пакт БрианаКеллога,5 июня 1928 г.
Германия,
Италия, Япония.
Декларация
незаконности
воны как
инструмента для
решения
международных
споров
Myshared.ru
Локарнские
соглашения,
16 октября 1925 г.
Франция и Германия
взяли обязательство
не стремиться к
изменению с
помощью силы
границы между
ФранциейГерманией-Бельгией
в 1919 г. (Рейнская
зона)
34. Философия идеализма
Свобода дана отрождения (природой)
Идеализм в МО
Свобода актора
Государство создано
обществом
Всеобщая организация –
всеобщая гарантия мира
«Лига народов» (И. Кант)
«Лига наций» (В. Вильсон)
Со-общество – это
не государство
Мир, человеческий род,
«космополис»
Закон Природы универсален
и общий для всех
Врожденные права человека
Всеобщее законодательство
Собственность =
жизнь + свобода +
владения
Благоденствие
мира,
вечный мир
1919 - 1946
35. Либеральный идеализм в политике
36. Либеральный интернационализм — геополитическая стратегия, противоположная пролетарскому интернационализму
Оформление стремленияСША к мировой гегемонии
Впервые новая философия
геополитики была изложена
американским президентом
Вильсоном в 1918 г. в
«четырнадцати пунктах»
- отказ от тайной
дипломатии;
- свобода морей;
- свобода торговли
- право народов на
автономию;
- разоружение.
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/budushchee-liberalnogo-mirovogo-poryadka/
Победа пролетарской
революции в России =
необходимость отказаться
от концепции
американской изоляции
Более активное участие в
МО делах на основе
распространения
принципов либерального
интернационализма
Стратегия поведения
получила особое
развитие в 1933-1945 гг.
при президенте
Франклине Рузвельте.
Развитие авиации
сделало уязвимой
территорию Америки от
возможного противника.
Агрессивность германской
геополитики требовала
все большую
вовлеченность Америки в
европейские и мировые
дела
37. Атлантическая хартия, объявленная Франклином Рузвельтом и Уинстоном Черчиллем в 1941 г., Бреттонвудское соглашение 1944 г. -
Целью либерального интернационализма было построение открытоймировой экономики без оказания негативного воздействия на социальное
обеспечение и стабильность занятости
Атлантическая
хартия, объявленная
Франклином
Рузвельтом и
Уинстоном Черчиллем
в 1941 г.,
Бреттонвудское
соглашение 1944 г. первые попытки
изложить видение
экономической
открытости и
социальной
стабильности
Понятия национальной и экономической безопасности появились в
1940-х гг., отражая после «Нового курса» и Второй мировой войны новое
видение условий, обеспечивающих в либеральных демократиях
безопасность и стабильность
38. Оценка политики Вильсона и либерально-идеалистического направления в политике США
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/budushchee-liberalnogo-mirovogo-poryadka/39. Вторая половина 1940-х – конец 1980-х: Холодная война в терминах либерального идеализма – борьба свободы против рабства,
противостояние гуманизма иматериализма
Капитализм –
против –
социализма
Либерализм –
против коммунизма
40. Исходные принципы и тезисы либерально-идеалистической теории
ПредседательГенассамблеи
ООН
Тиджани
МухаммадБанде
41. Исходные принципы и тезисы либерально-идеалистической парадигмы:
Исходные принципы и тезисы либеральноидеалистической парадигмы:Международные отношения - борьба-согласование интересов различных
групп и структур; равноправное участие великих держав, государств,
негосударственных акторов
международное
право
внутренние цели
развития нацииобщества
А.Ю. Мельвиль.
https://megaobuchalka.ru/12/23492.html
42. Нормы права, ориентация на международные организации
Исходные принципы и тезисы либерально-идеалистической парадигмы:дополнительная информация
Нормы права, ориентация на международные организации
международное
право
поступательная эволюция природы
МО к их все большей управляемости и
миролюбию
вера в то, что
развитие мировых
процессов ведет в
конечном счете к
воплощению
идеалов
либеральной
идеологии
43. Внутренние цели национального развития, которыми являются нужды и потребности гражданского общества, а не государств
Исходные принципы и тезисы либерально-идеалистической парадигмы:Внутренние цели национального развития, которыми
являются нужды и потребности гражданского общества,
а не государств
Экономический рост на свободной рыночной основе является главным
фактором внешнеполитической мощи и общего положения государства
на мировой арене
44. Активная деятельность во внешней политике, доходящий до либерального экспансионизма
Исходные принципы и тезисы либерально-идеалистической парадигмы:Активная деятельность во внешней политике,
доходящий до либерального экспансионизма
45.
