14.48M
Категория: БиографииБиографии

Андрей Вознесенский

1.

ДРУЖБА
БОЛЬШЕ ЧЕМ ЛЮБОВЬ
90 лет со дня рождения Андрея Андреевича Вознесенского

2.

Андрей Вознесенский – один из
известнейших поэтов-шестидесятников. По
образованию – архитектор, по гражданской
позиции – шестидесятник, читавший свои
дерзкие
нонконформистские
стихи
огромной аудитории Политехнического
музея и Триумфальной площади возле
памятника Маяковскому. Его творчество
олицетворяет эпоху «оттепели», является
воплощением свободной художественной
мысли, талантливого смелого новаторства.
(1933-2010)

3.

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве
в семье
инженера-гидротехника, доктора технических наук,
профессора, директора Гидропроекта, Института водных проблем АН
СССР,
участника
строительства
Братской
и
Ингурской
гидроэлектростанций – Андрея Николаевича Вознесенского.
Фамилия Вознесенский явно указывает на происхождение из
духовного сословия – прадед поэта, Андрей Полисадов, был
настоятелем Благовещенского Муромского собора на посаде.
Андрюша Вознесенский
с папой Андреем Николаевичем
и сестрой Наташей
Благовещенский собор Муром

4.

Тяга к поэзии проявилась у Вознесенского еще в юности.
Свои детские стихи поэт никогда не упоминал, хотя,
очевидно, что
онив одной
уже обнаруживали
талант.
Недаром
Вознесенский
учился
из старейших школ
Москвы
Пастернак,школа.
получив
почте
от
ныне Борис
№1060 Московская
В возрастеих
14 летпо
четырнадцатилетнего
пригласил
его к себе и
Вознесенским
были посланымальчика,
стихи Борису
Пастернаку.
вскоре стал называть своим учеником.
«Ваше вступление в литературу – стремительное, бурное, я рад,
что до него дожил», – писал Вознесенскому Пастернак.

5.

По настоянию Бориса Пастернака – не идти учится в Литературный институт, а получить
другую профессию, Вознесенский поступает в 1952 году в Московский Архитектурный институт.
Который закончил в 1957 году. Свои профессиональные знания он использовал лишь дважды:
разработал архитектурную часть монумента «Дружба навеки» на Тишинской площади в Москве и
создал памятную композицию на могиле родителей.

6.

В 1960 году выходят первые сборники стихов: «Мозаика» и «Парабола».
Сборник «Мозаика» изданный во Владимире, навлек на себя гнев
властей. Редактора выпустившего этот сборник уволили, а весь тираж
книги хотели уничтожить.
Второй сборник – «Парабола» – почти одновременно вышел в
Москве. Оба сборника сразу стали библиографической редкостью.
Одно из лучших стихотворений этого периода – «Гойя»,
нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, –
было обвинено в формализме.
Стихи не пишутся – случаются,
как чувства или же закат.
Душа – слепая соучастница.
Не написал – случилось так.

7.

Я – Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворон,
слетая на поле нагое. Я – Горе. Я – голос
Войны, городов головни
на снегу сорок первого года. Я – Голод. Я – горло
Повешенной бабы, чье тело, как колокол,
било над площадью голой… Я – Гойя! О, грозди
Возмездья! Взвил залпом на Запад –
я пепел незваного гостя!
И в мемориальное небо вбил крепкие звезды –
Как гвозди. Я – Гойя.

8.

В 1962 году Вознесенский
принимал участие в знаменитых
литературных
вечерах
в
Политехническом музее.
Михаил Светлов, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина,
Евгений Евтушенко на «Вечере поэзии», 1962 год

9.

Я тебя разлюблю и забуду
Я тебя разлюблю и забуду,
когда в пятницу будет среда,
когда вырастут розы повсюду,
голубые, как яйца дрозда
Когда мышь прокричит кукареку.
Когда дом постоит на трубе;
Когда съест колбаса человека
и когда я женюсь на тебе.

10.

Уже тогда наиболее прозорливые знатоки поняли, что в лице
Вознесенского Россия получила нечто ранее не бывавшее.
Необычный ритм стиха, дерзкие метафоры, тематические
«порывы» ломали устоявшиеся
каноны «благополучной»
советской поэзии.
«Человек – это не то, что сделало из него время,
а что сделал из себя он сам»
А. А. Вознесенский

11.

