820.93K
Категория: ФилософияФилософия

Античная философия

1.

Античная
философия

2.

ПЛАН
1. Досократическая философия.
2. Классическая греческая философия
(софисты, Сократ, Платон,
Аристотель).
3. Эллинистическая философия
2

3.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
(VIв. до н.э.-IV в. н.э.)
Термин «античный» (от лат. antiguus) –
древний. Термин появился в эпоху
Возрождения.
Первая в истории человечества попытка
рационального постижения окружающего
мира

4.

С хронологической точки зрения
античная философия включает в себя
несколько периодов:
Досократовский период (6-5 вв. до н.э.)
- в центре стоят вопросы мироздания,
природы.
Классический период (5-4 вв. до н.э.) –
главное внимание уделяется человеку,
его сущности, познавательным
возможностям.
Эллинистический период (4 в. до н.э. – 4
в. н.э) – кризис философии.
4

5.

Характерные черты:
КОСМОЦЕНТРИЗМ (от греч. Kosmos устройство, упорядоченность)
ФАТАЛИЗМ
Тип философствования – СОЗЕРЦАТЕЛЬНЫЙ
Проблематика:
поиск первоначала (архэ): Что есть все?
способ познания;
социальная и антропологическая проблематика:
Как может быть счастлив человек?

6.

I. Досократическая философия
(зарождение) – 6-5 вв.до н.э.
Основной вопрос философии: об «архэ»
(первоначале). Из чего происходит все
сущее? Что лежит в основе мира?
Основные направления

7.

Ионийское направление
1. Милетская школа.
Фалес (архэ – вода).
Анаксимандр (архэ – «апейрон» – нечто
неопределенное, бесконечное).
Анаксимен (архэ – воздух).
2. Философ одиночка – Гераклит («плачущий
философ») – основатель первой формы
диалектики.
Сочинения: «О природе».
Архэ – огонь – это чистый разум, который
правит Вселенной. Разумность
огня Гераклит обозначает термином
«Логос».
7

8.

Логос- это верховный разум, всеобщий
закон, божество управляющее миром.
Все в мире происходит согласно
Логосу.
Суть Логоса раскрывается в нескольких
принципах:
1. Принцип единства и борьбы
противоположностей. Это есть
источник всякого развития.
2. Принцип постоянной изменчивости.
(«Все течет, все изменяется». «В одну
и ту же реку нельзя войти дважды»).
8

9.

3. Принцип относительности.
Италийское направление
1.Пифагорейский союз (Пифагор)
Связали философию с математикой,
поставили вопрос о числовой структуре
мироздания.
2. Элейская школа (Ксенофан,
Парменид, Зенон). Здесь завершилось
формирование античной философии. Элеаты
повысили роль разума в познании. Провели
грань между чувственным и рациональным
познанием.
Выявили
диалектический
характер мышления.

10.

3. Атомистическая школа
(Левкипп, Демокрит). Ознаменовала
зарождение материализма.
Демокрит разработал учение об
атомах (в основе всего сущего
лежат атомы и пустота.
Неотъемлемым свойством атомов
выступает движение.)

11.

II .Классическая
философия (зрелость и
расцвет)
Антропологический поворот в философии.
Софисты (Протагор, Продик, Горгий и др.) –
учителя красноречия; платные учителя
мудрости.
Призывали отказаться от догматического
мышления, подвергли сомнению вечные
истины. «Человек есть мера всех вещей»
(Протагор).
Абсолютной истины не
существует, как не существует и абсолютных
моральных ценностей. Главная цель – обучить
отстаивать любую точку зрения.

12.

Сократ

первый
философ
афинянин. Его философия стала
поворотной в истории античности.
Произошел окончательный переход
с вопросов космологии на проблемы
человека и общества. Сочинения:
ничего не писал.
Основные принципы
философии Сократа:
«Познай самого себя».
«Я знаю,
что я ничего не знаю…».

13.

ТЕЗИСЫ:
● Человек существо нравственное.
Цель жизни – воспитание души
путем разумного нравственного
поведения.
● Объективная истина существует. Она
присутствует в каждом человеке.
Надо только помочь ей родиться.
Как? С помощью субъективной
диалектики (всестороннее осмысление
обсуждаемых в процессе беседы понятий).

14.

ПЛАТОН (428-347
крупнейший
гг.
объективного идеализма.
до н.э.) –
представитель
Сочинения (диалоги): «Пир», «Государство»,
«Политик» и др.
Основал школу – «Академию»
Онтология: основу бытия составляют
«эйдосы» (идеи). «Идея» - это
первообраз всего, совершенное
бытие. Идеи вечны и неизменны.
Идея – причина возникновения
всякой конкретной вещи. Мир идей
и мир вещей существуют отдельно.

15.

Антропология. Человек состоит из
души и тела. Тело смертно, душа
бессмертна. Душа человека состоит
из трех частей: разумной,
аффективной (или эмоциональной)
и вожделеющей. Чем больше человек
занимается воспитанием своей души, тем
больше раскрываются ее возможности.
Гносеология. Познание есть процесс
припоминания (анамнезис) того, что
душа некогда узнала, а потом
позабыла.

16.

Учение о государстве. Тесно связано с
учением о душе. (3 части души – 3
добродетели – 3 общественных
класса: философы, воины,
ремесленники)
Платон
разработал
концепцию
идеального
государства,
основанного на разделении труда и
отсутствии частной собственности.

17.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.).
Сочинения: «Метафизика», «Физика»,
«Политика» и др.
Основал школу – «Лицей».
Онтология. Критикует Платона. Мир
идей и мир вещей не существуют
отдельно друг от друга.

18.

Аристотель выделяет 4 первопричины
образования всякой вещи:
1. Форма (она же «идея»).
2. Материя.
3. Движение.
4. Цель.
Таким образом, 4 причины: материальная (из
чего?), формальная (что это есть?),
движущая причина (откуда начало
движения?), целевая причина (ради чего?)
Любая вещь – это материя
преобразованная формой.

19.

III Эллинистическая философия
(закат) – 4 в. до н.э. - 4 в. н.э.
Основной вопрос: как быть счастливым?
Эпикуреизм (основатель Эпикур): занимались
вопросами этики и теории познания.
Философия – основное средство достижения
человеком наиболее счастливой жизни. Чтобы
обрести счастье надо:
1. Избавиться от страхов (перед богами, перед
смертью, перед небесными светилами, перед
судьбой).
2. Стремиться к удовольствиям (должно быть
разумным) и избегать страданий.
Счастье в нас самих!

20.

Скептицизм (основатель Пиррон):
занимались гносеологической
проблематикой.
Скептики – сомневающиеся во всем
философы.
Для достижения счастья, говорил Пиррон,
человек должен ответить на три вопроса:
1) какова природа вещей? 2) как нам к
ним относиться? 3) что из этого для нас
следует?
Счастье - отсутствие позитивных и
негативных
эмоций,
полную
невозмутимость души, безразличие к
происходящему.

21.

Стоицизм (основатель Зенон
Китионский): разрабатывали
проблемы логики, проблемы языка и
теорию познания.
Основное назначение человека жить
согласно природе, Логосу
мирозданию (судьбе). «Покорного
судьба ведет, а непокорного
тащит». Счастье – полное
безразличие к превратностям
судьбы».

22.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила