Вопросы:
Специфика философии Нового времени
Специфика философии Нового времени
Специфика философии Нового времени
Специфика философии Нового времени
Специфика философии Нового времени
Специфика философии Нового времени
Проблема познания в философии Ф.Бэкона (1551-1626)
Проблема познания в философии Ф.Бэкона
Проблема познания в философии Ф.Бэкона
Проблема познания в философии Ф.Бэкона
Проблема познания в философии Ф.Бэкона
Проблема познания в философии Ф.Бэкона
Проблема познания в философии Ф.Бэкона
Проблема познания в философии Ф.Бэкона
Проблема познания в философии Ф.Бэкона
3. Рационалистическая философия Р.Декарта (1596-1650)
Рационалистическая философия Р. Декарта
Рационалистическая философия Р.Декарта
Рационалистическая философия Р.Декарта
Рационалистическая философия Р.Декарта
Рационалистическая философия Р.Декарта
Рационалистическая философия Р.Декарта
Рационалистическая философия Р.Декарта
Рационалистическая философия Р.Декарта
Рационалистическая философия Р.Декарта
Рационалистическая философия Р.Декарта
Рационалистическая философия Р.Декарта
Готфрид Лейбниц (1646-1716)
Монадология Г.Лейбница
Вывод
Вывод
5.80M
Категория: ФилософияФилософия

Философия Нового времени

1.

Философия Нового времени

2. Вопросы:

1. Специфика философии Нового времени.
2. Проблема познания в философии Ф. Бэкона.
3. Рационалистическая философия Р. Декарта.
4. Монадология Г. Лейбница.

3. Специфика философии Нового времени

• I. Ренессанс (эпоха Возрождения) оказал большое
влияние на развитие культуры и философии Нового
времени.
• Хронологически Новое время охватывает период
с конца ХVIв. до середины XIXв.
• В этот период в Европе происходило утверждение
капитализма, который был обусловлен ростом
производительных сил, переходом от
мануфактурного производства к машинному,
фабричному, быстрым развитием техники и
развитием естествознания.

4. Специфика философии Нового времени

• Быстрым развитием техники теснейшим образом связано:
• с обоснованием Галилео Галилеем (1564–1642) механики и ее
законов,
• открытием Иоганном Кеплером (1571–1630) законов движения
планет,
• установлением Исааком Ньютоном (1642–1727) законов
механического движения,
• открытиями Декарта, Ньютона и Лейбница в области математики
(аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное
исчисления) и т. д.
• В период ХVI-ХVII века происходит секуляризация знания,
развитие естественных и математических наук (к ХVIIв. была создана
классическая механика).

5.

• секуляризация

6. Специфика философии Нового времени

• Сама жизнь, развитие производства настоятельно требовали
эмпирических данных, их систематизации и выяснения
причинно-следственных связей. Поэтому для философии
Нового времени характерна материалистическая
направленность.
• Наука в ХVIIв. выходит на передний план и вытесняет
притязания и авторитет церкви, влияние религии серьезно
слабеет, а светские концепции доминируют.

7.

8.

9. Специфика философии Нового времени

• Развитие науки Нового времени привело
к переориентации философии:
• если средневековая философия имела теоцентрический
характер,
• философия Возрождения ориентировалась на
искусство и гуманитарное знание,
• то философия Нового времени опиралась на
науку.
• В свою очередь, антропоцентризм, пересмотр
религиозных ценностей имели
следствием социоцентризм (человек в связях).

10.

11.

12. Специфика философии Нового времени

• Основной темой философии Нового времени стала тема
познания.
• Но в результате влияния точных наук основными
чертами научного познания
становятся механицизм и метафизика – изучение
предметов и явлений в их обособленности, вне их
общей связи и развития, сводя все разнообразие форм
движения материи и механической.
• В рамках этого типа мировоззрения природа
рассматривалась, как огромный механизм, а человек, как
инициативный и деятельный работник.
• Поэтому материализм того времени был по преимуществу
механистическим и метафизическим.

13.

14.

15. Специфика философии Нового времени

• С развитием научного естествознания возникла
потребность в осмыслении методов познания и выработке
методологии научного исследования. На путях решения этих
проблем оформились два основных течения: эмпиризм и
рационализм.
• Эмпиризм (от греч. Опыт) – направление философской
мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание,
считало источником знания и критерием его истинности
опыт, прежде всего научно организованный опыт или
эксперимент.
• Рационализм (от лат. разум) – направление философской
мысли, ориентировавшееся на математику,
рассматривавшее разум как источник знания и высший
критерий его истинности.

