Похожие презентации:
Искусство древнерусского государства 11-12 веков. Киевская Русь
1.
2.
Киевская Русь в 1237 году3.
Первым единым государством на территории нашей страныбыла Киевская Русь. Под властью Киева объединились
племена восточных славян.
Славяне были язычниками: единого верховного божества
они не имели; у каждого племени были свои наиболее
почитаемые боги. Языческие божества олицетворяли
природные явления и покровительствовали разным видам
деятельности человека.
Изображений их не сохранилось. Однако в орнаментах на
керамических сосудах, в деревянной резьбе, глиняной
игрушке и мотивах народной вышивки вплоть до наших дней
используются понятные всем славянам знаки солнца, дождя,
грозы.
Изображаются богини, покровительствующие домашнему
хозяйству и рождению детей, божества, охраняющие скот и
посевы.
4.
Славянские мотивы и символы в русской народнойвышивке
5.
Славянские мотивы и символы в русскойвышивке и кружеве
6.
Славянские мотивы в русской домовойрезьбе
7.
Новый этап в жизни нашихпредков был связан с правлением
князя Владимира Святославовича.
Ему стало ясно, что единое
сильное государство, каким он
видел Киевскую Русь, должно
иметь единую религию.
Сначала Владимир попытался
создать единый пантеон богов на
основе
древних
языческих
верований.
Верховным
божеством стал Перун – бог грозы
и войны, покровитель княжеского
дома.
На холме под Киевом повелел создать капище Перуна –
священный холм, в центре которого стояла его золотая статуя.
8.
Князь ВладимирОднако язычество не смогло
объединить
разрозненные
племена в единый народ. И тогда
Владимир решился на принятие
Русью одной из мировых религий,
которые
к
тому
времени
насчитывали
уже
миллионы
приверженцев.
Политика и экономика Киевской
Руси больше всего зависела от
Византии
–
государства,
располагавшегося на территории
Балканского полуострова и Малой
Азии. Столицей Византии был
Константинополь, говорили там на
греческом языке, поэтому на Руси
византийцев называли греками.
9.
Прежде, чем решиться принять одну из религий, Владимиротправил послов в разные страны для того, чтобы поближе
познакомиться с вероучениями и поприсутствовать на
богослужениях.
Самые яркие впечатления привезли послы, побывавшие в
Византии. О богослужении в храме Святой Софии
Константинопольской они вспоминали: «Не ведаем, где были,
на небе или земле». Так к политическим и экономическим
причинам прибавились впечатления от византийской музыки,
архитектуры и мозаик.
10.
Храм Святой Софии Константинопольской11.
12.
Князь Владимир принялкрещение
в
Корсуни
(Херсонесе)
на
территории
Крыма.
Корсунь
была
Византийской колонией.
Вернувшись в Киев,
Владимир крестил в водах
Днепра киевлян. В 988
году
Русь
приняла
христианство
в
его
православном варианте.
Крещение князя
Владимира в Корсуни.
Картина В.Васнецова
13.
Искусство Древней Руси стало искусством религиозным.Строились и расписывались храмы, писались иконы,
переписывались и украшались миниатюрами книги. Всё это
было связано с утверждением, распространением и
бытованием православной веры.
Одной из потребностей стало возведение храмов. К концу X
века русичи не владели навыками каменного строительства.
Поэтому церкви стали строить из дерева. Дерево было
привычным материалом, из него издавна строились дома и
крепости, изготавливались орудия труда, утварь и посуда. И
первые деревянные храмы мало чем отличались от жилых
домов – изб.
Но с принятием христианства на Русь из Византии приходит
и каменная архитектура.
14.
Первым каменным храмом на Руси стала церковь УспенияБогоматери в Киеве, прозванная Десятинной (989-996 гг.),
поскольку князь отдавал на её содержание десятую часть
своих доходов.
Она
строилась
византийскими
мастерами, из традиционного для
Византии строительного материала –
тонкого квадратного кирпича - плинфы.
За основу был взят крестово-купольный
тип храма. Внутри храм украшали
фрески, мозаики, мраморные панели.
Пол
был
инкрустирован
разноцветными
мраморами,
образующими геометрические узоры.
Церковь называли «марморяной», что
подтверждают
многочисленные Крестово-купольный
находки мраморных деталей.
тип храма
15.
Десятинная церковь в Киеве. Художественная реконструкция16.
Руины Десятинной церквина рисунке 1826 года
(иногда описывается как
копия работы А. ван
Вестерфельда)
17.
Десятинную церковь окружали княжеские дворцы, тожеиз плинфы. Все эти постройки погибли в 1240 году во время
нашествия на Русь Батыя.
Сейчас облик Десятинной церкви известен только
благодаря археологическим раскопкам (сохранились
фундаменты) и научным реконструкциям.
18.
Фундамент Десятинной церкви.Современная фотография
19.
Новый этап в архитектуреКиевской Руси начался во
время
правления
князя
Ярослава Мудрого (1019 1054).
