Бердяев Н. А.: Алексей Степанович Хомяков
Глава I. Истоки славянофильства
Глава II. Алексей Степанович Хомяков как личность
Глава V. Философия Хомякова
Спасибо за внимание!
2.49M
Категория: ФилософияФилософия

Бердяев Н. А.: Алексей Степанович Хомяков

1. Бердяев Н. А.: Алексей Степанович Хомяков

Подготовила студентка II курса 228 группы
Чаплыгина Дарья Константиновна
СПБГПМУ, 2020

2. Глава I. Истоки славянофильства

2
Глава I. Истоки славянофильства
Славянофильство — первая попытка нашего самосознания, первая
самостоятельная у нас идеология.
Славянофилы и были первыми русскими европейцами, …
Славянофилы были теми русскими людьми, которые стали мыслить
самостоятельно, которые оказались на высоте европейской культуры,
которые не только усвоили себе европейски-всемирную культуру, но и
пытались в ней творчески участвовать. … Главная заслуга и
своеобразие славянофилов не в том, что они были независимы от
западных и мировых влияний и черпали все лишь на Востоке, а в том,
что они впервые отнеслись к западным и мировым идеям творчески и
самостоятельно.
Славянофилы определили русскую мысль как религиозную по
преимуществу. В этом их неумирающая заслуга … И потому
славянофилы остаются основоположниками нашего национального
самосознания, впервые сознавшими и формулировавшими
направление русской культуры.

3.

3
«Нам необходима философия: все развитие
нашего ума требует её. Ею одною живет и дышит
наша поэзия; она одна может дать душу и целость
нашим младенчествующим наукам, и самая жизнь
наша, может быть, займет от нее изящество
стройности. Но откуда придет она? Где искать её?
Конечно, первый шаг наш к ней должен быть
присвоением умственных богатств той страны,
которая в умозрении опередила все народы. Но
чужие мысли полезны только для развития
собственных. Философия немецкая вкорениться у
нас не может. Наша философия должна развиться
из нашей жизни, создаться из текущих вопросов, из
господствующих интересов нашего народного и
частного бытия».

4. Глава II. Алексей Степанович Хомяков как личность

4
Глава II. Алексей Степанович Хомяков как
личность
«Все его предки были коренные
русские люди, и история не знает,
чтобы Хомяковы когда-нибудь
роднились с иноземцами».
В жизни А. С. Хомякова особенное
значение имела мать. «Следя за
европейским просвещением в лице
отца, в лице матери семья Хомяковых
крепко держалась преданий родной
стороны, насколько они выражались в
жизни Церкви и быте народа».

5.

5
Так я пойду, друзья, пойду в кровавый бой,
За счастие страны, по сердцу мне родной,
И, новый Леонид Эллады возрожденной,
Я буду жить в веках и памяти вселенной.
Я гряну, как Перун! Прелестный, сладкий сон!
Но никогда, увы, не совершится он!
И вы велите мне, как в светлы дни забавы,
Воспеть свирепу брань, деянья громкой славы?
Вотще: одной мечтой душа моя полна.

6.

6
«В физическом, нравственном и духовном воспитании, —
говорит Остен-Сакен, — Хомяков был едва ли не единица.
Образование его было поразительно превосходно, и я во
всю жизнь свою не встречал ничего подобного в юношеском
возрасте. Какое возвышенное направление имела его
поэзия! Он не увлекался направлением века в поэзии
чувственной. У него все нравственно, духовно, возвышенно.
Ездил верхом отлично. Прыгал через препятствия в вышину
человека. На эспадронах дрался превосходно. Обладал
силою воли не как юноша, но как муж, искушенный опытом.
Строго исполнял все посты по уставу православной Церкви и
в праздничные и воскресные дни посещал все
богослужения... Он не позволял себе вне службы употреблять
одежду из тонкого сукна, даже дома, и отвергнул
позволение носить жестяные кирасы вместо железных
полупудового весу, несмотря на малый рост и с виду
слабое сложение. Относительно терпения и перенесения
физической боли обладал он в высшей степени
спартанскими качествами».

7.

К ***
7
Благодарю тебя! Когда любовью нежной
Сияли для меня лучи твоих очей,
Под игом сладостным заснул в груди мятежной
Порыв души моей.
Благодарю тебя! Когда твой взор суровый
На юного певца с холодностью упал,
Мой гордый дух вскипел, и прежние оковы
Я смело разорвал!
И шире мой полет, живее в крыльях сила;
Все в груди тишина, все в сердце расцвело;
И песен благодать свежее осенила
Свободное чело!
Так, после ярых бурь, моря лазурней, тише,
Благоуханней лес, свежей долин краса;
Так раненный слегка орел уходит выше,
В родные небеса!