Либеральный интернационализмПодходы и направления
либерально-идеалистической теории
46. Подходы и направления либерально-идеалистической теории
Радикальное направлениеФ. Фукуяма
Экономический компонент
баланса сил
Демократия носит
универсальный характер
Представления об угрозах
диктуются
господствующей
идеологией
Цивилизационный
подход
В мире есть
цивилизационные
(культурологические
) различия
Глобализационный
подход
Глобализующийся
мир = совокупность
универсальных
ценностей и
потребностей =
= коммуникативная
общность =
= «Большая деревня»
47. Критика либерализма:
- отрицание прав коллективаПрава человека —
Зашита меньшинств
—
Частная собственность на
СМИ —
Защита женщин и
гомосексуальных
отношений
- отрицание прав большинства
- исключительное право
капитала на формирование
общественного мнения
- ликвидация семьи
Антирасизм —
-отрицание предпочтительных
прав коренного населения
Пропаганда экономической
самостоятельности —
- запрет на социальную
взаимопомощь.
Отделение церкви от
государства —
- свобода антихристианской
пропаганды, и запрет
христианской миссии в
общественной сфере
48. Основные положения классической либерально-идеалистической теории
АКТОРЫ - государства
(правительства), НТК, НПО,
МПО, общественные группы,
частные лица
СРЕДСТВА – создание
международных организаций,
развитие МО-права и МОсотрудничества
ПРИРОДА МО –
анархическая; анархию
ограничивают нормы права и
морали, деятельность
международных организаций
ПРОЦЕССЫ – возрастание
взаимозависимости;
сотрудничество государств и
народов
БУДУЩЕЕ МО
постепенное преодоление
вооруженных конфликтов и
войн; «вечный мир»
ЦЕЛЬ – множество целей с
приоритетом универсальных
идеалов (индивидуальные
цели)
Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учеб. пособие. – М., 2002. С. 116.
49.
Самостоятельноедомашнее занятие
«Термины либерализма»
Прочитайте статью, обращая внимание на
термины либерально-идеалистической теории
(выделены жирным)
50. …. - И как тогда будет развиваться экспансия Китая в регион? Каковы Ваши прогнозы? – Они будут продолжать инвестировать. Прежде
Китай не оглядывается на Кремль и Белый дом(«Республика KZ», Казахстан) Дейдра Тинон: «ЦА – это регион небывалой коррупции. И это
понимание вызывает у китайских чиновников практически открытую неприязнь»
12 марта 2013 http://www.inosmi.ru/world/20130312/206877964.html
директор программы International Crisis Group в Центральной Азии и автор доклада
«Проблема Центральной Азии для Китая» (China’s Central Asia Problem)
…. - И как тогда будет развиваться экспансия Китая в регион? Каковы Ваши прогнозы?
– Они будут продолжать инвестировать. Прежде всего в сырьевой сектор, в развитие инфраструктуры.
В этой связи Китай, конечно же, беспокоит Таможенный союз, так как его создание ограничит возможности для
экспорта китайских товаров. Важное значение имеет осознание культурной близости обеих регионов –
Синьцзянского района КНР с одной стороны и Центральной Азии – с другой. В Пекине надеются на то, что развитие
экономических связей в регионах будет способствовать в целом стабильности на этих территориях и поможет
преодолеть множество других проблем.
- В исследовании говорится о том, что развитие ситуации в регионе может пойти по самым невероятным
сценариям. Можете представить хотя бы один?
– В экспертном сообществе все прекрасно отдают себе отчет в том, что стабильность в Центральной
Азии – это фасад. Чаще всего упоминают Кыргызстан. Но если посмотреть внимательно на Казахстан, который
пытается позиционировать себя как исключительно стабильное государство, то нетрудно найти там множество
факторов, которые формируют основу для серьезного социального конфликта. Это прежде всего экономическое
неравенство и коррупция, которая пронзила все сферы жизни. Другими словами, главной проблемой для
стабильности региона являются не внешние, а внутренние угрозы. Конечно, это не означает, что угрозы со стороны
Афганистана нет. Это серьезный фактор. Но внутренние риски имеют огромное значение.
