1.82M

Николай Гаврилович Чернышевский

1.

Николай Гаврилович
Чернышевский

2.

1828 - 1889
Основные этапы
жизненного
и
творческого
пути

3.

• Родился 12 (24) июля 1828 г.
в Саратове в семье
священника.
• В 1842 г. поступает в
духовную семинарию.
Испытывает сильное
увлечение Н. В. Гоголем.
• В мае 1846 г. поступает на
отделение общей
словесности философского
факультета СанктПетербургского
университета. Параллельно
занимается
самообразованием.

4.

•Окончив университет,
в 1851 г. возвращается в Саратов,
где начинает работать учителем.
• Женится на О. С. Васильевой
(своеобразный акт самоутверждения).
•В мае 1853 г. переезжает в СанктПетербург.
•Знакомство с Н. А. Некрасовым.
Становится ведущим критиком
журнала «Современник».

5.

6.

•Защищает
диссертацию
«Эстетические
отношения искусства
к действительности».
Выступает на похоронах
Н. А. Добролюбова.

7.

•В июле 1862 г.
арестован и
отправлен в
Петропавловскую
крепость. В
тюремной камере
в течение
четырех месяцев
написан роман
«Что делать?».

8.

9.

"посвящается
другу моему
О. С. Ч.",
то есть Ольге
Сократовне
Чернышевской

10.

•В мае 1864 г. подвергнут
«гражданской казни», после чего
отправлен на каторжные работы в
Сибирь на 14 лет. Отказывается от
просьбы о помиловании. В Сибири не
прекращает творческую работу: по
ночам писал, а утром сжигал
написанное.
•В октябре 1883 г. переведен в
Астрахань, и лишь в 1889 г. получает
разрешение переехать в Саратов.

11.

12.

•Скончался 29 октября 1889 г.
•Даже после смерти Чернышевского
власти его боялись: запрещены были
некрологи и надгробные речи.

13.

«Есть имена, которые покрывают
собою работу целого поколения.
Имя одного человека становится
выразителем массового движения
— движения не темной массы, а
целых интеллигентных групп.
Для молодого поколения 60-х...
имя Чернышевского было таким
условным именем».
Н. А. Котляревский

14.

Русский "прогресс" переживал тогда свой
медовый месяц, когда за самыми ничтожными
исключениями, вся, можно сказать, интеллигентная
Россия была проникнута живейшим желанием
сдвинуться с места и разногласия были только в деталях,
а не в основных чувствах и стремлениях. Характерным
выражением этого единодушия может служить то, что
Чернышевский в конце 50-х годов около года был членом
редакции официального "Военного Сборника". К началу
60-х годов соотношение русских партий и единодушие
прогрессивного движения значительно видоизменяются.
С освобождением крестьян и подготовкой большей части
"великих реформ" освободительное движение и в глазах
правящих сфер, и в сознании значительной части
умеренных элементов общества получило законченность;
дальнейшее следование по пути перемен
государственного и общественного строя начинало
казаться ненужным и опасным.

15.

Но настроение, во главе которого стоял Чернышевский, не
считало себя удовлетворенным и все порывистее
стремилось вперед.
В конце 1861 и начале 1862 г. общая картина
политического положения резко видоизменилась.
Разразились студенческие беспорядки в СанктПетербургском университете, усилилось польское
брожение, появились призывающие молодежь и крестьян к
бунту прокламации, произошли страшные петербургские
пожары, в которых, без малейшего основания, но очень
упорно видели связь с нарождением в молодежи
революционных настроений. Добродушное отношение к
крайним элементам совершенно исчезло. В мае 1862 г.
"Современник" был закрыт на 8 месяцев, а 12 июня 1862
года был арестован Чернышевский и заключен в
Петропавловскую крепость, где просидел около 2 лет. Сенат
приговорил Чернышевского к 14 годам каторжной работы.
В окончательной конфирмации срок был сокращен до 7
лет. 13 мая 1864 г. приговор был объявлен Чернышевскому
на Мытнинской площади. Имя Чернышевского почти
исчезает из печати.

