Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)
Очерк биографии
Из статьи в «Литературной энциклопедии» 1929 года:
Письмо Сталину (1931 г.):
Взгляды Булгакова на современность, классическую и советскую литературу
История замысла романа
После знакомства с Е.С. Шиловской добавляется еще одна сюжетная линия, и роман приобретает название «Мастер и Маргарита»
Сюжетно-композиционное своеобразие романа
Анализ романа Мастера
354.13K
Категория: ЛитератураЛитература

Михаил Афанасьевич Булгаков

1. Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)

2. Очерк биографии

• отец – профессор Киевской духовной академии, жизнь
на Андреевском спуске (см. «Белая гвардия»)
• Окончил Киевский университет по медицинскому
факультету в 1916 году, служил земским врачом в
Смоленской губернии («Записки юного врача»).
• Не сумел эмигрировать из-за тифа.
• В 1921 году переехал в Москву, где занялся литературой
• Служил в газетах репортером, затем фельетонистом:
работает в газете для железнодорожников «Гудок»
(вместе с Олешей, Катаевым, Ильфом и Петровым и др.)
• При этом подчеркнуто старомоден во вкусах и взглядах,
игнорирует современность.

3.

• 1923-24 – работа над романом «Белая
гвардия»
• 1925 – повесть «Собачье сердце» и пьеса
«Дни Турбиных»
• 1926 – обыск в квартире, конфискация
рукописей
• 1928-1940 – работа над романом «Мастер и
Маргарита»
• 1929 – запрещены все пьесы

4. Из статьи в «Литературной энциклопедии» 1929 года:

Булгаков вошел в литературу с сознанием
гибели своего класса и необходимости
приспособления к новой жизни… Задача
автора – моральная реабилитация
прошлого… Весь творческий путь Булгакова –
путь классово-враждебного советской
действительности человека. Булгаков –
типичный выразитель тенденций
«внутренней эмиграции».

5. Письмо Сталину (1931 г.):

«На широком поле словесности российской в СССР я был одинединственный литературный волк. Мне советовали выкрасить
шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он
все равно не похож на пуделя.
Со мной и поступили как с волком. И несколько лет гнали меня
по правилам литературной садки в огороженном дворе.
Злобы я не имею, но я очень устал. Ведь и зверь может устать.
Зверь заявил, что он более не волк, не литератор.
Отказывается от своей профессии. Умолкает. Это, скажем прямо,
малодушие.
Нет такого писателя, чтоб он замолчал. Если замолчал, значит,
был не настоящий.
А если настоящий замолчал - погибнет...
Причина моей болезни – многолетняя затравленность, а затем
молчание»

6. Взгляды Булгакова на современность, классическую и советскую литературу

• 1. Почему он называл себя одиноким волком?
• 2. Какова судьба его произведений?
• 3. Каким было положение в русской
литературе?
• 4. Каким было его отношение к классической
традиции?

7. История замысла романа

1928 – задумывает роман «о Боге и Дьяволе»
«Черный маг» 1928-29
«Копыто инженера» 1929-30
«Консультант с копытом» 1932-36
«Великий канцлер» 1936
«Князь тьмы» 1937
• Можно предположить, кто был главным
героем этих ранних редакций?

8. После знакомства с Е.С. Шиловской добавляется еще одна сюжетная линия, и роман приобретает название «Мастер и Маргарита»

(1937).

9. Сюжетно-композиционное своеобразие романа

• 1. Несколько сюжетных линий
• Сатирическая и фантастическая - гротескный
роман о Дьяволе в современной Москве
• Лирическая - роман о трагической судьбе
художника
• Библейская - объединяющий их роман в
романе об Иешуа в Ершалаиме
• 2. Различие стилистических манер
• В чем она?

10. Анализ романа Мастера


Ответьте на вопросы:
Как вводится в рассказ о “современной” Москве первая часть “романа мастера”? Как
переживается и резюмируется “видение” собеседниками на Патриарших? Через кого и как
даётся продолжение романа?
Чем отличается стиль “библейских” глав от стиля глав “современных”? Сравните ритмикосинтаксический строй, лексический состав речи. Обратите внимание на цветовое, звуковое
решение главы «Понтий Пилат».
Как подано Булгаковым противостояние прокуратора и его пленника? (Обратите внимание на
ремарки, которыми сопровождаются реплики диалога.) Как изменяется соотношение
действующих лиц по ходу действия? Сравните эту сцену романа с евангельскими рассказами
о допросе Иисуса Христа Понтием Пилатом: в чём принципиальные отличия?
За что предан казни булгаковский Иешуа?
Как изображена в романе жаждущая казни толпа?
Какая роль отведена Левию Матвею?
Каким Булгаков изобразил Иуду? Как мотивированы в “романе мастера” причины
предательства?
На что обречён после казни Понтий Пилат? Почему он в конце концов будет прощён
мастером?
Зачем и как Булгаков изменяет евангельские тексты? Это д.з.
Так кто же управляет миром в “библейских” главах романа?
English     Русский Правила