8.

8
Твое все то, чем дух святится,
В чем сердцу слышен глас небес,
В чем жизнь грядущих дней таится,
Начала славы и чудес!..
О, вспомни свой удел высокий,
Былое в сердце воскреси,
И в нем, сокрытого глубоко,
Ты духа жизни допроси!
Внимай ему — и все народы
Обняв любовию своей,
Скажи им таинство свободы,
Сиянье веры им пролей!
И станешь в славе ты чудесной
Превыше всех земных сынов,
Как этот синий свод небесный,
Прозрачный Вышнего покров!

9.

9
Лампада поздняя горела
Пред сонной лению моей,
И ты взошла и тихо села
В сияньи мрака и лучей.
Головки русой очерк нежный
В тени скрывался, а чело —
Святыня думы безмятежной —
Сияло чисто и светло.
Уста с улыбкою спокойной,
Глаза с лазурной их красой,
Всё тихим миром, мыслью стройной
В тебе дышало предо мной.
Ушла ты, — солнце закатилось.
Померкла хладная земля.
Но в ней глубоко затаилась
От солнца жаркая струя.
Ушла! Но Боже, как звенели
Все струны пламенной души,
Какую песню в ней запели
Оне в полуночной тиши!
Как вдруг — и молодо и живо
Вскипели силы прежних лет,
И как вздрогнул нетерпеливо,
Как вспрянул дремлющий поэт!
Как чистым пламенем искусства
Его зажглася голова,
Как сны, надежды, мысли, чувства
Слилися в звучные слова!
О, верь мне: сердце не обманет,
Светло звезда моя взошла,
И снова яркий свет проглянет
На лавры гордого чела.

10.

10
Ю. Самарин, верный ученик
Хомякова, предложил назвать его
учителем Церкви. Это преувеличение
ученика и друга очень характерно и
определяет роль Хомякова. Если
Хомяков и не был учителем Церкви,
то, во всяком случае, был церковным
учителем славянофилов. Среди
славянофилов не было другого
человека, церковно столь твердого,
столь верного.

11.

11
Не говорите. «То былое,
То старина, то грех отцов;
А наше племя молодое
Не знает старых тех грехов».
Нет, этот грех — он вечно с
вами,
Он в ваших жилах и в крови,
Он сросся с вашими сердцами,
Сердцами, мертвыми к
любви.
Молитесь, кайтесь, к небу
длани!
За все грехи былых времён,
За ваши каннские брани
Ещё с младенческих пелён;
За слёзы страшной той
годины,
Когда, враждой упоены,
Вы звали чуждые дружины
На гибель русской стороны.
За рабство вековому плену,
За робость пред мечом
Литвы,
За Новгород, его измену,
За двоедушие Москвы,
За стыд и скорбь святой
царицы,
За узаконенный разврат,
За грех царя-святоубийцы,
За разоренный Новоград,
За клевету на Годунова,
За смерть и стыд его детей,
За Тушино, за Ляпунова,
За пьянство бешеных
страстей,
За слепоту, за злодеянья,
За сон умов, за хлад сердец,
За гордость темного
незнанья,
За плен народа, наконец,
За то, что, полные томленья,
В слепой сомнения тоске,
Пошли просить вы исцеленья
Не у того, в Его ж руке
И блеск побед, и счастье
мира,
И огнь любви, и свет умов, —
Но у бездушного кумира,
У мертвых и слепых богов!
И, обуяв в чаду гордыни,
Хмельные мудростью земной,
Вы отреклись от всей
святыни,
От сердца стороны родной!
За все, за всякие страданья,
За всякий попранный закон,
За тёмные отцов деянья,
За тёмный грех своих времен,
За все беды родного края —
Пред Богом благости и сил
Молитесь, плача и рыдая,
Чтоб Он простил, чтоб Он
простил!