16.

17.

18.

В 1855 Чернышевский выдержал
экзамен на магистра, представив в
качестве диссертации рассуждение
"Эстетические отношения
искусства к действительности".
Диссертация была принята и
допущена к защите, но степень не
была дана, т.к. кто-то успел
настроить против Чернышевского
министра народного просвещения
А.С. Норова.

19.

ДИССЕРТАЦИЯ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
«ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ».
• «Всё здание русской
эстетики Чернышевский
сбрасывал с пьедестала
и старался доказать, что
жизнь выше искусства и
что искусство только
старается ей
подражать»
(Н. В. Шелгунов).

20.

Основные положения — (цитаты) из
диссертации, представляющие
эстетические взгляды
Н. Г. Чернышевского:
«природа и жизнь выше искусства»;
«прекрасно будет произведение
искусства действительно тогда только,
когда художник передал в произведении
своем все то, что хотел передать»;
«прекрасное есть жизнь»; «прекрасно
то существо, в котором видим мы жизнь
такою, какова должна быть она по
нашим понятиям; прекрасен тот
предмет, который выказывает в себе
жизнь или напоминает нам о жизни»;

21.

«сфера искусства не ограничивается
одним прекрасным и его так
называемыми моментами, а обнимает
собою все, что в действительности (в
природе и в жизни) интересует человека
— не как ученого, а просто как человека;
общеинтересное в жизни — вот
содержание искусства» .
«необходимость прекрасного в
искусстве выводится из
неудовлетворенности непосредственной
действительности»;
«первая цель искусства —
воспроизведение действительности».

22.

Общий вывод
В диссертации
Н. Г. Чернышевского
представлена
материалистическая трактовка
общеэстетических категорий,
дается установка на
общественное назначение
искусства и литературы.

23.

24.

Мрачный каземат Петропавловской крепости.
Ни один звук не проникает извне сквозь
толстые, холодные, сырые стены. Лишь гулкие
шаги часового, мерно шагающего по коридору,
слышны за железной дверью.
В одной из камер у откидного столика при свете
тусклой лампы склоненная над рукописью фигура.
Быстро покрываются страницы убористыми
строчками, листы сменяют друг друга.
Заключенный — государственный преступник,
известный публицист и литератор, один из
идейных вождей русского революционнодемократического движения — Николай
Гаврилович Чернышевский.

25.

Публицист, писатель, критик,
историк литературы, философ,
автор работ по эстетике и
политической экономии,
Н. Г. Чернышевский вошел
в литературу в 1853 г.,
опубликовав свои первые
рецензии в журнале
«Отечественные записки».
С 1855 г. он начал сотрудничать
в журнале «Современник».
Его деятельность — это целая
эпоха в развитии русской
критики и русской
общественной мысли.

26.

Но главным в деятельности
Чернышевского была борьба за свободу
народа.
Чернышевский горячо верил в грядущую
русскую революцию.
«У нас скоро будет бунт, а если он
будет, я буду непременно участвовать
в нем...»
Вместе с Добролюбовым и Некрасовым он
превратил «Современник» в боевую
трибуну революционной пропаганды.

27.

С лета 1861 по весну 1862
был идейным
вдохновителем и
советником революционной
организации
«Земля и воля».
С сентября 1861 находился
под тайным надзором
полиции.

28.

Чернышевский ясно видел, что
реформа 1861 г. не принесла
освобождения крестьянам, что она
представляла собой лишь новую форму
закабаления народа. Подлинное
освобождение народа, по его убеждению,
может принести только революция.
«К топору зовите Русь... — писал он
Герцену, — помните, что сотни лет уже
губит Русь вера в добрые намерения
царей».

29.

