Похожие презентации:
Русское искусство периода феодальной раздробленности
1.
2.
Древнерусское Искусство.Искусство Владимиро-Суздальской Руси.
3.
Лесные земли Ростово-Суздальского княжества долгоевремя были глухой окраиной Киевской Руси. Первая столица –
Ростов - возникла только в X веке.
В начале следующего столетия князь Владимир Мономах
основал Ярославль, Суздаль и город на реке Клязьме,
получивший его имя, - Владимир. Строить его начали киевские
мастера.
Первым самостоятельным ростово-суздальским князем
стал сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий. Он воевал
за киевский великокняжеский престол, а собственную землю
рассматривал как базу, оплот для решающего броска на
стольный град. Своей резиденцией Юрий Долгорукий избрал
пустынное место под Суздалем - Кидекшу.
4.
5.
В Древней Руси слово «город» означало огороженноезащищённое место. Поэтому города Юрия - это городакрепости: Переславль - Залесский, Юрьев - Польской, Дмитров,
Москва. Сохранившиеся защитные валы Переславля достигают
в высоту шестнадцати метров.
6.
Город Переславль-Залесский был основан князем ЮриемДолгоруким на берегу Плещеева озера
7.
Валы древнего Переславля, возведённые Юрием Долгоруким8.
В Переславле-ЗалесскомЮрий Долгорукий заложил
Спасо-Преображенский
собор. Его облик прост и
суров.
Храм
почти
кубический,
приземистый,
тяжёлый. Стены сложены из
гладких,
идеально
пригнанных блоков белого
камня.
Начиная с построек Юрия
Долгорукого
архитектура
княжества
стала
белокаменной.
Спасо-Преображенский собор
9.
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском10.
На стенах храма отсутствует декор. Его опоясывает полочкаотлив (выше неё стена становится более тонкой), арочныйпоясок украшает апсиды.
Могучий шлем главы напоминает воинский: храм похож на
своего заказчика, воителя Юрия Долгорукого. А зубчатые
городки под главой похожи на украшение парадного шлема.
Городки появились уже при преемнике Юрия князе
Андрее, который достраивал собор.
11.
Элементы декора Спасо-Преображенского собора:городки и арочки
12.
13.
Внутри Спасо-Преображенского собора мощные столбынесут теряющиеся в полумраке своды. Узкие окна напоминают
щели бойниц, и свет, проникающий в них, пронзает сумрак
тонкими лучами.
14.
Фрагменты интерьера Спасо-Преображенского собора15.
Фрагменты интерьера Спасо-Преображенского собора16.
При реставрации Спасо-Преображенского собора на егостенах было обнаружено несколько древнерусских граффити.
Особенность Спасо-Преображенского собора в том, что его
фасады были покрыты рисунками и надписями ещё в процессе
строительства, до побелки стен. Среди граффити была найдена
уникальная надпись-сообщение XII века об убийстве князя
Андрея Боголюбского и список имён его убийц.
Надпись была процарапана на южной апсиде, покрыта
слоями грязи и краски и нуждалась в реставрации. Это был
уникальный текст, касающийся событий 800-летней давности —
убийства владимирского князя Андрея Боголюбского.
Учёные сообщают, что этот документ является древнейшим
датированным письменным памятником Северо-Восточной
Руси. Однако однозначной оценки открытия в научной среде
пока нет. Ученые выражают сомнение в подлинности как
расшифровки,
так
и
датировки
надписи.
17.
«Месяца июня 29убиен бысть
князь Андрей
своими паробкы
(слугами), овому
вечная память,
а сим — вечная
мука»
Надпись с сообщением об убийстве Андрея Боголюбского
18.
Юрий осуществил своё намерение и захватил Киев, носкоропостижно умер после богатого пира. Сердце его сына
Андрея принадлежало родному княжеству. Незадолго до
смерти отца он самовольно ушёл туда из Киевской земли,
забрав с собой чудотворную икону Богоматери, которая
после прославилась на Руси под именем Владимирской.
Предание гласит, что кони, везшие повозку с иконой,
остановились недалеко от Владимира и не двигались с
места. Богоматерь словно не желала отправляться дальше;
Андрей решил сделать столицей унаследованного им
княжества не Ростов и не Суздаль, а молодой город
Владимир.
19.
Под Владимиром, наместе
остановки,
Андрей основал городзамок,
названный
Боголюбовом, а сам
получил
прозвание
Боголюбского.
20.
21.
22.
Размах строительства, предпринятого князем Андреем,удивляет: за восемь лет его правления в княжестве, которое
стало называться Владимиро-Суздальским, было возведено
больше каменных зданий, чем за тридцать два года
правления Юрия Долгорукого.