Китай закроет границы. - Насколько упомянутые Вами внутренние факторы нестабильности могут повлиять
на поведение Китая в регионе?
- До сих пор, и мы это видим, основой для китайской стратегии в регионе является политика
невмешательства в политические дела региона, даже несмотря на миллиардные инвестиции. Таким образом, мы
предполагаем, что, скорее всего, в случае серьезных проблем китайские власти предпочтут просто закрыть
границы.
Мы все-таки не думаем, что Китай будет расходовать свои военные ресурсы на вмешательство во
внутренние дела региона. Равно как и тратить свой политический капитал. Но это, повторяю, исходя из нынешних
оценок. Что будет в перспективе нескольких лет, предсказывать мы не беремся.
51. - Вы думаете, Китай может проводить свою собственную политику в регионе, не озираясь на интересы Москвы? – Китай действует в
регионе предельно осторожно, прежде всего из-за уважения кРоссии в частности, и к законам дипломатии в целом. Власти КНР признают то, что
называется сферой особых интересов России. Тем не менее реальность состоит в том, что
Китай просто тратит намного большие суммы денег в регионе. Российские вооруженные
силы уже не те, что были раньше, и Китай может позволить себе более активные действия
там, где раньше исключительно доминировала Россия. И у Китая есть деньги для того, чтобы
реализовать свою стратегию влияния.
- Как далеко может зайти Китай, с Вашей точки зрения, пытаясь защитить свои
инвестиции?
– Это очень хороший вопрос. Мы должны принять во внимание тот факт, что большая
часть китайских инвестиций сделана в объекты, которые очень сложно защитить
традиционными методами. Речь идет о нефтепроводах, которые пролегают по пустынной
территории протяженностью тысячи километров. Эти объекты могут стать легкой добычей
любой террористической группы.
Китай рассчитывает, что страна, на территории которой расположены эти объекты, будет
обеспечивать их безопасность. Но я не уверена, что и Казахстан обладает реальными
возможностями защитить китайские инвестиции. И мне представляется, что в Китае
сегодня еще не слишком отдают себе отчет в этом. Я думаю, что они должны относиться к
этой теме с большей серьезностью.
- Как Вы считаете, у Китая есть оперативные планы действия в регионе в ответ на
разные сценарии развития ситуации после вывода войск из Афганистана?
– Пока мы видим, что в своих действиях в отношении Афганистана Китай руководствуется
обычной теорией – экономические инвестиции. И основной расчет состоит в том, что ему
удастся реализовать свои инвестиционные планы в регионе.
Конечно, речь идет не об инвестициях, необходимых для индустриального развития
страны, а о разработке ресурсов, которые затем будут вывезены в Синьцзян и
использованы для развития этого региона КНР. В случае успеха эта стратегия позволит
китайским властям говорить о том, что их инвестиции способствуют стабильности в
регионе в целом.
Но я вижу некоторые перемены в этой стратегии. Они начали происходить совсем
недавно. В Китае, кажется, начинает утверждаться мнение, что они могут и должны
предпринимать большие усилия в Афганистане. В частности, они уже заявили, что могут
принять участие в обучении местной полиции. Но пока это очень скромные изменения в
стратегии. И мы не рассматриваем сценарий, по которому Китай полностью заменит США в
этой стране после вывода оттуда войск коалиции.
52.
Политика дает сбои- На протяжении веков, если не тысячелетий, Китай стремился не
захватывать соседние регионы, а включать их в свою политикоэкономическую систему. Но в то же время Вы подробно описываете
«анклавный» подход, который реализуется сегодня на практике в
инвестиционной сфере. Как будет развиваться ситуация, учитывая два
таких разных подхода?
– Я думаю, что сегодня в Китае начинает развиваться то, что в мире принято
называть «социальной корпоративной ответственностью». Прежде всего
потому, что нынешняя политика, которая состоит в заключении сделок с
местной коррумпированной элитой в столице, а потом в работе на местах без
оглядки на настроения местного общества, начинает давать сбои.
