Похожие презентации:
Исторические символы Санкт-Петербурга
1.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫСАНКТ-ПЕТЕРБУРГА
2.
Исторические символы Санкт-Петербурга –Медный всадник,
кораблик на шпиле Адмиралтейства,
ангел на шпиле Петропавловского собора
Петропавловской крепости.
(Устав Санкт-Петербурга, ст. 7)
3.
{Медный всадник
4.
«Медный всадник» на Сенатской площади – первыйконный памятник русскому царю и первому
Императору Всероссийскому - Петру Алексеевичу
Романову (1672—1725).
5.
В обсуждении идеи памятника принималиучастие Екатерина II, знаменитые французские
писатели и философы Дидро и Вольтер.
Памятник должен был изображать победу
цивилизации, разума, человеческой воли над
дикой природой. Постамент памятника призван
был символизировать природу, варварство, и тот
факт, что Фальконе обтесал грандиозный «Громкамень», отполировал его, вызвал возмущение и
критику современников.
На одной из складок плаща Петра I скульптор
оставил надпись «Лепил и отливал Этьен
Фальконе парижанин 1778 года».
Надпись на постаменте гласит: «ПЕТРУ перьвому
ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782.» с одной стороны
и «PETRO primo CATHARINA secunda
MDCCLXXXII.» — с другой, подчёркивая тем
самым замысел императрицы: установить линию
преемственности, наследия между деяниями
Петра и собственной деятельностью.
6.
Автор памятника – Этьен МорисФальконе (1716–1791) –
французский скульптор XVIII
века, итогом проведённых им 12
лет в России стала именно
скульптура конного императора
Петра I – «Медный всадник».
Открытие памятника состоялось
на Сенатской площади в
Петербурге в 1782 году – 18 августа
(7 по старому стилю). В
церемонии приняла участие
императрица Екатерина II.
7.
Чтобы создать точную модельскульптор Фальконе велел построить
площадку с тем же наклоном,
который должен был иметь
постамент. Скульптор делал
зарисовки, глядя, как гвардейский
офицер взлетал на лошади на помост
и ставил ее на дыбы.
Голову Петра I вылепила ученица
Фальконе Мари-Анн Колло.
Скульптор трижды брался за эту
работу, но каждый раз Екатерина II
браковала ее. В результате эскиз
Мари утвердила императрица. За эту
работу девушку приняли в члены
Российской Академии художеств и
назначили пожизненную пенсию в
10 000 ливров.
Змею под ногами коня — символ
злых сил и победы Петра I над
противниками его реформ, а также
являющуюся третьей точкой опоры
скакуна — выполнил русский
скульптор Федор Гордеев.
8.
Поиск камня для постамента был долгий, даже был объявлен конкурс вгазете «Санкт-Петербургские ведомости». Камень был найден в двенадцати
верстах от Санкт-Петербурга крестьянином Семеном Григорьевичем
Вишняковым. За эту находку его наградили премией в 100 рублей.
Гранитная скала, разбитая ударом молнии, была названа «Гром-камень».
Она больше чем на 4 м ушла в землю и вся была покрыта мхом. Монолит
весил около 1600 тонн. Транспортировка камня заняла около полугода,
сначала его на специальной платформе всю зиму волокли до Финского
залива, а затем переправляли на судне.
9.
Интересные фактыВ память об открытии монумента была
выпущена серебряная медаль с его
изображением. Три экземпляра этой медали
сделали из золота. Одну золотую и одну
серебряную медаль императрица отправила
Фальконе, который вынужден был уехать из
России до окончания работ (заканчивал работы
скульптор Ю. Фельтен).
Своим названием Медный всадник обязан
одноименному произведению А.С. Пушкина,
хотя выполнен памятник из бронзы. Медный
всадник фигурирует в романах
Ф.М. Достоевского и Андрея Белого.
10.
Во время блокады Ленинграда Медный всадник былукрыт мешками с землей и песком, обшит бревнами
и досками.
При реставрации памятника в 1976 году проводили
исследование скульптуры при помощи гамма-лучей.
Благодаря этому исследованию выяснилось, что
каркас памятника может служить еще долгие годы.
Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской
о реставрации, ее участниках и газетой от 3 сентября
1976 года.
Перед 300-летием Петербурга памятник был
в очередной раз отреставрирован. Скульптуру
очистили от патины, вокруг монумента установили
невысокую ограду.
11.
Медный всадник – неотъемлемая часть архитектурногоансамбля Северной Венеции, как еще называют
Санкт-Петербург.
12.
