Похожие презентации:
Достоевский Фёдор Михайлович. Библиография Достоевского
1.
Достоевский, Фёдор МихайловичБиблиография Достоевского
2.
Бедные люди• «Бе́дные лю́ди» — первое оригинальное печатное произведение
русского писателя XIX века Фёдора Михайловича Достоевского,
написанное в 1844—1845 годах и впервые опубликованное с авторским
жанровым подзаголовком «роман» 21 января 1846 года в
«Петербургском сборнике» Николая Некрасова. Впоследствии
Достоевский, прислушавшись к критикам первого издания, три раза
возвращался к доработке произведения — в 1847, 1860 и 1865 годах.
3.
4.
Униженные и оскорблённые• «Уни́женные и оскорблённые» — роман русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского.
• Это первое большое произведение, созданное писателем после возвращения из ссылки. Впервые роман был
опубликован в 1861 году в журнале «Время»[1] под заглавием «Униженные и оскорбленные. Из записок
„неудавшегося литератора“» с посвящением брату М. М. Достоевскому. Этот журнал начал выходить под
редакцией самого автора и его брата Михаила. Чтобы заполнить журнал, Фёдор Достоевский вынужден был
создать большой роман, который можно было бы печатать в нескольких номерах с продолжением. Значительная
часть романа писалась автором частями непосредственно к сроку сдачи нового номера журнала.
• Идея произведения появилась ещё в 1857 году. После переезда в Санкт-Петербург в 1860 году Достоевский сразу
приступил к воплощению своего замысла. В июле 1861 года вышла в свет заключительная часть произведения. В
том же году роман вышел отдельным изданием в Санкт-Петербурге. При жизни писателя переиздавался ещё два
раза, в 1865 и 1879 годах[2].
• В нескольких местах автор от лица Ивана Петровича рассказывает о судьбе своего первого романа «Бедные люди»,
который был напечатан в «Петербургском сборнике» в 1846 году и имел большой успех. В частности, его высоко
оценил Белинский (критик Б. в романе)[3].
5.
6.
Преступление и наказание«Преступление и наказание» (рус. дореф. Преступленіе и наказаніе) — социально-психологический и социально-философский роман Фёдора Михайловича
Достоевского, над которым писатель работал в 1865—1866 годах. Впервые опубликован в 1866 году в журнале «Русский вестник» (№ 1, 2, 4, 6—8, 11, 12).
Через год вышло в свет отдельное издание, структура которого была немного изменена по сравнению с журнальной редакцией; кроме того, автор внёс в
книжный вариант ряд сокращений и стилистических правок.
Замысел «Преступления и наказания» созревал у Достоевского в течение многих лет, однако центральная тема, связанная с идеей главного героя об
«обыкновенных» и «необыкновенных» людях, начала формироваться только в 1863 году в Италии. Приступив к непосредственной работе над
произведением, автор объединил черновики незавершённого романа «Пьяненькие», в котором была намечена сюжетная линия, повествующая о семье
Мармеладовых, и наброски романа-исповеди, задуманного как откровение каторжанина. В процессе работы план расширился, и в основу сюжета легло
преступление студента Родиона Раскольникова, убившего ради спасения близких старуху-процентщицу. При этом криминальная история стала для автора
не только темой, но и поводом для размышлений о социальных обстоятельствах, толкающих человека на преступления, а также возможностью показать,
какие сложные «химические» процессы происходят в душах людей. Одним из образов романа стал большой город второй половины XIX века, жизнь в
котором полна конфликтов и драм. В произведении воссозданы узнаваемые приметы времени, воспроизведена петербургская топография.
Выход «Преступления и наказания» в свет вызвал бурную полемику в литературном сообществе России; отзывы рецензентов варьировались в диапазоне от
восторга до полного неприятия. С фундаментальным анализом произведения выступили такие современники Достоевского, как Дмитрий Писарев, Николай
Страхов, Николай Ахшарумов. В 1880-х годах произведение было переведено на французский, немецкий, шведский, английский, польский, венгерский,
итальянский, датский, норвежский, финский языки. Произведение оказало влияние на мировой литературный процесс: во французской, итальянской,
немецкой литературе появились романы-«спутники», продолжавшие развитие темы, заданной Достоевским. Роман был неоднократно инсценирован (первые
моноспектакли появились в 1880-х годах, первая театральная постановка в России осуществлена в 1899 году, первая зарубежная сценическая версия
представлена в Париже в 1888 году) и экранизирован.
7.
8.
Игрок (роман)«Игро́к» — роман Фёдора Михайловича Достоевского, впервые опубликованный в 1866 году.
Достоевский трижды бывал в Бад-Хомбурге и, играя в казино, многократно проигрывал в рулетку большие суммы денег, попадая в
безвыходные ситуации. Впечатления от Бад-Хомбурга использовались при написании романа. По одной из версий, роман «Игрок»
написан в Петербурге в Столярном переулке[1].
При работе над романом Достоевский по совету своего приятеля А. П. Милюкова впервые решил воспользоваться услугой
стенографистки, вместо того чтобы писать собственноручно. Достоевский согласился не сразу, поскольку такой метод был для него
непривычен. Но в ходе работы он освоил диктовку, а вскоре сблизился со своей стенографисткой Анной Сниткиной и женился на
ней. После свадьбы молодые отправились в свадебное путешествие в Европу, в частности в Баден-Баден, где история с рулеткой
повторилась. После этого Достоевский дал жене обещание больше не играть и, действительно, не играл последние 10 лет жизни.
