369.68K
Категория: БиографииБиографии

Вознесенский Андрей Андреевич

1.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ,
АНДРЕЙ
АНДРЕЕВИЧ
Биография

2.

СЕМЬЯ
Отец — Андрей Николаевич Вознесенский (1903—1974), инженер-гидротехник, доктор
технических наук, профессор, директор Гидропроекта, Института водных проблем АН
СССР, участник строительства Братской и Ингурской гидроэлектростанций,
заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР. Похоронен в Москве
на Новодевичьем кладбище.
Мать — Антонина Сергеевна Вознесенская, урожд. Пастушихина[17] (1905—1983), была
родом из г. Киржач, Владимирской области. Похоронена рядом с мужем в Москве
на Новодевичьем кладбище.
Сестра — Наталья Андреевна Вознесенская (1930—2012), работала врачом-
реабилитологом в поликлинике ЦКБ РАН.
Прапрадед — Андрей Полисадов, был архимандритом, настоятелем Благовещенского
муромского собора на Посаде.
Первая жена — Белла Ахатовна Ахмадулина (1937—2010), советская и российская
поэтесса из поколения шестидесятников, писательница, переводчица.

3.

В КУЛЬТУРЕ
Андрей Вознесенский является одним из героев документального фильма
Владислава Виноградова «Мои современники» (1984).
В фильме «Москва слезам не верит» Андрей Вознесенский играет самого себя. У
памятника Маяковскому он читает стихотворение «Параболическая баллада»
(Жил огненно-рыжий художник Гоген).
На стихи Вознесенского написано много популярных песен (в основном на его уже
опубликованные стихотворения). Он также удачно выступал в качестве поэтапесенника, написал посвящённое Софии Ротару стихотворение «Голос».
Песня Оскара Фельцмана в исполнении Евгения Осина «Плачет девушка в
автомате», ставшая популярной в начале 1990-х, известна с конца 1960-х как один
из номеров дворовой музыкальной городской культуры. Эту песню в разное время
исполняли Нина Дорда и ВИА «Весёлые ребята». На самом деле это песня на
стихотворение А. А. Вознесенского «Первый лёд». В песне местами изменены слова.

4.

Андрей Вознесенский упоминается (и, по свидетельству очевидцев, относился к
этому с юмором) в песне рок-группы «Адо» «Веди себя хорошо» (1996).
Андрей Вознесенский участвовал в принятии положительного решения о выпуске
на всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» первого диска группы «Аквариум» в
1987 году (диск-гигант, составленный из песен с магнитофонных альбомов «День
Серебра» и «Дети Декабря»). Известная статья А. А. Вознесенского о Б.
Гребенщикове была помещена на конверте этой пластинки. Лидера группы Бориса
Гребенщикова, склонного в поэтическом творчестве к сложной метафоре,
Вознесенский назвал своим преемником в поэзии.
Поэт является автором текста песни «Миллион алых роз», ставшей в
исполнении Аллы Пугачёвой едва ли не самой популярной песней всего Советского
Союза в 1980-х годах.
Поэт неоднократно упоминается как герой реальных и нереальных историй в
произведениях В. Аксёнова, С. Довлатова.

5.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЗЛЕТ
Крёстным отцом молодого поэта стал критик, сотрудник отдела русской
литературы «Литературки» Дмитрий Стариков, который привёл его прочитать
поэму к заведующему отделом Михаилу Алексееву и его заместителю Владимиру
Бушину. Его выслушали и решили, что «это надо напечатать». Так в «ЛГ» появилась
поэма «Мастера».
Лирика поэта отличалась стремлением «измерить» современного человека
категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений
и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами. Он
ученик не только Маяковского и Пастернака, но и одного из последних
футуристов — Семёна Кирсанова. Вознесенский написал стихотворение
«Похороны Кирсанова», позже положенное на музыку под названием «Памяти
поэта» большим поклонником Кирсанова Давидом Тухмановым (песню исполнял
Александр Евдокимов).
Первый сборник Вознесенского — «Мозаика» — был издан во Владимире в
1960 году и навлёк на себя гнев властей. Редактора Капитолину Афанасьеву сняли
с работы[7] и даже хотели уничтожить тираж. Второй сборник — «Парабола» —
почти одновременно вышел в Москве. Оба сборника сразу стали
библиографической редкостью. Одно из лучших стихотворений этого периода —
«Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, —
было обвинено в формализме.