16. Проблема познания в философии Ф.Бэкона (1551-1626)

• Первым мыслителем, выступившим с
критикой религии и обоснованием
экспериментального изучения
природы, заложившим серьезные
материалистические предпосылки
для научного объяснения явлений
мира, был английский
философ Ф.Бэкон.
• Именно он стоит у истоков
формирования важнейших принципов,
определявших лицо новой философии.

17. Проблема познания в философии Ф.Бэкона

• Бэкон считается автором известного
изречения «Знание – сила», смысл которого сводится к
тому, что с помощью науки человек может подчинить
себе природу и использовать ее для своего
благополучия.
• Бэкон является родоначальником английского
материализма и всей современной экспериментальной
науки.
• Воззрения Бэкона правильнее было бы
считать эмпиризмом. Он и умер как ученый: от простуды,
схваченной им во время опытов по консервированию кур
путем замораживания их в снегу.

18. Проблема познания в философии Ф.Бэкона

• В то же время роль рационализма в познании не
игнорируется:
• «Те, кто занимался науками, были или эмпириками,
или догматиками. Эмпирики, подобно муравью,
только собирают и довольствуются собранным.
• Рационалисты, подобно пауку, производят ткань из
самих себя. Пчела же избирает средний путь, но
располагает и изменяет его по своему умению. Не
отличается от этого и подлинное дело философии.

19. Проблема познания в философии Ф.Бэкона

• Ибо она не основывается только или
преимущественно на силах ума и не
откладывает в сознании нетронутым
материал, извлекаемый из естественной
истории и из механических опытов, но
изменяет его и перерабатывает в разуме.
• Итак, следует возложить добрую надежду на
более тесный и нерушимый (чего до сих пор
не было) союз этих способностей – опыта и
рассудка».

20. Проблема познания в философии Ф.Бэкона

• Философия Бэкона противостояла теологии, хотя он
сам следовал ортодоксальной религии.
• Бэкон считал, что разуму доступно многое, в том
числе и доказательство бытия бога.
• Философия должна зависеть только от разума,
хотя человек может прибегнуть и к помощи веры
в случаях, когда разум оказывается бессильным.
• Таким образом, Бэкон был
сторонником «двойственной истины».

21. Проблема познания в философии Ф.Бэкона

• Принципиально важным для укрепления положений философии
и усиления ее позиций в обществе стал предложенный
Бэконом индуктивный метод познания.
• Индукция – это философский и научный метод движения
знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному.
Противоположность – дедукция.
• Бэкон подчеркивал преимущество индукции перед
дедукцией, при этом он хотел бы найти лучший вид
индукции, чем уже известный как «индукция через простое
перечисление» или неполная индукция.
• В неполном индуктивном умозаключении связь посылок и
заключения опирается на правило логики. Примером неполной
индукции служит притча о переписи населения уэльского села.

22.

23. Проблема познания в философии Ф.Бэкона

• Суть индуктивного метода познания, предложенного Бэконом,
заключалась в постепенном обобщении фактов, наблюдаемых с
помощью опыта.
• Критикуя рационализм, Бэкон предостерегал человечество от 4-х
«идолов» или «призраков», т.е. дурных привычек ума, которые
порождают ошибки:
• «идолы рода» – преломление познания через культуру человеческого
рода в целом, т.е. человек осуществляет познание, находясь в рамках
общечеловеческой культуры, и это откладывает отпечаток на
итоговый результат, снижает истинность знания.
• Ум человека уподоблён неровному зеркалу и отражает вещи в
искривленном виде. Следовательно, природа истолковывается «из
аналогии человека», а не «из аналогии природы»;

24. Проблема познания в философии Ф.Бэкона

• «идолы пещеры» – личные суеверия, присущие отдельному
человеку. У каждого человека имеется своя пещера –
субъективный мир, порождающий особенности восприятия
отдельного человека. Неспособность выйти за пределы
субъективности и есть причина данного заблуждения;
• «идолы рынка» или «идолы площади» – использование в
языке дурных слов, влияющих на наш ум. Слова – это только
имена, знаки, при помощи которых люди общаются между
собой. Люди сначала придают словам неистинный смысл,
затем манипулируют словами, а не смыслом. В результате
непонимания смысла, искажается истина и возникают споры;

25. Проблема познания в философии Ф.Бэкона

Проблема
познания
в философии
• «идолы
театра» порождаются
слепой
верой в авторитеты.
Этот вид идолов является
следствием господства над
Ф.Бэкона
человеком прошлого опыта: авторитета церкви, мыслителей
и т.д.
• Идолы рода и пещеры являются врожденными
заблуждениями людей, которые заключаются в
смешивании природы познания с собственной природой.
Их преодоление возможно на пути самообразования и
самовоспитания. Идолы рынка и театра приобретены умом,
поэтому борьба сними должна проходить через
преобразование общественного сознания.

