Похожие презентации:
Становление и современное состояние российской гендерной системы
1. Становление и современное состояние российской гендерной системы
2. Теория гендерной системы Роберта Коннелла
Гендерная система – системаотношений между полам,
охватывающая все стороны
общественной жизни – приватной и
публичной.
Гендерные режимы – «правила
игры», определяющие гендерные
взаимодействия в конкретных
социальных институтах (гендерные
режимы семьи, государства, улицы и т.п.).
3.
В различных общественных структурахформируются разные гендерные отношения,
которые невозможно свести к единой модели.
Коннелл выделяет 4 «структурные
модели» гендерных отношений:
• структура профессии;
• структура власти;
• структура эмоциональных отношений;
• структура символических репрезентаций.
Эти модели автор рассматривает как
равнозначные и автономные, в них во всех есть
определенные гендерные режимы.
4. Сфера профессии
• разделение на «мужские» и «женские»профессии – многие женщины заняты в
непрестижных и малооплачиваемых
областях;
• разделение между
высококвалифицированным и
низкоквалифицированным трудом –
большая часть женщин по сравнению с
мужчинами выполняет работу, не требующую
высокой квалификации;
• разница в оплате труда мужчин и женщин
– за одинаковый труд женщины получают
меньшую заработную плату, чем мужчины.
5.
Сфера властиВласть как легитимная сила неразрывно
связана с маскулинностью.
Сфера эмоциональных отношений
Во взаимоотношениях любой
гетеросексуальной пары всегда существует
«двойной стандарт» поведения.
Сфера символических репрезентаций
В различных символах, культурных и
лингвистических практиках гендерные различия
воспроизводятся, подчеркивая определенные
отношения власти и подчинения (присваивание
замужней женщины фамилии мужа, репрезентация
пола с помощью одежды, макияжа, тональности
голоса, стиля речи и т.п.)
6. Особенности советского гендерного порядка
Советская гендерная система имелазначительную специфику, связанную, прежде всего,
с положением женщин.
Положение женщин в советском обществе
всегда было очень противоречиво.
С одной стороны, приверженцы Советской
системы неизменно указывают на достаточно
прогрессивную и даже протекционистскую
социальную политику по отношению женщинам.
С другой стороны, критики советской системы
подчеркивают наличие вертикальной и
горизонтальной сегрегации на рынке труда,
незначительное участие женщин в политике и их
загруженность домашней работой.
7.
М. Бакли отмечала, что в 20-е гг. былисделаны серьезные шаги в направлении
равенства между полами в области
домашнего труда, материнства и сексуальных
отношений.
В.З. Голдман писала, что большевистская
политика 20-х гг. реально привела к полному
освобождению женщин, но в дельнейшем
картина была испорчена материальными
обстоятельствами и подъемом сталинизма.
В 30-е гг. «освобождение женщин»
завершилось. Как отметила И. Аристархова,
«большевики пересмотрели позицию женщин
в семье, на рынке труда и в обществе лишь для
того, чтобы подчинить их коммунистическим
порядкам».
8.
Участие женщин в общественномпроизводстве было прагматической и
идеологической задачей: для подчинения
женщин политическому контролю необходимо
было разрушить традиционную семью,
вывести их из подчинения родственникаммужчинам и найти новую сферу деятельности.
Женщины выделялись из сферы приватного,
из-под зависимости мужчин под защиту
государства.
Для решения грандиозных задач
индустриализации просто необходима
была женская рабочая сила.
Между 1928 и 1940 гг. абсолютное число
работающих женщин увеличилось в 5 раз, а их
доля в общей массе занятых увеличилась с 24
до 39%.
9.
Важной частью большевистских проектовбыло также «переопределение материнства».
Было решено переместить часть функций
семьи в публичную сферу – открыты
общественные столовые, прачечные,
учреждения общественного воспитания детей.
В 1936 г. были запрещены аборты.
Одновременно с запретом абортов начинается
предоставление различных вознаграждений,
прежде всего, многодетным матерям.
Коммунистическая гендерная политика
была инновационной, трансформирующей,
но, тем не менее, она базировалась на
традиционной трактовке естественности и
незыблемости половых различий.
10.
К 60-м гг. необходимости в широкомвовлечении женщин в производство уже
не было, главное внимание стало
уделяться другим моментам:
1) образованию женщин, чтобы более полно
использовать их потенциал;
2) рождению детей (в особенности русских) –
внушал тревогу низкий уровень рождаемости
в России и высокий в мусульманских
регионах.
Именно поэтому репродукция русских женщин
стала рассматриваться как главный долг
женщины, более важный, чем работа.
11.
