1.65M
Категория: ЛитератураЛитература

Балалайка- символ русской культуры

1.

«Русская культура в
произведениях русских
писателей»
Балалайка –
символ
Русской культуры
Подготовила
учащаяся 8-Б класса
МБОУ г.Горловки
«Лицей №14 «Лидер»
Самисько Мария

2.

Балалайка - один из инструментов, ставших
наряду с гармонью, символом русского
народа.
Треугольная доска,
А на ней три волоска,
Волос – тонкий,
Голос – звонкий,
Три струны, а звук какой,
С переливами, живой!
Узнаю его в момент –
самый русский
инструмент.

3.

Пушкин А.С.
У Пушкина А.С.
в «Евгении Онегине»
есть такие строки:
Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи
Да пруд под сенью и в густых,
Раздолье уток молодых;
Теперь мила мне балалайка...
Да пьяный топот трепака
Перед порогом кабака.
Мой идеал теперь – хозяйка.
Мои желания – покой,
Да щей горшок, да сам большой.

4.

Лермонтов М.Ю.
А вот из Лермонтова
(стихотворение «Русская мелодия»):
Так перед праздною толпой
И с балалайкою народной
Сидит в тени певец простой
И бескорыстный и свободный!..
У Лермонтова же в «Коварной жизнью
недовольный...»:
Снега и вихрь зимы холодной,
Горячий взор московских дев,
И балалайки звук народный,
И томный вечера припев?
Был также в Тифлизе бедный АшикКериб; пророк не дал ему ничего,
кроме высокого сердца и дара песен;
играя на саазе (балалайка турецкая)
и прославляя древних витязей
Туркестана, ходил он по свадьбам
увеселять богатых и счастливых; на
одной свадьбе он увидал МагульМегери, и они полюбили друг друга.
Лермонтов М. Ю. «Ашик-Кериб»
Бедный старичишка бренчит на трехструнной…
забыл, как по-ихнему… ну, да вроде
нашей балалайки.
Лермонтов М. Ю. «Герой нашего времени»

5.

Гоголь
Н.В.
Смастерить балалайку можно было из
любых подручных средств, даже из тыквы,
о чем интересное свидетельство оставил в
своих «Мёртвых душах» Н. В. Гоголь.
Одно из увиденных Чичиковым лиц автор
описывает следующим образом: «Круглое,
широкое, как молдаванские тыквы,
называемые горлянками, из которых
делают на Руси балалайки, красу и потеху
ухватливого двадцатилетнего парня».
Досада ли на то, что вот не удалась задуманная назавтра
сходка с своим братом в неприглядном тулупе, опоясанном
кушаком, где-нибудь во царевом кабаке, или уже завязалась
в новом месте какая зазнобушка сердечная и приходится
оставлять вечернее стоянье у ворот и политичное держанье
за белы ручки в тот час, как нахлобучиваются на город
сумерки, детина в красной рубахе бренчит
на балалайке перед дворовой челядью и плетет тихие речи
разночинный отработавшийся народ?
Гоголь Н. В. «Мёртвые души»

6.

Достоевский Ф.М.
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»: «Но вот вдруг становится
очень шумно: из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяныепрепьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках, с армяками
внакидку».
У Ф. М. Достоевского в «Записках из Мертвого дома»:
«Сбоку, по нарам, разместилось человек восемь
музыкантов: две скрипки (одна была в остроге, другую у
кого-то заняли в крепости, а артист нашелся и дома), три
балалайки – все самодельщина, две гитары и бубен
вместо контрабаса. Скрипки только визжали и пилили,
гитары были дрянные, зато балалайки были
неслыханные. Проворство переборки струн пальцами
решительно равнялось самому ловкому фокусу. Игрались
все плясовые мотивы. В самых плясовых местах
балалаечники ударяли костями пальцев о деку
балалайки; тон, вкус, исполнение, обращение с
инструментами, характер передачи мотива – всё было
своё, оригинальное, арестантское».

7.

Но вот вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками, с песнями,
с балалайками пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих
рубашках, с армяками внакидку.
Достоевский Ф. М.
«Преступление и наказание»
Оркестр составляли две балалайки, гитара,
скрипка и бубен, с которым отлично
управлялся форейтор Митюшка.
Достоевский Ф. М. «Село Степанчиково и
его обитатели»

8.

Булгаков М.А.
У М. А. Булгакова «Собачье сердце» – «Очень настойчиво с залихватской
ловкостью играли за двумя стенами на балалайке, и звуки хитрой вариации
«светит месяц» смешивались в голове Филиппа Филипповича в ненавистную
кашу».

9.

Чехов А.П.
Или вот ещё интересный пример от А. П. Чехова, в одном из его писем читаем:
«Балалаечней нашего братца трудно найти кого другого». Этот чеховский
неологизм означает «безалабернее», «бестолковее», пожалуй, «разнузданнее».
Переулок был весь в садах, и у заборов
росли липы, бросавшие теперь при луне
широкую тень, так что заборы и ворота на
одной стороне совершенно утопали в
потемках; слышался оттуда шепот женских
голосов, сдержанный смех, и кто-то тихотихо играл на балалайке.
Чехов А. П. «Три года»
Калашников настроил балалайку и заиграл, и
фельдшер никак не мог понять, какую он песню
играет, веселую или грустную, потому что было то
очень грустно, даже плакать хотелось, то становилось
весело.
Чехов А. П. «Воры»

10.