Андрей мечтал превратить Владимир в новую столицу,
которая ничем бы не уступала бы Киеву.
Замыслив соперничество с Киевом, князь Андрей заложил
Золотые ворота, подобные киевским (они и сейчас стоят в
городе).
23.
Золотые ворота воВладимире,
построенные
князем Андреем
Боголюбским
24.
Кроме Золотых ворот был заложен огромный Успенскийсобор во Владимире. По высоте он превосходил все
построенные ранее русские храмы - в том числе и Софию
Киевскую. По площади храм Андрея Боголюбского был
значительно меньше Софии Киевской, но обладал лёгкостью и
стройностью. Стены и столбы стали тоньше; на фасадах
появились плоские четырёхгранные полуколонны - пилястры.
Они заканчивались изящными лиственными капителями.
Арочки образовали красивый аркатурно-колончатый пояс.
Между его колонками были написаны изображения святых.
Сверкали золочёной медью порталы, глава и несущий её
барабан.
25.
Успенский собор во Владимире26.
Успенский собор во Владимире27.
Аркатурноколончатыйпояс
28.
Аркатурно-колончатый пояс на фасаде29.
КапительУспенского собора.
Владимир
30.
Впервые на стенах снаружи Успенского собора быливырезаны в камне рельефные изображения. На одном из них
грифоны ( существа с львиным туловищем, орлиной головой и
крыльями) возносили на небо Александра Македонского.
На другом рельефе - сорок севастийских мучеников,
брошенных за исповедование христианства в холодное озеро,
на третьем - три отрока, ввергнутые вавилонским царём
Навуходоносором в горящую печь. Есть здесь женские и
львиные маски. Все эти изображения говорили о
божественном покровительстве владимирскому князю и его
подданным.
31.
Сорок мучеников Севастийских32.
Вошедшего в храм поражали яркие росписи, полы изцветных майоликовых плиток, драгоценные ткани и ковры.
Весь облик собора характеризует своего строителя князя
Андрея: не сурового воина, а рачительного хозяина и
утонченного ценителями искусства.
33.
Успенский собор во Владимире. Фрески А.Рублёва34.
Не уступала по роскоши владимирскому собору княжескаяцерковь Рождества Богородицы в Боголюбовском замке, куда
князь Андрей любил водить почетных гостей.
Такой церковью можно было гордиться. Её купол несли не
столбы, а круглые колонны, которые завершались пышными
золочеными капителями, напоминающими короны; полы
сверкали плитами красной меди.
Внутри было светло и просторно; высоко возносились хоры,
где во время службы стоял князь со свитой. Золотая глава
Рождественской церкви и две высокие лестничные башни
белокаменного дворца были видны издалека.
Церковь до нашего времени не дошла, а вот одна из башен
и переход во дворец сохранились.
35.
Боголюбово: церковь на местекняжеского дворца и
лестничная башня,
сохранившаяся со времен князя
Андрея
36.
Архитектурный ансамбль Боголюбова оказался в центребурной и жестокой политики. В древнерусской «Повести об
убиении Андрея Боголюбского» рассказывается о гибели
князя в собственном дворце от рук боя Розанов отливов, о
том, как ступени стоящей и поныне лестничной башни
обагрились кровью хозяина.
37.
От Боголюбовского дворца открывается вид на постройку,ставшую символом древнерусской архитектуры, знаменитую церковь Покрова на Нерли.
Андрей велел поставить её в том месте, где река Нерль
впадает в Клязьму, в память о сыне, юном Изяслава, павшем
в бою с волжскими булгарами.
38.
Церковь Покрова на Нерли39.
Церковь невелика и гармонична. Абсиды словно утоплены втело храма, и восточная (алтарная) часть не перевешивает
западную. Красив резной убор церкви.
40.
Церковь Покрова на Нерли: белокаменная резьба41.
В центре каждого фасада наверху находится рельефнаяфигура библейского царя Давида фасада осевые. Давид
играет на лире, а слушают его львы, птицы и грифоны,
птица - символ человеческой души, а лев - символ Христа.
В Средние века считалось, что львица рождает
детёнышей мёртвыми и оживляет их своим дыханием. Это
воспринималось как прообраз Воскресения Христова.
Кроме того, лев будто бы спит с открытыми глазами,
подобно тому как Бог не дремлет, храня человечество.
42.
Церковь Покрова на Нерли: фрагмент декора. Царь Давид43.
Под львами и птицами в кладку вставлены загадочныемаски: юные лики с огромными очами и распущенными
волосами. Возможно, это изображения ангелов,
явившихся послушать Давида и прославить Богородицу.
44.