В итоге к позднесоветскому периодусложилось специфическое положение с
занятостью работающих матерей: многие из
них работали на реальных рабочих местах, но
имели практически фиктивные обязанности,
позволяющие им в рабочее время заниматься
своими делами. Реальная квалификация при этом
часто не соответствовала их должности.
Был сформирован определенный тип
гендерной культуры: большое количество
работающих женщин, воспринимающих как
свою работу, так и свое материнство как
выполнение обязанностей перед
государством.
12. Советская маскулинность
Несмотря на то, что женщины всяческипоощрялись в СССР к участию в общественном
производстве, мужчины имели все условия к
тому, чтобы занимать в этой сфере лидирующее
положение: на всем протяжении
существования советского режима они
имели более высокий социальный статус и
абсолютно доминировали на всех властных
позициях во всех сферах общества.
Ведущей чертой советской
маскулинности было общественное
признание.
13.
Тем не менее, женщинам были даныопределенные властные ресурсы по
отношению к мужчинам:
• массовое вовлечение в общественное
производство давало женщинам определенную
экономическую и социальную независимость
по отношению к мужчинам;
• политизация материнства при
относительном пренебрежении к роли отца
легитимизировала контроль женщины над
детьми и подрывала позиции мужчины в семье;
• государство различными путями помогало
женщинам контролировать поведение мужчин:
женщины использовались как
дисциплинирующая сила в борьбе за
культурную трансформацию.
14.
В позднесоветские десятилетия (70-80-е гг.)эволюция гендерного прядка привела к ситуации,
которую Е. Здравомыслова и А. Темкина
охарактеризовали как «кризис маскулинности»
- состояние относительной депривации, в
результате которой соответствующее
поколение мужчин рассматривалось
обществом как когорта неудачников.
Гегемонная советская маскулинность
(служение родине, государству) оказалась в это
время плохо действующим нормативом как в
связи с изменением социальных ценностей, так и
из-за реальных социальных изменений.
15. Трансформация гендерных отношений в постсоветскую эпоху
Крах советской системы лишилсуществующую систему гендерных отношений
институциональной поддержки:
• женщинам больше не гарантируются рабочие места;
• система социальных льгот не оказывает реальной
помощи;
• материнство стало частным институтом и частной
же ответственности.
В таких условиях мужчины должны взять на
себя оставленные государством традиционные
мужские обязанности кормильцев, но происходит
массовое падение реальной заработной платы,
особенно в «мужских» отраслях
16.
Можно выделить следующие особенностипостсоветских гендерных отношений:
• значительная устойчивость гендерных
образцов, сложившихся в период
существования советского гендерного порядка;
• нарастание напряжения в отношениях
между полами, поскольку государство
практически устранилось от привычной роли
посредника в этих отношениях;
• незыблемое доминирование мужчин в
публичной сфере;
• ассиметричное распределение
обязанностей в семье;
17.
• проблемы как у женщин, так и у мужчин свыстраиванием собственной гендерной
идентичности;
• новые гендерные сценарии широко
репрезентируются в СМИ, но плохо соотносятся с
жизненными реалиями большинства россиян;
• гендерная сегрегация на рынке труда и ее
острые социальные последствия;
• высокий и образовательный уровень и
относительная экономическая самостоятельность
многих российских женщин.
Это дает основания предполагать, что
имеющая свои уникальные черты российская
гендерная система имеет определенный
потенциал развития в направлении гендерного
равноправия.
18. Гендерные контракты
Ряд авторов (И. Тартаковская, А. Темкина,А. Роткирх), указывают на то, что понятие
«гендерная система» тесно связано с
понятием «гендерный контракт».
Гендерный контракт - доминирующий
тип гендерных отношений, как
практических, так и символически
репрезентируемых на каждом данном этапе
развития гендерной системы.
Смысл разделения понятий - в том, что
если гендерная система в
посткоммунистической России не претерпела
принципиальных изменений по сравнению с
советскими временами, то в области
гендерных контрактов произошли
изменения.
19.
Можно выделить 3 основныхтипа гендерных контрактов,
сложившихся при советском режиме:
• легитимный контракт
• анти-легитимный контракт
• промежуточный между ними
теневой контракт.
20. Легитимный контракт в СССР
Подразумевал базовый тип гендернойсоциализации женщины как работающей
матери.
Контракт работающей матери с
государством подразумевал, что женщина, со
своей стороны, будет совмещать участие в
общественном производстве с
неоплачиваемой работой по
обслуживанию своей семьи.
Государство же, со своей стороны,
предоставляло ей для этого необходимые
условия: оплачиваемый декретный отпуск,
бесплатное медицинское обслуживание,
детские учреждения и другие льготы.
21.
Господствующая гендерная роль работающейматери имела солидную идеологическую
поддержку.
Был сформирован определенный тип гендерной
культуры: большое количество работающих
женщин, воспринимающих как свою работу, так и
свое материнство как выполнение обязанностей
перед государством.
