Похожие презентации:
Постмодернизм как социокульт урная ситуация и как художественный метод
1.
Постмодернизм как социокультурная ситуация
и как художественный метод
2.
План лекции1. Основные принципы постмодернистского в
осприятия.
2. Особенности постмодернистской эстетики.
3. Постмодернизм в разных национальных тр
адициях.
3.
Основные принципы постмодернистского восприятия
4.
Постмодернизм– многозначный и динамически подвижный
в зависимости от исторического, социальн
ого и национального контекста комплекс ф
илософских, научно-теоретических и эмоц
ионально-эстетических представлений. (И.
П. Ильин)
5.
Постмодернизм– ведущее направление современной фил
ософии, искусства и науки, многообразие
форм реализации которого обусловлено к
онкретными историческим, социальным, ку
льтурным и национальным контекстами (Т.
В.Лошакова, А.Г.Лошаков).
6.
Постмодернизм– транскультурный и мультирелигиозный
феномен, предполагающий диалог на осн
ове принципов открытости, учета многооб
разия духовной жизни человечества, синт
еза культурно-исторического опыта и его а
ктуализации в настоящем и будущем (Т.В.
Лошакова, А.Г.Лошаков).
7.
Постмодернизм– сложное «новейшее» в XX в. явление, во
бравшее в себя философию, эпистемолог
ию, искусство всех видов (В.М. Яценко)
8.
Факторы возникновенияи становления постмодернизма
характер общественной жизни, трансформ
ация геополитического пространства;
альтернативные движения (феминизм, эко
логизм, движение за мир);
смена идеи европоцентризма идеей глоба
льного полицентризма;
9.
Факторы возникновенияи становления постмодернизма
ощущение мира как хаоса, утрата критериев цен
ностной и смысловой ориентации, кризис веры (
И. Хассан);
отрицание возможности существования и устано
вления какого-либо природного и социального по
рядка (Д. Фоккема); эсхатологические умонастро
ения;
гуманизация науки, техники, индустрии и демокр
атии (антропоцентризм); диалогизация различны
х гуманитарных знаний;
10.
Факторы возникновенияи становления постмодернизма
плюралистические трактовки историческог
о прошлого, настоящего и будущего; эстет
ическое отношение к истории;
актуализация религиозной культуры, идей
о единстве христианской церкви, гармониз
ации религий и содружестве наций (Г. Кюн
г);
развитие новейших технических средств м
ассовой коммуникации;
11.
Факторы возникновенияи становления постмодернизма
игровое освоение мира как хаоса, превра
щение его в среду обитания человека;
интерес к проблемам транссексуальности,
сексуальных меньшинств;
понимание литературы как глобальной тео
рии познания, исследующей язык, бессозн
ательное, религию, общество (Ж.-Ф. Лиот
ар, Ю. Кристева и др.);
12.
Факторы возникновенияи становления постмодернизма
стремление включить в современное иску
сство опыт мировой художественной лите
ратуры путем ее иронического цитировани
я;
переосмысление традиционных эстетичес
ких категорий и понятий;
стремление создать новую художественну
ю среду (виртуальную реальность) и спо
соб отношения к ней (интерактивность).
13.
Этапы развития постмодернизма1. Зарождение искусства постмодернизма – 50-е год
ы XX века.
2. 60-е годы ХХ века, его становление и обретение с
воих форм в искусстве:
– живопись, архитектура, музыка (Э. Уорхол, Р. Рауш
енберг и др.; Л. Кролл и др.; Д. Кейдж и др.);
– литературоведение, критика, эссеистика (И. Хассан
, М. Маклюэн, С. Зонтаг, Р. Гамильтон; Р. Барт, Ю.
Кристева и др.);
– литература (У. Берроуз, Д. Керуак, А. Гинсберг, Д.
Сэлинджер, Н. Мейлер, К. Воннегут, Дж. Барт и др.)
.
14.
Этапы развития постмодернизматенденции проявления постмодернизма
в 60-е годы:
борьба против стереотипов высокого модер
низма; разрушение оппозиции «искусство э
литарное/искусство массовое»;
возникновение «авангардистского постмоде
рнизма» и его выражение в субкультурах хи
ппи, феминизма, в таких направлениях, как
рок, фолк, поп-арт и пр.
