ОГСЭ. 01 Основы философии
Литература
Прогнозируемый результат:
Прогнозируемый результат:
Зарождение философии
Особенности философии Древнего Востока
Философия Древнего Китая
Педагогическая работа
Учение и ученики
Рефлексия
Вопросы?
2.00M
Категория: ФилософияФилософия

Философия Древнего Востока

1. ОГСЭ. 01 Основы философии

ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж»
Лекция №5
Тема:
ОГСЭ. 01 Основы философии
Лекция № 4. Философия Древнего Востока
План:
1.
Философское знание в Древней Индии.
2.
Китайская специфика в философии. Учения
Лао-Цзы и Конфуция.

2.

Цель: рассмотреть специфику философии
Древнего Востока, основные идеи и
философские течения.
Студент должен знать:
1. истоки
и
основные
течения
Древневосточной философии.
2. представителей философии Древнего
Востока;
3. основные философские традиции.

3. Литература

Основные источники:
1. Кохановский В.П., Метяш Т.П., Яковлев В.П.
Основы философии: учебник /под ред.
В.П. Кохановского, 14-изд. – М.: КНОРУС, 2015. –
232 с.
2. Гуревич П.С. Основы философии: учебное
пособие – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2015. – 480 с.
3. Нижников С.А. Философия. Курс лекций. - М.:
Экзамен,2016. - 396 с.
4. Дополнительная литература:
5. Кисиль, В.Я. Галерея античных философов: В 2
т.:Т.1.- М.: ФАИР – ПРЕСС, 2015.-576с.
6. Кисиль, В.Я. Галерея античных философов: В 2
т.: Т.2.- М.: ФАИР – ПРЕСС, 2015.-576с.
Справочная литература:
Новейший философский словарь. - 2-е изд.,
перераб. и доп. - Мн.: Интерпруссервис.- 2016.1280с.

4. Прогнозируемый результат:

ОК1.Понимать сущность и социальную значимость
своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность,
выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их выполнение и
качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации,
необходимой для постановки и решения
профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные
технологии для
совершенствования профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно
общаться с коллегами, руководством,
потребителями.

5. Прогнозируемый результат:

ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на
себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального
и личностного развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и
культурным традициям народа, уважать социальные,
культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные
обязательства по отношению к природе, обществу и
человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением
требований охраны труда, производственной санитарии,
инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической
культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных целей.

6.

Три философские традиции
Греция
Китай
Индия

7. Зарождение философии

Первые философские учения
возникли
на рубеже
В Древней Индии
VII-VI вв.
Древнем Китае
до н.э.
Древней Греции

8. Особенности философии Древнего Востока

1. жизненная ориентация;
2. синтез природного, духовного и
телесного;
3. целостность, синтетичность
гносеологической установки;
4. целостность восточного стиля
мышления
5. многогранность истины;
6. антропологический перфекционизм;
7. конкретность;
8. отсутствие целостности восточной
философии.

9.

Философия Древней Индии
Веды (в переводе с санскрита – «знание», «учение»)
– это самый древний сборник религиозных текстов.
Философская часть Вед – «Упанишады».

10.

Важные понятия индийский философии:
сансара – учение о переселении души,
реинкарнация. Душа человека вечна, после смерти
тела она переселяется в другое тело (человека,
животного, бога).
карма – закон воздаяния. Все поступки (хорошие
или плохие) отражаются на карме человека. При
праведном поведении душа переселится в тело бога,
жреца или ремесленника. При мерзком поведении –
в тело собаки, свиньи или неприкасаемого.
ахимса – непричинение вреда живому. Все живые
существа имеют равноценную душу, поэтому нельзя
причинять им вред.

11.

Неортодоксальные философские школы
(оригинальные учения):
локаята, джайнизм, буддизм.
Локаята: со страданием может
справиться только удовольствие,
смерть бесповоротна, жизнь
коротка, надо успеть насладиться
жизнью.
Джайнизм: тело – темница
бессмертной души, оно стремится к
греху, надо избавиться от тирании
тела с помощью аскетизма.

12.

Будда – это не Бог, а учитель. Сиддхартха Гаутама – не первый и
не последний Будда, он лишь один из череды Будд с далекого
прошлого до далекого будущего.
Для достижения нирваны нужно:
• Праведное знание,
• Праведное отношение,
• праведная речь,
• праведное поведение,
• праведное усилие,
• праведное сосредоточение.
Статуя Будды в Японии
Только точно исполняя эти
требования, можно вырваться
из круга сансары и больше не
возрождаться для жизни и
сопутствующих ей страданий.

13.

Древнекитайская и древнеиндийская философии
дали миру множество различных и оригинальных
идей, обогативших мировую философскую мысль.
В последние столетия европейская философия все
чаще обращается к идеям сострадания и ненасилия,
духовного самосовершенствования.

14.

В Китае зародилось
три великих учения:
конфуцианство,
даосизм, китайский
буддизм.
Без этих трёх учений
философия древнего
Китая напоминала бы
здание без
фундамента — столь
велик их вклад в одну
из самых глубоких
философских систем
в мире.

15. Философия Древнего Китая

Конфуций – это философ, получивший признание
уже в 20 лет, создал целое учение – конфуцианство,
которое оказало огромное влияние на историю
становления государств Юго-Восточной Азии. Он
систематизировал летописи различных китайских
княжеств, основал первый университет в Китае,
написал специальные правила поведения для всех
сословий Китая. Конфуций очень рано начал
работать, занимаясь параллельно самообразованием
и осваивая положенные каждому чиновнику и
аристократу Китая искусства

16.