В то же время, существовали исключения из
правила: жены офицеров и представителей высшей
партийно-советской номенклатуры официально могли
не работать. Одинокие или разведенные женщины
лучше продвигались по карьерной лестнице. А в
некоторых трудовых коллективах женщины с
“несложившейся личной жизнью” представляли
большинство и задавали тон, в этом случае
дискриминации подвергались семейные женщины.
22. Анти-легитимный контракт в СССР
Является противоположностью первому,“официальному” контракту, и регулирует
гендерные роли, которые при советском
режиме подавлялись и носили
криминализированный характер: проституция,
гомосексуализм, “дедовщина” в армии, отношения
в исправительных учреждениях и т.п.
Их существование официально не
признавалось, они могли обсуждаться только в
рамках специальных профессиональных
дискурсов (область криминалистики,
сексопатологии). Тем не менее, отношения в
этой сфере также подразумевали
определенные правила игры.
23. Теневой контракт в СССР
- промежуточный вариант между тем, что“написано на лозунгах” и тем, за что “сажают
в тюрьму”, реальная жизнь, в которой
присутствуют явления прямо не
запрещенные, но официально не
признаваемые: сексуальные отношения (на
уровне легитимного контракта имеет место лишь
романтическая любовь и материнство); разводы;
аборты; контрацептивы; супружеские измены.
Это все богатство разнообразных практик, к
которым прибегают представители обоих полов,
чтобы “наладить свою личную жизнь”.
24. Трансформации гендерных контрактов в постсоветской России
Легитимный контракт, подразумевающийдоминирование гендерной роли “работающей
МАТЕРИ” (с акцентом именно на материнской
функции) раскололся на две части:
РАБОТАЮЩАЯ мать (уже с акцентом на
работу) и собственно мать - домохозяйка.
Происходит важное смещение
субъектов контракта: государство во многом
устранилось от своих обязанностей. Женщина
находится в “контрактных отношениях” прежде
всего, со своей семьей или своими
социальными сетями.
25.
Теневой контракт становится болеевыраженным, на его базе складываются
новые модели поведения. Имидж
сексуальности символически
репрезентируется и начинает
активнейшим образом разрабатываться.
“Реальная жизнь” проникает в сферу массмедиа, становится предметом обсуждения.
Антилегитимный контракт в
основном выходит наружу, многие его
элементы (не связанные с насилием)
перестают преследоваться в юридическом
порядке (гомосексуализм, проституция).
26.
Новые типы гендерных контрактов:1. Женщина, ориентированная на карьеру контракт становится более приемлемым с
общественной точки зрения, получает
определенную идеологическую поддержку и
символически репрезентируется.
2. Домохозяйка - этот тип контракта может
стимулироваться высокой женской
безработицей, но часто является и
результатом свободного выбора. По сути это один из вариантов развития “теневого
контракта”.
3. “Спонсируемая женщина”. - отчасти речь
идет уже о легитимизации антилегитимного контракта.
27.
Принципиальное значение дляфункционирования всей советской системы
имел также гендерный контракт государства
с мужчинами:
1. Легитимный тип маскулинного контракта.
Базовый маскулинный архетип солдата,
воина - один из кирпичиков, на которых была
построена крепость тоталитаризма.
Профессия военного для мужчины была
одной из самых престижных, а шанс стать
его женой для девушек - один из самых
удачных. Кинематограф, эстрада, литература,
праздники “работали” на утверждение
социальной привлекательности, а также
биографической комфортности роли военного.
28.
2. Теневой маскулинный контракт. В реальнойжизни большинство молодых людей призывного
возраста не стремились служить в армии,
существовала и масса анекдотов про военных “с
единственной кольцевой бороздой от фуражки”.
3. Антилегитимный контракт. Существовали и
пользовались успехом “шикарные мужчины” с
деньгами неясного происхождения.
Таким образом, и у мужчин в советской
действительности существовали модели
альтернативных гендерных контрактов или,
скорее, прото-контрактов, которые были затем
четко очерчены в посткоммунистический период.
29.
Изменение условий контракта впостсоветской России оказалось для мужчин не
менее резким, и даже более болезненным, чем
для женщин.
Военные оказались одной из социально
незащищенных категорий населения.
На первое место выдвинулась фигура
антилегитимного контракта: мафиози, антагонист
“строителя социализма”.
Между новыми моделями поведения
мужчин и женщин существует, с одной
стороны, определенное соответствие (“крутому
бизнесмену” в пару хорошо подходит “женщина Барби”), а с другой, достаточно сильное
напряжение (работающие матери”, а особенно
“женщины карьеры” вряд ли примирятся с жестким
“маскулинным Ренессансом”).