А. П. Чехов «Драма на охоте»: «Свидание с Тиной вывело меня из забытья…
Через десять минут она ввела меня в залу, где полукругом стоял хор… Граф
сидел верхом на стуле и отбивал руками такт… Пшехоцкий стоял позади его
стула и удивлёнными глазами глядел на певчих птиц… Я вырвал из рук Карпова
его балалайку, махнул рукой и затянул…
– Вниз по ма-а-атушке… па-а-а Во-о-о…
– Па-a В-о-о-о-лге… – подхватил хор…
– Ай, жги, говори… говори…
Я махнул рукой, и мгновенно, с быстротой молнии наступил новый переход…
– Ночи безумные, ночи весёлые…
Ничто так раздражающе и щекочуще не действует на мои нервы, как
подобные резкие переходы. Я задрожал от восторга и, охватив Тину
одной рукой, а другой махая в воздухе балалайкой, допел
до конца «Ночи безумные»… Балалайка с треском
ударилась о пол и разлетелась на мелкие щепки…».

11.

Но не у одних только Шелестовых жилось весело. Не прошел Никитин и
двухсот шагов, как и из другого дома послышались звуки рояля. Прошел он еще
немного и увидел у ворот мужика, играющего на балалайке. В саду оркестр
грянул попурри из русских песен…
Чехов А. П. «Учитель словесности»

12.

Толстой Л.Н.
Л. Н. Толстой «Война и мир»: «Из коридора ясно
стали слышны звуки балалайки, на которой играл,
очевидно, какой-нибудь мастер этого дела.
Наташа уже давно прислушивалась к этим звукам и
теперь вышла в коридор, чтобы слышать их яснее.
– Это у меня мой Митька кучер. Я ему купил хорошую
балалайку, люблю, – сказал дядюшка. У дядюшки
было заведено, чтобы, когда он приезжает с охоты,
в холостой охотнической Митька играл на балалайке.
Дядюшка любил слушать эту музыку».
«Ещё, пожалуйста, ещё, – сказала Наташа в дверь, как только замолкла
балалайка. Митька настроил и опять молодецки
задребезжал Барыню с переборами и перехватами.
Дядюшка сидел и слушал, склонив голову на бок с
чуть заметной улыбкой. Мотив Барыни повторился раз сто».
Народная музыка в романе отражает духовную культуру
народа, с помощью её писатель осуждает дворянство,
ведущее паразитический образ жизни, воспевает подвиг
русского солдата, делает язык точным и выразительным.

13.

Песни: ди-ди-ли и тому подобные, господские, он спел только для Оленина; но
потом, выпив еще стакана три чихиря, он вспомнил старину и запел настоящие
казацкие и татарские песни. В середине одной любимой его песни голос его
вдруг задрожал, и он замолк, только продолжая бренчать по
струнам балалайки.
Толстой Л. Н. «Казаки»
Глядя на него, рыжий песенник не вытерпел, схватил балалайку и пустился
вприсядку помогать товарищу.
Толстой А. К. «Князь Серебряный»
Потап берет балалайку, играет. Мужик и баба пляшут.
Толстой Л. Н. «Первый винокур, или Как чертёнок краюшку заслужил»
Несмотря на то, что день был прекрасный, народ не
выходил гулять; девки не собирались песни петь,
ребята фабричные, пришедшие из города, не играли
ни в гармонию, ни в балалайки, и с девушками не
играли.
Толстой Л. Н. «Поликушка»

14.

Горький М.
Гости были важные, — поп, конечно, становой, двое волостных старшин и ещё
разные осетры, а под окнами сельский народ собрался, и в нём Мигун —
весёлый человек. Балалайка его тренькает.
Горький Максим «Исповедь»

15.

Мамин-Сибиряк Д.Н.
— Антипа заставили играть
на балалайке, а Груздев пляшет с
Домнушкой… Вприсядку так и
зажаривает, только брюхо трясется.
Даве наклался было плясать
исправник, да Окулко помешал… И
Петр Елисеич наш тоже вот как
развернулся, только платочком
помахивает.
Мамин-Сибиряк Д. Н. «Три конца»
— А ты все свое долбишь! а? — грозно зарычал
Осип Иваныч, бросаясь с кулаками на
бунтовщика. — Если ты мне еще раз покажешь
свою рожу… да я… Ну купи, черт ты этакий,
гармонику или балалайку и наигрывай, в кабак
бы зашел от скуки… Разве я запрещаю?!
Мамин-Сибиряк Д. Н. «Бойцы»

16.

Гоголь Н.В.
И взошедший месяц долго еще видел толпы музыкантов, проходивших по
улицам с бандурами, турбанами, круглыми балалайками, и церковных
песельников, которых держали на Сечи для пенья в церкви и для
восхваленья запорожских дел.
Гоголь Н. В. «Тарас Бульба»

17.

Вот такая она, русская балалайка, олицетворяющая русскую
культуру. Всего три струны, а за душу берет так, что, не
раздумывая, хочется пуститься в разудалый пляс.
Олицетворение русской культуры – вот что такое балалайка,
она наша, настоящая. Заняв прочное место в народном
творчестве, этот инструмент с достоинством доказал, что
способен на гораздо большее, и теперь ему стоя
рукоплещет весь мир.
English     Русский Правила