6.

Тем не менее летом 1960 года Вознесенский был благополучно принят в Союз
писателей СССР. 30 ноября 1960 года в номере газеты «Литература и жизнь» к 50летию со дня смерти Л. Н. Толстого Вознесенский опубликовал стихотворение
«Крона и корни», попав в «компанию» со статьями А. И. Куприна,
А. Б. Гольденвейзера, Ольги Форш, Виктора Шкловского, Алисы Коонен и других
именитых авторов. Об этой публикации в 1988 году автор написал в
еженедельнике «Неделя»: "В тягостной атмосфере антипастернаковских гонений
похоронного лета мне всё же удалось напечатать стихи «Кроны и корни» памяти
Пастернака с подзаголовком «Памяти Толстого». На это заявление
присутствовавший при литературном взлёте поэта В. С. Бушин откликнулся в
«Литературной России» статьёй «Скорбь б/у», напомнив, что «упомянутое
стихотворение было опубликован не в „похоронное лето“ (Пастернака хоронили 2
июня 1960 г.), а в самом конце осени, когда никакого „антипастернаковского
гонения“ уже не было. А сам певец, известный говорливой любовью к Пастернаку,
как раз этим летом был принят в Союз писателей».

7.

В то время устраивались многочисленные встречи с поэтами. Проходили ставшие
известными вечера в Политехническом музее[8], где звучали строки Вознесенского:
в архитектурном!

Пылайте широко,
Коровники в амурах,
Райклубы в рококо!

8.

МОДНЫЙ ПОЭТ
Вознесенский наряду с Евтушенко и Ахмадулиной вызывал резкое неприятие у
некоторой части советской литературной общественности. Это неприятие
выражалось и в стихах — например, в стихотворении Николая Ушакова «Модный
поэт», 1961 (Он сменною модой недельной / когда-то пленял молодёжь. / Так что ж
ты, цветок рукодельный, / сегодня не модно цветёшь?) или в стихотворении Игоря
Кобзева «Комсомольским активистам», 1963 (Им служат оружьем трясучие
джазы / И разный заморский абстрактный бред. / У них, говорят, появился даже /
Собственный свой популярный поэт…). На улице Горького в «Окнах сатиры» уже
в 1960-х годах изображён рабочий, выметающий «нечисть» метлой, — и среди
сора-нечисти был изображён Вознесенский со сборником «Треугольная груша». А в
романе Ивана Шевцова «Во имя отца и сына» (1970) выведены молодые поэты с
говорящими именами «Новелла Капарулина» и «Артур Воздвиженский», один из
которых является автором книги «Треугольный шар» (очевидно, намёк на
«Треугольную грушу»).

9.

Никита Хрущёв на встрече с интеллигенцией в Кремле в марте 1963 года подверг
поэта резкой критике. Под аплодисменты большей части зала он кричал: «Можете
сказать, что теперь уже не оттепель и не заморозки — а морозы… Ишь ты какой
Пастернак нашёлся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра
получить паспорт? Хотите?! И езжайте, езжайте к чёртовой бабушке. Убирайтесь
вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам!».
Не менее резкое неприятие вызывал Вознесенский у представителей
неподцензурной литературы, которых советская власть не допускала в печать,
вынуждая публиковать свои произведения исключительно в самиздате, —
например, Всеволод Некрасов обращался к Вознесенскому с такими стихами:
«Слушай \ Же \Не ке ге бе \ Ву \ Па \ Не ке ге бе Ву \ Понимаешь \ Ты \ Же», —
намекая на то, что бунтарская позиция Вознесенского санкционирована КГБ СССР.

10.

ПРИЗНАНИЕ
Путь Вознесенского к международному признанию начался ещё в 1960-е годы.
Стихотворный сборник «Антимиры», вышедший в 1964 году в издательстве
«Молодая гвардия», в 1966 году вышел в нью-йоркском издательстве Basic Books.
Издателями и авторами некоторых переводов были Макс Хейвард и Патриция
Блэйк. В 1970-е годы Вознесенского стали издавать достаточно хорошо, он
выступал по телевидению и получил в 1978 году Государственную премию СССР,
но в том же году принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь» (1978).
Вознесенский — автор архитектурной части монумента «Дружба навеки»
(совместно с Ю. Н. Коноваловым), установленного в 1983 году в память
двухсотлетия добровольного присоединения Грузии к России на Тишинской
площади в Москве. Скульптурная часть памятника выполнена З. Церетели.
В 2000—2002 годах издательство «Вагриус» выпустило собрание сочинений
Вознесенского в 5 томах, которое затем было дополнено тремя томами: 5+ (2003),
6 (2005) и 7 (2009).