12. Глава V. Философия Хомякова

12
Глава V.
Философия Хомякова
Славянофильская философия, по-своему, была
философией действия, антиинтеллектуализмом.
Для Хомякова истина открывается в действии, в
религиозном опыте, в практике цельного духа.
Хомяковская философия действия обретает
Логос в целостной жизни духа, она исходит не
просто из жизни и её нужд, а из жизни
религиозной. Динамический Логос — вот чем
жива была эта философия.
Все своеобразие гносеологии Хомякова в том,
что он утверждает соборную, то есть церковную
гносеологию. Индивидуальное сознание
бессильно постигнуть истину. Самоутверждение
индивидуального сознания всегда есть вместе с
тем рассечение целостной жизни духа,
отщепление субъекта от объекта.

13.

13
«Из всемирных законов водящего разума, или разумеющей воли, —
говорит он, — первым, высшим, совершеннейшим является
неискаженной душе закон любви. Следовательно, согласие с ним по
преимуществу может укрепить и расширить наше мысленное зрение, и
ему должны мы покорять, и по его строю настраивать упорное
неустройство наших умственных сил. Только при совершении этого
подвига можем мы надеяться на полнейшее развитие разума». И дальше:
«Общение любви не только полезно, но вполне необходимо для
постижения истины, и постижение истины на ней зиждется и без нее
невозможно. Недоступная для отдельного мышления истина доступна
только совокупности мышлений, связанных любовью. Эта черта резко
отделяет учение православное от всех остальных: от латинства, стоящего
на внешнем авторитете, и от протестантства, отрешающего личность до
свободы в пустынях рассудочной отвлеченности». Особенно нужно
настаивать на том, что соборность, общение в любви, не было для
Хомякова философской идеей, заимствованной у западной мысли, а
было религиозным фактом, взятым из живого опыта восточной Церкви.

14.

14
Вера первичнее, первороднее знания. В основе знания лежит вера. В
первоначальном, нерационализированном сознании реальность
воспринимается верой. Философия Хомякова приходит к тождеству знания и
веры
Различие между реальным и иллюзорным, а также между субъективным и
объективным устанавливается лишь актом веры, который предшествует
логическому сознанию.
Лишь в вере человек становится истинным, обращает разумеваемое в факт
собственной жизни. Вера же есть, прежде всего, функция воли как ядра
нашего целостного духовного существа. Учение о воле, о волящем разуме и
разумной воле составляет центр гносеологии и метафизики Хомякова.
… волюнтаризм Хомякова принципиально отличается от всех почти форм
последующего волюнтаризма европейской философии. Его волюнтаризм
соединяется с логизмом, то есть с признанием разумности воли, Логоса
бытия, в то время как современный философский волюнтаризм алогичен,
отрицает Логос.

15.

15
«Никто в своей воле не сомневается, потому что он понятие о ней не
мог получить из внешнего мира, мира необходимостей; потому что на
сознании воли основаны целые категории понятий, потому что в ней,
как я уже сказал, лежит различие между предметами мира
существенного и мира воображаемого; потому, наконец, что разум
точно так же не может сомневаться в своей творческой деятельности —
воле, как и в своей отражательной восприимчивости — вере, или
окончательном сознании — рассудке».
В волящем разуме, в разумной воле дано тождество мышления и
бытия. Воле принадлежит центральное место в гносеологии Хомякова,
но гносеология его — онтологическая. Воля у Хомякова не есть понятие
психологическое. Его метафизика и гносеология не может быть
истолкована как психологизм.

16.

16
Русская философия имеет характер онтологический по преимуществу; в ней
гносеология всегда занимает подчиненное место, а проблемы логические не
разрабатываются специально. Конкретное сущее — вот к чему устремляется
славянофильская и русская философия.
Онтологическое и религиозное устремление русской философии не есть
подчинение истины национальности, а есть раскрытие нашей национальностью
онтологической и религиозной стороны истины.
Отсутствие космологии — главный пробел славянофильской философии.
Великую идею соборности Хомяков не сумел связать с учением о душе мира.
Славянофильская философия, хотя и ограничилась отрывками, хотя ни Хомяков, ни
другие славянофилы не оставили больших философских трактатов, но она все же
дала в истории русской мысли зрелые плоды. Образовалась русская
философская традиция, наметилась возможность своеобразной философской
школы.
«Критика отвлеченных начал» и «Философия начала цельного знания» Вл. Соловьёва
«О природе сознания» кн. С. Трубецкой
Россия не может отказаться от своего особого мироощущения и в нем ищет
источника своей философии. Мы начинаем философствовать с жизни и
философствуем для жизни

17. Спасибо за внимание!

17
Спасибо за внимание!
English     Русский Правила