26. 3. Рационалистическая философия Р.Декарта (1596-1650)

• III. Для эксперимента необходимо
конструирование идеальных
объектов, составляющих его
теоретическую основу.
• Французский математик Ренэ
Декарт вместо бэконовского
метода эмпирического, опытного
исследования природы, напротив,
поставил на первое место разум,
сведя роль опыта к простой
практической проверке данных
интеллекта.

27. Рационалистическая философия Р. Декарта

• Суть рационалистического метода Декарта сводится
к двум основным положениям.
• Во-первых, в познании следует отталкиваться от
некоторых интуитивно ясных, фундаментальных истин,
или, иначе говоря, в основе познания, по Декарту,
должна лежать интеллектуальная интуиция.

28. Рационалистическая философия Р.Декарта

• Интеллектуальная интуиция – это твердое и
отчетливое представление, рождающееся в
здоровом уме посредством воззрения самого ума,
настолько простое и отчетливое, что оно не
вызывает никакого сомнения.
• Во-вторых, разум должен из этих
интуитивных воззрений на основе дедукции
вывести все необходимые следствия.
• Дедукция – путь мышления выведения частного
из общего.

29. Рационалистическая философия Р.Декарта

• Вот принцип новой культуры, как его с
предельной четкостью выразил сам Декарт:
• "...никогда не принимать за истинное
ничего, что я не познал бы таковым с
очевидностью... включать в свои суждения
только то, что представляется моему уму столь
ясно и столь отчетливо, что не дает мне
никакого повода подвергать их сомнению"

30. Рационалистическая философия Р.Декарта

• Интеллектуальная интуиция у Декарта начинается
с метода «картезианского сомнения» (от лат.
«картезиус» - Р.Декарт).
• Для того, чтобы построить основание для своей
философии, Декарт, прежде всего решает
сомневаться во всем, в чем вообще можно
усомниться.

31. Рационалистическая философия Р.Декарта

• 1. В мире существует много вещей и явлений,
которые непонятны человеку (есть ли они? Каковы
их свойства? Например, есть ли Бог? Конечна ли
Вселенная? и т.д.).
• 2. Поэтому в любой вещи, любом явлении
можно усомниться (легко подвергнуть сомнению
пространство и время, арифметику и геометрию, ибо
возможны ошибки в вычислениях). Можно
усомниться в существовании своего тела.

32. Рационалистическая философия Р.Декарта

• 3. Следовательно сомнение реально
существует, этот факт очевиден и не нуждается в
доказательствах.
• 4. Сомнение – свойство мысли, значит,
человек, сомневаясь, мыслит. Нельзя
усомниться в наличии мысли.

33. Рационалистическая философия Р.Декарта

• 5. Мыслить может реально
существующий человек. Я мыслю,
следовательно, я существую ("Cogito ergo
sum").
• 6. Следовательно, мышление является основой
как бытия, так и познания.
• 7. Поскольку мышление - это работа разума, то в
основе бытия и познания может лежать
только разум.

34. Рационалистическая философия Р.Декарта

• Выражение «Мыслю, следовательно,
существую» известно как девиз Декарта, а процесс,
которым это достигнуто, называется «картезианским
сомнением». Указанный принцип делает мысль,
сознание более достоверным, чем материю.
• Мое сознание (для меня) более достоверно, чем
сознание других. Такая тенденция указывает
на субъективизм философии Декарта.

35. Рационалистическая философия Р.Декарта

• Доказано Я(если бы я перестал мыслить, не стало
бы более доказательства моего
существования).Я – субстанция, вся природа,
сущность которой состоит только в мышлении.
• Мыслящее «Я» – мыслящая субстанция является
субъектом в системе Декарта. Однако Декарт
сознавал, что «Я» как особой субъективной
единичной мыслящей субстанции надо найти
выход к объективному миру.

36. Рационалистическая философия Р.Декарта

• Иначе говоря, гносеология должна опираться на
учение о бытии – онтологию.
• Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести
базовое, основополагающее понятие, которое
характеризовало бы сущность бытия.
• В качестве такового философ выводит понятие
субстанции.

37. Рационалистическая философия Р.Декарта

• Субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для
своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким
качеством обладает только одна субстанция, и ею может
быть только Бог, который вечен, несотворим,
неуничтожим, всемогущ, является источником и
причиной всего.
• Однако будучи Творцом, Бог создал мир, также
состоящий из субстанций. Сотворенные субстанции
самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По
отношению же к высшей субстанции – Богу – они
производны, вторичны и зависят от него. Субстанции
делились на 2 рода: материальные и духовные.