15.
Этапы развития постмодернизма3. 70-е годы ХХ века:
– живопись, архитектура и музыка (Р. Кит
ай, Р. Эст, Д. Ати; Д. Диксон, Г. Голейн; Т
. Райли, Ф. Глас);
– театр (С. Беккет, Э. Ионеско; А. Миллер
) и кино (Р.-В. Фасбиндер, П. Пазолини, Бу
нюэль, Ф. Феллини и др.);
– литература (Х. Л. Борхес, Г. Г. Маркес, У
. Эко, И. Кальвино, Х. Кортасар, Дж. Фаул
з, М. Льоса, Т. Пинчон и др.).
16.
Этапы развития постмодернизматенденции проявления, реализации постмоде
рнизма в 70-е годы:
распространение искусства постмодернизма в Е
вропе;
установка на целостное познание личности и ее
места в мире;
структурно-психоаналитическая трактовка генези
са эстетического, основанная на диалектике воо
бражаемого и символического; поворот от семио
тики к семантике;
концепция иронического прочтения прошлого (У.
Эко и др.);
17.
Этапы развития постмодернизмапредставление об искусстве как метаязыке;
стилевое многообразие и эклектизм (эксперимен
т и китч, реализм и абстракция, традиции и новат
орство);
демократизация искусства;
влияние идей неоконсерватизма – консервации к
ультурных традиций прошлого путем их эклектич
еского сочетания;
усиление эротизации искусства (акцентирование
феминистских трактовок женской сексуальности,
явлений транссексуализма, субкультуры сексуал
ьных меньшинств и пр.).
18.
Этапы развития постмодернизма4. конец 70-х годов – начало XXI века:
– живопись, архитектура и музыка (К. Мариани, М
. Моржи, С. Кокс, Э. Леси и др.; Л. Кан, А. Роси, О
. Андерс, К. Роу и др.; К. Штокхаузен, Д. Крамб,
Ш. Ив и др.);
– кино (С. Спилберг, Дж. Лукас, Р. Поланский, Ф.
Феллини, П. Пазолини, С. Кубрик, К. Рассел и др.
);
– литература: К. Белли, Г. Кабрера, Х. Санчес (Л
атинская Америка), Х. Акен, Л. Коэн (Канада), Ж.
Эшоно, Ж.-П. Туссен (Франция), М. Эмис, А. Кар
тер, Т. Мо (Англия), Дж. Хеллер, С. Бенни, Г. Вук
(США), П. Зюскинд (Германия).
19.
Этапы развития постмодернизматенденции проявления и реализации постмод
ернизма на данном этапе:
распространение в странах Восточной Европы;
завершение процесса «снятия» достижений мод
ернизма;
развитие латиноамериканского магического реал
изма;
тяготение к эпичности, монументальности;
интерес к классической античности и осознание
невозможности возврата к философской основе
античного мироощущения;
20.
Этапы развития постмодернизмастилевой плюрализм и эклектизм (эффект
смеси памяти и неологизмов в культуре);
принцип сочетания пользы и удовольствия
, размывание границ между жанрами и сти
лями;
утверждение альтернативного стиля жизн
и в разных ее сферах – от интимной до по
литической;
использование компьютерных технологий
и пр.
21.
Основные понятия постмодернизма
22.
Основные понятия постмодернизма«мир как хаос» и «постмодернистская чувствительно
сть», «мир как текст» и «сознание как текст»,
интертекстуальность, «кризис авторитетов» и «эп
истемологическая неуверенность»,
авторская маска, двойной код и «пародийный модус
повествования»,
пастиш, противоречивость, дискретность, фрагмент
арность повествования (принцип нонселекции), «про
вал коммуникации» (или в более общем плане – «ко
ммуникативная затрудненность»), метарассказ.
23.
Постмодернизмв английской литературе
24.
Постмодернизмв английской литературе
в Великобритании идеи постструктурализма спле
тались с тяготением к конкретно- историческому
обоснованию любого вида знания, с социокульту
рной направленностью.
