Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».
«Невский проспект» (1835)
Словарная работа
Как вы понимаете смысл этой фразы?
Заглянем в словарь!
Чины в России начала XIX века
П.Верещагин
Композиция повести
Описание Невского проспекта
Время в повести
Поразмышляем!
Повторим термины
Понятие ДЕТАЛЬ
Повторим термины
Классификация детали
Виды деталей
Работа с текстом повести
СЮЖЕТНАЯ СХЕМА, ПОЛОЖЕННАЯ В ОСНОВУ ЭПИЗОДОВ
Выводы
Выводы
1.77M
Категория: ЛитератураЛитература

Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

1. Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».

Н. В. Гоголь. «Невский проспект»
Образ Петербурга.
Правда и ложь, реальность
и фантастика в повести
«Невский проспект».

2. «Невский проспект» (1835)

2

3. Словарная работа

сюртук,
фрак,
салоп,
фантасмагория,
пестрядевый,
штоф,
редингот,
веленевая бумага,
фризовая шинель,
инвалидный солдат,
капуцин,
ридикюль,
демикотоновый сюртук,
эстампы,
агат,
алебарда,
ливрея,
чухонка,
фагот,
опиум,
ключница
3

4. Как вы понимаете смысл этой фразы?

“Какая быстрая
фантасмагория
совершается на
нём в течение
одного только
дня!”
4

5. Заглянем в словарь!

Фантасмагория –
1) Причудливые, удивительные
изменения, превращения;
2) Световые картины, фигуры,
получаемые при помощи
оптических устройств: игра
света и тени;
3) Нечто нереальное, призрачное,
создание мечты, воображения.
5

6. Чины в России начала XIX века

титулярный советник,
надворный советник,
коллежский регистратор,
губернский секретарь,
коллежский секретарь,
повытчик,
камергер,
действительный статский советник,
поручик,
прапорщик,
юнкер.
6

7. П.Верещагин

8. Композиция повести

1. реальное пространство, знакомое каждому
жителю Петербурга;
2. пространство вымышленной
действительности, в котором разворачиваются
истории Пирогова и Пискарева;
3. мифологический уровень восприятия Невского
проспекта, а значит, и Петербурга.
8

9. Описание Невского проспекта

Начало повести: “+”
Нет ничего лучше Невского
проспекта!
Чем не блестит эта улица

красавица
нашей
столицы!
Да и кому же он не
приятен?
Всемогущий
Невский
проспект!
Конец повести: “ – ”
О, не верьте этому
Невскому
проспекту!
…стараюсь
вовсе
не
глядеть на встречающиеся
предметы. Всё обман, всё
мечта, всё не то, чем
кажется!
Ничуть
не
бывало…
Совсем нет… Он лжёт во
всякое время, этот Невский
проспект. …сам демон
зажигает лампы для того
только, чтобы показать всё
не в настоящем виде.
9

10. Время в повести

«И, наконец,
сумерки».
«…ближе к двум
часам…»
« В три часа…»
«Начнем с самого
утра…»
“С четырёх часов…”
Найти группу слов с лексическим значением
“человек”, “люди” в разный период времени
изображения Невского проспекта.
10

11. Поразмышляем!

Почему для обозначения людей
использованы неодушевленные
существительные?
Как называется средство
выразительности, которое при этом
использует Н.В. Гоголь?
11

12. Повторим термины

Синекдоха – это разновидность
метонимии:
обозначение целого через его часть,
употребление единственного числа
вместо множественного.
Например:
А в двери тулупы, бушлаты, шинели.
(В.Маяковский)
12

13.

Какие детали изображения Н.Гоголем
Невского проспекта изобразил художник?
13

14. Понятие ДЕТАЛЬ

Деталь - в переводе с французского
detail - «мелкая составная часть чеголибо (напр., машины)»;
«подробность», «частность»;
во французском языке одно из значений
- «мелочь», «розничная, мелочная
торговля»;
ср. detailler - «разрезать на куски»,
«продать в розницу»; также
детализировать».
14

15. Повторим термины

Деталь художественная – это
подробность, подчеркивающая
смысловую достоверность
произведения достоверностью
вещественной, событийной –
конкретизируя тот или иной образ.
15

16. Классификация детали

Детали
внешние
портретные
пейзажные
психологические
вещные

17. Виды деталей

Психологич
еские представля
ют
внутренний
мир героя
Портретные
– рисуют
внешность
людей, их
наружность
Пейзажные
–среду
обитания
человека
Вещные –
предметное
бытие
людей, их
наружность
17

18. Работа с текстом повести


Вид
Пример
п/п
детали
Портретная шедшего молодого человека во фраке и плаще
1
художник петербургский, поручик Пирогов
2
Пейзажная
Но дыхание занялось в его груди, все в нем
обратилось в неопределенный трепет, все
чувства его горели, и все перед ним
окунулось каким-то туманом.
3
Вещная
…сколько ног оставило на нем следы свои!
И неуклюжий грязный сапог отставного
солдата, под тяжестью которого,
кажется, трескается самый гранит, и
миниатюрный, легкий, как дым,
башмачок молоденькой дамы
18

19. СЮЖЕТНАЯ СХЕМА, ПОЛОЖЕННАЯ В ОСНОВУ ЭПИЗОДОВ

ЧЕЛОВЕК
ВЕЩЬ

20. Выводы

«Всё обман, всё мечта, всё не
то, чем кажется!»
20

21. Выводы

Художествен
ные детали,
синекдоха
Ирония
пустота и
лживость
пестрой
петербургской
толпы,
обезличивание
Фантасмагория
21
English     Русский Правила