17. Педагогическая работа

Конфуций жил в эпоху заката империи Чжоу.
Император постепенно утрачивал власть, отдавая на
откуп правителям отдельных княжеств.
Патриархальное устройство государства пришло в
упадок. Междоусобные войны привели народ к
обнищанию
Это время было очень непростым для Китая и когда
Конфуций понял, что он не может повлиять на
политическую ситуацию в его царстве, философ
отправился странствовать с учениками по Китаю. Его
целью было донести до правителей отдельных
царств мысль о том, что сила государства в единстве.

18.

В возрасте 50 лет Конфуций начал карьеру в
государственной службе, стал первым
советником в царстве Лу. Но имея
расхождения во взглядах на
государственную политику, он вынужден был
подать в отставку и покинуть службу
Большую часть своей жизни он провел в
путешествиях, а в возрасте 60 лет вернулся
домой. Продолжая преподавать, он создал
«Книгу перемен» и «Книгу песен».

19. Учение и ученики

Учение Конфуция было довольно простым, и,
хотя сейчас конфуцианство приравняли к
религии, религией оно не является. В основе
его лежит понятие о нравственности, гуманизме,
доброте, добродетелях и создании
гармоничного общества, в котором каждый
человек занимает положенное ему место.
Конфуций много рассуждал об образовании
человека, о таком явлении, как культурность,
цивилизованность. Он считал, что человек
может развить в себе то, что заложила в нем
природа. Цивилизованность нельзя воспитать,
культурности нельзя обучить. Это либо есть в
человеке, либо нет.

20.

Первую краткую биографию Конфуция написали
его ученики и его сын (Конфуций женился рано, в
19 лет) Бо Юй. Они составили летописное
жизнеописание и создали книгу, в основу
которой были положены беседы Конфуция со
своими учениками – «Лунь Юй» («Беседы и
суждения»).
Историки Китая насчитывают около 3 тысяч
учеников философа, однако достоверно известно
о 26. Любимым учеником Конфуция считается
Янь-юань.

21.

Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом
конфуцианства является создание гармоничного
общества по древнему образцу, в котором всякая
личность имеет свою функцию. Гармоническое
общество построено на идее преданности —
лояльности в отношении между начальником и
подчинённым, направленной на сохранение
гармонии и самого этого общества. Конфуций
сформулировал золотое правило этики: «Не
делай человеку того, чего не желаешь себе».

22.

Пять основных идей Конфуция
Жэнь (仁 — «любовь к людям», «милосердие», «гуманность».
Человек должен руководствоваться любовью к людям. Это то,
что отличает его от животного.
И (义 [義]) — «правда», «справедливость». Человек должен
быть справедливым. Почитать родителей, т.к. это правильно –
они его вырастили.
Ли (礼 [禮]) — «обычай», «обряд», «ритуал». Человек должен
соблюдать все ритуалы и обычаи, тогда не будет места
конфликтам и злу.
Чжи (智) — здравый смысл, благоразумие,
«мудрость».
Люди не рождаются
злыми.Умение
Они
просчитать последствия своих
действий,
посмотреть
со
начинают
отличаться
другна
отних
друга
стороны.
благодаря воспитанию. Дурное
Синь (信) — искренность, «доброе
намерение»,
воспитание
портит человека,
непринуждённость и добросовестность. Эти качества
поэтому необходимо правильное
предупреждают лицемерие.
Дома потомков Конфуция в
его родном городе Цюйфу
воспитание.
Главная цель на жизненном пути
человека – совершенствование.

23.

24.

Лао-цзы
Перевод имени: «старый философ» или
«старый ребенок».
Версия: Лао-цзы и Конфуций – это одно лицо.
604г.до н.э. – время смерти неизвестно
Полулегендарный китайский мыслитель,
основатель философии даосизма
Был очень образованным человеком. Служил хранителем
государственного архива и библиотекарем при династии Чжоу.
В знак протеста против интриг и войн в государстве он покинул
страну. На пограничной заставе он оставил рукопись «Дао дэ цзин».
Неизвестно, где он жил, как, где и когда умер. Считается, что он
прожил 160 или даже 200 лет

25.

Даосизм
Дао – центральное понятие даосизма.
Это естественный ход вещей, судьба всего в
мире. Но судьба не предопределенная, а как
вечное движение и изменение, чередование
темных и светлых полос, инь и ян.
Графический символ инь-ян
Взятые отдельно друг от друга, две
Дао
части круга неполны, но вместе
они
образуют гармоничное единство.
Инь
ян
Женское
мужское
Тьма
свет
Тепло
огонь
Земля
Даосская притча: мудрый не воюет ни с
небо
кем. Если у него есть враг, он не станет
его убивать. Он сядет на берегу и будет
ждать, пока труп врага сам не
проплывет мимо него.

26.

Основные положения даосизма
-Все в мире развивается естественным путем и находится в
постоянном изменении,
- нельзя вмешиваться в этот процесс,
- цель человека – гармоничное слияние с природой, согласие
с окружающим миром, которое приносит покой,
- развитие цивилизации ведет к дисгармонии с миром, к
разрыву связей с природой, к хаосу и войнам, следовательно,
необходимо вернуться к истокам, стать ближе к природе.
Китайская философия интересуется в первую
очередь нравственными проблемами, поведением
человека и его внутренним миром.
中国哲学
Китайская философия

27. Рефлексия

Каковы предпосылки развития философии на
Древнем Востоке?
Почему, на ваш взгляд, одной из основных
проблем философии, является проблема
человека?
В чём проявляется специфика Древневосточной
философии?

28. Вопросы?

English     Русский Правила