11.

Вознесенский дружил со многими деятелями искусства, о встречах с которыми
вспоминал в статьях и мемуарно-биографических книгах. Он был
собеседником Сартра, Хайдеггера, Пикассо, встречался с Бобом Диланом.
На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: «Плачет девочка в
автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Песня на
„бис“» и главный хит «Миллион алых роз», где поэт в стихах пересказал
новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе. С
автором четырёх последних песен Раймондом Паулсом Вознесенский сотрудничал
очень много. Рок-опера «Юнона и Авось», написанная на либретто
Вознесенского Алексеем Рыбниковым, была поставлена в 1981 году Марком
Захаровым в Московском театре имени Ленинского комсомола. Наиболее известен
романс «Я тебя никогда не забуду», основанный на стихотворении «Сага».
Жил и работал в подмосковном Переделкино, по соседству с дачей-музеем Бориса
Пастернака, где два раза в год, 10 февраля (день рождения Пастернака) и 30 мая
(день смерти поэта) проводил поэтические чтения. Встречам с Пастернаком
посвящена книга Вознесенского «Мне четырнадцать лет».

12.

НАГРАДЫ
Государственные награды:
Государственная премия СССР (1978) — за книгу стихов «Витражных дел мастер»
(1976)
орден Трудового Красного Знамени (1983)
орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (15 января 2004) — за большой
вклад в развитие отечественной литературы
орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (5 мая 2008) — за выдающиеся
заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую
деятельность[24]
Премия Правительства Российской Федерации 2010 года в области культуры (17
декабря 2010) (посмертно) — за книгу «Тьмать»

13.

Другие награды, премии и общественное признание:
Благодарность Министра культуры Российской Федерации (12 мая 2003 года) — за
большой вклад в развитие современной художественной культуры и в связи с
юбилейной датой со дня рождения
В 1978 году в Нью-Йорке Вознесенскому А. А. присуждена премия Международного
форума поэтов за выдающиеся достижения в поэзии
А. А. Вознесенский являлся почётным членом десяти академий мира, в том
числе Российской академии образования (1993), Американской академии
литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии
братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других
Почётный доктор СПбГУП с 1998 года
Золотой Почётный знак «Общественное признание» (2003)
Международная отметина имени отца русского футуризма Давида Бурлюка

14.

ПАМЯТЬ

15.

СТИХИ
Стихи, посвященные Вознесенскому:
• Андрей Вознесенский. Алевтина Зайцева
• «Памяти Андрея Вознесенского». Гольдман Виталий
• «Вознесенский Андрей Андреевич». Городецкий Андрей
• «Памяти Андрея Андреевича Вознесенского». Разия Бекишева

16.

1 сентября 1993 года в честь А. А. Вознесенского назван астероид 3723 Voznesenskij,
открытый в 1976 году советским астрономом Н. С. Черных.
16 мая 2013 года на здании гимназии № 30, где в 1941—1942 годах учился
Вознесенский, установлена мемориальная доска; Курган, ул. Станционная, 26.
6 июня 2013 года на доме, где в 1966—2010 годах жил Вознесенский, установлена
мемориальная доска; Москва, Котельническая набережная, 1/15
Первая объёмная биография поэта, вышедшая в серии ЖЗЛ в 2015, вошла в шорт-
лист премии «Большая книга», однако встретила и резкую критику с обвинениями
не только в стилистической глухоте, но и в откровенной неэтичности.
12 мая 2018 г., в день рождения поэта, в Москве, в районе Замоскворечье, где
прошло его детство, а также состоялась встреча с Б. Пастернаком, по адресу ул. Бол.
Ордынка, д. 46, стр. 3, был открыт Центр Вознесенского. Центр создан по
инициативе его вдовы, Зои Богуславской, и её сына Леонида Для реализации
проекта у частного собственника на средства семьи была выкуплена бывшая
усадьба штабс-капитана Демидова 1917 г., памятник архитектуры начала 19 века.
English     Русский Правила