Растущий изо дня в день авторитет Чернышевского
представлялся царскому правительству — и не без
основания! — опасным.
Чернышевский, как «коновод молодежи» и «хитрый
социалист», был арестован.
А спустя почти два года, ранним пасмурным утром 19
мая 1864 г., в Петербурге на Мытнинской площади его
выставили у позорного столба с деревянной доской на
груди, на которой было написано «государственный
преступник». Под барабанный бой палач сломал
шпагу над его головой.
Но эта гражданская казнь Чернышевского, по словам
Герцена, превратилась в позор для ее устроителей.
Собравшийся на площади народ приветствовал
революционера.
На другой день Чернышевского отправили в Сибирь,
на каторжные работы.

30.

7 июля 1862 г.
Н. Г. Чернышевского арестовали
и заключили в Алексеевский
равелин Петропавловской
крепости.
В нем обычно содержали
наиболее опасных для
правительства людей. Здесь, в
одиночной камере,
Чернышевский пробыл
688 дней(22 месяца).

31.

РОМАН H. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
«ЧТО ДЕЛАТЬ?».
ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ.
• Написан в Петропавловской
крепости за четыре месяца.
Публицистическое обращение
зашифровано в художественную
форму. Роман представлен как
«учебник жизни». Рукопись
романа была подобрана на
тротуаре Литейного проспекта в
Санкт-Петербурге и за
вознаграждение передана в
редакцию «Современника».
Некрасов публикует рукопись.

32.

КОМПОЗИЦИЯ
А.В.Луначарский считал , что
роман «Что делать?» великолепно
построен…его внутреннее построение
идёт по четырём поясам:
«пошлые люди»,
«новые люди»,
«высшие люди»
и сны.

33.

«пошлые люди»
дворянская среда:
«грязь
фантастическая»
(Серж, Сторешников,
Соловцов)
праздность,
бессмысленность
существования,паразитизм
буржуазно-мещанская
среда:
«грязь реальная»
(Марья Алексеевна)
трудовая жизнь, целью
которой, однако, является
личная выгода

34.

«новые люди»
(Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, Катя
Полозова)
Сторонники «теории разумного эгоизма»,
рационалисты, для которых лишь ум является
высшим судьей. Они по-настоящему
счастливы тогда, когда счастливы другие
(связь между личным и общим), поэтому для
них понятия «хочу» и «надо» совпадают. Они
— люди дела (мастерские Веры Павловны) и
придерживаются новых взглядов на любовь.

35.

«Высшие люди»
«Особенный человек» — Рахметов
• Смыслом жизни этого профессионального
революционера становится «общее дело
исторического масштаба» (герой готовит себя
теоретически, занимается физической подготовкой,
приобщается к жизни народа).
• Качества, свойственные «новым людям»,
приобретают в образе Рахметова
гипертрофированные размеры, становится
«ригористом» (человеком чрезмерно строгим в
соблюдении каких-либо правил).

36.

Отношение автора
к «особенным людям»
«Мало их, но ими расцветает жизнь
всех; без них она заглохла бы, прокисла
бы; мало их, но они дают всем людям
дышать, без них люди задохнулись бы.
Велика масса честных и добрых людей, а
таких людей мало; но они в ней — теин в
чаю, букет в благородном вине; от них ее
сила и аромат; это цвет лучших людей, это
двигатели двигателей, это соль соли
земли»

37.

Структура романа включает
в себя временные категории:
прошлое(из которого проистекают
невежество, эгоизм, стремление к личной
выгоде и жестокость) — это мир, хотя и еще
существующий, но уже обреченный;
настоящее — мир развивающийся, в
котором складываются новые, основанные на
разуме отношения между людьми;
будущее — прекрасная пора человечества,
ростки которой уже очевидны.

38.

•К особенностям композиции могут
быть отнесены сцены-диалоги с
«проницательным читателем»
(персонифицирующий образ
противников идей революционной
демократии и оппонентов автора).

39.

Жанровое своеобразие
1. Те отрывки романа, которые иллюстрируют
«преобразующую мир силу рационального
мышления».

40.