английский постмодернистский роман, представл
ен именами П. Акройда, Дж. Барнса, Г. Свифта,
М. Брэдбери, А. Байетт,
одним из характерных признаков роман является
«одержимость историей».
историческое повествование является словесны
м вымыслом, формы которого имеют гораздо бо
льше общего с литературой, чем с наукой.
25.
Постмодернизмв английской литературе
«История – это всего лишь то, что расс
казывает нам историки. Все мы знаем, ч
то объективная истина недостижима, ч
то всякое событие порождает множеств
о субъективных истин, а мы затем оцен
иваем их и сочиняем историю, которая я
кобы повествует о том, что произошло
в действительности». Дж. Барнс «Истор
ия мира в 101/2 главах»
26.
Джулиан Патрик Барнс (род. 1946)английский писатель,
эссеист,
литературный крити
к,
один из видных предс
тавителей литерат
уры постмодернизма,
лауреат Букеровской
премии (2011).
27.
«История мира в 10 1/2 главах» (1989)роман состоит из отдельных глав (новелл)
, которые, на первый взгляд, никаким обра
зом друг с другом не связаны: разнятся их
сюжеты и проблематика, контрастны и нео
днородны стиль и временные рамки.
28.
«История мира в 10 1/2 главах» (1989)1. «Безбилетник» – легенда о всемирном потопе, ра
ссказанная личинкой червя древоточца.
2. «Гости» – Современный мир, захват террористами
туристического лайнера.
3. «Религиозные войны» – XVI век, церковный суд н
ад червями-древоточцами.
4. «Уцелевшая» – О женщине, которая теряет рассу
док после Чернобыльской аварии.
5. «Кораблекрушение» 1816 год, реальное кораблек
рушение и картина Жерико.
6. «Гора» – паломничество Аманды Фергюсон на Ара
рат.
29.
«История мира в 10 1/2 главах» (1989)7. «Три простые истории»:
1. о человеке, дважды спасшемся с Титаника.
2. о человеке, проглоченном китом.
3. о депортируемых из Германии евреях.
8. «Вверх по реке» – письма о съемочном процессе в дж
унглях.
½ глава «Интермедия» – рассуждения самого автора о лю
бви и взаимоотношениях между мужчиной и женщиной.
9. «Проект Арарат» поиски Ковчега американским астрон
автом.
10. «Сон» – модернизированный рай, границы между рае
м и адом стерты, ад — парк аттракционов.
30.
Литература «черного юмора»и американский постмодернизм
31.
Школа «черного юмора»появилась в 1950-е, но заявила о себе в 1960
-1970-е гг.,
философско-эстетическая общность писател
ей, для которых ключевым понятием станови
тся ирония.
общность мироощущения у «черных юморист
ов» порождает использование сходной повес
твовательной стратегии, для которой характе
рно:
32.
Школа «черного юмора»пародирование всех мифов и стереотипов;
сквозной гротеск, смех над страшным и отталкив
ающим;
традиция «небылиц», восходящая к американско
му фольклору и раннему М. Твену;
обилие реминисценций и аллюзий;
фрагментарность алогичного сюжета;
условные персонажи – марионетки;
игра как эстетическая и философская категория.
33.
Школа «черного юмора»представители: Т. Пинчон (род. в 1937) и Дж. Ба
рт (род. в 1930), Джон Хоукс (род. в 1925), Джейм
с Патрик Донливи (род. в 1926), Доналд Бартелм
и (1931–1989).
воссоздают серое существование, пронизанное ч
увством какой-то неполноценности, где люди вы
думывают себе занятия одно глупее другого, а п
отом предаются им со страстью, и никто не пони
мает собеседника.
жизнь выглядит как бессмысленное мельтешени
е стереотипных ситуаций.
34.
Школа «черного юмора»героев «черных юмористов» преследует ощущен
ие абсолютной пустоты существования.
многие персонажи не способны хотя бы допустит
ь возможность иного духовного существования.
повседневная жизнь выступает у «черных юмори
стов» знаком глубокого кризиса сознания, послед
ствиями которого затронут не один лишь америк
анский или любой другой социум, но жизнь – в са
мых разных ее проявлениях.