В Пекине – информированные люди, они понимают, что надо менять принципы
работы. Но им пока не очень понятно, какие действия им следует
предпринимать, чтобы изменить сложившуюся неблагоприятную ситуацию и
как-то устранить эти серьезные риски. Не только с точки зрения защиты своих
инвестиций, но и с точки зрения политических рисков тоже. Но сам факт,
что в Пекине отдают отчет в наличии такой проблемы, уже очень важен.
- Мы действительно можем говорить о новом издании «большой игры» в
регионе, в которую вовлечены и Россия и Китай и США?
– Представление о развитии ситуации здесь как о «большой игре» лишь
отвлекает внимание от понимания сути происходящих процессов. На самом
деле сегодня главные противоречия, например, между Россией и Китаем,
проявляются внутри ШОС.
Вспомните, как в прошлом году Китай сделал объявление о фонде размером в
10 миллиардов долл – своего рода пакете экономической помощи. Этот пакет
Китай подготовил уже как минимум за год до заявления, сделанного в июне
2012 года. И причиной этого молчания было несогласие России с этой
инициативой. Просто потому, что эта инициатива выбивала инициативу у
России.
- Каковы Ваши прогнозы в отношении позиции США в Центральной Азии?
– Я думаю, что США сохранят свои интересы в регионе в перспективе как
минимум пяти лет. То есть не стоит ожидать, что с уходом войск из Афганистана
интерес США к региону исчезнет целиком и полностью. Но следует ожидать его
снижения.
53.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ1. Почему либеральную теорию МО называют либеральноидеалистической?
2. Каковы основные теоретические позиции классической либеральноидеалистической теории?
3. В чем состоит особенность либеральной трактовки понятия
«международные отношения»?
4. Каков основной принцип «коллективной безопасности»?
5. Какие международные документы отражают попытку реализации
теории «всеобщего мира»?
6. Чем отличаются между собой позиции теорий неолиберализма и
неореализма?
7. В чем отличие глобализационного и цивилизационного подходов в
неолиберализме?
8. Как современные либералы описывают мировую политику?
9. Что такое «мягкая сила»?
10. В чем Европа сильнее США?
53
54.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:Зотова Л.В. Политические идеалы и ценности: единство и различие трактовок
либеральной и социалистической мысли первой половины XIX века. // Вестник
Российского университета дружбы народов. – Cерия: Политология. – 2001. – № 3. –
С. 147–158.
Идеалистическая и реалистическая парадигмы международных отношений в контексте
послевоенного урегулирования (1945 – 1947 гг.) // Международник. Режим доступа:
http://www.mezh.ru/magazin/5851.html?page=1 (2006)
Кулагин В.М. Мир в XXI веке: многополюсный баланс сил или глобальный pax
democratica? Режим доступа: http://www.iu.ru/biblio/archive/kulagin%5Fmnogopolusbalanssil/ (2002)
Левиафан: Гегемония и многополярность (вып. 4) / [Под. ред. А. Г. Дугина; Ред.-сост.
Савин Л. В.].—М:Евразийсюе Движение.2012.—224 с. https://pluriversum.org/wpcontent/uploads/2018/01/Leviafan-4.pdf
Трибрат В. «Мягкая безопасность» по Джозефу Наю // Международные процессы. –
2005. – Т.3. №1(7). Январь-апрель. Доступно on line:
http://www.intertrends.ru/seventh/014.htm
Фукуяма Ф. Жизнь после истории (интервью журналу «World Link»). Режим доступа:
http://www.patriotica.ru/enemy/fukuyama_inter.html
Фукуяма Ф. Расслабьтесь – это еще не конец света // Los Angeles Times, 2007, 5 февраля.
Режим доступа: http://www.inosmi.ru/stories/01/06/28/3008/232651.html
Шамилева Р. К. Либеральная концепция справедливости: миф или реальность //
Социально-гуманитарные знания. 2005. №6.- с. 265-274.
Цыганков П. Либерализм в российской теории международных отношений. Режим
доступа: http://www.politnauka.org/library/mpimo/tsygankov.php
55.
Использование материалов презентацииИспользование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об
авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.
Презентация является собственностью автора. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного
некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью
или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в
другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в
другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия
автора.