В 1963 году в Кремле по просьбе Генерального
Секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева, была собрана
творческая интеллигенция.
В марте 1963 года Никита Хрущев собрал в
Кремле
представителей
"художественной
интеллигенции". На трибуну был вызван
Вознесенский. Не успел он сказать и нескольких
слов, как Хрущев обрушился на молодого поэта с
яростной руганью, с угрозами выслать его из
страны. После этого поэт решил больше не
оставаться в Москве и начал скитаться по стране,
где всегда были его почитатели.
После прихода к власти Л. И. Бреженева опала
была снята.

12.

Почему два великих поэта...
Почему два великих поэта,
проповедники вечной любви,
не мигают, как два пистолета?
Рифмы дружат, а люди – увы…
Почему два великих народа
холодеют на грани войны,
под непрочным шатром кислорода?
Люди дружат, а страны – увы…
Две страны, две ладони тяжелые,
предназначенные любви,
охватившие в ужасе голову
черт-те что натворившей Земли!

13.

Вышедший в 1964 году сборник стихов
«Антимиры»,
послужил
основой
одноименному спектаклю Театра на
Таганке – первого спектакля для Владимира
Высоцкого в этом театре.

14.

До
опалы
властей,
Вознесенский успел поездить с
творческими вечерами по миру и
увидится
со
многими
зарубежными
знаменитостями:
Джоном, Жаклин и Робертом
Кеннеди, Артуром Миллером и
Мэрилин Монро, Бобом Диланом
и др.

15.

На стихи Вознесенского было написано
множество песен: «Танец на барабане», «Плачет
девочка в автомате», «Ода сплетникам»,
«Подберу музыку», и главный хит «Миллион
алых роз».
Вознесенский автор либретто к рок-опере
Алексея Рыбникова «Юнона и Авось».

16.

Первый лед
Мерзнет девочка в автомате,
Прячет в зябкое пальтецо
Все в слезах и губной помаде
Перемазанное лицо.
Дышит в худенькие ладошки.
Пальцы – льдышки. В ушах – сережки.
Ей обратно одной, одной
Вдоль по улочке ледяной. Первый лед.
Это в первый раз.
Первый лед телефонных фраз.
Мерзлый след на щеках блестит –
Первый лед от людских обид.

17.

Вознесенский
оставил
богатейшее
поэтическое
наследие – и силлаботонические стихи, и верлибры, и
поэмы «Мастера», «Авось!», «ru», «Компра», «Часовня Ани
Политковской», «Большое заверещание»...
Он остался художником пушкинской традиции,
ни на секунду не забывавшим о том, что дано из
основных предназначений поэта не только, как он
сам пишет, «демонстрация языка», но и – «милость к
падшим». Не только любовь к ближнему, но и
«любовь к неближнему» – вот основной лейтмотив
поэзии Вознесенского.

18.

Литература из фонда Библиотеки ДонГМУ им. М. Горького
1. Вознесенский, А. Собрание сочинений : в 3-х томах / А. Вознесенский. – Москва : Художественная
литература, 1983. – Текст : непосредственный.
2. Вознесенский, А. Витражных дел мастер / А. Вознесенский. – Москва : Молодая гвардия, 1976. – 336 с. :
портр. – Текст : непосредственный.
3. Вознесенский, А. Прорабы духа / А. Вознесенский. - Москва : Советский писатель, 1984. - 496 с. : портр. –
Текст : непосредственный.
4. Вознесенский, А. Ров : стихи, проза / А. Вознесенский. – Москва : Советский
писатель, 1987. – 736 с. : портр. – Текст : непосредственный.
5. Вознесенский, А. Соблазн : стихи / А. Вознесенский. – Москва : Советский
писатель, 1979. – 207 с. – Текст : непосредственный.
6. Вознесенский, А. Стихотворения / А. Вознесенский. – Москва : Молодая гвардия,
1991. – 174 с. : ил. – Текст : непсоредственный.
http://katalog.dnmu.ru/

19.

Составитель: ведущий библиотекарь Чистякова Е. Н.
Редактор: главный библиотекарь Кузнецова Е. Д.
По материалам из открытых источников сети Интернет
сайт библиотеки: http://portal.dnmu.ru/library
электронный каталог: http://katalog.dnmu.ru
https://vk.com/librarydnmu
https://t.me/librarydnmu
English     Русский Правила