Темой романа является всепоглощающая страсть к азартной игре. Именно Суслова считается прототипом героини романа —
Полины Александровны. Мучительные отношения главного героя с Полиной являются отражением непростых отношений
Достоевского с Сусловой.
В 1863 году Фёдор Достоевский приехал на отдых в Висбаден. Там он за несколько дней проиграл не только все свои деньги, но и
наличность своей подруги Полины Сусловой. Чтобы выпутаться из долгов, он заключил контракт с издательством на скорейшее
написание нового романа «Игрок».
9.
10.
Идиот (роман)• «Идио́т» (рус. дореф. Идiотъ) — роман Фёдора Михайловича Достоевского, впервые
опубликованный в номерах журнала «Русский вестник» за 1868 год[1]. Являлся одним
из самых любимых произведений писателя, наиболее полно выразившим и
нравственно-философскую позицию Достоевского, и его художественные принципы
в 1860-х годах. Замысел романа обдумывался писателем во время пребывания за
границей — в Германии и Швейцарии. Первая запись к «Идиоту» сделана 14 сентября
1867 г. по н. ст. в Женеве. Дописывался роман в Италии, закончен во Флоренции 29
января 1869 г. Первоначально посвящался любимой племяннице
писателя С. А. Ивановой. Сохранилось три тетради с подготовительными
материалами к роману (впервые опубликованы в 1931 г.). Ни черновая, ни беловая
рукописи романа не сохранились[2].
11.
12.
Бесы• Роман экранизирован в 1988, 1992, 2006 и 2014 (дважды) годах.
• Четыре основных протагониста политического толка в книге: Верховенский,
Шатов, Ставрогин и Кириллов.
• В советское время «антинигилистический роман» официально считался
идеологически враждебным явлением, клеветническим по отношению к
революционному движению, но первое время его было возможно
переиздавать и изучать. В 1935 году роман был запрещён, после начала
Хрущёвской оттепели переиздавался только в составе собраний сочинений
Достоевского. Первые после долгого перерыва массовые издания «Бесов»
вышли в 1989 г.
13.
14.
Подросток (роман)• «Подро́сток» — роман Фёдора Михайловича Достоевского, начат в феврале 1874 и закончен в ноябре 1875 года.
Впервые опубликован в 1875 году в журнале «Отечественные записки» с подзаголовком «Записки юноши».
• Современниками роман был раскритикован за «бесформенность» и «хаотичность», из-за чего он долгое время
считался художественной неудачей. Многие современные критики и исследователи же считают роман одним из
величайших романов Достоевского и одним из его самых недооценённых произведений[1].
• В романе писатель затрагивает проблему «отцов и детей», рассматривая её через взаимоотношения главного героя,
подростка Аркадия Макаровича Долгорукого, со своим отцом Андреем Петровичем Версиловым. С помощью
Подростка автор показывает, как сквозь алчность, жажду наживы и разврат формируется личность главного героя.
Писатель противопоставляет дворянина Версилова, отца Аркадия, и дворового человека Макара Долгорукого —
формального отца. Второй для автора становится символом понимания народной правды и идеи нравственного
«благообразия», одной из основных идей романа.
15.
16.
Братья Карамазовы• «Бра́тья Карама́зовы» — последний роман Ф. М. Достоевского,
который автор писал два года. Роман был напечатан частями в журнале
«Русский вестник». Достоевский задумывал роман как первую часть
эпического романа «История Великого грешника». Произведение было
окончено в ноябре 1880 года. Писатель умер через два месяца после
публикации.
• Роман затрагивает глубокие вопросы: о Боге, свободе, морали.
17.
18.
Записки из подполья• «Запи́ски из подпо́лья» — повесть Ф. М. Достоевского, изданная в 1864 году.
Повествование ведётся от лица бывшего чиновника, который проживает в Петербурге. По
своей проблематике предвещает идеи экзистенциализма[1], а сам главный герой
произведения имел большое влияние на философов. Его отчужденное существование от
мейнстрима повлияло на модернистскую литературу[2][3].
• Повесть представляет собой отрывок из бессвязных мемуаров ожесточённого, одинокого,
безымянного рассказчика (обычно называемого критиками «подпольщиком»), отставного
государственного служащего, живущего в Санкт-Петербурге. Первая часть рассказа
рассказана в монологической форме через дневник подпольщика и «нападает» на
современную русскую философию, особенно на «Что делать?» Николая Чернышевского[4].
Вторая часть книги называется «По поводу мокрого снега» и описывает некоторые события,
которые, как представляется, разрушают, а иногда и обновляют «подпольного человека»,
выступающего от первого лица, ненадежного рассказчика и антигероя[5].
19.
20.
Вечный муж• «Ве́чный муж» — повесть Фёдора Достоевского, написанная в 1870
году.
• Повесть впервые была опубликована в журнале «Заря» в 1870 году.
21.
22.
Кроткая• «Кро́ткая» — повесть Фёдора Михайловича Достоевского (в оригинале
автора — фантастический рассказ). Одно из последних произведений
писателя, впервые опубликованное в ноябрьском выпуске «Дневника
писателя» за 1876 год.