38.

• Материальные субстанции отождествлялась с
природой, состоящей из вещей.
• Их свойства: протяжение, как коренное свойство (в
длину, в высоту, в глубину, в ширину), делимость до
бесконечности, их модусы (единичные проявление,
свойства субстанции, производные от коренного):
форма, движение, положение в пространстве и т.д.
• Декарт полагал, что все в природе подчинено
механическим законам, которые могут быть
исследованы с помощью математической науки –
механики.

39.

• Именно в это время формируется
механистическая картина мира (первой к. мира
была – вещественная – в античности).
• Природа представлялась Декарту как гигантский
механизм, приводимый в движение
божественным «первотолчком».

40.

• Духовные субстанции – это идеи.
• Они обладают кореным свойством – мышлением и
неделимы.
• Их модусы: чувства, желания, ощущения и т.д.
• Так как идеи производны от Бога, им
присущи врожденные идеи, а не приобретенные в опыте.
• К врожденным идеям относятся: идея Бога как существа
всесовершенного, идеи чисел и фигур, а также наиболее
общие понятия, как например, «из ничего ничего не
происходит».

41.

• Человек является единственным существом, в
котором соединяются и существуют обе (и
материальная, и духовная) субстанции, и это
позволяет ему возвыситься над природой.
• Метафизика Декарта –
это дуализм субстанций. На ней основывались
два важных учения: материалистичес5кая физика
и идеалистическая психология.

42.

• Особо отметим, что Бэкон и Декарт положили
начало раскола всей действительности на субъект
и объект.
• Субъект – это носитель познавательного
действия, объект – это то, на что направлено это
действие.

43. Готфрид Лейбниц (1646-1716)

Готфрид Лейбниц (1646-1716)
• IV. Последним видным
представителем философии Нового
времени считается немецкий ученый
математик, юрист, философ –
Готфрид Лейбниц (1646-1716).

44. Монадология Г.Лейбница

• Изучив теорию Декарта о субстанции, Лейбниц пришел к
выводу об их несовершенстве.
• Он не принял дуализма Декарта в смысле разделения им всех
субстанций, с одной стороны на Бога и сотворенные им
субстанции, с другой – на материальные и духовные.
• Лейбниц противопоставил им концепцию о
множественности субстанции.

45.

• Весь мир состоит из огромного количества
субстанций, имеющих не дуалистическую, а
единственную природу.
• Данные субстанции называются монадами.
• Монада (греч.) – «единое» или «единица». Монада
есть нечто простое, неделимое, не материальновещественное образование.
• Монада обладает 4 качествами: стремлением,
влечением, восприятием, представлением.

46.

• По своей сути монада – это деятельность,
единое, непрерывно меняющее свое состояние. В
силу непрерывности своего существования
монада осознает себя.
• Они замкнуты и независимы друг от друга (по
мнению Лейбница, «не имеют окон, через
которые что-либо могло бы войти туда и оттуда
выйти»).

47.

• Существует 4 класса монад:
• «голые монады» – лежат в основе неорганической
природы (камней, земли, полезных ископаемы);
• монады животных – обладают ощущением, но
неразвитым самосознанием;
• монады человека (души) – обладают сознанием,
памятью, уникальной способность разума мыслить;
• высшая монада – Бог.

48.

• Мы рассмотрели философские концепции наиболее
известных рационалистов XVII в.
• В центре их внимания были проблемы гносеологии, хотя и
в тесной связи с онтологическим основанием.
• В XVII в. для философии были характерны критика
Cредневековой схоластики и апелляция к разуму.
• В дальнейшем, новоевропейская метафизика послужила
поводом развития философии, в которой критиковались
умозрительные концепции метафизики, которым
противопоставлялась эмпирическая теория познания

49. Вывод

• В XVII веке происходит процесс, в известном
смысле аналогичный тому, какой мы наблюдали в
период становления античной философии. Как в
VI и V веках до н.э. философы подвергали
критике мифологические представления, называя
их "мнением" в противоположность "знанию",
так и теперь идет критика средневекового, а
нередко и возрожденческого сознания, и потому
вновь так остро стоит проблема предрассудков и
заблуждений.

50. Вывод

• Критическая функция философии снова выходит
на первый план.
• Не случайно поэтому не только Бэкон, но и
Декарт начинает свое философское построение
именно с критики, которая носит у него форму
универсального сомнения - сомнения не только в
истинности наших знаний, но и вообще в
реальном существовании самого мира.
English     Русский Правила