«Непохожесть» романа
на другие произведения русской литературы
XIX века
Произведение глубоко философично и рассчитано на
рациональное восприятие.
Часть романа о «новых людях» представляет собой
утопию (от названия сочинения Т. Мора «Утопия»
(1516), содержащего нереальные планы, не осуществимые
на практике планы социальных преобразований).
Объективными предпосылками возникновения данного
жанра явились:
распространение новых социалистических воззрений
необходимость в новой идеологии,
первоначальная эйфория, быстро сменившаяся
разочарованием в реформах 60-х гг.

41.

УТОПИЧНОСТЬ И РЕАЛИСТИЧНОСТЬ
СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА
Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
В «снах» Веры Павловны
Основная тематика первых трех снов
Это притчи:
• первый «сон» «говорит» о любви к людям
• второй «сон» определяет основное содержание
жизни человека — труд
• третий«сон» раскрывает представление о любви
как еще одной главной составляющей жизни.

42.

43.

«Четвёртый сон Веры Павловны»
• это картина «светлого будущего», в
представлении Чернышевского.
Общество равных, где интересы одного
сочетаются с интересами всех, где люди
научились управлять силами природы и
преобразили облик земли, где достигнута
полная гармония развития и реализации
личности.

44.

В швейной мастерской
Веры Павловны.
Иллюстрация
П. Пинкисевича
к роману
Н. Г. Чернышевского
«Что делать?».

45.

Слабые стороны социального
идеала Н. Г.Чернышевского
фанатизм «особенных людей»
агрессивное вторжение в силы
природы (что чревато
экологическими катастрофами)
невозможность сделать всех
счастливыми и т. д.

46.

«Новые люди» — это передовая, прогрессивно настроенная
интеллигенция из разночинцев.
К «новым людям» он и был обращен в первую очередь.
«Добрые и сильные, честные и умеющие, недавно вы начали
возникать между нами, — говорил Чернышевский, — но вас уже не
мало и быстро становится все больше».
Показать этих людей, с их настоящими мыслями и чувствами, и тем
опровергнуть распространяемую о них клевету — такова была часть
задачи, поставленной себе Чернышевским.
Вместе с этим он стремился самим «новым людям» лучше разъяснить
стоящие перед ними революционные задачи, показать, к чему они
должны стремиться и какие качества воспитывать в себе, чтобы
оказаться достойными этих задач и с ними успешно справиться.
Призыв к революции, пропаганда новой морали, всестороннего
освобождения женщины, прославление труда, изображение тех или
иных черт будущего социалистического строя — всем этим роман «Что
делать?» оказал громадное влияние на лучшую часть молодежи 60-х
годов, продолжая воздействовать и на последующие поколения.

47.

Действиям «новых людей» подражали многие.
Чернышевский хотел видеть передовых людей такими,
как Рахметов, Вера Павловна, Лопухов и Кирсанов, которые
«грудью, без связи, без знакомых пролагали себе дорогу». С
восторгом писал в своей книге Чернышевский о будущем
социалистическом обществе: «Оно светло, оно прекрасно. Любите его,
стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите
из него в настоящее, сколько можете перенести».
Герои романа борются за идеал этого светлого будущего.
Среди них выделяется фигура «особенного человека» — Рахметова.
Выходец из дворян, человек вполне обеспеченный, он отдает свои
средства на дело революции. Всей душой преданный народу,
Рахметов неуклонно и последовательно готовит себя к
революционной борьбе.
Несколько поколений революционеров вдохновлял образ Рахметова,
а роман Чернышевского был для них учебником жизни. «С тех пор,
как завелись типографские станки в России, и вплоть до нашего
времени ни одно печатное произведение не имело в России такого
успеха, как «Что делать?», — писал в 1890 г. Г. В. Плеханов.

48.

Сочинения Чернышевского
оставались запрещенными
в России вплоть
до Революции 1905 - 1907.

49.

Домашнее задание
1. Письменно ответить на вопрос:
«В чем гражданский подвиг Чернышевского?»
English     Русский Правила