В самом центре города, глядяпрямо в Неву, стоит, сверкая
золотым шпилем, здание
Главного Адмиралтейства в
Санкт-Петербурге — старейшее в
городе, построенное в качестве
верфи, через год после основания
самого Санкт-Петербурга. Это
один из символов Петербурга,
самая первая постройка на левом
берегу Невы, красивейшее здание
и архитектурный памятник
Северной столицы.
13.
Первый кораблик-флюгер на шпиле Адмиралтействапоявился еще в 1719 году. Его создал голландский мастер
Харман ван Болос со своими помощниками — русскими
мастерами Иваном Шпаком, Иваном Сухим, Герасимом
Ивановым.
14.
Что это за кораблик?По одной из версий, кораблик Адмиралтейства — это копия
первого корабля, который вошёл в только что построенный порт
Санкт-Петербурга. Существует мнение, что прототипом
кораблику служил фрегат "Орёл" — первый русский военный
корабль.
Корабль, на которого мог быть похож кораблик
Адмиралтейства, это "Полтава"1709 года постройки. Впрочем, и
от "Полтавы" кораблик на шпиле отличается по количество
пушек.
Наконец, некоторые утверждают, что прототипом кораблика на
шпиле Адмиралтейства выступил голландский корабль, который
первым зашёл в порт Петербурга. И автор кораблика был
голландец. Многие сходятся во мнениях в том, что мастер
представил собирательный образ кораблей российского флота.
Однако доподлинно неизвестно, какой корабль был взят автором
в качестве прообраза.
15.
ИСТОРИЯ КОРАБЛИКАПервый кораблик находился на шпиле Адмиралтейства почти
сто лет — в 1815 году во время ремонта шпиля его заменили на
новый, и петровский кораблик был утерян. Сегодня же мы видим
на шпиле Адмиралтейства уже третье судно в истории здания —
оно появилось на этом месте в 1886 году во время очередного
ремонта (второй флюгер уже сохранили — он находится в
Центральном военно-морском музее).
Высота кораблика достигает почти двух метров,
вес — 65 килограммов, а на его покрытие потребовалось
2 килограмма сусального золота.
16.
Какие легендыи загадки хранит
кораблик?
Бытует легенда, согласно которой 3 флага на мачтах кораблика сделали из
чистого червонного золота. Также распространён миф, что в носовой части
хранилась личная буссоль Петра Великого.
Однако, никто ничего не может доказать или опровергнуть, так как первый
кораблик был безвозвратно утрачен.
По легенде во время установки оригинального кораблика, под него в
золотую сферу якобы заложили тайник с золотыми монетами. Причём,
открывался он путём вращения 2-х половин определённым образом.
Но эта загадка так и осталась неразгаданной.
Зато доподлинно известно, что находится в этом "золотом яблоке" сейчас.
Внутри действительно находится шкатулка, в которой лежат документыотчёты о проведённых ремонтах и газеты разных лет. Там же была спрятана
капсула времени и икона Покрова Пресвятой Богородицы.
17.
Шпиль собора в Петропавловской крепости так привычен нам,петербуржцам, что мы не осознаём, сколько труда, отваги и смекалки
потребовалось, чтобы сохранить до нашего времени это архитектурное
чудо Петровской эпохи.
18.
XVIII векПо указу Петра Первого в июне 1712 года
архитектору Доменико Трезини было поручено
строить в Санкт-Петербурге новый большой
каменный храм Святых Петра и Павла,
соответствующий статусу новой столицы.
Литография Санкт-Петербурга, 1703-1710
19.
Проектировщик собораДоминико Андреа
Трезини выступил с
предложением
установить на вершине
собора флюгер в образе
ангела.
Ангел (архангел) должен
был являть собой
покровителя России,
провозглашенной к этому
времени империей,
и её первого императора
Петра Первого.
20.
Рисунок архитектораД.А. Трезини
21.
Возведение золочёного шпиля, которыйзаканчивался крестом и парящим над ним ангелом,
завершилось в 1724 году.
22.
Деревянный каркас шпиля не имел громоотвода.В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль
ударила молния, он загорелся и упал,
фигура ангела была полностью разрушена.
На воссоздание колокольни и шпиля ушло 20 лет.
Екатерина II повелела:
«Делать оную точно так, какова прежняя
была, понеже прочие планы не так красивы».
Новая фигура, которую создали к лету
1774 года, сохраняла размер и силуэт
первоначальной.
23.
