2.56M
Категория: ПедагогикаПедагогика

Хлеб - всей жизни голова ( 5 класс)

1.

Классный час на тему:
«Хлеб – всей жизни голова»
Подготовила
классный руководитель 5 класса
Долинская О.А.

2.

Цель:
• научить детей бережному отношению к хлебу;
• познакомить детей с тем, как выращивают и производят хлеб;
• воспитывать уважение к людям труда ( хлеборобам,
хлебопекам);
• обобщить знания о хлебе, о разнообразии хлебобулочных
изделий;
Задачи:
• систематизировать, углубить и расширить знания детей о хлебе;
• прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу;
• воспитывать уважение и благодарное отношение к труду
хлеборобов;
• учить детей размышлять, делать выводы, анализировать
ситуации;
• развивать сообразительность, быстроту мышления, речь,
внимание учащихся. Активизировать речь детей, их словарный
запас;
• воспитывать чувство взаимопомощи и понимания при работе в
малых группах, коммуникативная компетентность;

3.

ПОМНИТЕ О ХЛЕБЕ
Знаете, однажды я увидел,
Как старик прощение просил.
Он буханку хлебушка обидел
Тем, что вдруг на землю уронил.
Перед нею встал он на колено,
В пополам согнувшись, кое-как.
Сор стряхнул с горбушки… Неумело
На себя навесил крестный знак.
«Ты прости меня краюха хлеба,
Я неловким стал на склоне лет.
Станет пусть свидетелем синь неба,
Ничего важней тебя здесь нет.

4.

Дорогие ребята! Как вы уже сказали, мы поговорим о хлебе. Мы
встречаемся с ним каждый день, без него не обходится ни скромный
завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает
нас от рождения до глубокой старости – добрый наш друг, имя
которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.
Хлеб всегда считается символом благополучия и достатка, этот
продукт питания – самое надежное средство защиты людей от голода.
Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас не было, но
хлебные поля уже росли и тогда. Однако зерна пшеницы отличались от
наших, они были намного мельче и другие на вкус.
Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного
века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего
было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы
зёрна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился
растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер
человек оставил горшок пшеничной каши у огня. Огонь незаметно
подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот
разбудил человека. Он подбежал к костру увидел, что его еда
превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и
вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек
зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь
хлеб.

5.

6.

Ученые полагают, что первый хлеб был выпечен не менее 15 тыс. лет
назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне
осушенного озера буханка хлеба, выпеченная 6 тыс. лет назад. Профессия
пекаря – одна из древних на земле. Особенно ценился тот пекарь, который
умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли
себе позволить купить только очень богатые люди.

7.

Как появился хлеб на Земле? Это величайшее открытие совершилось
в глубокой древности, свыше 15 тысяч лет назад. По мнению ученых,
именно в те далекие доисторические времена человек впервые стал
собирать и культивировать хлебные злаки, которые были предками
наших теперешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. В каменном веке люди
ели зерна в сыром виде, а затем научились растирать их между камнями
и смешивать с водой. Так появились первые мельничные жернова, первая
мука и первый хлеб. Первый хлеб был в виде жидкой каши. Археологи
точно установили, что прапрабабушкой нашего хлеба была жидкая
зерновая каша, которую и сегодня еще употребляют в виде хлебной
похлебки в некоторых странах Азии и Африки.
Когда человек научился добывать огонь и стал применять его для
приготовления пищи, было сделано еще одно открытие. Это открытие,
скорее всего, было сделано случайно: человек стал поджаривать
раздробленные зерна перед тем, как смешивать их с водой, и убедился,
что каша из таких обработанных огнем зерен гораздо вкуснее той,
которую он ел до этого — из обычных сырых зерен.
Первобытные люди питались такой зерновой пищей до тех пор, пока
не научились выпекать пресный хлеб в виде лепешек из густой зерновой
каши-теста. Эти плотные, не разрыхленные, подгорелые куски зерновой
массы мало напоминали наш хлеб, но именно с их появлением началась
на земле эпоха хлебопечения.

8.