Церковь Покрова на Нерли: аркатурно-колончатый пояс45.
Церковь Покрова на Нерли: интерьер46.
Церковь Покрова на Нерли гармонично вписана вокружающий пейзаж. Она прекрасна издалека и вблизи,
среди снежных просторов и весенних разливов реки.
Этим особым мастерством-- соединять постройку с
ландшафтом - русские зодчие владели в полной мере.
Кажется, что пейзаж был таким всегда - просторным и
величественным, истинно русским, а небольшой
белокаменный храм был его сердцем.
47.
После убийства князя Андрея городом Владимиром сталиправить рязанские князья, прежде всего отправившие
владимирскую казну к себе в Рязань. Когда же они посягнули
на имущество церквей и на икону Владимирской
Богоматери, жители города восстали и позвали на княжение
брата Андрея - Михаила.
Михаил прожил недолго. Его наследником стал
следующий сын Юрия Долгорукого, Всеволод, получивший
за своё большое семейство прозвище Большое Гнездо. Ему
досталось хорошее наследство - богатое, обширное,
сильное, процветающее княжество.
48.
Все́волод Ю́рьевичБольшо́е Гнездо́
(в крещении Дмитрий,
1154 — 1212) — великий
князь владимирский
с 1176 года,
до этого в течение 35 дней
(с февраля по 24 марта 1173)
княжил в Киеве.
Всеволод Юрьевич —
сын Юрия Долгорукого,
младший брат Андрея
Боголюбского
49.
Скоро во Владимире случился большой пожар,повредивший Успенский собор. Надо было или
ремонтировать его, или строить заново.
Однако князь Всеволод поступил иначе: зодчие
обстроили старый храм галереями, заключив его в
огромный каменный футляр. Над галереями возвели ещё
четыре главы. Так собор стал пятиглавым и словно бы
ступенчатым.
50.
Всеволод Большое Гнездо51.
Близ Успенского собора князь устроил новый княжескийдвор, где решил поставить храм в честь своего покровителя
святого Дмитрия Солунского, потому что Всеволод при
крещении получил христианское имя Дмитрий.
Русские люди издревле почитали святого Дмитрия,
правителя города Фессалоники, который был казнён за
обращение в христианство многих жителей подвластного
ему города.
52.
Дмитровский собор воВладимире
53.
1210
8
Столбец 1
Столбец 2
Столбец 3
6
4
2
0
Строка 1
Строка 2
Строка 3
Строка 4
Дмитровский собор: фрагмент
54.
По богатству резного убранства Дмитровский храм неимеет себе равных. Резьбу его можно рассматривать
часами: ангелы, птицы, звери, фантастические существа и
растения сплошь покрывают стены. Под арочками
колончатого пояса стоят фигуры святых, а в полях закомар
расположены сюжетные сцены. Господствует среди них
изображение библейского царя Давида, поющего псалмы.
Мастера хотели изобразить весь мир, все живые творения,
прославляющими Творца. Нашлось место и для сюжета
«Вознесение Александра Македонского», а на другом
фасаде появился портрет самого Всеволода с сыновьями;
новорожденного сына князь держит на руках. Выбор этих
сюжетов продиктован назначением собора – княжеского
домового (семейного) храма.
55.
Дмитриевский собор во Владимире. Рельефы56.
57.
58.
Белокаменная резьба Дмитровского собора59.
Белокаменная резьбаДмитровского собора
60.
В Дмитровском соборе относительно хорошо сохраниласьфреска «Страшный суд». Она расположена в западной части
здания под хорами. Двенадцать апостолов восседают на
тронах; позади них стоят ангелы. Рядом – райский сад с
Богоматерью на троне и шествие праведных жён (женщин)
в рай. Его возглавляет апостол Пётр, а замыкают два
трубящих ангела.
В росписи различают три манеры письма. Главным был,
вероятно, греческий мастер. Он писал фигуры апостолов и
значительной части ангелов. Ему присущи тонкое
композиционное чувство, безупречное владение рисунком,
дар колориста.
Помимо главного мастера над созданием фрески
работали и его русские ученики. Написанные ими лики
святых проще, рисунок неточен.
61.
Композиция «Страшный суд» из Дмитровского собораг.Владимира
62.
Обычно одновременно с фресками писались для храма ииконы. Одна из них – икона «Дмитрий Солунский».
Покровитель владимирского князя показан на ней в виде
правителя, сидящего на троне. На коленях Дмитрия ножны,
которые он придерживает левой рукой, а правой вынимает из
них меч. Возможно, в облике святого отразились конкретные
черты князя Всеволода.
63.
Икона«Дмитрий Солунский»
из Дмитровского
собора г.Владимира