По
его
указанию
в
середине XI века был
возведён самый большой и
величественный
храм
–
собор Святой Софии в Киеве.
Основой его стала также
крестово-купольная
композиция.
20.
Собор Святой Софии в Киеве. Современный вид21.
Архитекторы, строившие собор Святой Софии в Киеве,взяли за основу крестово-купольную композицию
византийских храмов, но на её основе возвели
грандиозный тринадцатиглавый (с 13 куполами) храм,
способный вместить большую часть населения тогдашнего
Киева. Число глав (куполов) церковного здания в
древнерусской архитектуре всегда символично. 13 глав
Софийского собора символизируют Христа и двенадцать его
учеников (апостолов).
Внутреннее убранство храма тоже создавалось по
византийским канонам, но с учётом местных условий.
Главное место в оформлении интерьера отводилось
мозаикам и фрескам. Значительная их часть сохранилась до
наших дней.
22.
Собор Святой Софии в Киеве:реконструкция первоначального облика
23.
Интерьер храма Святой Софии в Киеве24.
Мозаики храма Святой Софии в Киеве: ХристосПантократор в окружении архангелов. Мозаика в куполе
25.
ХристосПантократор
из храма
Св.Софии в Киеве
26.
Евангелист Марк в одном из парусов собора Святой Софии27.
БогоматерьОранта
изображена с воздетыми в
молитве руками. В такой
позе во времена раннего
христианства изображались
молящиеся на стенах и
сводах римских катакомб.
Такая поза Оранты –
символ вечной молитвы
Богоматери за весь род
человеческий. На Руси это
изображение
получило
название
«Нерушимая
стена».
Богоматерь Оранта
(Нерушимая стена)
28.
БлаговещениеМозаика из Софии Киевской
29.
Мозаика храма Святой Софии Киевской: Евхаристия(Причащение Апостолов)
30.
В нижнем ярусе абсиды изображены отцы и учители церкви:христианские епископы, священнослужители, учителя веры.
31.
Мастера, создававшие мозаики храма, использовалимножество оттенков каждого цвета (например, зелёного – 34,
коричневого – 25, синего – 21, красного - 19). Нетрудно
представить, какое сильное впечатление производили эти
изображения, выступающие из полутьмы в тёплом свете
живого огня свечей.
Мозаика не стала главной техникой украшения
древнерусских храмов. Возможно для русичей она оказалась
слишком сложной и требующей редких материалов.
Ведущей техникой монументального искусства стала фреска.
32.
Фреска из собора Святой Софии Киевской сизображением жены и дочерей князя Ярослава Мудрого
33.
Во времена Ярослава Мудрого собор был наполнен иконами,богослужебными книгами, сосудами, произведениями лицевого
шитья.
Древнерусское лицевое шитьё («живопись иглой») —
вид декоративно-прикладного искусства, распространённый в
эпоху Древней Руси, сформировалось под непосредственным
воздействием Византии. Его сюжетные изображения близки к
художественному и образному строю иконы и фрески.
34.
Обычно произведения шитья состоят из основногоизображения — святых, сцен их жития, евангельских или
библейских сюжетов и каймы с подобными же
изображениями или орнаментом.
В основном это предметы церковного назначения: судáри
(покровцы - небольшие платы), плащаницы (платы большого
размера с рисованными или вышитыми изображениями)
шитые пелены под иконы, хоругви, одежды и покровы
на
престолы
и
жертвенники,
покровы
на раки с мощами святых, а также облачения духовенства;
редко шитые иконы. Эти произведения сделаны из дорогих
тканей серебряными, золотыми и шелковыми нитями.
35.
Шитые произведения отличал сложный процесс ихсоздания. Иногда над одним произведением работали
несколько художников: «знаменщики» — иконники и
иконописцы, травщики и словописцы, которые «знаменили»,
то есть рисовали изображения, узоры («травы») и
надписи («слова») «под шитье».
«Знаменовали» образец на бумаге, а с бумаги переводили
на ткань. Иногда рисовали прямо на ткани, а затем
знаменовали
на
бумагу.
Для
знаменных
дел
употребляли чернила, сажу, белила, сурик и другие краски.
Знаменщики
шитых
произведений
обычно
были
профессиональными
иконописцами,
орнаменталистами
и каллиграфами. Нанесенный ими на ткань рисунок
мастерицы обметывали белыми нитками, а затем вышивали.
36.
Пелена великомученица Ирина37.
Шитье церковных пелен считалось делом богоугодным. Вкаждом более или менее богатом доме Древней Руси были
особые светлые комнаты, отведённые для женского
рукоделия, — «светлицы». В этих светлицах под руководством
хозяйки дома работало иногда до полусотни мастериц.
Славились своим шитьем и женские монастыри. Среди
вышивальщиц были царицы и княгини, боярыни и
монастырские старицы, купеческие жёны и простые
мастерицы. Само вышивание было трудоёмким и длительным
процессом, над одним произведением часто работали
несколько мастериц. Выполненные в многочисленных
светлицах произведения лицевого шитья дарили в церкви и
монастыри. Пелены и целые шитые иконостасы, хоругви и
знамена сопровождали различные торжественные шествия и
церемонии, а также воинские смотры и походы. Памятники
шитья как ценные предметы дарили представителям
духовенства других православных стран.
