План:
1. Философские системы Древнего Китая
Конфуций
Конфуций
Конфуций
Даосизм
Даосизм
Даосизм
2. Философия в Древней Индии
Упанишады
Философские школы Древней Индии
Философские ортодоксальные системы
Философские неортодоксальные системы
3. Философские взгляды в Центральной Азии
Философская и естественнонаучная мысль в Центральной Азии эпохи раннего средневековья
Суфизм
Суфизм
2.09M
Категория: ФилософияФилософия

Философия древнего мира

1.

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА «СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»
Предмет
«Философия»
Тема 2
Этапы развития философской мысли:
Восточная философия.
Доц. Г.С.Абдуллаханова

2. План:

1. Философские системы Древнего Китая
2. Философия в Древней Индии
3. Философские взгляды в Центральной Азии

3. 1. Философские системы Древнего Китая

Школа инь и ян (инь ян цзя)
Школа конфуцианцев,
литераторов (жу цзя )
Школа моистов (мо цзя)
Школа имен (мин цзя)
Школа юристов, легистов
(фа цзя)
Школа пути и силы, даосы
(дао дэ цзя, дао цзя)

4. Конфуций

латинизированная версия имени
Кун Фу-цзы
(учитель Кун)
551-479 гг. до н.э.
Характерная черта учения –
антропоцентризм
Почти не интересуют проблемы
космогонии
Мало внимания уделяет
духам и потустороннему миру, хотя и
считает небо не только частью
природы, но и высшей духовной
определяющей силой в мире,
а жертвоприношения предкам –
важнейшим выражением почтения
к ним

5. Конфуций

Первым разработал концепцию
идеального человека (цзю-цзы),
благородного мужа
– не по происхождению,
а благодаря воспитанию в себе высоких
нравственных качеств и культуры.
Главенствующую роль
отводил ли-этикету,
т.е. правилам благопристойности,
регулирующим поведение человека в
разных жизненных ситуациях.

6. Конфуций

Особое место занимает концепция сяо – сыновней
почтительности, уважения к родителям и к старшим
вообще.
Концепция жэнь
(человечность)
Закон идеальных отношений между людьми в семье,
обществе и государстве, в соответствии
с принципом
«Чего не желаешь себе,
того не делай другим»

7. Даосизм

Основатель Лао-цзы
(VI-V вв. до н.э.)
(старый учитель)
старший современник Конфуция
Настоящее имя – Лао Дань
Книга «Дао дэ цзин».
В центре внимания его учения:
Природа
Космос
Человек

8. Даосизм

Мир пребывает в
постоянном движении
и изменении,
развивается, живет и
действует спонтанно,
без каких-либо причин
Цель мышления – есть
слияние человека с
природой, так как он
является ее частью

9. Даосизм

Основная идея
Жизнь природы и людей не управляется
«волей неба»,
а протекает по определенному
естественному пути – дао – это
естественный закон самих вещей,
который вместе с субстанцией ци (воздух,
эфир) составляет основу мира

10. 2. Философия в Древней Индии

Веды
Первый памятник
религиозно-философской мысли
В переводе с санскритского – «знание»
Совокупность религиозно-философских
представлений и правил
ритуальных обрядов

11. Упанишады

в переводе - означает «сидящий
рядом», что указывает на
ученика, сидящего рядом со
своим наставником
и слушающего его поучения
«тайное учение».
Собственно философская часть
Вед
Философские размышления на
разные темы разных авторов в
разное время
Древнейшие из них восходят
к 6-3 в.в. до н.э.,
а позднейшие к 14-15 в.в. н.э.

12. Философские школы Древней Индии

1. Ортодоксальные
2. Неортодоксальные

13. Философские ортодоксальные системы

Санкхья
Йога
Вайшешика
Ньяя
Миманса
Веданта

14. Философские неортодоксальные системы

1. Джайнизм
2. Буддизм
3. Чарвака
4. Локаята

15. 3. Философские взгляды в Центральной Азии

Формирование философско-религиозных взглядов
в древнейший период (зороастризм)
ярко выраженный дуализм, т.е. противоборство
злого и доброго начал
зависимость миропорядка от борьбы добра и
зла, света и тьмы, жизни и смерти
почитание четырех элементов (стихий)
Вселенной – вода, огонь, земля, воздух
поклонение огню, как очищающей силе

16. Философская и естественнонаучная мысль в Центральной Азии эпохи раннего средневековья

На основе синтеза культур
многих народов в
Центральной Азии
формируется богатая
арабоязычная научная
и философская мысль,
в создании которой
принимали участие
представители
различных стран.

17. Суфизм

Суфизм –
мусульманское
философское и
литературное движение.
Возникло в VIII - IX вв.,
окончательно
оформилось в X - XII вв.
Суфизм от арабского
«тасаввуф»

18. Суфизм

Для суфизма характерно сочетание
метафизики
с аскетической практикой, учение о
постепенном приближении через
мистическую любовь
к познанию Бога
(в интуитивных экстатических
озарениях)
и слиянию с ним.
Философия суфизма достигла своего
расцвета в XIII – XIV вв.
Он выработал концепции
«совершенного человека», «единства
бытия».

19.

Литература:
1.
2.
3.
4.
Канке В.А. Основы философии. Учебник для студентов. – М.: Логос.
2008.
http://cxyshadr.ru/uploads/article_file/16/osnovy_filosofii_kanke_v_a_uche
bnik_dlya_ssuzov_2008__288s.pdf
Философия. Учебник для вузов/ Под общей ред. В.В.Миронова. –
М.:Норма,
2005.
673с.
https://www.logicbooks.info/sites/default/files/filosofiya_obshch._red._mironov.pdf
Введение в философию. Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов
И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.
https://www.socionauki.ru/almanac/noo21v/number_2/1_1_5_2.pdf
The philosophy book. Big ideas simply explained. - First American Edition
2011. Published in the United States by DK Publishing 375 Hudson Street
New York, New York 10014 http://gimnazija-osma-tbrezovackogzg.skole.hr/upload/gimnazija-osma-tbrezovackogzg/newsattach/872/The_Philosophy_Book_(gnv64).pdf

20.

Спасибо за
внимание!
English     Русский Правила