Но и этого ангела через три года уничтожила стихия.Проект нового ангела выполнил архитектор
А. Ринальди. В отличие от предыдущих, "летящих"
почти горизонтально, фигура ангела по рисунку
Ринальди устремлена вверх, с перстом, указующим в
небо. Осенью 1778 года позолоченный флюгер вновь
воцарился на своем законном месте.
Он парил над городом сорок лет, пока буря,
разразившаяся в 1829 году, не накренила крест и не
повредила фигуру. Ангела почти сорвало с креста, он
накренился и в любой момент мог упасть.
Надо было строить новые леса, но никто не решался
начать эти дорогие и опасные работы.
24.
И вдруг никому не известныйкровельщик из Ярославля
Пётр Телушкин предложил губернатору
Петербурга починить в одиночку ангела
на шпиле.
25.
Восхождение Петра Телушкина к высотам славы длилось три дня.Рано утром он стал подниматься по стропилам внутри здания.
Трудности начались, когда Пётр добрался до шпица – игловидного
завершения башни. По мере того, как пространство сужалось,
продвигаться вверх становилось всё труднее. Змеёй протискиваясь
между перекладинами, кровельщик добрался до люка-окошка в
обшивке шпица. Наблюдающая за действиями смельчака толпа
ахнула, увидев, как он выбрался наружу и повис на смертельной
высоте, удерживаясь только на пальцах рук.
26.
Пётр обнаружил торчащие из обшивки шпиля металлические крючья.Изготовил длинные верёвочные петли и стал привязывать их к
крюкам, чтобы использовать как своеобразные стремена для ступней.
На третий день настал решающий момент – штурм венчающего шпиц
собора шара, так называемого яблока. Выполнение этой задачи было
сродни рискованному акробатическому трюку под куполом цирка.
27.
На высоте птичьего полёта необходимо было оторваться от шпиля,чтобы получить возможность размахнуться и забросить на основание
креста верёвку. Для этого бесстрашный верхолаз обвязал себя
верёвкой вокруг пояса и лодыжек, после чего откачнулся от шпица,
повис в горизонтальном положении под «яблоком» и стал бросать
наверх заранее приготовленный моток верёвки до тех пор, пока она не
обвила ноги ангела.
28.
Измотанный до предела, обессилевший кровельщик усилием волисделал последний рывок и обнял позолоченного ангела.
Полтора месяца день за днём Пётр поднимался наверх по
привязанной к основанию флюгера верёвочной лестнице. За это время
он укрепил покосившийся крест, отремонтировал фигуру ангела и
закрепил оторванные листы обшивки.
29.
Когда трудное и полное опасностей задание было выполнено, сосмельчаком-верхолазом пожелал встретиться Николай I. Император
тепло принял Телушкина и очень развеселился, когда на вопрос, как
проверить работу мастера, получил от него предложение послать на
верхотуру кого-нибудь из своих министров.
Государь наградил Петра пятью тысячами рублей и медалью
«За усердие».
30.
ДЕРЕВО ЗАМЕНЯЮТ МЕТАЛЛОМВ середине ХIХ века стало ясно, что все деревянные конструкции
шпиля надо менять на металлические.
Во время замены деревянных конструкций шпиля на стальные,
фигура ангела была снята. Вердикт инженеров и мастеров был
печальным — этому ангелу больше не летать.
В 1858 году вместо установили новую
фигуру ангела, сохранившуюся до наших
дней.
Именно для нее инженер Дмитрий
Журавский предложил оригинальную
конструкцию поворотного механизма
флюгера «Ангел».
Эта уникальная конструкция исправно
проработала свыше 130 лет.
Это был самый длинный безремонтный
период в жизни Петропавловского собора.
Журавский Д.И.
31.
Чтобы уберечь ангела отобстрелов во время
Великой Отечественной
войны, шпиль
Петропавловского собора
был выкрашен
маскировочной краской,
а саму фигуру накрыли
мешковиной.
32.
В начале 2000-х годов решили начатькапитальный ремонт
ангела-флюгера.
В январе-феврале 2003 года его
«лечили» в заводских цехах,
в том числе от пробоин времён войны;
заменили поворотный механизм.
Отреставрированный символ
Санкт-Петербурга – флюгер “ Ангел”
– к 300-летию города вновь взлетел
на шпиль Петропавловского собора
и снова, как и три века до этого,
благословляет город святого Петра.
33.
Отреставрированный символСанкт-Петербурга – флюгер “ Ангел” – к 300-летию города вновь
взлетел на шпиль Петропавловского собора и снова, как и три
века до этого, благословляет город святого Петра.