38.
Икона – это произведение искусства особого рода,непохожее на картину. Поэтому художник должен следовать
законам иконографии, канонам. Мастера применяли образцы
– рисунки, позднее прориси (контурные кальки, которые не
позволяли отступать от образца).
Сейчас из икон, находившихся когда-то в храме,
сохранились только «Богоматерь Великая Панагия»
(«Ярославская Оранта») и «Богоматерь Печерская».
Некоторые неточности в рисунке этих икон выдают руку
русского художника, не имевшего ещё достаточного опыта.
Считается, что его имя – Алимпий. Однако, православные
иконописцы обычно не подписывали своих произведений, и
авторство устанавливается учёными лишь косвенно,
благодаря упоминанию в летописях и других документах.
Гораздо чаще бывает известно имя заказчика.
39.
Иконы писали на досках: в Византии – на кипарисовых, наРуси – на липовых и сосновых. Доску покрывали левкасом –
меловым грунтом. Затем наносили контуры рисунка, по
которому писали красками.
40.
Краски иконописцы растирали на яичном желтке, онибыли очень прочными и яркими. Сверху икону покрывали
олифой – веществом на основе растительного масла. Плёнка
олифы защищала живопись от влаги и повреждений (сейчас
для этого используют лак).
Олифа со временем темнеет. Яркие краски тускнеют,
закрывая живопись чёрной пеленой. Такую икону в старину
считали «непригодной». От них приходилось избавляться.
Существовало несколько способов:
в половодье их пускали по реке ликом вверх;
выносили на перекрёсток и после чтения специальных
молитв (молебен) сжигали;
иногда доску с потемневшим изображением «записывали»
новой живописью, сохраняя таким образом на века более
древнюю.
Реставраторы, расчищая древние иконы, часто вынуждены
снимать несколько слоёв более поздней живописи.
41.
Иконы из собора Святой Софии Киевской:Богоматерь Великая Панагия и Богоматерь Печерская
42.
Вместе с христианством пришла на Русь книга.Средневековая книга заключала в себе молитвы и
богослужебные песнопения, жития святых и поучения Отцов
Церкви.
Летописи и хроники начинались библейской историей,
своды законов не обходились без ссылок на Божью волю.
Философия, география, политика и простая житейская
премудрость
основывались
на
религии.
Слово
воспринималось как носитель премудрости Божьей, а книга –
как хранитель слова истины. Поэтому отношение к книге было
бережным, благоговейным.
43.
Для такого отношения были и вполне земные причины.Книги писались на пергамене – тонких листах особым
способом обработанной телячьей кожи, пергамен стоил очень
дорого. Для того, чтобы переписать книгу требовалось целое
небольшое стадо.
В XIV веке на Руси впервые появилась бумага, которая
вначале тоже была очень дорогой. Высоко ценился и труд
переписчиков, поскольку требовалось от них владение
навыками красивого, почти рисованного письма.
Древнейший русский книжный шрифт назывался устав.
Каждую букву уставного письма наносили на пергамен с
особым тщанием, каждое слово требовало труда.
Позднее устав сменился полууставом и скорописью –
более простыми в начертании, однако от переписчиков попрежнему требовалось высокое мастерство и изящество
письма.
44.
Образцы древнерусских шрифтов:Устав
Полуустав
45.
Главные элементы художественного оформления книги –это миниатюры, заставки и инициалы.
Миниатюрой называется многоцветная иллюстрация
небольшого размера.
Заставка
–
небольшая
орнаментальная
или
изобразительная композиция, выделяющая и украшающая
начало какого-либо раздела книги.
Миниатюра, как правило, сложнее заставки, она
представляет собой маленькую картину.
Инициал (буквица) – это заглавная буква увеличенного
размера, расположенная в начале текста книги, главы, части
или абзаца. Инициалы часто превращались в сложные
рисунки, изображавшие диковинных зверей, птиц, чудовищ,
сражающихся воинов, скоморохов и глашатаев. Их выделяли
киноварью (красной краской), золотом, иногда – несколькими
красками одновременно.
46.
Образцы древнерусских рукописных инициалов47.
Самой древней из дошедших до нас древнерусских книгявляется Остромирово Евангелие, выполненное в Киеве в XI
веке по заказу новгородского посадника Остромира.
Оно оформлено в византийских традициях. Изображения
евангелистов Луки, Иоанна и Марка помещены в сложные
орнаментальные рамки. Фон и основные линии рисунка
выполнены золотом. Цветовая гамма складывается из сочных,
насыщенных красок, среди которых главенствуют яркокрасная и тёмно-синяя.
Рисунок отличается изяществом, тонко прорисованы
ниспадающие складки одежд евангелистов.
48.
Остромирово Евангелие – древнейшая русскаярукописная книга
49.
Заставка сизображением
евангелиста Луки
из Остромирова
Евангелия