В Древнем Риме также существовали пекарни с широким
ассортиментом хлебных изделий. До наших дней сохранился воздвигнутый 2
тысячи лет назад в Риме 13-метровый памятник-монумент Марку Вергилию
Эврисаку, потомственному пекарю, создавшему в столице Римской
империи несколько больших пекарен, которые снабжали хлебом почти весь
Рим. Барельефы, украшающие этот монумент, представляют собой
выполненные с большим мастерством сцены приготовления муки из зерна и
производство хлеба на всех, как теперь говорят, стадиях технологического
процесса. Мы видим древнеримские мельницы, жернова которых
приводились в движение силой рабов или лошадей; видим, как рабы в
пекарне месят тесто, формуют его на куски, выпекают хлеб в двух больших
печах. Другие рабы считают готовый хлеб, взвешивают его, складывают в
корзины.

9.

В начале средних веков при каждом замке и монастыре
создавались свои мельницы и пекарни, появлялись свои мукомолы и
хлебопеки. Позднее эти мастера образовали ремесленные цехи в тех
городских поселениях, которые стали развиваться вокруг замков.
Цехи пекарей средневековья славились превосходными мастерами.
Старинная гравюра дает представление о пекарне средневековой
Европы.

10.

С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом
ответственным и почетным. По свидетельству одного из древнейших
письменных памятников — «Домостроя», во многих поселениях были
специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих пекарнях
готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками. Кроме хлебников,
занимающихся,
как
бы
мы
сказали
теперь,
«промышленным
хлебопечением», хлеб выпекали, в каждом доме, и выполняли эту работу
обычно женщины. «Домострой» указывает, что для приготовления хлеба
мастера обязаны были знать, «как муку нужно сеять, сколько может
получиться высевков при этом, как приготовить квашню теста, замесить его,
как куски теста валять и испечь их, сколько надо брать муки на
приготовление нужного количества хлеба».
В XI столетии на Руси выпекали кислый, т.е. сброженный хлеб из
ржаной муки. Производство ржаного хлеба было большим искусством,
оно основывалось на применений' специальных заквасок, или квасов,
секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и
передавался из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба в
монастырских пекарнях на Руси выпекали просфоры и хлеб из
пшеничной муки, сайки, калачи и другие хлебные изделия. В летописях
X—XIII веков упоминаются «хлебы чистое зело», «хлебы с медом, маком,
творогом», ковриги, разнообразные пироги со всевозможной начинкой,
являющиеся непременной частью праздничного стола.

11.

В XVII веке в Москве работали большие по тем временам пекарни. Их
называли хлебными избами. До нас дошло описание такой избы,
расположенной на одной из московских улиц, в районе нынешнего проспекта
Калинина. Здесь в четырех печах выпекались пшеничные караваи, калачи,
ржаные буханки. В особой печи пекли пироги и ватрушки. Наиболее
крупной была хлебная изба в Измайлове, которая принадлежала царскому
двору и именовалась «хлебным дворцом».

12.

С древнейших времен к этому продукту человеческого труда —
хлебу нашему насущному — люди относились по-особому. Его
сравнивали с золотом, солнцем, самой жизнью. Недаром у многих
народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним
символом — кругом с точкой посередине. Хлеб берегли, в честь хлеба
слагали гимны, хлебом встречали самых дорогих гостей. Во все
времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному
оскорблению, какое можно нанести человеку. С детских лет учили
человека ценить и беречь кусок хлеба как самое большое на земле
богатство.
Хлеб насущный
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
«Хлеб всему голова!» —
В поле, в доме, в державе!
(Сатанович Роман )

13.

Хлебушек душистый
Вот он Хлебушек душистый,
Вт он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал,
пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
(Погореловский С. )

14.

Тема хлеба нашла отражение в творчестве многих
выдающихся художников и композиторов, писателей
(репродукция Шишкина «Рожь», музыка М. Блантера
«Пшеница золотая»).

15.

Я очень надеюсь, что все то, что вы узнали о хлебе,
о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом
выращивается, заставит вас по – новому относиться к
хлебу. Бережное отношение к хлебу и уважение к нему
должны быть в крови у каждого человека. Эти чувства
сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к
его труду. Каждый день беря в руки ломоть хлеба,
вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и
создаёт, подумайте о том, каким великим богатством
вы владеете и как его надо беречь.
Хлеб - жизни главная примета
И счастье – ежели он есть,
Несчастье – коли его нету!
Спасибо за внимание!
English     Русский Правила